Как сделать семейный финансовый отчет 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Как сделать семейный финансовый отчет



 

 

Представьте, что вы – владелец компании. Нет, не так, владелец крупной компании. Ваша компания развивается стремительными темпами. Вы уже не в состоянии каждый вопрос решать сами и делегируете полномочия специалистам. Месяц назад вы наняли Василия, который должен строить финансовую политику компании в соответствии с вашими замыслами развития.

На очередном совещании вы просите его показать финансовые отчеты за прошлый месяц и некий прогноз не ближайший год.

– Василий, принесите, пожалуйста, отчеты, иллюстрирующие наше финансовое положение.

В ответ он с недоумением смотрит на вас и разводит руками... какие отчеты?

– У меня все в голове, я могу рассказать!

И начинает что-то писать на листочке. Потом перечеркивает суммы, что-то не сходится. Берет телефон, куда-то звонит, выясняет стоимость оборудования...

Что вы сделаете с таким финансистом? УВОЛИТЕ? Правильно, ГНАТЬ ТАКИХ В ШЕЮ!

Именно такой приговор выносят все, кого мы погружаем в подобные ситуации. И это правильно. Деньги любят счет и достоверные записи. Иначе все расплывается в неизвестном направлении. Вы, наверное, не раз замечали это на своих деньгах. Зарплата к исходу месяца исчезает неизвестно куда. Или, по словам одного из наших наставников, «как боекомплект – до последнего звона!»

 

 

 

Скажите, пожалуйста, чем отличается в ФИНАНСОВОМ плане СЕМЬЯ от КОМПАНИИ? Те же активы и пассивы, те же доходы и расходы! Кто ведет учет всего, формирует грамотную политику и планирует бюджет?

Ну, если в компании вы так легко уволили Василия, то что будем делать с финансистом в семье? И самый главный вопрос: кто в вашей семье ФИНАНСИСТ? Кого будем увольнять???

Практика показывает, что порядка 95 % людей абсолютно халатно относятся к деньгам своего предприятия, имеется в виду – семьи. Но есть одна очень важная особенность нашей жизни: если вы не управляете деньгами, то деньги управляют вами!

ЗАПОМНИТЕ: везде, где совершаются операции с деньгами, будь то бизнес, недвижимость или человек, имеется финансовый отчет!

 

 

 

Как всегда, есть два варианта. Можно оставить все как есть – и будь что будет. Или стать нормальным финансистом в своей семье. У толкового финансиста всегда достаток и богатство. О, вот она, причина богатства – толковый подход к управлению деньгами! Самое интересное, что не все профессиональные финансисты успешны в личных финансах!

А у вас как, финансисты своей семьи? Самое интересное: чтобы встать на путь нормального финансиста, достаточно начального, двухдневного образования в личных финансах. Одна девушка после семинара сказала: «Такие курсы дают больше, чем несколько лет обучения в вузе. Они важны именно для жизни!» Мы с ней совершенно согласны. Можно годами трудиться – и все впустую, а можно за пару часов осознать столько, что уже через пару лет вы себя не узнаете!

 

 

 

Независимо от того, как вы живете в данный момент, вы совершаете операции с деньгами, а значит, имеете финансовый отчет. Если до этого момента финансовый отчет существовал только у вас в голове или его не было вообще, то теперь ему надлежит жить на бланках отчетности. Ваших личных бланках.

Возможность иметь и поддерживать хороший уровень жизни (что подразумевает наличие свободного времени, возможность путешествовать, иметь комфортную среду обитания, средства передвижения, качественные продукты питания, обеспечение своей семьи, обеспечение детей хорошим образованием и т. д.) зависит от «толщины» и «стабильности» финансового потока. Финансовый поток зависит, как и все в этой жизни, от поставленной задачи. То есть «толщина» и «стабильность» финансового потока обусловлены тем, каким вы решили его сделать и какие источники для этого выбрали.

