Рынок: сущность, функции и условия функционирования. Инфраструктура рынка 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Рынок: сущность, функции и условия функционирования. Инфраструктура рынка



Формирование в Украине рыночных отношений предполагает необходимость выяснения сущности рынка, условий, необходимых для его нормального функционирования, видов, инфраструктуры рынка, инструментов его регулирования. Все это определяет цель изучения данной темы.

В экономической литературе нет единой точки зрения по поводу сущности рынка (схема 8.1). Для возникновения рынка необходимо наличие как минимум двух человек, называемых субъектами рынка. Кроме того, рынок возникнет только тогда, когда один человек будет продавать, а другой покупать товары, т. е. между людьми возникнут отношения купли-продажи. Таким образом, рынок как экономическая категория представляет собой систему отношений между людьми по поводу купли-продажи товаров.

Для нормального функционирования рынка необходим ряд условий. Прежде всего, это равноправность на рынке всех форм собственности, означающая одинаковые возможности для участия в процессах купли-продажи частных, коллективных и государственных предприятий без ущемления чьих-либо прав. Экономическая свобода производителей означает, что все субъекты рынка (и физические, и юридические лица) самостоятельно решают что, когда, как, для кого производить, где реализовывать продукцию. В современных условиях нормальное развитие рынка невозможно без наличия и свободного доступа к информации. Особо важным сегодня является обеспечение антимонопольного законодательства и поощрение конкуренции, которая позволит уменьшить влияние отдельных крупных фирм на цены.

Сущность рынка и условия его нормального функционирования

^ Виды рынков можно классифицировать по различным признакам. По экономическому назначению объектов рыночных отношений различают рынки средств производства, предметов потребления, научно-технических разработок и информации, ценных бумаг и рабочей силы. По степени зрелости и развитию конкуренции выделяют рынки: высококонкурентный (совершенной конкуренции) и несовершенной конкуренции (чистой монополии, олигополии и монополистической конкуренции). По видам и способам торговли выделяют рынки оптовой торговли и розничной торговли; по формам оплаты за товары – продажа: по безналичному расчету, в кредит, под залог. По отдельным товарамсуществует деление рынков на рынок денег, капитала, земли, жилья, труда и пр. По отношению к нормам законодательства можно выделить легальный и нелегальный (теневой) рынок. По территориальному признаку рынки делятся на: местный, региональный, коалиций разных стран и мировой (схема 8.2).

Роль рынка проявляется через его функции (схема 8.3). Рынок выполняет саморегулирующую функцию, обеспечивая сбалансированность спроса и предложения через механизм конкуренции.

Следующая функция – стимулирующая. Рынок через механизм цен стимулирует предпринимателей снижать издержки, внедрять достижения научно-технического прогресса, повышать качество продукции. Установление общественной значимости произведенного продукта и труда происходит на рынке. Если продукт, произведенный частным производителем, на рынке реализуется, следовательно общество признает общественную значимость частных затрат производителя. Санирующая функция рынка проявляется в том, что в ходе конкуренции предприятия, производящие дорогую и некачественную продукцию, разоряются, не выдерживая конкуренции с качественной и более дешевой продукцией. Таким образом, происходит оздоровление экономики.

 

 

 

Рынок позволяет динамично, своевременно реагировать на новые потребности покупателей, устанавливая на продукцию повышенного спроса более высокие цены и привлекая тем самым частных производителей к производству этих товаров. Информирующая функция рынка проявляется в информировании населения о состоянии дел в производстве. Наиболее известной является функция смены товарной формы капитала на денежную, т. к. именно на рынке происходит реализация продукции, и капитал из товарной формы возвращается в свою первоначальную – денежную.

Если до конца XIX – начала XX века господствовал рынок совершенной конкуренции, то в современных условиях преобладает рынок несовершенной конкуренции.

^ Для рынка совершенной конкуренции характерно наличие в отрасли очень большого числа мелких предприятий, производящих однородную продукцию, не имеющих никакой возможности влиять на цену товаров.

Создание новых предприятий и прекращение деятельности предприятий не наталкивается на какие-либо препятствия. Сегодня этот тип рынка имеет место лишь в сельском хозяйстве.

Рынок несовершенной конкуренции включает рынки чистой монополии, олигополии и рынок монополистической конкуренции.

^ Рынок чистой монополии – это прямая противоположность рынку свободной конкуренции. В отрасли существует лишь одно очень крупное предприятие, которое производит уникальную продукцию.

Монополия имеет полный контроль над ценой, вхождение в отрасль блокировано. ^ Рынок монополистической конкуренции – промежуточный между указанными двумя типами рынков. Для него характерно наличие значительного числа средних по размерам предприятий, которые производят дифференцированные продукты, имея ограниченное, но все же влияние на процесс ценообразования на свою продукцию. Выход и вход новых предприятий в отрасль относительно легок. Олигополистический рынок представлен несколькими очень крупными предприятиями, которые производят как однородные, так и разнородные товары, имеют значительный контроль над ценами. Вход на рынок имеет ограниченный характер, обусловленный эффектом масштаба предприятий и другими причинами (схема 8.4).

