Почему существуют внутрисемейные проблемы с нашими собаками? 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Почему существуют внутрисемейные проблемы с нашими собаками?



 

Казалось бы, у нас в семьях с собаками все должно быть хорошо. Любовь к членам семьи нравится 94,3% опрошенных, мирятся с ней 3,8% и не по душе она только 1,4% владельцев собак. Но в то же время нелюбовь к членам семьи нравится 2,4%, а мирятся с ней 5,2% опрошенных владельцев собак. Но это прямые вопросы, по сути дела для опрашиваемого они звучат еще и так: "Ты плохой или хороший?". Нормы морали и этики не позволяют нам быть до конца откровенными. Подсознательно они заставляют нас отвечать так, как это принято в обществе (социальной группе и т.д.). Почему я так считаю? Потому, что, например, ревность не нравится только 34,9% опрошенных, нравится 15,1% и мирятся с ней 49,5% владельцев собак. Что, владельцы собак не знают, что собачья ревность это разновидность иерархической агрессии? А ревность по отношению к членам семьи, в разной степени выраженности, встречается в 50% семей, имеющих собак.

Другая причина проблем кроется в том, что своих собак считают Собаками только 40,6% опрошенных владельцев. И мы позволяем своим собакам очень многое, в том числе и то, что провоцирует вооруженные (зубами) конфликты. Например, мы позволяем собакам быть гордыми: гордость нравится 67,9% и мирятся с ней 18,9% владельцев. Однако понятие "гордость" имеет два значения: это чувство собственного достоинства, самоуважения, но в то же время и высокомерие, чрезмерно высокое мнение о себе, спесь.

Самоуважение собак нравится 86,3%, мирятся с этим 9,4% владельцев собак. Злопамятность нравится 3,3% владельцев, но мирятся с ней 21,8%. Эгоизм нравится только 3,6% опрошенных, но мирятся с ним 19,3% владельцев собак. Наглость, настырность, упрямство и независимость наших собак тоже вносят свою лепту в провоцирование внутрисемейных конфликтов, но о них было написано выше.

Огромное значение в появлении нежелательного поведения имеет наша кинологическая малограмотность. Она проявляется в незнании этологических особенностей собаки как вида, которое часто приводит к неправильному выращиванию и содержанию, в незнании особенностей конкретных, в незнании основ воспитания и дрессировки и довольно часто в несколько безответственном отношении к факту наличия собаки.

Например, мы безответственно относимся к приобретению собаки.

А несерьезное отношение почти к любому из указанных условий является причиной серьезных проблем. Не зная особенностей породы и ее целевого назначения, мы, по сути, покупая собаку, берем "кота в мешке" - мы неправильно выбираем породу. Например, девушка в качестве своей первой собаки решает завести кавказскую овчарку, а через год-полтора сталкивается с проблемами неподчинения и агрессии к себе или членам своей семьи. Или городской житель, справедливо полагая, что лайка "самая умная" собака, приобретает щенка и затем обнаруживает, что его ни во что не ставят, игнорируют как хозяина и часто просто убегают на недельную прогулку.

Недостаток опыта в содержании собак является основной причиной возникновения нежелательного поведения, особенно это касается крупных, физически сильных собак служебных и бойцовых пород. Такие собаки стремятся занять лидирующее положение в семье, и склонны к агрессивному разрешению конфликтов даже с членами семьи. Необходимо вовремя заметить признаки зарождающегося нежелательного поведения и предотвратить его развитие. А лучше заранее направленно формировать поведение щенка.

К сожалению, кинологическую грамотность наших владельцев на "отлично" не оценишь. Недостаток опыта, знаний, а заодно времени и терпения - вот еще одна причина появления конфликтного поведения наших собак. Так, из 99 опрошенных владельцев собак только один признался в том, что при выращивании щенка ни в чем не испытывал недостатка (табл. 3).