Все это не создается за один день. Но начальный этап возможно пройти за время от двух дней до месяца. Все зависит от вашей сосредоточенности и детальности проработки маршрута (плана). Далее начнется самый ответственный путь – реализация.

 

 

 

Какова стоимость вашего капитала?

У каждого человека и (или) семьи есть активы. Есть пассивы. Прежде чем мы перейдем к финансовому анализу, давайте договоримся, что мы будем считать активами и что – пассивами.

В бухгалтерии активом и пассивом называют левую и правую стороны бухгалтерского баланса. Слово «баланс» происходит от французского balance – «весы». Бухгалтерский баланс – это система показателей, сведенная в ведомость, в виде двусторонней таблицы. Эта ведомость отображает наличие хозяйственных средств и источников их формирования в денежном выражении.

На активных счетах в бухгалтерии отображается наличие хозяйственных средств. Остатки на активных счетах показывают, как распределены средства, «куда они направлены». На пассивных счетах в бухгалтерии отображаются источники формирования хозяйственных средств. Остатки на пассивных счетах отвечают на вопрос, «откуда взялись» средства.

 

 

 

В бухгалтерском учете активы и пассивы – это одни и те же деньги, только разбитые в соответствии с разными принципами.

Основной принцип бухгалтерского учета состоит в том, что сумма активов в любой момент равна сумме пассивов, то есть «чаши весов» баланса в любой момент времени находятся в равновесии.

Баланс отражает имущество фирмы на дату составления баланса. В левой части баланса имущество отражается в разбивке по видам, составу и размещению. Эта часть называется активом. В правой части баланса имущество отражается в разбивке по источникам формирования. Эта часть называется пассивом.

 

 

 

Для учета личных финансов принципы бухгалтерского учета не очень подходят. Нам важно видеть картину для себя, а не составлять отчет для контролирующих органов. Поэтому мы используем традиционное понимание активов и пассивов.

К активам относится все, чем вы владеете: недвижимость, автомобиль, банковские счета, ценные бумаги и т. д. К пассивам относятся обязательства: долги, займы, кредиты.

Активы – это то, куда вложены деньги. Или, другими словами, то, что стоит денег. Активы могут приносить доход и могут не приносить доход. Активы, которые не приносят доход, необходимы нам для удовлетворения своих потребностей в повседневной жизни (квартира для жизни, автомобиль, дача, катер, гараж...).

 

 

 

Активы, приносящие доход, служат для реализации возложенных на них задач:

? создание необходимого капитала на приобретение активов для личного использования;

? создание необходимого капитала для приобретения активов, обеспечивающих пассивный доход;

? обеспечение высокого уровня жизни;

? обеспечение пассивным денежным потоком (потоком финансовых средств, не зависящим от прилагаемых вами усилий).

Примеры: акции, облигации, банковский депозит, квартира, сдаваемая в аренду, торговая площадь, сдаваемая в аренду, продовольственный магазин, автосервис, завод, автомобиль (если вы используете его для зарабатывания денег), авторское право (интеллектуальный актив) и т. д.

Пассивы – это то, что вы должны отдать. Банковские кредиты, займы у родственников, друзей, предприятий и т. д. – все это относится к пассивам.

Разница между АКТИВАМИ и ПАССИВАМИ = КАПИТАЛ.

То есть для того, чтобы посчитать стоимость своего капитала, необходимо посчитать сумму всех активов и из них вычесть сумму всех пассивов.

 

 

 

Подсчитайте свои активы с помощью таблицы:

 

Активы 1 – это активы, которые вы используете для своих нужд (дом, машина, дача и т. д.), в общем то, что не приносит дохода. Это пассивный капитал.

 

 

Очень часто бывает, что у людей есть активы, которые они не используют. Их с успехом можно реализовать и запустить в реальные активы. Или перевести в реальные активы. Вспомните, возможно, где-нибудь у вас есть участки земли, гаражи или дачи, возможно, машины, на которых никто не ездит. Все занесите в таблицу и пропишите рыночную стоимость.

