Социально-политические идеи эпохи Возрождения и их представители. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социально-политические идеи эпохи Возрождения и их представители.



В социальной философии эпохи Возрождения можно выделить три тенденции, отражающие интересы различных классов и социальных групп.

Первую тенденцию представляли религиозные воззрения, в которых провозглашалось божественное происхождение общества, государства и человека. Её сторонники выступали за сохранение сложившихся в обществе феодальных отношений и структур государственной власти. Они были против каких-либо социальных изменений и преобразований в обществе.

Вторая тенденция представляла интересы нарождающегося нового класса – буржуазии, и возникшую в этот период теорию естественных прав человека и суверенитета народа. Естественные права человека – не дар божий, они вытекают из его человеческой природы и постигаются человеческим разумом. Государство представляет собой следствие общественного договора, заключённого между людьми. Сторонники этой теории (Ж.-Ж. Руссо, Д. Дидро) выступали против феодальных порядков, крепостнических отношений, расчищая тем самым путь для буржуазного строя, буржуазного государства и буржуазных отношений.

Николо Макиавелли(1469-1527) был ярким представителем нарождающейся торгово-промышленной буржуазии. В своём известном политическом трактате «Государь» он рассматривает государственную власть не как божественное установление, а как результат человеческой деятельности. Государство является высшим продуктом человеческого духа, а служение ему – цель, счастье и смысл человеческой жизни. Главная задача его теории – создание сильного и независимого национального итальянского государства из разрозненных итальянских княжеств и городов, которые вели между собой постоянные войны. Эта книга содержит ряд правил, практических рекомендаций, как создать такое государство. Рассуждая о способах осуществления власти, он возводит в абсолют такие черты, как стремление к обогащению, корысть. Он писал, что во всех государствах основой власти» служат хорошие законы и хорошее войско». Макиавелли рассматривал политику как самостоятельную область человеческой деятельности свободной от богословия и христианской этики. Он выступал против религии, но считал, что государь должен использовать её для того, чтобы держать народ в повиновении. Политику он рассматривал как особую сферу деятельности не соответствующие нормам морали. Поступки государей нужно рассматривать не с точки зрения морали, а по их результатам, по их отношению к благу государства. Государства создаются и сохраняются не только при помощи законов и военной силы, а также хитрости, коварства и обмана: «Надо знать, что с врагом можно бороться двумя способами: во-первых, законами, во-вторых, силой. Первый способ присущ человеку, второй – зверю; но так как первое часто недостаточно, то приходиться прибегать ко второму. Отсюда следует, что государь должен усвоить то, что заключено в природе и человека и зверя… Из всех зверей пусть государь уподобится двум: льву и лисе. Лев боится капканов, а лиса – волков, следовательно, надо быть подобным лисе, чтобы уметь обойти капканы и льву, чтобы отпугнуть волков». Государь не должен быть верен договорам: «Мы знаем по опыту, что в наше время великие дела удавались лишь тем, кто не старался сдержать данное слово и умел, кого нужно обвести вокруг пальца…Разумный правитель не может и не должен оставаться верным своему обещанию, если это вредит его интересам и если отпали причины, побудившие его дать обещание». Идеалом государственного деятеля, которым Макиавелли восхищался, был герцог Романье Чезаре Борджиа, стремившийся расширить свои владения вероломными и жестокими способами типичными для феодалов позднего Средневековья. Ссылаясь на деяния романьского герцога и ставя его в пример, он писал, что для укрепления и расширения государства политик должен уметь решаться на великие виртуозные злодейства, подлости и предательства, требующие, как он считал, мужества, геройства, широты души. В политике единственным критерием оценки действий правителей государства является укрепление власти, расширение границ государства. При всём при том, учил Н.Макиавелли, вероломство и жестокость должны совершаться так, чтобы не подрывался авторитет верховной власти.

Он считает, что республика является лучшей формой политической власти, так как она позволяет каждому быть ответственным за судьбу государства. Но такая форма правления возможна, когда в обществе достаточно развиты гражданские добродетели.

