Становление человеческой культуры и возникновение цивилизаций. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Становление человеческой культуры и возникновение цивилизаций.



Особенности развития культуры древневосточных цивилизаций.

Культура античной цивилизации.

Западно-христианская цивилизация.

Восточно-христианская цивилизация.

Современная мировая культура.

Тема 1. Культура как предмет научного познания.

Вопросы темы.

Процесс становления научного знания о культуре.

Культурные модели.

Культура как мир человеческих смыслов.

Подходы к изучению и методы исследования культуры.

Единство и многообразие культур. Теория К. Ясперса.

Теории развития культуры.

 

 

Краткое содержание вопросов.

Содержание.

Понятие «культура» многозначно и сложно. Культура в переводе с латинского означает возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание. Следовательно, культура явление не природное, а созданное человеком и является одной из форм человеческой деятельности.

В своем «Толковом словаре» В. Даль дает шесть определений культуры: культура как совокупность достижений человечества в производственном, общественном, умственном отношениях; как уровень развития, достигнутый в определенную эпоху; просвещение, образование, начитанность; разведение, выращивание, культивирование растений; выведение новых культур растений; микроорганизмы.

Изменение и усложнение процесса общественного развития привело к расширению сферы культуры. В ХХ веке появились новые аспекты:

Технологическая - фиксирует способ осуществления производственной деятельности;

Эвристическая – определяет творческий потенциал деятельности;

Информационная – накопление информации, способ ее получения, распространения;

Семиотическая – составляет совокупность знаковых систем, в которых информация кодируется, транслируется;

Гуманистическая – способность общества реализовать сущностные силы человека.

Альберт Швейцер (ученый, музыкант) выделят важный признак культуры – служить совершенствованию индивида и человечества.

Культура – это все, что создано человеком (1) и процесс человеческой деятельности (2).

Человек – это природное существо. Культурный человек – это личность, овладевшая культурным наследием человечества (знаниями умений, навыков, идеалов), уровень которого проявляется в способах деятельности, поведения, мышления и богатстве приобретенных человеческих качеств.

Общество состоит из людей. Культура общества определяется степенью его развития, уровнем «очеловечивания» - степенью удаленности от животного состояния, общественными идеалами и их реализацией.

«Культура (лат. Cultura –возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание) – система исторически развивающихся надбиологических программ человеческой жизнедеятельности (деятельности, поведения и общения), обеспечивающих воспроизводство и изменение социальной жизни во всех ее основных проявления.

Программы деятельности, поведения и общения представлены многообразием знаний, норм, навыков, идеалов, образцов деятельности и поведения, идей, гипотез, верований, целей и ценностных ориентаций и т.д. В своей совокупности и динамике они образуют исторически накапливаемый социальный опыт. Культура хранит, транслирует этот опыт (передает его от поколения к поколению). Она также генерирует новые программы деятельности, поведения и общения людей, которые реализуясь в соответствующих видах и формах человеческой активности, порождают реальные изменения в жизни общества». Философская энциклопедия.

 

Что считать культурой?

Есть понятие «культурный человек» и «некультурный человек». По этому принципу можно оценивать различные виды человеческой деятельности, его поведение, поступки.

Это различные стороны культуры или «антикультура»? Готические соборы и орудия пыток, атомные электростанции и водородные бомбы, наркомания, «масскульт» – каким образом определить, считать ли все частью человеческой культуры, потому что это является человеческой деятельностью.

Д.С. Лихачев ввел понятие «экология культуры», в основе которого лежит тезис, что культура – это вершина человеческой деятельности, лучшие достижения в создаваемом человеком мире.

Аксиологический подход к культуре – оценка человеческой деятельности, предполагает выявление только тех ее видов и форм, которые способствуют сохранению, развитию и совершенствованию самого человека, служат во благо человеку и природе (созидательные).

Онтологический подход – к культуре относится все созданное и создаваемое человеком, что позволяет понять всю сложность культурно-исторического процесса.

Человек создает предметный мир; мир, созданный человеком, формирует его самого. Сущность культуры заключается в том, что она создается людьми для людей: человек и творец и результат культуры- человек формируется под воздействием культуры общества, в котором живет. Деятельность человека создает и развивает культуру. Личностные качества человека определяют, какую культуру выбирает и осваивает человек из всего, имеющегося сегодня «ассортимента» и какую, соответственно, он создает.

Творя мир вещей, предметное и духовное богатство общества, человек создает и самого себя, совершенствуя (деградируя) свои силы и возможности.

Культуру можно определить как самосозидание человека в конкретных формах материальной и духовной деятельности в конкретных формах материальной и духовной исторически определенной формации.

Содержание культуры – процесс исторического развития человеческих способностей, взглядов, представлений, воплощенный во всем многообразии созданного им мира.

 

Специфика художественной культуры.

Художественная культура активно участвует в формировании духовного мира личности своим непосредственным воздействием на человека, находясь в постоянном контакте с ним независимо от того, осознает он это или безразличен к ней, как ему кажется. Поэтому важно понимать своеобразие художественной культуры, особенности ее проявления, роль в развитии общества и место в современной жизни.

Традиционно понятие «художественная культура» тождественно понятию «искусство». Искусство – ее центральный и системообразующий элемент. Формы деятельности, связанные с искусством – художественное творчество, восприятие, критика и т.д., образуют «культурное поле».

Художественная культура включает три основных элемента: производство, распределение и потребление (восприятие) художественных ценностей (произведений искусства).

Взаимодействие этих элементов носит конкретно – исторический характер, определяется развитием общества и др.

Художественная культура складывается исторически по мере развития общества и расширения сферы художественной деятельности, являясь открытой системой.