В левую колонку занесите наименование активов, в колонке «Стоимость актива» проставьте рыночную стоимость. К примеру, чтобы узнать стоимость вашей квартиры сегодня, позвоните в агентство недвижимости и расскажите о ней, спросите, сколько стоит такая квартира, за сколько ее можно продать.

 

 

 

 

Активы 2 – это активы, которые вы создаете для реализации различных задач (о них мы говорили чуть выше).

 

 

В левой колонке пропишите наименование актива. В колонке «Стоимость актива» – рыночную стоимость. В колонке «Годовой доход (в $)» проставьте годовой доход в абсолютных величинах. В колонке «Ежегодный доход (в %)» проставьте ежегодный доход в процентах (к примеру, депозит в банке размером $10 000, приносящий в год $800, в колонке «Ежегодный доход (в %)» отмечается цифрой «8», что значит 8 % доходности).

Практика показывает, что у большинства людей реальные активы отсутствуют. Это объясняется тем, что они никогда не задавались вопросом, для чего они нужны, и никогда не думали об их создании.

 

 

 

 

Пассивы – это ваши долги, то есть то, что вы должны отдать по любым обязательствам: кредиты в банках, приобретения, сделанные в рассрочку, долги друзьям и т. д. Размер пассива нужно указывать полностью – тело кредита плюс проценты, то есть сколько в конечном итоге вы должны отдать.

 

 

 

Далее рассчитайте ваш фактический капитал по формулам:

?Активы –?Пассивы = Ваш Капитал (практика);

?Активы = Активы 1 + Активы 2.

Теперь давайте сравним с теоретическим капиталом, который у вас должен быть в соответствии с вашим возрастом и вашим уровнем дохода. Теоретический капитал рассчитывается по формуле:

Ваш возраст? (Годовой доход от реальных активов + Зарплата) / 10 = Ваш Капитал (теория).

После того как все рассчитаете, проверьте, выполняется ли приведенное ниже неравенство:

Ваш Капитал (практика)? Ваш Капитал (теория)

Если неравенство выполняется, значит, вы довольно грамотно распоряжаетесь заработанными деньгами. Если неравенство не выполняется, это говорит о том, что вам есть над чем работать!

 

 

 

Пример:

Николай, 40 лет, предприниматель.

 

 

 

Рассчитываем капитал Николая:

?Активы = $255 000 + $235 000 = $490 000;

Капитал (практика)= $490 000 – $10 000 = $480 000.

Рассчитаем Капитал (теория):

Капитал (теория) = Ваш возраст (Годовой доход от реальных активов + зарплата) / 10;

Капитал (теория) = 40? ($102 000 + $3000 + $8400 + $800) / 10 = $456 800.

В нашем случае годовая зарплата Николая равна доходу от актива (магазина). (В случае наемных работников она исчисляется так: Месячная зарплата ґ 12 + ежегодный бонус.)

Сравниваем:

Капитал (практика)? Капитал (теория): $480 000? $456 800.

Неравенство выполняется! Все прекрасно! А как у вас?

 

 

 

Возможно, сейчас ваш балансовый отчет несет минимум информации. Возможно даже, что он пуст или пассивов в нем больше, чем активов. Не расстраивайтесь! Начните на практике постепенно заполнять ваш балансовый отчет активами и продолжайте делать это. Постепенно вы увидите, как приобретенные вами активы изменят вашу жизнь.

Это первый отчет, который у вас как у вновь испеченного капиталиста должен стать рабочим документом и появиться на рабочем столе, – отчет об активах и пассивах. Это рабочий документ, которому теперь надлежит жить вместе с вами всегда. При приобретении активов и пассивов вы будете корректировать его. Точно так же, как и при избавлении от активов и погашении пассивов. Это один из трех документов, которые должны храниться на вашем рабочем столе.

