Обсуждение экспериментальных результатов эффективности построения педагогического эксперимента 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Обсуждение экспериментальных результатов эффективности построения педагогического эксперимента



Занятия проводились на базе Школы Интернат для глухих 1го вида в период с сентября 2012 г. по февраль 2013 г. (2 раза в неделю).

Нами было проведено экспериментальное исследование группы детей с нарушением слуха в период с сентября 2012 г. по февраль 2013 г. в течении шести месяцев. Количество часов по физической культуре для детей с нарушением слуха составляет 102 часа (включая теоретический, практический и контрольный разделы.)

Занятия проводились 2 раза в неделю, продолжительностью по 40 минут. Выделяют подготовительную (12 мин.), основную (25 мин.) и заключительную (3мин.) части занятий по физической культуре.

Были сформированы две группы: экспериментальная и контрольная по 10 человек в каждой группе. Возраст детей 6-7 лет.

На занятиях по физической культуре в контрольной группе применялись традиционные общеразвивающие упражнения: на месте, в движении, с использованием различных предметов (мячи, скакалки, гимнастические палки и т.д.), а так же упражнения на все группы мышц.

В начале педагогического эксперимента статистических достоверных различий (p>0,05) в показателях физического развития и физической подготовленности детей с нарушением слуха экспериментальной и контрольной группы выявлено не было.

Таблица 1

Достоверность различий показателей физического развития детей с нарушением слуха

Исследуемые показатели Начало эксперимента Конец эксперимента Прирост
M±m Достоверность различий M±m Достоверность различий в един. в %
Рост (см) ЭГ 120,7±1,6 t=0,77 p≥0,05 121,4±1,7 t=0,8 p≥0,05 0,7 0,005
КГ 118,9±1,6 119,6±1,6 0,7 0,005
Масса тела (кг) ЭГ 22,8±0,67 t=0,25 p≥0,05 23,6±0,6 t=0,03 p≥0,05 0,8 0,003
КГ 23±0,71 23,5±0,7 0,5 0,02
ЧСС (уд.мин) ЭГ 94,9±1,15 t=0,61 p≥0,05 96,9±1,6 t=0,7 p≥0,05   0,02
КГ 94,1±1,18 95,4±1,4 1,3 0,01

В конце эксперимента произошли статистически недостоверные улучшения в экспериментальной и контрольной группах во всех показателях физического развития: в показателях роста в экспериментальной группе на 0,7см, в контрольной группе на 0,7см; массы тела в экспериментальной группе на 0,8кг, в контрольной группе на 0,5кг; ЧСС уменьшилась на 2 уд/мин., в экспериментальной группе и на 1,3 уд/мин. В контрольной группе.

В показателях физической подготовленности произошли статистически значимые различия (≤0,05) (таблица2).

Таблица 2 Достоверность различий показателей физической

 

подготовленности детей с нарушением слуха

Исследуемые показатели Начало эксперимента Конец эксперимента Прирост
M±m Достоверность различий M±m Достоверность различий в един. в %
Тест на гибкость ЭГ 3,2±0,40 t=0,56 p≥0,05 4,3±0,0,33 t=0,79 p≥0,05 1,1 0,3
КГ 2,8±0,35 3,3±0,30 0,5 0,1
Бег змейкой между предметами ЭГ 7,5±0,56 t=0,26   p≥0,05 6,6±0,39 t=0,54   p≥0,05 0,9 0,12
КГ 8,2±0,63 7,6±0,0,54 0,6 0,07
Прыжок в длину с места ЭГ 98,5±3,2 t=0,22   p≥0,05 103,5±3,0 t=0,43   p≥0,05   0,05
КГ 99,3±3,5 101,5±3,3 2,2 0,02

 

Наиболее эффективно методика ритмической гимнастики, проведение занятий с детьми с нарушением слуха повлияла на уровень физических качеств в экспериментальной группе в тесте «на гибкость» (рис.1). Темпы прироста в экспериментальной группе (ЭГ) составляют – 1,1см, а в контрольной группе (КГ) темпы прироста составили – 0,5см.

 

 

(Рис.1)

Динамика показателей в тесте «на гибкость» в течении эксперимента с детьми с нарушением слуха.

 

Оценка ловкости определяется в тесте «Бег змейкой между предметами». После эксперимента произошли недостоверные изменения изучаемого показателя. Так, результат в экспериментальной группе составлял 7,5сек, после эксперимента улучшился и составил 6,6сек. В контрольной группе изменения показателей составлял – 8,2сек. до эксперимента и 7,6сек. после эксперимента.

