Подведение итогов работы на уроке. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Подведение итогов работы на уроке.



Учитель. Теперь нам понятно, зачем Пушкин поменял сюжет сказок, - он не просто писал развлекательное произведение, в нем он отразил подлинную жизнь русского народа с теми актуальными вопросами и проблемами, которые существовали в реальной жизни. И мы с вами отметили в процессе чтения сказки, что, кроме зеркальца и чудесных образов природы, в сказке больше ничего волшебного и фантастического нет.

Каковы же главные нравственные идеи, которые были положены в это произведение? Давайте еще раз их назовем:

1. Любовь – главная сила в мире, она может победить все, даже смерть.

2. Красота – не внешнее, а внутреннее свойство человека, его душа. Красота души определяется добротой, трудолюбием и скромностью.

3. Верность в дружбе и любви спасает человека.

8. Домашнее задание: подготовить выразительное чтение оставшихся частей сказки. Подобрать интонацию для изображения чтением героев сказки, их характеров.

Ий урок.

I. Чтение сказки: передача голосом картин и образов, изображенных автором.

1. Наблюдение за авторской позицией в ходе повествования.

Учитель. Сегодня мы заканчиваем работу над сказкой. На прошлых уроках мы говорили о героях, давали им характеристики. А сейчас мы пронаблюдаем за проявлением авторского отношения к тому, о чем он пишет. Дело в том, что его голос часто прерывает изображение, и мы четко улавливаем его чувства и настроения, его мысли по отношению к тому или иному образу и картине.

Найдите в тексте места, где чувствуется присутствие автора, определите, где он прямо напоминает о себе, о своем отношении к описываемым событиям, а где мы об этом только догадываемся.

Для более эффективной работы можно основные линии наблюдения за текстом. Отдать группам ребят. Например:

1 группа. Поведение мачехи-царицы.

2 группа. Изображение пса Соколко в разных эпизодах.

3 группа. Описание яблока и смерть царевны.

4 группа. Поиски невесты королевичем.

5 группа. Картина оживления невесты.

(Пусть ребята внутри своей группы сами распределяют между собой отрывки для поиска примеров, поработают с текстом, после чего поделятся своими находками со всем классом).

Установка на выразительное чтение текста.

Учитель. А сейчас мы будем читать текст, над которым вы работали дома, но сначала определяем задачи, которые должны выполнять чтецы с помощью интонации голоса. Например, как надо прочитать отрывок, где автор рассказывает о мачехе и показывает свое отношение к ней?

Дети. – Слова автора должны прозвучать неуважительно по отношению к этому персонажу, надо показать голосом, что эта героиня ему отвратительна, и что он ее презирает.

- А речь самой царицы-мачехи должна прозвучать по-разному: там, где она просит зеркальце похвалить ее, надо прочесть притворно-ласковым голосом, а в остальных случаях злым, грубым и резким.

Учитель. А речь зеркальца как вы изобразите?

Ученик. Спокойным и ровным: оно справедливо, без лести и притворства.

Чтение отрывка на с. 123-124 (Варианты чтения обсуждаются и оцениваются).

Учитель. Удалось читающим ребятам выполнить интонационные задачи? Аналогично проводится чтение и других отрывков. Некоторые из них читаются в ролях, например, разговор царевны с братьями, обращение Елисея к образам природы и др. Чтению должна предшествовать подготовительная работа, в которой учитель с ребятами решают два вопроса:

1) что они должны передать чтением?

2) Как надо прочитать данный отрывок?

II Работа над новым материалом: наблюдение за языковыми особенностями произведения.

Сообщение темы. Постановка цели.

Учитель. А сейчас мы поговорим о языке сказки. Все произведение написано простым и красочным языком, понятным любому читателю и рисующим в его воображении яркие, сочные образы и картины. Давайте посмотрим, как и за счет чего ему это удалось.

Мы уже знакомы со многими поэтическими средствами и способами выражения художественной речи в литературных произведениях: стихах, былинах, сказках.

Попробуем найти их в этом произведении. Будем работать по рядам.

Работа над художественными средствами.