 

 

 

После составления такого финансового отчета многие люди осознают, что они действительно богаты, но просто не видели этого. Другие, наоборот, понимают, что их капитал равен нулю! Что у них ровным счетом ничего нет. Но именно с создания этого отчета начинается контроль за личными финансами и в дальнейшем – накопление необходимого капитала.

У любого человека есть финансовый отчет. Есть активы, есть пассивы. Доходы и расходы. Все, как у обычной компании. Но есть одно НО! Компания или предприятие ежемесячно отражают реальное положение дел в финансовых отчетах и в соответствии со своими целями планируют движение материальных средств! Большинство же людей не делают этого НИКОГДА! Поэтому у большинства людей плохие активы и плохие пассивы. И если взглянуть на их отчеты, то это отчеты банкротов. А как у вас?

 

 

 

Ни одно предприятие не может работать эффективно, если на нем не ведутся контроль и планирование финансовых потоков. Нет четкого понимания об активах и пассивах, о прибылях и убытках, нет инвестиционной стратегии.

И то же самое у вас. Есть активы и пассивы. Одни активы изменяются и перетекают в другие. Вы создаете пассивы и погашаете их. Вы получаете доход и совершаете расходы. Какую-то часть средств инвестируете. На какие документы вы опираетесь, когда осуществляете все эти процессы? От чего отталкиваетесь, когда принимаете решения?

 

 

 

Если у вас нет четкого понимания того, что откуда приходит и куда уходит и, самое главное, ПОЧЕМУ – то вы не контролируете свои деньги и не управляете ими. А если вы не управляете ими, то они управляют вами! И, как правило, это не приводит к хорошим результатам.

Необходимо уметь контролировать движение денег в своей жизни, научиться направлять их в нужную для вас сторону. Самому стать управленцем, а не быть управляемым. Третьего не дано. Как мы уже говорили, либо вы управляете деньгами, либо они управляют вами!

 

 

 

Следующий отчет, с которым вам необходимо научиться работать, – это отчет о прибылях и убытках, или отчет о доходах и расходах, что, в принципе, одно и то же.

Отчет о доходах и расходах ответит вам на вопросы, на которые вы, возможно, уже давно хотели найти ответы: «Куда деваются мои деньги? Каковы на самом деле мои доходы в месяц, в год? Сколько и откуда денег приходит и сколько куда уходит?»

Это первый этап – понимание ситуации. Следующий шаг будет более интересным – это планирование доходов и расходов. Это уже более взрослый подход. Пока же большинству предстоит хотя бы выяснить реальную картину на данный момент. Многие люди считают, что это очень скучный и совершенно не нужный процесс – построение отчетов, бюджетирование, планирование и т. д. Возможно, это и так, но ни один грамотно построенный бизнес, не один финансово успешный человек не обходится без этих элементов!

 

 

 

Первый элемент – статьи доходов. Этот элемент отчета о прибылях и убытках сделать несложно. Мало у кого бывает большое количество источников дохода.

 

В вашем случае, конечно, статьи доходов могут отличаться от тех, что приведены в таблице, или входить в них. Составьте свою таблицу в соответствии с вашими источниками доходов.

 

 

 

Второй элемент – статьи расходов. Мы приведем наиболее распространенные (стандартные) расходы, те, которые встречаются почти у всех, кому мы помогаем разрабатывать Личные Финансовые Планы.

 

 

 

Вам необходимо составить свой список статей ежемесячных и ежегодных расходов. Наш опыт говорит о том, что если человек целенаправленно никогда не занимался анализом движения своих личных финансов, то с ходу он затрудняется достоверно заполнить отчет.

Для получения реальной картины необходимо на протяжении месяца собирать все чеки или записывать все расходы и доходы и вечером сводить все в одну таблицу. Для этого можно даже использовать программы типа «Домашняя бухгалтерия» и подобные. Можете просто сделать таблицу в программе Excel.

Для выработки устойчивой привычки этим необходимо заниматься в течение трех месяцев без перерыва. Потом ваш ум дисциплинируется, и вам будет очень просто контролировать свои деньги.

