Основные элементы рыночного механизма 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные элементы рыночного механизма



Любой рынок базируется на трех основных элементах:
Цена (Р)

nСпрос (D) и предложение (S)

nКонкуренция

Цена дает информацию:

nоб условиях продажи;

nпо ней сверяется правильность сделанного выбора, преследующего частный интерес;

nпри помощи цены увязываются бесчисленные индивидуальные рынки;

nс помощью цены корректируют объем производственной продукции;

nцена определяет кем будет потреблен продукт.

Конкуренция:

nсдерживает частный интерес;

nнаправляет этот интерес на производство нужных обществу товаров;

nведет к полному и эффективному использованию ресурсов;

nограничивает рост цен;

Если цена – организующая сила рынка, то конкуренция – регулирующая и сдерживающая.

Между этими двумя точками находятся спрос и предложение, механизм их взаимодействия.

ТЕОРИЯ СПРОСА

Спрос -платежеспособная потребность, количество товаров и услуг, которое покупатели (потребители) готовы приобрести при данных ценах в течение определенного времени.

Закон спроса -с увеличением цены спрос на товар падает, и наоборот, снижение цены приводит к росту спроса на товар.

Т.О., обратная зависимость

Из закона спроса следуют два вывода:

nпонижение цены приносит новых покупателей;

nпонижение цены заставляет старых покупателей этого товара делать дополнительные покупки.

Действие закона спроса объясняют:

n Эффект дохода: если цена товара падает, то при этом же доходе потребитель может покупать больше товара, т.е. его спрос вырастет;

n Эффект замещения: если цена одного товара растет, то при наличии заменителей он будет ими замещаться, т.е. спрос на данный товар упадет.

Закон спроса не действует:

nпри дефиците товаров и ажиотажном спросе;

nв отношении редких и дорогостоящих товаров, приобретение которых является средством сбережения;

nпри переключении спроса с менее качественных на более качественные товары, даже при снижении цен первых;

nв отношении товаров престижного потребления.

Неценовые факторы спроса

Предпочтение потребителей (вкуса и моды) Если товар становится модным, то спрос на него растет, и наоборот
Изменение дохода потребителей При росте доходов потребителей спрос повышается, и наоборот
Количество покупателей на рынке Чем больше покупателей, тем выше рыночный спрос, и наоборот
Цены других товаров Если товары взаимозаменяемые, то изменение цены одного товара приводит к однонаправленному изменению спроса на взаимозаменяемый товар. В случае взаимодополняющих товаров изменение цены одного товара приводит к противоположному изменению спроса на взаимодополняющий товар
Ожидание покупателей в отношении изменения цен При ожидании роста цен спрос увеличивается – возникает ажиотажный спрос, и наоборот

Действие неценовых факторов вызывает изменения в спросе, что графически отражается на кривой спроса

ТЕОРИЯ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Предложение -количество товаров и услуг, которое продавцы готовы предложить при данном уровне цен в течении определенного времени.

Закон предложения -с увеличением цены предложение товара растет, и наоборот, снижение цены приводит к сокращению предложения.

Т.О., прямая зависимость

Неценовые факторы предложения

Величина издержек производства товара Чем выше издержки, тем меньше объем предложения, и наоборот
Налоги и субсидии Снижение налогов и выделении субсидий сокращает издержки производства и увеличивает предложение, и наоборот
Количество продавцов на рынке Чем больше продавцов, тем выше объем предложения
Цены других товаров Изменение цены одного взаимозаменяемого товара приводит к однонаправленному изменению предложения другого товара
Ожидания покупателей в отношении изменения цен Ожидание продавцами роста цен ведет к сокращению предложения в настоящем, тогда как ожидание снижения цен увеличивает текущее предложение

Действие неценовых факторов вызывает изменения в предложении, что графически отражается на кривой предложения

РЫНОЧНОЕ РАВНОВЕСИЕ

Рыночное равновесие – состояние рынка, при котором спрос на товар соответствует его предложению, и ни один хозяйствующий субъект не заинтересован в изменении этого состояния.

