Заключительная беседа о сходстве сказок разных народов. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Заключительная беседа о сходстве сказок разных народов.



(Основной акцент беседы должен быть сосредоточен на причинах сходства сюжетов.

Учащиеся должны вспомнить начатый еще во 2-ом классе разговор, почему сказки разных народов мира бывают похожими, а учитель обобщит и дополнит ответы своим рассказом:

- Все народы мира живут на одной планете Земля и развиваются по общим законам истории, и как бы ни были своеобразны пути и судьбы каждого из них, условие жизни и языки, именно в сходстве исторической народной жизни следует искать ответ на вопрос о причинах схожести сказок.

Говоря о сказках разных народов с похожими сюжетами и идейной направленностью, можно отметить и такие факторы:

• во-первых, сказка может быть сформирована в среде какого-либо народа, а потом перемещается в другую страну, испытывает воздействием местной фольклорной традиции, приспосабливается к местным обычаям, впитывает местный колорит, изменяет имена и т.д.;

• во–вторых, сходные сказки могут возникнуть в разных странах независимо друг от друга в силу общности быта, психологии. Условий и законов развития народов, жизненно-важных проблем;

• в-третьих, сказки могут передаваться и через печать, книги в более позднее время, в связи с возникновением письменности.

7. Домашнее задание.

(Можно предложить ребятам самим сочинить сказку с похожим сюжетом, например, народов Египта, Индонезии, Африки, и т.д.

Пусть дети проявят творчество и, не меняя сюжета, внесут в содержание сказки изменения обстановки, детали и подробности, присущие какому-либо народу.

Чтобы выполнить это задание, ребята попробуют поискать в детских книжках, которых сейчас издается очень много, познавательные сведения о жизни других народов, изображение их быта, природы, одежды и других национальных особенностей. Будет хорошо, если к своей сказке дети нарисуют иллюстрацию На следующем уроке оформляется выставка творческих работ учащихся).

Ой урок.

(На этом уроке проводится работа над сказкой «Как братец Кролик заставил братца Лиса, братца Волка и братца Медведя ловить луну».

Очень важно, чтобы, работая над содержанием этой сказки, ребята сразу же почувствовали миролюбивую ее направленность: желание всех народов Земли жить в дружбе и мире, быть поистине братьями, - не случайно эта мысль заложена автором сказки в самых первых словах:

«Были времена, когда братец Кролик, и братец Лис, и братец Волк, и братец Медведь – все жили дружно и не ссорились».

В работе над этой сказкой основным на уроке должна быть самостоятельная работа учащихся.

В своих наблюдениях над своеобразием и особенностями сказки, ребята должны опираться на опыт, полученный при изучении предыдущих сказок. Направляющая роль учителя должна ограничиваться вопросами, поставленными после первичного чтения сказки. Вопросы и задания можно записать на доске либо на карточки, которые выдаются детям в качестве раздаточного материала:

• вам было смешно или грустно, когда вы читали сказку?

• какие персонажи из сказки встречаются в русских народных сказках, а какие – нет?

• найдите в тексте слова, которые вы не встречали в русских сказках.

• в чем матушка Мидоус и ее компания ведут себя, как наши русские девочки?

Найдите это в тексте сказки.

• какие черты характера отмечены в главных героях, могут рассказать о людях афроамериканских стран? Какие они по характеру?

• над какими качествами в сказке народ насмехается, а какие одобряет?

Как вы объясните смысл, заложенный в словах Кролика:

«Слышал я, что луна вообще – то ловится неплохо, нужно только насаживать на крючок простофиль вроде вас – то-то славная будет приманка!»;

• чего больше между народами стран и жизнью людей в них: общего или различного? Как вы поняли из прочитанных сказок?

Обобщающее слово учителя:

- действительно, между всеми людьми, живущими на нашей планете, много общего, чем различий, а то значит, что мы всегда сможем договориться, жить в дружбе и мире.

(В заключение урока дети определяют, будет ли эта сказка волшебной. В оставшееся время ребята читают сказку еще раз, упражняясь в выразительном ее исполнении).

Урок 25.

(Урок может быть проведен как театрализованная игра ли урок-праздник. Сценарий можно составить по сказочным сюжетам, русским народным традициям с вождением хороводов, прибаутками, потешными играми и т.д.

К этому празднику ребята готовят русские национальные костюмы, помещение, оформляется предметами и атрибутами, украшенными русскими узорами, сказочными декорациями).