Характеристика рынков совершенной и несовершенной конкуренции

Рынок несовершенен. К несовершенствам рынка можно отнести то, что его функционирование осуществляется стихийно, что ведет к кризисам перепроизводства; развитие его способствует возникновению монополистических структур и ограничению конкуренции; не удовлетворяются многие общественные потребности, невыгодные частному бизнесу; не обеспечивается полная, стабильная занятость и т. п. (схема 8.5).

Нормальное функционирование рынка невозможно без развитой инфраструктуры (схема 8.6). Инфраструктура рынка представляет собой систему предприятий, обеспечивающих бесперебойное, эффективное развитие рынка. Инфраструктура рынка включает в себя организационную базу (биржи, снабженческо-сбытовые организации, брокерские фирмы), основной функцией которой является ускорение и облегчение продажи товаров; материальную базу (складское, тарное хозяйство, транспортные системы, обеспечивающие хранение и перевозку товаров); информационную базу и средства связи (средства связи и телекоммуникаций, интернет, информационно-справочные системы по продукции и ценам), обеспечивающие своевременность и оперативность выполнения сделок купли-продажи; кредитно-расчетную базу (банковская система, страховые компании), необходимую для финансовой поддержки субъектов рынка и страхования различных рисков, связанных с куплей-продажей товаров.

Каждый вид рынка имеет свою инфраструктуру. Так, в инфраструктуру рынка средств производства входят товарные биржи, торговые дома, ярмарки, выставки-продажи, предприятия оптовой торговли. Инфраструктура финансового рынка включает фондовые биржи, коммерческие банки. В инфраструктуру рынка рабочей силы входят биржи труда, центры занятости, конторы по трудоустройству.

 

 

Инфраструктура рынка услуг состоит из брокерских и дилерских контор, аудиторских, лизинговых и страховых компаний, юридических консультаций.

Рынок подлежит государственному регулированию. К мерам регулирования относятся государственные заказы, политика цен, фискальная политика (налоговая политика и политика государственных расходов), система маркетинга, политика доходов (схема 8.7).

Основными инструментами рынка являются спрос и предложение.

Спрос – это количество товаров и услуг, которое потребители могут и хотят приобрести на рынке по определенным ценам. На схеме 8.8 показан график спроса. Он имеет нисходящий вид, потому что в результате действия эффекта дохода, чем ниже цена товаров, тем больше товаров и услуг может приобрести потребитель при неизменном доходе. Вторая причина – это эффект замещения, в соответствии с которым человек предпочитает замещать дорогостоящие товары более дешевыми. Убывающий характер кривой спроса также зависит от действия закона убывающей предельной полезности, в соответствии с которым за каждую последующую единицу потребляемого блага, которая имеет для потребителя меньшую полезность, потребитель готов заплатить и меньшую сумму денег.

Закон спроса показывает, что при повышении цены на товары величина спроса уменьшается, а при понижении – соответственно увеличивается. Таким образом закон спроса выражает обратную зависимость между изменением цены и величиной спроса. Существуют исключения из закона спроса, когда снижение цены не сопровождается ростом величины спроса, а повышение цены может приводить даже к возрастанию величины спроса на данный товар.

Это спрос на престижные товары, так называемые товары Вэблена (на антиквариат, продукцию престижных часовых, парфюмерных фирм и т. п.), которые человек приобретает ради демонстрации своего социального статуса, величины доходов. Исключением из закона спроса является ажиотажны й спрос на товары и услуги в условиях ожидания каких-либо неблагоприятных последствий в будущем (например, неурожая, грядущей инфляции). Спрос на товары Гиффена также относится к исключениям в законе спроса.

К товарам Гиффена относят жизненно необходимые товары, но более дешевые относительно других.

Спрос, закон спроса

Если величина спроса зависит от изменения цены, является так называемым ценовым фактором спроса, то спрос как таковой находится под воздействием так называемых неценовых факторов спроса. Под влиянием изменения цены происходит смещение точек по самой кривой спроса. Под воздействием неценовых факторов происходит смещение самой кривой спроса вправо вверх или влево вниз.

