Уровни правосознания по глубине отражения правовой деятельности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Уровни правосознания по глубине отражения правовой деятельности



  • Обыденное правосознание — правосознание глазами обывателя, ориентирующегося на свой житейский юридический опыт. В данном случае человек руководствуется простой логикой.
  • Теоретическое (научное) правосознание — в отличие от обыденного, формируется на базе широких и глубоких правовых обобщений, знания и закономерностей в социально-правовой сфере.
  • Профессиональное правосознание — это правовое сознание юристов-практиков, получивших юридическое образование, которое предполагает обладание систематизированными знаниями, умениями и навыками, необходимыми для успешного выполнения работы в качестве юрисконсульта, адвоката, дознавателя, следователя, судьи, прокурора и т. д.

Функции правосознания:

Познавательная функция есть определенная сумма юридических знаний, являющихся результатом интеллектуальной деятельности.

1) Оценочная функция вызывает определенное эмоциональное отношение личности к разным сторонам и явлениям правовой жизни на основе опыта и правовой практики.

2) Регулятивная функция правосознания осуществляется посредством правовых установок и ценностно-правовых ориентаций, синтезирующих в себе все иные источники правовой активности.

3) Прогностическая функция (моделирования) состоит в формировании определенных моделей (правил) поведения, которые оцениваются правосознанием как должные, социально-необходимые. Она заключается в предвидении того, какие нормы нужно применять и каким образом поступать, чтобы закрепленные в них права и обязанности эффективно регулировали общественные отношения. Нормы права по существу являются продуктом правосознания. Выступая идейным источником права, правосознание и выполняет прогностическую функцию.

 

БИЛЕТ 11

1. Основные подходы к типологии государства. Формационный и цивилизационный подходы.

Типология государств, как и всякая классификация, может проводиться по различным критериям (основаниям) и предполагает деление государств на различные виды или типы. Вследствие этого возможно существование нескольких подходов в типологии государств.

Формационный подход.

Был разработан марксистско-ленинской, в частности, советской теорией государства и права и использовался для выделения не просто типов, а исторических типов государства.

Под историческим типом государства принято было понимать совокупность наиболее существенных черт, признаков, присущих государствам той или иной общественно-экономической формации. А под общественно-экономической формацией, в свою очередь, понимали тип общества, основу которого составлял определенный способ производства материальных благ.

Цивилизационный подход.

Другой основной подход, который используется современной отечественной теорией государства и права для типологии государств. Он разработан западной наукой и базируется на таком понятии, как «цивилизация».

Понятие «цивилизация» по сравнению с понятием «общественно-экономическая формация» рассматривается как более емкое, поскольку основывается на учете не только экономического (способ производства материальных благ), но и различных духовно-культурных факторов (религии, географического положения, исторического развития, мировоззрения, обычаев, традиций и т.д.). Вместе с тем до настоящего времени отсутствуют четкие критерии типологии самих цивилизаций, что создает трудности для выделения соответствующих типов государства.

Действие нормативных правовых актов во времени. Обратная сила закона.

Действие нормативного акта во времени тесно связано с понятием юридической силы (законной силы) нормативного акта. Этому действию присущи два основных момента:

· вступление акта в силу;

· утрата актом силы.

Нормативные акты вступают в силу:

а) либо с момента их принятия,

б) либо с момента их обнародования (официального опубликования),

в) либо с момента наступления срока, указанного в самом нормативном акте или в специальном акте о введении его в действие.

Способы прекращения действия (утраты силы) нормативных актов:

1) Истечение срока действия, на который был принят данный акт.

2) отмена акта уполномоченным на то органом (прямая отмена).

3) фактическая замена данного акта иным актом, принятым по тем же вопросам (фактическая отмена).

По общему правилу, нормативные акты во времени имеют прямое действие, и не имеют обратного, переживающего действия. Прямое действие предполагает применение акта в связи с юридическими фактами, возникшими после введения его в действие. Обратное действие (т.н. «обратная сила закона») предполагает применение акта в связи с юридическими фактами, возникшими до введения его в действие.