 

Таблица 3. Недостаток, испытываемый владельцами при выращивании и воспитании щенка

 

  Количество владельцев, указавших на недостаток Примечание
Ветеринарных знаний 51,5 % Каждым опрошенным отмечено 2 пункта, почти половиной – 3.
Практических навыков воспитания 48,5 %
Времени 36,4 %
Терпения 33,3 %
Знаний о поведении собак 30,3 %
Знаний о кормлении собак 23,2 %
Денег 15,1 %
Знаний о содержании собак 14,1 %
Не ощущали 1,1 %

 

Согласитесь, мы с вами воспитанными не родились. Таковыми нас сделали множество людей, которые тратили на это неблагодарное занятие время, прилагали усилия и обладали терпением. Точно так же обстоит дело и с собаками. И если вы жалеете или не обладаете временем и терпением или не хотите, или не можете прилагать усилия, будьте готовы встретиться с проблемами в поведении своей собаки. Дело в том, что еще одной причиной нежелательного поведения наших собак является неправильное воспитание или полное его отсутствие.

 

Таблице 5. "Если бы у вас была возможность вернуться в прошлое, то вы бы больше внимания уделяли..."

 

  Количество владельцев, указавших на недостаток Примечание
Воспитанию 55,6 % Каждым отвечавшим было отмечено минимум 2 пункта, почти половиной – 3.
Воспитательной работе 48,5 %
Физической подготовке 34,3 %
Здоровью собаки 30,3 %
Кормлению 19,2 %
Ветеринарным требованиям 15,1 %

 

Таблица 6. "Если бы вы могли вернуться назад во времени, воспитывать щенка стали бы..."

 

  Количество владельцев, указавших на недостаток Примечание
Более внимательно 50,5 % 39 % ответивших отметили более чем один пункт
Гораздо требовательнее 32,3 %
Немного жестче 20,2 %
Точно так же 20,2 %
Мягче 15,1 %
Менее требовательно 1,0 %

 

Не верьте, если вам говорят, что какие-то породы не нуждаются в воспитании. Таких нет! Не верьте и тому, кто утверждает, что без особых усилий воспитал идеальную собаку. Скорее всего, он приукрашивает. А может быть речь идет о бессознательном (неосознаваемом или неосознанном) воспитании, в чем не отдает себе отчета такой хозяин собаки. Неосознанное воспитание штука хорошая и заманчивая. Но оно бывает эффективным при наличии опыта. Да, действительно, подавляющее большинство родителей не имеют педагогического образования и не выделяют специально 2-3 часа в день на воспитание своих детей. Они просто живут со своими детьми, общаются с ними и сотрудничают. И ничего, достаточно хорошо воспитывают своих детей (за небольшим исключением). Но родители обладают опытом - их самих воспитывали, они постоянно воспитываются в процессе взаимодействия с другими людьми, они обладают знаниями норм поведения человека в обществе. Для людей может быть этого и достаточно. Но если в вашей семье растет собака, этого мало. Собака существо особое, ей нужно специальное воспитание!

А огрехов в воспитании - воз и маленькая тележка! Так, по результатам ответов 99 владельцев взрослых собак на вопрос: "Если бы у вас была возможность вернуться назад во времени, чему бы вы уделяли больше внимания?", оказалось, что наименее серьезно мы относимся именно к воспитанию и воспитательной дрессировке своих щенков.

Таким образом, если бы существовала машина времени, большинство владельцев собак больше занимались бы воспитанием своих собак, причем воспитывали бы их гораздо требовательнее и немного жестче.

Неправильное воспитание как причина будущего ' плохого поведения может проявляться в закреплении дурных привычек в поведении как дома, так и на улице. Это, прежде всего, агрессия к членам семьи, прыжки на хозяина и других людей, приставание на улице к прохожим, подбирание пищи с земли, невыполнение команды "Ко мне!" и большая часть остальных проступков собаки.

А неаккуратность? Вспомните, все ли ценные для вас вещи вы прятали вне пределов досягаемости щенка, уходя на работу? А не играли ли вы ненароком со щенком, используя предметы обихода? И не смеялись ли вы над тем, как забавно треплет щенок вашу брючину? Или над тем, как он подпрыгивает, радостно встречая вас? А не шлепали ли вы щенка, когда он, съев селедочную голову, наконец, подходил к вам? То есть, не подкрепляли ли вы бессознательно неправильное поведение? Бывает ведь еще и так: щенок, гуляющий без поводка, погнался за кошкой и загнал ее на дерево. Вы, желая наказать его за преследование кошки, подзываете и шлепаете. При этом вы считаете, что поступили правильно, а между тем щенок понял лишь то, что после веселой погони за кошкой не подходи к хозяину - попадет по первое число.