Равновесная цена – цена, при которой спрос равен предложению, и она не обнаруживает тенденции к росту или снижению.

Равновесный объем – объем спроса и предложения при равновесной цене.

Излишек

- состояние рынка, когда предложение больше спроса, а рыночная цена больше равновесной.

В этих условиях между продавцами возникает конкуренция, заставляющая их снижать цену. → Предложение сокращается, а спрос возрастает → рынок движется к равновесию.

Дефицит

-состояние рынка, когда спрос больше предложения, а рыночная цена ниже равновесной.

В этом случае конкуренция возникает между покупателями, и они готовы заплатить большую цену → предложение возрастает, а спрос сокращается → рынок опять движется к равновесию.

В условиях конкуренции нарушение рыночного равновесия и отклонение рыночной цены от равновесной не могут быть длительными – равновесие восстанавливается автоматически, т.е. происходит рыночное саморегулирование

Лекция 5: МОНОПОЛИЯ И КОНКУРЕНЦИЯ

КОНКУРЕНЦИЯ И ЕЕ ВИДЫ, ТИПЫ РЫНОЧНЫХ СТРУКТУР

КОНКУРЕНЦИЯ -экономическое соперничество за лучшие условия производства, купли и продажи товара.

Положительный эффект конкуренции во многом зависит от тех условий, в которых она действует.

Условия конкуренции:

n1. равенство экономических агентов, действующих на рынке (во многом это зависит от количества фирм и потребителей);

n2. характер производимой ими продукции (степень однородности продукции);

n3. свобода входа на рынок и выхода из него (прежде всего отсутствие препятствий для входа в виде организационных объединений и структур).

Виды конкуренции

В зависимости от субъекта конкурентной борьбы - между продавцами; - между покупателями; - между продавцами и покупателями
В зависимости от методов конкурентной борьбы - ценовая конкуренция; - неценовая конкуренция
По типу конкурентного поведения - добросовестная конкуренция; - недобросовестная, нечестная конкуренция
По масштабам конкурентной борьбы - отраслевая конкуренция; - межотраслевая конкуренция
По степени развитости конкуренции - совершенная конкуренция; - монополистическая конкуренция; - олигополия - чистая монополия

Характеристика рынков несовершенной конкуренции

Черты Чистая монополия Олигополия Монополистическая
Число фирм Одна Несколько Много
Тип продукта Уникальный, заменителей нет Стандартизированный или дифф. Дифференцированный
Контроль над ценой Полный Ограничен взаимозав. Незнач-ый
Условия вступления Вступление блокировано Существенные препятствия Сравнительно простые
Типичные отрасли Местные предприятия ЖКХ Металлургия, нефтехимия, электроника Пищевая, легкая, розн. торг.

ВОЗНИКНОВЕНИЕ СУЩНОСТЬ И ВИДЫ МОНОПОЛИЙ

Монополия -(в широком смысле) – господствующее положение одного хозяйствующего субъекта в какой-либо сфере деятельности.

Типы монополий

n1. Естественная – монополия компании, обусловленная ее уникальным положением на рынке, возникает в ситуации, когда одна компания в состоянии удовлетворять весь рыночный спрос на определенные товары или услуги с более низкими средними издержками, чем это смогли бы сделать несколько мелких компаний →

n→ 2. Государственная – базируется на исключительном праве государства (предложение денег, производство общественных товаров)

n3. Искусственная – возникающая в результате специальных организационных мер, сговора, создается путем концентрации производства в руках отдельных субъектов хозяйствования

n4. Случайная – результат ограниченного по времени повышения спроса над предложением, позволяющий продавцу повышать цены. →

nможет быть 5. Временная – порождается НТП на основе монопольного владения фирмой лицензией, патентом, существует, пока технология не получит всеобщего распостранения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 274; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.94.251 (0.01 с.)