Учитель делит текст на три части, каждый ряд выполняет работу над одной из них: ребята читают текст самостоятельно и выделяют слова, которые они считают образными, рисующими. Затем подводится итог работы, в результате которой ребята называют среди художественных средств найденные в тексте эпитеты, которые они встречали ранее в устном народном творчестве: песнях, сказках, былинах:

Черная зависть;

Глушь лесная;

Красавица девица;

Молодцы честные;

Белы руки;

Алы губки;

Святая молитва;

Цепи чугунные;

Земной поклон;

Добрая весть;

Красно солнце;

Темная ночка;

Глубокая тьма;

Месяц ясный;

Сине море;

Буйный ветер;

Гора крутая; и т.д

 

Ребята находят повторы, характерные для народных произведений:

«ждет – пождет», «вьется вьюга», «путь-дорога», «жить да поживать», «нет как нет» и др.

Не уйдут от внимания третьеклассников многократные повторы союзов и других слов в стихотворных отрывках:

«И царица хохотать,

И плечами пожимать,

И подмигивать глазами,

И прищелкивать перстами,

И вертеться, подбочась»

 

Или: «За красавицей душой,

За невестой молодой»

 

А вот еще:

«… всем ты нам сестрица,

Всех нас семеро любя,

Все мы любим…..»

 

Из былинного эпоса учащимя уже знакомо назначение повторов, поэтому они установят, что этот прием использует поэт с целью выделения или усиления особо важных сообщений в повествовании.

Далее учитель обращает внимание школьников, на такие сочетания слов, которые устоялись и часто встречаются в народной речи:

«всем взяла», «бог с тобой», «не сойти живой мне с места», «в глаза ему смеется», «аль товар не по купцам», «спрос не грех», «тоска взяла» и др.

Работая над языком текста, учитель обращает внимание на то, что в отличие от высокой пушкинской лирики, сказка написана простым народным языком; в тексте просторечных слов и выражений:

 

«долго дулась и сердилась»

«пес проклятый одолея»

«хвать – поймала»

«ворота (вместо «ворота»)

«чуть до смерти не заел» и т.д.

Однако, наряду с просторечными выражениями имеют место и высокие слова и выражения: «очи», «персты», «величать», «отрекалась», «восстали ото сна», «дух твой примут небеса» и пр.

Ребята на этом уроке узнают о назначении такой высокой, торжественной речи: этими словами поэт говорит о молодой царевне, создавая идеальный образ русской девушки.

Особо обращается внимание на употребление интонационных знаков в восклицательных предложениях, передающих, например, сильные чувства героев: царевны и королевича:

«Гроб развился. Дева вдруг

Ожила. Глядит вокруг.

Изумленными глазами,

И качаясь над цепями,

Привздохнув, произнесла:

«Как же долго я спала!»

И встает она из гроба….

Ах!...И зарыдали оба.»

 

Дети приходят к выводу, что автор вкладывает в них особый, эмоциональный, лирический оттенок повествования.

На дом можно предложить выучить наиболее понравившиеся отрывки, нарисовать к ним иллюстрации.

 

Уроки 42-44

Тема уроков

Авторские сказки.

Материал для чтения.

Г.Х.Андерсен. «Стойкий оловянный солдатик»

Цели уроков.

Знакомство с жизнью и творчеством Г.Х.Андерсена.Совершенствование знаний об особенностях авторских сказок.Идейно-художественный анализ авторской сказки.

Оборудование уроков.

Портрет Г.Х.Андерсена. Выставка книг и рисунков писателя. Карточки для самостоятельной работы. Таблица по сказкам.

Минуты поэзии.

Чтение наизусть стихотворений о зиме.

Работа над новым материалом.

Введение в новый раздел.

Учитель. Сегодня мы начинаем новый раздел. Прочитайте его название.(Учащиеся читают). Вспомните, какие авторские сказки мы читали во втором классе.(Дети вспоминают сказку братьев Гримм «Три брата», М.Горького «Воробьишко», Б.Заходера «Серая Звёздочка», «Сказку о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкина). Если ребята затрудняются с ответом, можно прочитать одну-две фразы из произведения, например: «Выросли сыновья молодцами, один другого лучше» (бр. Гримм «Три брата»). «На пороге сидит его старуха, а перед нею разбитое корыто» (А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»). «Летать он ещё не пробовал, но уже крыльями махал.» (М.Горький «Воробьишко»). «Тут вмешались Розы - они предложили назвать её Красавицей» (Б.Заходер «Серая Звёздочка»).