 

Рис.2. Динамика показателей в тесте «Бег змейкой между предметами» в течении педагогического эксперимента с детьми с нарушением слуха, 6-7 лет.

 

В тесте «Прыжок в длину с места», в ходе педагогического эксперимента мы получили следующие результаты (Рис.3) Результат в экспериментальной группе при первоначальном тестировании составлял – 98,5см, после эксперимента улучшился и составил – 103,5см. В контрольной группе показатели до начала эксперимента составили – 99,3см, после эксперимента – 101,5см.

 

 

Рис.3. динамика показателей в тесте «Прыжок в длину с места», в течении педагогического эксперимента с детьми с нарушением слуха.

Развитие физической подготовленности детей с нарушением слуха выражено ослабленным состоянием здоровья. Занятия ритмической гимнастикой способствуют повышению мышечного тонуса и укреплению здоровья. Из этого следует что занятия ритмической гимнастикой благотворно влияют на здоровье детей с нарушением слуха. Полученные результаты доказывают эффективность экспериментальной методики, использования ритмической гимнастики на уроках физической культуры у детей с нарушением слуха.

 

 

Заключение

В данной работе были рассмотрены особенности психомоторного развития, физического здоровья и двигательной активности детей младшего школьного возраста с нарушениями слуха.

После знакомства с мнениями различных авторов пособий по физическому воспитанию слабослышащих детей сделаны следующие выводы:

При выполнении дозированной физической нагрузки организм слабослышащих детей адаптируется хуже, чем у здоровых школьников такого же возраста. Это характеризуется, прежде всего, длительным периодом восстановления. В качестве оптимального для слабослышащих детей младшего школьного возраста может быть рекомендован двигательный режим, позволяющий поступательно достичь и поддерживать выше среднего уровень физического состояния. Необходимо целенаправленное, комплексное и систематическое, психологическое воздействие, направленное на повышение уровня двигательного и познавательного компонентов психомоторики у слабослышащих детей.

 

Выводы

 

§ 1. Теоретический анализ научно-методической литературы позволил выявить, что одним из главных методов лечения детей с нарушением слуха является ритмическая гимнастика. В процессе занятий ритмической гимнастики систематически возрастает дозировка мышечной работы, что в свою очередь обеспечивает всё более расширяющий уровень физической подготовленности. На занятиях ритмической гимнастики используются различные общеразвивающие и специальные упражнения на различные группы мышц.

§ 2. При подборе специальных комплексов упражнений ритмической гимнастики необходимо учитывать этиологию и патогенез заболевания, степень поражения и подготовленность детей.

Методика их проведения должны обеспечивать корригирующее воздействие на все мышечные системы организма. Упражнения с длительными с длительными статистическими положениями, необходимо чередовать с упражнениями на расслабление и с дыхательными упражнениями.

§ 3. Для детей с нарушением слуха была разработана методика ритмической гимнастики, которая состоит из комплексов упражнений, которые применялись в подготовительной, основной и заключительной части занятия. Применялись общеразвивающие и специальные комплексы упражнений ˝ в положении сидя, лежа, на боку, из различных упоров ˝, применялись упражнения на расслабление, дыхательные упражнения.

 

Список литературы

1. Апраксина OA. Методика развития музыкального восприятия. — М., 1985.

2. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании / Е.А. Медве­дева, И.Ю. Левченко, JI.H. Комиссарова, Т.А. Добровольская. — М., 2001.

3. Багрова И.Г. Обучение слабослышащих учащихся восприятию речи на слух. — М., 1990.

4. Бенина С.И., Ломова Т.П., Соковнина Е.Н. Музыка и движения. — М., 1981, 1983, 1984.

5. Велик И.С. Музыка против глухоты: Опыт индивидуальных занятий му­зыкой с неслышащими детьми по программе детской музыкальной шко­лы. — М., 2001.

6. Ветлугина НА. Музыкальное воспитание в детском саду. — М., 1981.

7. Частные методики адаптивной физической культуры: Учебное пособие / Под ред Л.В. Шапковой. - М.: Советский спорт, 2003.

8. Власова Т.М., Пфафенродт А.Н. Фонетическая ритмика. — М., 1989.

9. Волкова ГА. Логопедическая ритмика. — М., 1985.