Если кривая спроса сдвигается вправо, это означает, что при той же (неизменной) цене потребители готовы приобрести больше товаров и услуг, т. е. спрос увеличивается. При смещении кривой спроса влево происходит уменьшение спроса, означающее, что при той же цене потребители готовы приобрести меньшее количество товаров и услуг (схема 8.9). К неценовым факторам спроса относится изменение дохода потребителей. Увеличение доходов вызывает смещение кривой спроса вправо, уменьшение доходов – влево. Если увеличивается число покупателей, то при той же цене на рынке будет куплено большее количество товаров, а это значит, что спрос возрастет и кривая сдвинется вправо. На спрос влияют также мода, время года, реклама, ожидания потребителей. К неценовым факторам спроса относится также изменение цен на сопряженные товары. Сопряженные товары состоят из товаров-комплементов и товаров-субститутов.

^ Товары-комплементы – это взаимодополняющие товары (мобильный телефон – телефонная карточка, компьютер – монитор, часы – батарейка). При повышении цены на комплементарный товар спрос на данный товар уменьшается. Так, если повысятся цены на мобильные телефоны, их будут покупать меньше, а значит, сократится спрос на комплементарный товар (телефонные карточки), и кривая спроса сдвинется влево. Товары-субституты – это товары заменители, например, куртка – пальто, кефир – йогурт. При повышении цены на товар-субститут спрос на данный товар возрастает. Например, если повысится цена на йогурт, потребители будут покупать его меньше, они переключатся на покупку кефира. Спрос на кефир увеличится, и кривая спроса сдвинется вправо.

Предложение – это количество товаров и услуг, которое производители могут поставить на рынок по определенной цене в данный момент времени. На схеме 8.10 приведен график предложения.

Он имеет восходящий вид, т. е. при повышении цены величина предложения увеличивается.

Такой вид зависимости между ценой и количеством предлагаемых товаров обусловлен двумя причинами. Во-первых, более высокая цена обеспечивает каждому производителю больший размер прибыли и стимулирует его расширять предложение товаров. Во-вторых, при производстве одного и того же товара, как известно, разные производители имеют разные издержки. Более высокая цена покрывает издержки большего числа производителей, а значит, величина предложения товаров и услуг возрастает.

^ Закон предложения показывает что понижение цены ведет к сокращению величины предложения, а повышение – к ее росту, т. е. прямую зависимость величины предложения от цены,

Но предложение может изменяться даже при неизменной цене на данный товар. Это происходит под воздействием так называемых неценовых факторов предложения,сдвигающих кривую предложения или вправо (предложение возрастает) или влево (предложение сокращается).

На схеме 8.11 раскрыты неценовые факторы предложения. Во-первых, это изменение числа продавцов.

Если число продавцов возрастает, то при той же цене на рынке будет предложено большее количество товаров, кривая предложения при этом сдвинется вправо. При сокращении числа продавцов при той же цене предложение товаров сократится, и кривая предложения сдвинется влево. Во-вторых, изменение цен на ресурсы, из которых производятся товары, оказывает решающее влияние на предложение товаров на рынке.

Так, в случае подорожания энергоносителей, сырья, оборудования, повышения зарплаты рабочих повышаются издержки предпринимателей на производство товаров, соответственно уменьшается размер получаемой прибыли, и предложение товаров сокращается. Наоборот, если дешевеют факторы производства, то предложение возрастает, кривая предложения сдвигается вправо. На предложение влияют также такие неценовые факторы, как ожидания производителей, внедрение новых технологий производства, увеличение или сокращение размера налогов и государственных субсидий, цены на другие товары.

На рынке в каждый данный момент определенному спросу соответствует определенное предложение товаров и услуг. Равновесие на рынке достигается тогда, когда спрос равен предложению (схема 8.12).

Равновесие показано точкой О. Состоянию равновесия соответствует равновесная цена и равновесный объем производства товаров.

^ Равновесная цена – это компромиссная цена, которая в наибольшей степени удовлетворяет как покупателя, так и продавца.

Равновесный объем – это такое количество товаров и услуг на рынке, когда предлагается продукции ровно столько, каков спрос на нее, т. е. отсутствует как дефицит, так и избыток товаров.

Если же на рынке установится цена ниже равновесной, например Р1, то возникнет дефицит товаров, т. к. при низкой цене, в соответствии с законом спроса, возрастет величина спроса, люди захотят купить больше товаров, а величина предложения, в соответствии с законом предложения, упадет, т. к. производителям невыгодно продавать продукцию по низким ценам. На рынке начнется конкуренция между потребителями за приобретение дефицитного товара. Сами потребители будут предлагать более высокую цену, и рыночная цена будет повышаться и стремиться к равновесной. Если же установится цена выше равновесной (например, Р2), то на рынке появится лишняя продукция, избыток. Производители увеличат предложение товаров, в соответствии с законом предложения, а спрос со стороны потребителей сократится. Начнется конкуренция между производителями, заинтересованными в продаже избыточной продукции. Производители сами начнут снижать цену, и она будет понижаться, стремясь к равновесной. Таким образом, рынок через механизм спроса и предложения сам регулирует производство товаров и распределение ресурсов.