Учитель. Давайте вспомним, что мы узнали во 2-м классе об авторских сказках. Чем они отличаются от народных? (Здесь учитель может использовать сравнительную таблицу, записанную на доске или на листе ватмана, с которой дети уже знакомы со 2-го класса. Часть 2-ая, стр.57, а также вопросы к ней.)

  Сказки
народные авторские
I. Автор Народ Поэт или писатель (конкретное лицо, творец)
II. Форма создания Устная Письменная
III. Вариантность Многовариантная: сказитель может вносить свои изменения Одновариантная: внесение изменений не допускается.
IV. Время создания Не определено Известно.
V. Жанровая отнсённость Ограничивается определённым жанром • о животных; • волшебная; • бытовая. Не ограничивается определённым жанром; включает в себя черты и бытовой, и вол шебный и сказки о животных.

 

1. Кто является создателем народной сказки? А литературный?

2. Прочитайте второй пункт таблицы. Как вы на него ответите?

3. Мы с вами говорили о вариантности сказок. Что можно сказать об этом по отношению к народным и литературным сказкам?

4. Можно установить время создания народной сказки? А авторской?

5. Что вы знаете о жанрах народных сказок? Прочитайте, как в таблице (п.5) говорится об особенностях авторской сказки?

 

Учитель. В этом году мы продолжим чтение сказок новых авторов. Прочитайте вводную часть к сказке. Какая главная задача будет стоять перед нами в нынешнем учебном году? (Дети читают текст и отвечают на поставленный вопрос.) А чью сказку мы будем читать сегодня?

Ученик. Мы будем читать сказку Ганса Христиана Андерсена.

Учитель. Я расскажу вам об этом писателе.

2. Рассказ учителя.

Ганс Христиан Андерсен(1805-1875) родился в Дании, в городе Оденсе. Отец его был башмачник, мать- прачка. Они были так бедны, что жили в одной комнате. Но для Ганса это не имело значения, он был мечтателен и находил чудеса повсюду. «Первые сказки мальчик услышал от отца и старух из соседней богадельни. Весь день эти старухи пряли, сгорбившись, серую шерсть и бормотали свои нехитрые рассказы. Мальчик переделывал их по-своему, украшал их, как бы раскрашивая своими красками и в неузнаваемом виде снова рассказывал их… (К.Г.Паустовский «Сказочник»)

Ганс не играл с другими мальчиками, они смеялись над ним (он был некрасив, долговяз), часами сидел в маленьком дворике, у дома и сочинял истории. В семь лет он побывал в настоящем театре и с этого времени мечтал стать артистом или певцом.

В 14 лет Ганс Андерсен уехал из дома в столицу Дании город Копенгаген и. (Позднее он напишет сказку о гадком утёнке, но самом деле о самом себе!)

Тогда он решил записывать свои истории, ведь они были такими интересными, полными чудес и волшебства. Теперь над ним смеялись как над сумасшедшим: взрослый мужчина пишет сказки! Но именно сказки и прославили его. При его жизни ему поставили памятник в королевском саду г. Копенгагена, а в море – памятник его Русалочке. Граждане его родного города избрали Андерсена почётным гражданином, в его честь был грандиозный фейерверк, на улицах вывешены флаги и гирлянды, школьники были освобождены от занятий и вместе со взрослыми веселились на балу, который был дан в честь великого сказочника.

Сюжеты для своих сказок Андерсен брал из жизни, бережно сохранял в них фольклорные, народные представления о доброте как главном человеческом качестве, о всепобеждающей силе любви, о трудолюбии, о справедливости, которые в конце концов всегда торжествуют. Но обстоятельства его жизни, личная судьба, которая мало давала ему счастья, накладывали отпечаток на его произведения, и некоторые его сказки заканчивались печально. Но авторская сказка имеет право на это.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 172; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.42.196 (0.023 с.)