10. Волкова К А. Методика обучения глухих произношению. — М., 1980.

11. Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т./ Гл. ред. А.В. Запорожец. — M., 1982—1984.

12. Головчиц Л А. Дошкольная сурдопедагогика: Воспитание и обучение до­школьников с нарушениями слуха. — М., 2001.

13. Дзержинская И.Л. Музыкальное воспитание младших дошкольни­ков. — М., 1985.

14. Запорожец А.В. Избр. психолог, труды: В 2 т. — М., 1986.

15. Зимина А.Н. Основы музыкального воспитания и развития детей млад­шего возраста. — М., 2000.

16. Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца: Кн. для учителя. — 2-е изд. — М., 1984.

17. Кабалевский Д£. Как рассказывать детям о музыке? — 2-е изд. — М., 1982.

18. Кагарлицкая А.С., Тугова НА., Шелгунова Н.И. Музыкально-ритмиче- ские занятия в школе для слабослышащих детей (1—2 годы обучения). — М., 1992.

19. Кагарлицкая А.С„ Тугое НА., Шелгунова Н.И. Музыкально- ритмические занятия в школе для слабослышащих (1—2 годы обучения). — M., 1992.

20. Книга для учителя школы слабослышащих / Под ред. К.Г. Коровина. — М„ 1995.

21. Кузьмичева Е.П. Развитие речевого слуха у глухих / Под ред. Т.А. Вла­совой. — М., 1983.

22. Кузьмичева Е.П. Методика развития слухового восприятия глухих уча­щихся. — М., 1991.

23. Леонгард Э.И., Самсонова Е.Г. Развитие речи детей с нарушенным слу­хом в семье. — М., 1991.

24. Малофеев Н.Н. Специальное образование в России и за рубежом: В 2-х ч. — М., 1996.

25. Методика обучения русскому языку в школе для глухих детей / Л.М. Быкова, Е.А. Горбунова, Т.С. Зыкова, Л.П. Носкова. — M., 1991.

26. Назарова Л.П. Методика развития слухового восприятия у детей с нару­шениями слуха. — М., 2001.

27. Носкова Л.П. Обучение языку в дошкольных группах школ глухих. — М„ 1987.

28. Петрушин В.И. Музыкальная психотерапия: Теория и практика. — М., 2000.

29. Программа по музыке: Для общеобразовательной школы. — М., 1982.

30. Программы специальных (коррекционных) образовательных учрежде­ний I вида. — М., 1997.

31. Программы специальных (коррекционных) образовательных учрежде­ний II вида. — M., 1997.

32. Программы для специальных дошкольных учреждений: Воспитание и обучение глухих детей дошкольного возраста. — M., 1991.

33. Программы для специальных дошкольных учреждений: Воспитание и обучение слабослышащих детей дошкольного возраста. — M., 1991.

34. Радынова О.П., Катинене А.И., Палавандишвили МЛ. Музыкальное воспитание дошкольников. — M., 1994.

35. Развитие устной речи у глухих школьников /Е.П. Кузьмичева, Е.З. Яхнина, O.B. Шевцова. — M., 2001.

36. Pay Ф.Ф., Слезина Н.Ф. Методика обучения произношению в школе глу­хих. — M., 1981.

37. Pay Ф.Ф. Формирование устной речи у глухих детей. — M., 1981.

38. Ротерс Т.Т. Музыкально-ритмическое воспитание и художественная гимнастика. — M., 1987.

39. Система эстетического воспитания школьников / Под ред. С.А. Гераси­мова. — M., 1983.

40. Сурдопедагогика / Под ред. М.И. Никитиной. — М., 1989.

41. Тарасова К.В. Онтогенез музыкальных способностей. — М., 1988.

42. Частные методики адаптивной физической культуры: Учебное пособие / Под ред Л.В. Шапковой. - М.: Советский спорт, 2003.

43. Шматко Н.Д., Пелымская Т.В. Если малыш не слышит. — М., 1995.

44. Яхнина Е.З. Содержание и организация музыкально-ритмических заня­тий в подготовительном классе школы для глухих детей. — М., 1991.

45. Яхнина Е.З. Музыкально-ритмические занятия с глухими учащимися младших классов. — М., 1997.

46. Е.З. Яхнина Методика музыкально - ритмических занятий с детьми, имеющими нарушения слуха.- Москва 2003.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 409; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.30.232 (0.022 с.)