 

 

 

Каким бы трудным это занятие ни казалось, его необходимо довести до конца.

Возможно, вы не сделаете это с первого раза. Но практика показывает, что с третьего раза все выполняют это задание до конца и приобретают устойчивый навык контроля расходов и доходов. Позже мы объясним, что это жизненно важно. Конечно, можно жить и без этого, но без этого невозможно, если у вас есть цели, которых вы планируете достичь гарантированно.

Если вы никогда не делали ничего подобного, то проведите эксперимент: заполните вышеприведенные таблицы в течение месяца. Уверяем вас, к концу месяца вы будете ШОКИРОВАНЫ тем, что увидите.

 

 

 

Обратите внимание, что доход за год считается следующим образом: ежемесячные доходы умножаются на 12 и добавляются к разовым ежегодным доходам. Аналогично считаются расходы за год.

Если теперь вы суммарный доход за год разделите на 12 и то же самое сделаете с расходами, то сможете вычислить среднемесячные доход и расход. Теперь из среднемесячного дохода вычтите среднемесячные расходы. Внимание! Что у вас получилось?

У большинства людей получается «ноль». То есть все, что они зарабатывают, расходуется. Это путь, ведущий к нужде в будущем. Если вы не приобретаете никаких активов, которые станете использовать в будущем, и не создаете их, то наступит момент, когда будет уже поздно что-то менять.

 

 

 

Есть люди, у которых результат вычисления получается со знаком «минус». Как это ни покажется странным, бывает и такое. Ничего страшного. Возможно, есть неучтенные источники дохода. Или нужно все еще раз внимательно просчитать. Согласитесь, сложно израсходовать то, чего не было!

Правильным распределением денег является ситуация, когда у вас остается положительный остаток. То есть разница между расходами и доходами положительная. Вот эта сумма нам и будет нужна. Запомните ее. Это ваша прибыль! К примеру, ваш средний ежемесячный доход равен $2000, а средние ежемесячные расходы $1500. Соответственно, прибыль составляет $500. Эта сумма очень важна.

Если прибыль равна нулю или имеет знак «минус», то вам нужно пересмотреть отношение к своим финансовым потокам. Представьте себе предприятие с прибылью, равной нулю! Кому нужно нерентабельное предприятие? Его необходимо либо закрыть, либо изменить работу этого предприятия таким образом, чтобы оно стало рентабельным. Сделать это можно за счет уменьшения издержек, увеличения оборота и повышения эффективности труда.

Это же применимо и к человеку, семье, любому обществу.

 

 

 

У большинства людей все зарабатываемые деньги расходуются. Не создается практически никаких активов. Многие винят во всем чиновников, работодателей, налоговую систему, думают, что причиной того, что происходит в их жизни, являются не они сами.

Но на самом деле деньги зарабатываете и расходуете вы. Значит, вы сами принимаете решение, сколько и где зарабатывать и как и куда их расходовать. Разница лишь в том, что если вы знаете, для чего вы зарабатываете деньги (то есть что именно хотите с помощью их сделать в жизни), то ваш денежный поток будет иным.

 

 

 

В первую очередь начните платить самому себе. Что значит платить самому себе? Это значит вкладывать деньги в свои планы для реализации своих жизненных целей. То есть вкладывать их в активы, которые помогут вам реализовать ваши цели. На расходы же пускается только необходимая часть из заработанных денег!

После того как вы пройдете «Тест на финансовую состоятельность», честно признайтесь себе в том положении дел, которое есть. Дальше вы можете оставить все как есть и жить как жили. Но если вас больше не устраивает такой подход, то подумайте о том, чего же вы на самом деле хотите. Далее ваши мечты можно перевести в цели, потом в план и постепенно действовать.

 

 

 

Для того чтобы понимать, каких именно целей достигать и как это соотнести с финансами, мы с вами научимся составлять личный финансовый план.