В условиях всеобщей испорченности нравов – спасение только в абсолютной власти сильного, не отступающего перед жестокостью и насилием правителя. Это вытекает из «природы человека», его эгоизма, стремления к наживе, склонности к обману и лицемерию. Чтобы обуздать эту нравственную развращённость, требуется сильная государственная власть. Правитель должен быть мудр и решителен, «не удаляться от добра и не чураться зла». Если он будет придерживаться нравственных норм, то он неминуемо погибнет среди многих испорченных. Надо, чтобы народ любил и боялся его, он должен быть одновременно львом, способным расправиться с противником, и лисой, способной перехитрить любого из них. Если для блага Родины ему придётся прибегнуть к аморальным средствам, то успех должен служить ему оправданием. Народ судит всегда по исходу дела. Нет ничего пагубнее полумер, колебания между разумом и насилием и насилием, добром и злом. Бог – друг сильных. Таким образом, в «Государе» провозглашаются несовместимость политики и морали, оправдывается любое насилие, жестокость, вероломство, пренебрежение моралью и применение любых недозволенных средств для достижения поставленных целей. «Цель – оправдывает средство» - таков принцип макиавеллизма. И неслучайно этот термин стал синонимом политического вероломства.

Третью тенденцию представляли мыслители, видевшие перспективу развития общества в социализме и коммунизме.

Томас Мор (1478-1535) в своём произведении «Утопия» и Томазо Кампанелла () в «Городе Солнца» создали первые коммунистические утопии – идеал бесклассового общественного устройства. Эти утопии являлись ответом на то трагическое положение, в котором оказались трудящиеся в период первоначального накопления капитала. Основная причина того, что жизнь одних протекает в благополучии и роскоши, а других – в беспросветной нужде коренится в частной собственности. Устранив её, можно достичь социальной справедливости, равенства. В государстве-утопии собственность является общей, не будет ни богатых, ни бедных, все будут равны. Труд будет обязанностью всех граждан. Свободное время будет использоваться для самосовершенствования человека. Ни один из этих проектов реализован не был, но эти произведения оказали серьёзное влияние на формирование идей коммунизма.

 

О с н о в н ы е п о н я т и я:

· антропоцентризм (от греч. anthropos – человек) – мировоззрение, согласно которому человек есть центр и высшая цель мироздания;

· гелиоцентризм (от греч. helios –солнце) – мировоззрение, согласно которому в центре Вселенной находится Солнце.

· гилозоизм – это теория, в которой отрицается граница между «живым» и «неживым» и жизнь признаётся всеобщим свойством всей материи, всей природы и её структурам.

· гуманизм (от лат. humanus – человечный) – признание ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей;

· секуляризм (от позднелат. saecularis –мирской, светский) – освобождение индивидуального и общественного сознания от влияния религии.

Л И Т Е Р А Т У Р А:

 

1. Антология мировой философии. В 4-х т. М.Мысль, 1969 (АН СССР. Ин-т философии. Философ. наследие);

2. Бачинин В.А. Философия. Энциклопедический словарь. – СПб.: Изд. Михайлова В.А., 2005. – 288 с.

3. Блинников Л.В. Великие философы: Учебный словарь-справочник. 2-е изд., перераб. И доп. М.: Издательская корпорация «Логос», 1999. 432. стр. 35-43;

4. Гуревич П.С. Основы философии: Учеб. пособие. – М.: Гардарики, 2005. -439 с. сир.99-101;

5. Макиавелли Никколо. Избранное. – Пер. с итал. – М.: «РИПОЛ КЛАССИК», 1998. – 800 с.;

6. Радугин А.А. Философия: курс лекций. – 2-е изд., перераб и доп.- М.: Центр, 1997.- 272 с.;

7. Рассел Бертран. История западной философии и её связи с политическими и социальными условиями от античности до наших дней: В трёх книгах. Издание 3-е, стереотипное. – М.: Академический Проект, 2000. – 768 с.;

8. Реале Дж., Д. Антисери. Западная философия от истоков до наших дней. – ТОО ТК «Петрополис», 1994;

9. Сычёв А.А. Основы философии: Учебное пособие. – М.: Альфа-М:ИНФРА-М, 2008. -368с.:ил. Стр.55-59;

10. Философский энциклопедический словарь. – М.: ИНФРА-М, 1998;

11. Школьный философский словарь/Т.В. Горбунова, И.С. Гордиенко, В.А. Карпунин и др.; Общ. ред., сост. и вступ. ст. А.Ф. Малышевской. – М.: Просвещение: АО «Учеб. лит.», 1995.-399 с.

Лекция №11

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 2432; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.211.87 (0.01 с.)