Тема: использование трансакционного анализа в профессионально-педагогическом общении (занятие 2). 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: использование трансакционного анализа в профессионально-педагогическом общении (занятие 2).



1. Взаимодополняющие трансакции (пристройка «сверху», пристройка «снизу», пристройка «рядом»).

2. Трансакции без взаимного дополнения (угловые трансакции, параллельные трансакции без взаимного дополнения, пересекающиеся трансакции).

3. Скрытые трансакции.

4. Наиболее типичные педагогические «геймы», их типы и признаки.

 

Занятие 4.

Тема: Использование трансакционного анализа в профессионально-педагогическом общении (занятие 3).

1. Мифы и правда о «хорошем учителе» (Т. Гордон).

2. Проблемы ученика в свете теории трансакционного анализа.

3. Проблемы учителя в свете теории трансакционного анализа.

 

Занятие 5 – 6.

Тема: Условия и способы повышения психологической компетенции субъектов образования.

Проведение деловой игры «Субъекты образования глазами друг друга»

Ход работы:

Участники, Четыре группы (число подгрупп 6): «Ученики», две группы: «Трудные ученики», «Благополучные ученики»; «Родители», «Учителя», «Психологи», «Администраторы».

Задания группам:

1. «Портрет группы». Каждая группа дает описание себя: «Кто мы? Какие мы?» Эмоционально - волевая, мотивационная сферы, особенности взаимодействия, личностные, профессиональные потребности, ценности и смыслы.

2. «Портрет-отношение». Каждая группа дает описание всех других групп: «Кто они? Какие они?». Каковы их особенности, личностные и профессиональные ценности и смыслы. Что принимается, что отторгается.

3. Рефлексия. Сбор информации.

4. «Мозговой штурм»: над какими именно составляющими психологической компетенции психологов, педагогов, родителей, администраторов и учащихся необходимо работать психологу и как именно?

5. Обсуждение содержания следующих моделей работы психолога с педагогами для повышения их психологической компетенции: психоаналитический, бихевиоральный, гуманистический, гигиенический, ценностно-рефлексивный.

Занятие 7 – 8.

Тема: Исследование представлений о взаимодействии психолога с субъектами образования.

1. Исследование собственныхпредставлений о взаимодействии психолога с субъектами образования.

2.В малых группах сочинить сказку о взаимодействии психолога с субъектами образования.

3. Презентация сказки и анализ ее по предложному алгоритму.

Алгоритм анализа текста сказки:

· Тема.

· Роли – это то, с какими персонажами из сказки идентифицируются рассказчики (кто адм, кто пед, кто пси, кто ребенок).

· Инициатива (кто держит инициативу, кто ставит промежуточные ситуации, кто вводит всех остальных в работу, у кого ведущая и направляющая роль).

· Дистанция – межличностное расстояние, определяющаяся количеством преград, стоящих на пути сближения людей. Преграды бывают внешние и внутренние.

· Пристройка – обозначает вертикальную составляющую психологического пространства взаимодействия. Пристройка может быть сверху, снизу, на равных. Пристройка сверху – это стремление доминировать. Может выражаться в поучениях, осуждениях, высокомерных и покровительственных интонациях и т.д. Пристройка снизу – может выражаться в просьбах, извинениях, оправданиях и т.д. Пристройка на равных – это отсутствие пристроек сверху и снизу. Выражается в стремлении к сотрудничеству, повествовательных интонациях и вопросах.

· Преобладающие эмоции – рассмотреть эмоциональный тон каждого эпизода сказки, указать на то, что чувствуют герои сказки и сочинители сказки по отношению друг к другу.

· Цели – информируют о том, к чему человек стремится, чего хочет добиться. Кто ставит цели, кто борется за собственные цели, как идет согласование целей составителей сказки, каким образом ставятся цели, что ставится в качестве цели?

· Типичные формы поведения (анализ стратегии поведения). Дает информацию о том, как преимущественно ведет себя человек в проблемной ситуации. Стратегии – способы совладания с трудностями. Средства совладания с трудностями. При наличии затруднения, преграды – выбранные формы поведения (игнорирование, избегание, деструкция, компромисс). При затруднениях – анализ недостающих ресурсов, имеющихся ресурсов (качество, доступность, мощность).

· Дополнительные вопросы для обсуждения:

― Если были противоречия при сочинении, то по какому поводу?

― Роль педагогов в вашей сказке;

― Место психолога в школе из вашей сказки;

― Место администратора;

― Место ребенка;

― Характер их взаимодействия.

 

Формы и методы обучения

В ходе формирования компетенций по дисциплине «Психолого-педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса» используются как традиционные, так и более современные технологии.

В аудиторной работе используются: традиционные технологии (лекции и семинарские, практические и лабораторные занятия); технологии проблемного обучения (проблемные лекции, интерактивные лекции с использованием современных мультимедийных средств; выступление с докладом, проведение занятий с использованием материалов, размещенных в сети Интернет); игровые и имитационные технологии (мозговой штурм и дискуссия с использованием групповых и фронтальных форм работы).

Во внеаудиторной работе используются традиционные технологии (конспектирование литературы, подготовка доклада, реферирование разделов монографий и статей в научной периодике), а также технологии формирования научно-исследовательской деятельности (использование психодиагностического инструментария, подготовка отчетов и презентаций по итогам учебной работы).