Что такое Личный Финансовый План? Все просто – это личный документ. Странно звучит, правда? Вы привыкли иметь дело с государственными или корпоративными документами, но для себя лично никаких документов не составляли, так? Это личный документ, позволяющий грамотно рулить своими деньгами и реализовать свои намерения в финансовом отношении к заданному сроку, то есть:

? взять под контроль свои деньги;

? планировать свое будущее и будущее своих детей, то есть обеспечить себя хорошей пенсией, а своих детей – хорошим образованием;

? создать свой личный капитал;

? иметь финансовую защиту на непредвиденный случай;

? иметь финансовый резерв;

? достичь своих целей и иметь высокий уровень жизни.

 

 

 

Финансовый план отражает более или менее крупные и планируемые события. К примеру, отпуск, приобретение автомобиля, недвижимости, оплату образования детей, создание бизнеса и т. д. При помощи финансового плана вы понимаете, что именно вам необходимо сделать каждый месяц для реализации всего запланированного.

Все это используют миллионы людей в развитых странах, потому что их учат этому еще в школе. В нашем образовании в этой области существует огромный пробел. Восполнить его могут взрослые люди, способные заглянуть в будущее, понимающие то, о чем идет речь на этих страницах.

 

 

 

После составления Личного Финансового Плана в отчете о прибылях и убытках вам необходимо будет добавить графу «ИНВЕСТИЦИИ». Это и будет то, что вы начнете платить самому себе. Можно услышать различные рекомендации по поводу того, какую часть своего дохода необходимо платить себе.

Наиболее распространенная рекомендация – 10% от своего дохода. Почему 10%? Эта рекомендация исходит из того, что сумма 10% от дохода не столь ощутима, если вам придется ее не тратить. И второй момент: это минимум, достаточный для того, чтобы не так сильно нуждаться в будущем.

Но этого совсем недостаточно, если вы планируете стать действительно богатым и реализовать достойные цели. Какой должна быть сумма ежемесячных инвестиций, может показать только просчет финансового плана.

 

 

 

Так должен выглядеть усовершенствованный отчет о прибылях и убытках, отчет о доходах и расходах:

 

 

Вы наверняка увидели, что таблица теперь имеет три столбца. Первый – наименование статей расходов. Второй – «Факт» – это то, что получилось, когда вы собирали чеки в течение месяца. Третий столбец – «План». Мы внесли дополнение. Если предыдущая таблица была нужна для анализа, то данная таблица – это уже полноценный отчет с элементом планирования будущих потоков.

Столбец «План» – это то, как вы будете распределять деньги дальше, после сделанного анализа и коррекции. Самое первое – необходимо откорректировать все расходы и сделать их оптимальными. Второй этап – планирование увеличения дохода.

 

 

 

При планировании с использованием новой таблицы вся прибыль (разница между доходами и расходами) вписывается в графу «Инвестиции». Мы с вами ее вынесли вперед, в начало, потому что со временем вам придется изменить подход.

Инвестировать вы будете в первую очередь, а потом уже производить все остальные расходы.

Вы начнете сначала платить СЕБЕ. Это основное правило состоятельных людей. Вы начнете руководить своими денежными потоками.

И первое, что вы делаете с нового месяца, – это открываете счет в банке и начинаете платить самому себе. Каждый месяц. Пока так. Пока не будет составлен Личный Финансовый План, каждый месяц прибыль вы зачисляете на депозит. Соответственно, в балансовом отчете «Активы – Пассивы» вы вписываете АКТИВ «Банковский депозит».

 

 

 

? Соответствует ли ваш капитал вашему возрасту и доходам?

? Какой вид имеет ваш финансовый отчет?

? Кто в вашей семье занимается финансами?

? Подумайте хорошо и поменяйте бестолкового финансиста, иначе вы обречены на провал!

? Живите скромнее, чем позволяют ваши средства.

? Эффективно распределяйте время, энергию и деньги, так, чтобы увеличить свое состояние.

? Приведите все стороны своих финансов в соответствие с настоящим временем!

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 250; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.222.12 (0.111 с.)