Правовая культура: понятие, структура, уровни.

Правовая культура — неотъемлемая часть общей культуры народа, базируется на её началах, является отражением уровня её развития, менталитета народа. Формирование правовой культуры не есть обособленный процесс от развития других видов культуры — политической, моральной, эстетической, Это комплексная проблема. Их объединяет общность задачи — создание морально-правового климата в обществе, который гарантирует реальную свободу поведения личности и соединении с ответственностью перед обществом, обеспечивает её права, социальную защищённость, уважение её достоинства, то есть ставит человека в центр экономических, социальных, политических, культурных процессов. Структура правовой культуры имеет достаточно много уровней. Она складывается из качественной оценки следующих институтов: позитивное право, т.е. действующее законодательство, источники права, правоотношения, законность и правопорядок, реализация права, государственный аппарат, индивидуально-правовые акты, правосознание, юридическая наука, литература, образование и др.

Таким образом, правовая культура представляет собой не просто совокупность правовых и неправовых институтов, но их качественное состояние.

Правовая культура имеет несколько уровней:

1) Индивидуальный - на уровне отдельной личности,

2) Корпоративный - на уровне социального объединения, коллектива,

3) Общий - на уровне общества в целом,

4) Цивилизационный или общечеловеческий включающий в себя правовую культуру человеческой цивилизации в мировом масштабе.

Индивидуальная правовая культура включает знание законодательства, своих субъективных прав и обязанностей, умение их реализовать и защищать, юридический опыт и многое другое.

Виды правовой культуры:

· обыденная,

· профессионально-юридическая,

· доктринальная - научная

БИЛЕТ 12

1. Функции государства: понятие и классификация

Государство — это особая политическая организация общества, которая распространяет свою власть на всю территорию страны и её население, располагает для этого специальным аппаратом управления, издаёт обязательные для всех веления и обладает суверенитетом. Основной классификацией является деление функций государства на внутренние и внешние.

К внутренним функциям государства относятся:

  • Правовая функция — обеспечение правопорядка, установление правовых норм, регулирующих общественные отношения и поведение граждан, охрана прав и свобод человека и гражданина.
  • Политическая функция — обеспечение политической стабильности, выработка программно-стратегических целей и задач развития общества.
  • Организаторская функция — упорядочивание всей властной деятельности, осуществление контроля за исполнением законов, координация деятельности всех субъектов политической системы.
  • Экономическая функция — организация, координация и регулирование экономических процессов с помощью налоговой и кредитной политики, планирования, создания стимулов экономической активности, осуществления санкций.
  • Социальная функция — обеспечение солидарных отношений в обществе, сотрудничества различных слоёв общества, реализации принципа социальной справедливости, защита интересов тех категорий граждан, которые в силу объективных причин не могут самостоятельно обеспечить достойный уровень жизни (инвалиды, пенсионеры, матери, дети), поддержка жилищного строительства, здравоохранения, системы общественного транспорта.
  • Экологическая функция — гарантирование человеку здоровой среды обитания, установление режима природопользования.
  • Культурная функция — создание условий для удовлетворения культурных запросов людей, формирования высокой духовности, гражданственности, гарантирование открытого информационного пространства.
  • Образовательная функция — деятельность по обеспечению демократизации образования, его непрерывности и качественности, предоставлению людям равных возможностей получения образования.

К внешним функциям государства относятся:

  • Функция обеспечения национальной безопасности — поддержание достаточного уровня обороноспособности общества, защита территориальной целостности, суверенитета государства.
  • Функция поддержания мирового порядка — участие в развитии системы международных отношений, деятельность по предотвращению войн, сокращению вооружений, участие в решении глобальных проблем человечества.
  • Функция взаимовыгодного сотрудничества в экономической, политической, культурной и других сферах с другими государствами.

Генеральная функция -это группа функций, которые нужно выполнять, чтобы общество жило. Внешнем проявление этой функции является форма правления.

Форма правления - это порядок высших органов государственной власти и их взаимоотношений между собой.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 158; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.10.246 (0.011 с.)