Уроки 26-28

Тема уроков. Былины, как исторические памятники народного поэтического творчества.

Материал для чтения.

«Добрыня Никитич и Змей» (Отрывок).

«Илья Муромец и Соловей Разбойник» (Отрывок).

«Алеша Попович и Тугарин Змеевич» (Отрывок).

Цели уроков.

Знакомство с жанром былины, его особенностями.

Сопоставление литературного произведения и картины художника на одну и ту же тему.

Подготовка и написание сочинения по картине.

Оборудование уроков.

Репродукция картин В.М.Васнецова «Богатыри».

Таблица «Словарь характеристик».

Историческая карта «Древнерусское государство».

I. Введение учащихся в новый раздел.

Беседа.

Учитель. – Ребята, сегодня мы открываем новый раздел учебника. Прочитайте его название.

(Дети читают хором вслух: «Былины»).

Учитель. – А как вы понимаете значение этого слова? С какими родственными словами его можно соотнести?

Дети. – «Быль», «Было».

- «Былье», «Былое».

Учитель. – А теперь, исходя из этих слов, постарайтесь истолковать значение слова «былина». Что это такое?

Ученик. – Былина – это, наверное, рассказ о том, что было на самом деле. Это не вымысел и не сказка.

Учитель. – Прочитайте заглавия былин и посмотрите, есть ли у них автор.

Дети. – Нет, автор не указан, - наверное, это народные произведения.

- как и сказки, их сочинил народ.

Учитель. – Вы верно определили: былина – это жанр устного народного творчества.

Сейчас мы прочитаем на с. 68 учебника статью, которая введет нас в этот раздел, и вы узнаете об этом новом жанре.

(Ребята читают текст статьи, после чего беседа продолжается).

Учитель. – Как былины называются по-другому?

Ученик. – Они еще называются «старинами».

Учитель. – И с какими словами вы связали бы это название?

Дети. – Старина, старый, старинный …

- наверное, это рассказы о прошлых, старых временах, о далеком прошлом.

Учитель. – Как исполнялись былины? Что вы прочитали об этом?

Дети. – Их пели, потому что былины – это песни.

- Они исполнялись под гусли, - это старинный музыкальный инструмент.

Учитель. – А кто-нибудь из вас его видел?

Ученик. – Я видел в музее русского быта, только он там без струн.

Учитель. – На самом деле это – деревянный инструмент со струнами, - их количество насчитывается от 5 до 66.

Посмотрите: вот здесь в учебнике, рядом с названием раздела художник нарисовал былинного сказителя, играющего на гуслях.

Что еще вы можете рассказать об исполнении былин?

Дети. – Их исполняли, в основном, старые люди, мужчины.

- Этим песням они учились у своих отцов и дедов и от прохожих странников.

- Текст заучивался и по возможности передавался точно.

Учитель. - Для чего нам надо знать, изучать былины? Как вы поняли из текста?

Дети. – Из былин можно узнать о жизни и быте предков.

- … об истории страны …

- … о важных исторических событиях …

- … и о героях – защитниках Руси от врагов.

Учитель. – А теперь прочитайте в рамочке в конце страницы определение жанра былины.

(Дети читают хором:

«Былина – это русская народная героическая песня о богатырях»).

Учитель. – Кто же такие богатыри? Давайте посмотрим на эту картину и попробуем ответить на вопрос.

(Учитель обращает внимание ребят на репродукцию В.М.Васнецова «Богатыри»).

Ученик. – Это воины.

Учитель. – Нашего времени?

Ученик. – Нет, далекого прошлого.

Учитель. – А как вы определили?

Дети. – Воины одеты в старинные одежды.

- они в богатырских доспехах: в шлемах, кольчугах;

- и у них старинное оружие: лук, колчан со стрелами, булава, меч;

(Параллельно проводится словарная работа: уточняется название оружия со ссылкой на изображение его на картине).

Учитель. – А кто знает, как зовут этих богатырей?

Дети. – Добрыня Никитич …

- Илья Муромец …

- Алеша Попович.

Учитель. – А кто - автор картин? Давайте прочитаем его фамилию, имя и отчество в учебнике.

Дети читают.

Виктор Михайлович Васнецов.

Учитель. – Хотите я вам про него расскажу?

Дети. – Да, да! Хотим!



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 340; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.66.206 (0.02 с.)