 

 

7. Структура и содержание самостоятельной работы
студентов

7.1. Структура и трудоемкость самостоятельной работы студентов

Очной формы обучения

№ раздела дисциплины Наименование раздела дисциплины Формы самостоятельной работы (ак. час./ зач. ед.) Общая трудоемкость (ак. час. / зач. ед.)
Подготовка к лекциям Подготовка к практическим занятиям Конспектирование в рабочей тетради Работа с монографией и статьями Подготовка рефератов и докладов Подготовка мультимедийной презентации Участие в тестировании с обработкой и первичной интерпретацией результатов диагностики
1. Сущность и специфика психолого-педагогического взаимодействия                
2. Особенности психолого-педагогического взаимодействия различных субъектов образовательного процесса                
3. Методы исследования и повышения эффективности психолого-педагогического взаимодействия в образовательном процессе -   - - - -    
  Итого:                

7.2. Структура и трудоемкость самостоятельной работы студентов

Заочной формы обучения

№ раздела дисциплины Наименование раздела дисциплины Формы самостоятельной работы (ак. час./ зач. ед.) Общая трудоемкость (ак. час. / зач. ед.)
Подготовка к лекциям Подготовка к практическим занятиям Конспектирование в рабочей тетради Работа с монографией и статьями Подготовка рефератов и докладов Подготовка мультимедийной презентации Участие в тестировании с обработкой и первичной интерпретацией результатов диагностики
1. Сущность и специфика психолого-педагогического взаимодействия           -    
2. Особенности психолого-педагогического взаимодействия различных субъектов образовательного процесса           -    
3. Методы исследования и повышения эффективности психолого-педагогического взаимодействия в образовательном процессе     - - -      
  Итого:                

7.3. План-график самостоятельной работы студентов

№ п/п Формы самостоятельной работы Раздел дисциплины Вид сам. работы Сроки (неделя семестра) Форма контроля
Обязат. Допол.
1. Подготовка к лекциям 1-3 +   1-12 Проверка
2. Подготовка к практическим занятиям 1-3 +   3-12 Ответы на занятиях, доклады
3. Конспектирование в рабочей тетради 1-3 +   1-12 Проверка
4. Работа с монографией и статьями 1-3 +   1-12 Ответы на семинарах, доклады
5. Подготовка рефератов и докладов 2-3 + + 3-12 Заслушивание на семинаре
6. Подготовка мультимедийной презентации 2-3   + 3-12 Заслушивание на семинаре
7. Участие в тестировании с обработкой и первичной интерпретацией результатов диагностики 1-3 +   1, 12 Проверка

 

 

7.4. Тематика и методические рекомендации по выполнению рефератов и докладов

Реферат - это самостоятельная научно-исследовательская работа студента, в которой автор раскрывает суть исследуемой проблемы, приводит различные точки зрения, а также собственные взгляды на нее. Содержание реферата должно быть логичным, изложение материала носит проблемно-поисковый характер.

Студент-бакалавр в ходе усвоения дисциплины «Психолого-педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса» должен подготовить минимум один реферат по темам, соответствующим вопросам семинарских занятий. Поощряется также разработка своих авторских тем. Темы рефератов студенты выбирают к концу 1-й недели изучения дисциплины. Реферат также может быть связан по содержанию с докладом к семинарскому заданию.

В реферате должна быть показана способность автора к индивидуальной адаптации научных текстов в рамках задаваемой тематики.

Этапы работы над рефератом

1. Формулирование темы. Тема должна быть не только актуальной по своему значению, но оригинальной, интересной по содержанию.

2. Подбор и изучение основных источников по теме (как правило, не менее 8-10).

3. Составление библиографии. В библиографическом списке необходимо указать фамилию и инициалы автора, название книги или статьи (с указанием журнала, в котором она помещена), место издания, издательство, год издания, страницы. В ссылках на источники необходимо в скобках указать порядковый номер используемой работы, а при использовании цитат указать и соответствующие страницы. Например, [2] или [2; 34].

4. Обработка и систематизация информации.

5. Разработка плана реферата.

6. Написание реферата.

7. Публичное выступление с результатами исследования.

Содержание работы должно отражать

- знание современного состояния проблемы;

- обоснование выбранной темы;

- использование известных результатов и фактов;

- полноту цитируемой литературы, ссылки на работы ученых, занимающихся данной проблемой;

- актуальность поставленной проблемы;

- материал, подтверждающий научное, либо практическое значение в настоящее время.

Компоненты содержания

- титульный лист;

- план-оглавление (в нем последовательно излагаются название пунктов реферата, указываются страницы, с которых начинается каждый пункт);

- введение (формулируется суть исследуемой проблемы, обосновывается выбор темы, определяется ее значимость и актуальность выбранной темы, указывается цель и задачи реферата, дается анализ использованной литературы);

- основная часть (каждый раздел, доказательно раскрывая отдельную проблему или одну из её сторон, логически является продолжением предыдущего, даются все определения понятий, теоретические рассуждение, исследования автора или его изучение проблемы);

- заключение (подводятся итоги или дается обобщенный вывод по теме реферата, предлагаются рекомендации);

- список литературы (в соответствии со стандартами).

Требования к оформлению работы

- работа оформляется на белой бумаге (формат А-4) на одной стороне листа;

- на титульном листе указывается Ф.И.О. автора, название образовательного учреждения, тема реферата, Ф.И.О. научного руководителя;

- обязательно в реферате должны быть ссылки на используемую литературу;

- должна быть соблюдена последовательность написания библиографии;

- приложения: чертежи, рисунки, графики оформляются черной пастой (не входят в общий объем работы);

- объем работы: 10-15 листов машинописного текста.

Примерные темы рефератов



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 548; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.188.160 (0.018 с.)