^ Степень чуткости изменения спроса под воздействием различных факторов называется эластичностью спроса. Различают эластичность по цене, доходу и перекрестную эластичность (схема 8.13).

^ Коэффициент эластичности спроса по цене показывает степень изменения спроса под воздействием изменения цены на товар. Рассчитывается коэффициент эластичности как процентное изменение спроса к процентному изменению цены. Если спрос на товар изменяется быстрее, чем цена на него (коэффициент больше единицы), то считается, что спрос на данный товар эластичный (например, мясо, шоколад, лимоны). Если цены растут быстрее, чем изменяется спрос (коэффициент менее единицы), спрос считается неэластичным (хлеб, крупы, картофель). Если спрос никак не реагирует на изменение цены, то это спрос абсолютно неэластичный.

Если спрос очень сильно изменяется при крайне незначительном изменении цены, то это пример абсолютно эластичного спроса.

Одинаковое процентное изменение цены и спроса (коэффициент равен единице) означает единичную эластичность спроса. На эластичность спроса по цене влияют такие факторы, как доля цены товара в доходе потребителя, наличие товаров-заменителей, универсальность товара, время.

Эластичность предложения показывает зависимость изменения предложения от изменения цены товара. Коэффициент эластичности предложения рассчитывается аналогично коэффициенту эластичности спроса, только в числителе находится процентное изменение не спроса, а предложения.

Инструментом рыночного регулирования является цена. ^ Цена – это денежное выражение стоимости товара. Другое определение: цена – это сумма денег, за которую потребитель готов купить, а производитель продать товар. Следует различать такие понятия: цена производителя, цена потребителя, рыночная цена. Цена потребителя – это цена, которую готов заплатить за товар покупатель, потребитель.

Эластичность спроса, ее виды и факторы на ее влияющие

Она определяется в соответствии с маржиналистской концепцией предельной полезности товара для потребителя. Чем выше предельная полезность, т. е. прирост полезности, который обеспечивает именно эта единица потребляемого блага, тем большую сумму денег потребитель будет готов заплатить за товар, т. е. тем выше будет цена потребителя.

Цена производителя – это та сумма денег, за которую производитель готов продать производимый им товар. Цена производителя определяется затратами на производство продукции (в соответствии с трудовой теорией стоимости). Предпринимателя вовсе не интересует предельная полезность производимого им товара для каждого потенциального потребителя. Устанавливая цену на свой товар, он стремится возместить понесенные издержки на производство и плюс к этому получить прибыль.

^ На рынке устанавливается рыночная цена, которая складывается под воздействием коньюнктуры рынка – соотношения спроса и предложения.

На цену влияют многие факторы (схема 8.14). Прежде всего, издержки на производство продукта. Чем выше издержки, тем, при прочих равных условиях, выше цена. Следующий фактор – цены на ресурсы (сырье, оборудование, труд). Чем выше предельная полезность товара для потребителя, тем выше будет цена. На цену влияет тип рынка: если в условиях рынка совершенной конкуренции цену регулирует сам рынок, то в условиях несовершенной конкуренции существует большее или меньшее влияние производителей на установление цены товара. Еще одним фактором, влияющим на цену, служит коньюнктура рынка, т. е. соотношение между спросом и предложением товаров на рынке.

^ В условиях рынка цена выполняет следующие функции: учетноинформационную, суть которой заключается в том, что в денежной форме выражаются все ресурсы, издержки и результаты производства; распределительную, в соответствии с которой с помощью цен осуществляется распределение и перераспределение национального дохода между субъектами хозяйствования; балансирующую – с помощью цен осуществляется связь между производством и потреблением, равновесие между спросом и предложением.

^ Сущность и функции цены. Факторы, влияющие на цену

Стимулирующая функция цен выражается в том, что цены стимулируют внедрение достижений научно-технического прогресса, поощряют или сдерживают расширение производства. Функция рационального размещения ресурсов находит выражение в том, что с помощью цен осуществляется перераспределение капиталов и ресурсов в те отрасли, в которых существует дефицит товаров, а следовательно, выше цена и норма прибыли.

^ Цены можно классифицировать по различным признакам (схема 8.15). В зависимости от степени государственного регулирования различают свободные, регулируемые и фиксированные цены; по характеру обслуживаемого оборота – оптовые и розничные; по способу фиксации – твердые (остаточные), динамичные, плавающие.

В зависимости от рынка применения выделяют цены товарных аукционов, биржевые цены, котировочные, цены торгов. По способу предоставления информации об уровне ценможно говорить о справочных, стартовых, лимитных, залоговых ценах. По времени функционирования различают постоянные, сезонные, ступенчатые цены; по рынкам обслуживания – цены на потребительские товары и на средства производства. В мировых ценах выделяют экспортные, импортные, контрактные, индикативные. Классификация цен

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 663; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.246.203 (0.034 с.)