Художественная культура – совокупность процессов и явлений духовно-практической деятельности по созданию, распространению, освоению произведений искусства или предметов, обладающих эстетической ценностью.

Искусство создается для людей, следовательно, необходимо создавать условия для читателей, слушателей, зрителей. Появляются новые формы культурной деятельности: книгопечатанье, издательская деятельность, выставки, библиотеки, театры, музеи и т.д.

Организация и функционирование учреждений культуры зависят от политического устройства общества, социально-экономических отношений.

Отношение к искусству не возникает стихийно, но складывается в зависимости от среды.

Искусствознание – совокупность наук, исследующих искусство; изучает происхождение искусства, его социальную и эстетическую сущность, закономерности развития, природу художественного творчества, функции искусства, его роль и место в духовной и общественной жизни общества.

Природа и сущность искусства.

Сравним искусство и философию. Создавая художественное произведение творец на примере чего-либо конкретного (пейзаж, портрет, судьба человека) говорит о своем времени, эпохе и о себе. Обобщение – философский метод. Искусство отражает действительность как некую жизненную целостность. Философия выражает сущность явлений в обобщенно-абстрактной форме; искусство, обобщая, сохраняет ощущение полноты жизни. Философия воздействует, прежде всего, на ум; искусство – на сердце и ум.

Только искусство обладает такой целостностью отражения мира и воздействия на человека.

Искусство отражает действительность. Действительность сложна и постоянно изменяется, следовательно, искусство сложно и развивается.

Пример: сравнительный анализ театра Древней Греции, театр эпохи классицизма (драматургия Расина, Корнеля и комедии Мольера), театр Шекспира «Глобус», традиционный театр Кабуки, Но (Япония), китайский театр.

Каждый вид искусства и каждый творец «говорит» на своем языке, и только все вместе представляют многообразие мира и духовное богатство его творцов.

Функции искусства.

Искусство полифункционально. Основные функции:

1.Общественно-преобразующая (искусство как деятельность)

2. Познавательно-эвристическая (искусство как знание и просвещение)

3. Художественно-концептуальная (философичность, или искусство как анализ состояния мира)

4. Предвосхищения («кассандровское начало», или искусство как предсказание)

5. Информационно-коммуникативная (искусство как сообщение и общение)

6. Воспитательная (искусство как катарсис; формирование целостной личности)

7. Внушающая (воздействие на подсознание)

8. Эстетическая (формирование творческого духа и ценностных ориентаций)

9. Гедонистическая (наслаждение).

 

Что означает выражение: «В нашем обществе не хватает культуры»?

Природа человека биосоциальна. Следовательно необходимы материальные артефакты культуры (привести примеры) и духовный стержень – суть общества (как вы это понимаете?). Человек создает мир вещей и мир идей, он же является и их потребителем. Т.о. человек – единственный субъект культуры. Человек создает культурную среду, которая и формирует человека. Человек – исходный системообразующий фактор развития культуры. В процессе культурного творчества, воспроизведения и использования культурных артефактов человек втягивается в культурное поле. Отличительная особенность человека – это наличие двух реальностей: физической и духовно-культурной (вторая природа), которая будет существовать только при условии существования самого человека.

Культура – сложная многоуровневая система. Американские антропологи выделяют более 70 универсалий: декоративное искусство, образование, танцы, этикет, семья, законы, медицина, музыка, мифология, религиозные ритуалы, число, личное имя и др.

Развитие культуры сопровождается развитием ее самосознания. Суть культуры как единого процесса выражена в мифах, эпосе народов, в учениях мыслителей и философских школах. Принято выделять этапы становления научного знания о культуре:

  1. донаучный \до возникновения науки Нового времени \ - содержит стихийные представления о цикличности культурно-исторического процесса;
  2. научно-исторический \до середины Х1Х века \ - характерно стремление понять культуру как целостное явление, построить единую картину культурного развития людей;
  3. научно-философский – исследуются основания и причины развития. Это философское осмысление культурного развития человечества путем анализа, выделения основных черт, характеристик, закономерностей. Проникновение в сущность культуры с помощью мышления.

 

Культурные модели.

 

Известно, что «в основе каждой культуры лежит конкретная модель мира, которая определяет мировоззрение людей, характер их творчества и ведущую культурную парадигму».\Учебник. Н.А. Моисеева\. Модель рассматривается с позиции соотнесения объекта и субъекта культуры. Наиболее популярными являются 3 основных модели: натуралистическая, рационалистическая и символическая.

Натуралистическая модель. Человек – часть природы, следовательно основополагающий фактор – природный. Т.е., человек, творящий культуру, должен исходить из законов природы и подчиняться им. Жан Жак Руссо (1712 -1778) противопоставлял природу цивилизации, которая губит человека, разрушая его естественность. «Назад к природе».

Рационалистическая модель. Исторический процесс является процессом развития человеческого разума. Представитель немецкого Просвещения И.Г. Гердер (1744-1803) считал, что культура – это способ реализации человеческого гения, позволяющая реализовывать духовные ценности через речь и язык. Культура – «второе рождение». Французы понимали культуру как синоним разумности, который фиксируется в науке, искусстве, просвещении.

Г. Гегель (1770-1831) развил идею о роли разума (сверхрационализм). Культура – это характеристика развития человеческого разума.

Символическая модель. Теоретик Лесли Уайт (1900-1975). Культура как реальный объект, функционирующий по определенным законам, в которых главная роль отведена символическим смыслам. Сопоставляя развитие культуры с развитием законов общества, определил зависимость развития культурной модели от технологии и экономики.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 671; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.126.11 (0.018 с.)