Неправильное выращивание и содержание собаки заключается, прежде всего, в том, что мы недооцениваем потребность щенков и молодых собак в физической нагрузке. Собака после прогулки должна быть уставшей. Отсутствие или недостаточность физической нагрузки - основная причина того, что наши собаки портят мебель, полы, обои и обувь. Не менее важны, впрочем, отсутствие или недостаток внимания, уделяемого собаке, недостаток общения с ней, выражающиеся в том, что собаку часто и надолго оставляют наедине с собой. Мы забываем, что собака существо стайное. Одиночество, особенно для щенка или молодой собаки, является стрессом, который вызывает страх. В лучшем случае собака испытывает скуку. Пытаясь отвлечься или развлечься, собака ничего не находит в квартире, кроме предметов человеческого обихода. Часто собака начинает "хулиганить", если решает, что вы уделяете ей мало внимания.

Если вы считаете чрезмерные лай, скуление или вой проявлением плохого поведения, то имейте в виду - он вызывается или страхом, или соответствующим эмоциональным состоянием. Интенсивность и продолжительность лая прямо пропорциональны степени возбуждения собаки.

Неправильное кормление заставляет собаку искать недостающее на помойках или выгрызать дыры в стенах. Больная собака может отличаться извращённым аппетитом и поедать все, что попадается ей в зубы. Часто такое случается, если у собаки отмечается воспаление желудка (гастрит) или кишечника (энтериты и колиты), но может свидетельствовать и о наличии глистов.

Соответствующее физиологическое состояние собаки иногда может быть причиной "неправильного" ее поведения. Например, беременные суки или суки в состоянии ложной щенности порой роют норы в креслах и на диванах, состояние голода заставляет собак воровать и клянчить, а смена зубов, сопровождающаяся зудом десен, характеризуется повышенной разрушительной активностью.

Но и особенности возрастного периода собаки могут быть причиной вашего недовольства. Подрастающему щенку необходимо познавать мир хотя бы для того, чтобы определить съедобность или другую пригодность вещей. Вспомните привычку детей разбирать подаренные им игрушки на части. У щенка, как известно, рук нет, и для познания мира он использует зубы и лапы. Щенку также положено играть, потому что игра для него дело серьезное. Она, прежде всего, служит для освоения форм поведения, которые могут понадобиться в будущем: приемов борьбы, охоты и так далее. Кроме того, игра это и физическая тренировка. Играют же, как известно, с партнерами или предметами.

 

Таблица 7. Начинающий владелец должен знать...

 

Способы и методы воспитательной дрессировки 72,7 %
Способы оказания первичной ветеринарной помощи 69,7 %
Поведение собак 68,7 %
Особенности кормления 66,7 %
Инфекционные болезни 52,5 %
Физиологию собаки 51,5 %
Особенности гигиены содержания 42,4 %
Методы и способы лечения собаки 42,4 %
Инвазионные болезни 38,4 %
Основы высшей нервной деятельности 36,4 %
Анатомию собаки 34,3 %
Где, что и по какой цене купить для собаки 33,3 %

 

По мнению тех, кто уже вырастил собаку, начинающий владелец должен знать прежде всего способы и методы воспитательной дрессировки, закономерности поведения собак и особенности их кормления, уметь оказывать первую ветеринарную помощь (каждым опрошенным было отмечено не менее 6 позиций).

Иногда нежелательное поведение появляется как следствие направленного (осознанного) неправильного воспитания. Например, владелец, желая вырастить из щенка караульную собаку, сознательно подкрепляет любое агрессивное поведение - в игре с собой, по отношению к незнакомым людям и собакам. То есть сознательно формирует повышенную общую агрессивность, не подозревая, что, сформировавшись, она легко может выплеснуться и на членов его семьи.

Так что, не зная броду, не суйся вводу...

 


Методы коррекции поведения

 

Прежде чем говорить о борьбе с конкретными формами нежелательного поведения, мы коснемся общих методов коррекции поведения. В дальнейшем при анализе какого-либо случая мы не будем повторяться, а при необходимости станем ссылаться на соответствующий раздел. Кроме того, автор как человек имеет право всего не знать. Поэтому, если вы столкнетесь с формой поведения, не описанной в данной книге, то, зная методы коррекции, сможете самостоятельно назначить курс лечения.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 209; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.168.172 (0.012 с.)