Периодизация по А.И. Введенскому 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Периодизация по А.И. Введенскому



1. Первый период – подготовительный (1755-1804)

Время появления философии в России - 1775 год, время открытия Московского университета. До этого, в духовных академиях Москвы и Киева под именем философии преподавалась безжизненная схоластика. Однако и в университетах преподавалась выхолощенная метафизика лейбницианского толка. А настоящей популярностью пользовалась французская просветительская мысль. Однако французский материализм усваивался неглубоко.

2. Второй период - господство германского идеализма (1805-1855)

Начиная с 1805 года началась пропаганда учений Канта, Фихте и Шеллинга. Этот период также длился 50 лет, до вступления на престол Александра II. В этот период преподавание философии было широко поставлено не только в университетах и духовных академиях, но даже в семинариях и гимназиях. Однако в 1848 году (год очередной революции во Франции) началась реакция. “Положен конец обольстительным мудрованиям философии” (из отчета министра народного просвещения). Кафедры философии были закрыты. Логику и психологию было поручено читать преподавателям Закона Божия.

3. Третий период - период вторичного развития (1855- конец XIX в).

Изгнание философии из русских университетов продолжалось тринадцать лет, вплоть до введения устава 1863 года. Как следствие - сильный упадок философского мышления. За это время общество переболело некритичным восприятием вульгарного материализма и позитивизма («нигилизм петербургского образца») и пришло к концу XIX века снова к господству идеализма и даже спиритуализма. К концу этого периода – огромный успех Московского Психологического общества (с философской по содержанию программой) и издаваемого им журнала «Вопросы философии и психологии»

80)Тенденции развития русской философии в XI-XVI вв.

Оглавление работы Г.Г. Шпета
«Очерк развития русской философии

• Невегласие

• Около школы

• По прописям

• По линейкам

• Первые испытания

• Первые ученики (40-е гг. XIXв.)

• «История русской философии как мысли, проникнутой духом утилитаризма, есть история до-научной философской мысли. История философии, которая не познала себя как философию свободную, неподчиненную, как философию чистую». Г.Г. Шпет

• Начальный период становления русской философии –11—18 века

• Р.Ф. этого времени очень близка по своему типу к западно - европейскому средневековью с его религиозной направленностью. Ее отличительной особенностью является отсутствие самостоятельного статуса и вплетенность в ткань религиозного мировоззрения. Центрами духовной жизни в этот период являются монастыри. Вопросы философского характера раскрывались в летописях. Так, в «Повести Временных Лет» Нестором был поставлен вопрос о происхождении Русской земли, о едином христианском боге, о необходимости бороться со злом и творить добро. Первым древнерусским фиолософом принято считать Киевского митрополита Иллариона. В его «Слове о законе и благодати» центральной темой стала христианская история и места в не России. В «Молитве» Илларион рассматривает природу человека, подчеркивает его нестойкость и греховность.

• Выделяют периоды: 11—14 вв. – процесс формирования древнерусской философии; 15—16 вв. – эпоха ее расцвета; 17в.- начало постепенной смены философии средневекового типа новоевропейским.

• Русская Ренессанская философия18век.

• После реформ Петра начало развиваться промышленное производство, наука, образование, церковь оказалась под эгидой государства. Страна открыто воспринимает западную культуру, появляются великие ученые, мыслители, политики. Философия в ход его развития. того времени постепенное приобретала свой предмет исследования и освобождалась от богословия, опираясь на деистические представления: Бог творит мир, но не вмешивается Феофан Прокопович,Антиох Дмитриевич Кантемир:Отстаивали необходимость независимого от церкви развития философского и естественнонаучного знания. Бог- совершеннейший разум, в котором в форме первообразов существовали все материальные предметы и явления. Разработали философскую терминологию на русском языке.Философские взгляды М.И. Ломоносова (1711- 1765) – крупнейший представитель механического материализма. (изучал материю) Большой вклад внес Радищев. Развивал свои материалистические идеи, считал, что решающее влияние на исторический процесс оказывают природный, политико-юридический и человеческий факторы. Философия 18 века носила просветительский характер.

• Михаил Васильевич Ломоносов

• Значительное место в истории русской философии занимает Михаил Васильевич Ломоносов (1711—1765). Область его интересов чрезвычайно широка. Его интересовали как естественно-научные проблемы, так и гуманитарные науки, в частности, филология. На его взгляды повлияли такие великие философы, представители механистического мировоззрения, как Г. Галилей, Р. Декарт, Ф. Бэкон, И. Ньютон, Г. Лейбниц и др. Примечательно, что Ломоносов прослушал курс философии у Х. Вольфа.

• Ломоносов развивал идеи «корпускулярной философии», говорил, что тела состоят из мельчайших частиц − атомов, образующих корпускулы (молекулы). В этом усматривал детерминизм процессов в природе. Здесь проявляется диалектизм его взглядов. Первостепенное значение придавал опыту как критерию истины любых логически выстроенных с помощью анализа и синтеза теорий.

81)Философская мысль в России XVIII в.

• 1)Тесная связь с религиозной основой русской культуры «Русская мысль всегда (и навсегда) осталась связанной со своей религиозной стихией, со своей религиозной почвой; здесь был и остался главный корень своеобразия, но и разных осложнений в развитии русской философской мысли» (В.В. Зеньковский).

• 2)Онтологизм. «Познание не является первичным и определяющим началом в человеке…. Познание признается лишь частью и функцией нашего действования в мире, оно есть некое событие в процессе жизни, - а потому его смысл, задачи и его возможности определяются из общего отношения нашего к миру… Русский онтологизм выражает не примат «реальности» над познанием, а включенность познания в наше отношение к миру, в наше «действование» в нем». (В.В. Зеньковский). Критическое отношение к субъективизму, субъективному идеализму.

• 3) Философия цельного знания в противовес «отвлеченному мышлению» западной традиции. Философский акт познания истины не сводится к деятельности одного лишь познающего разума, но требует напряжения всей души человека — его разума, воли и чувства. Отсюда невозможность разделения теории и практики, отвлеченной мысли и жизни.

4)«Всюду доминирует моральная установка». Русскую мысль традиционно тревожит проблема нравственной правды, как соединения истины и справедливости

• 5) Антропоцентризм. Русская мысль отличается глубоким интересом к человеку, его судьбе и путям, целям и смыслу его жизни.

• 6) Социальная направленность. Русский философ часто является общественным деятелем, цель его философствования — разрешение задач, стоящих перед обществом, форма его философских сочинений — публицистическая статья, критический очерк, письмо. Русская философия неразрывно связана с действительной жизнью, поэтому ей чуждо стремление к абстрактной, чисто интеллектуальной систематизации взглядов. Среди русских очень мало «чистых» философов — их приходится искать среди поэтов, писателей, литературных критиков и теоретиков отдельных партий. «Человек – существо социальное, и высшее дело его жизни, окончательная цель его усилий лежит не в его личной судьбе, а в социальных судьбах всего человечества» (В.С. Соловьев)

• 7) Русская самобытная мысль постоянно обращается к вопросам о смысле и конце истории («Историософия»). «Русская мысль вся сплошь историософична» (В. Зеньковский). Мысль о том, что Россия имеет особенную судьбу и предназначение в истории. Тема России и проблема ее самоопределения в мировой истории является главным предметом русской историософии начиная с сочинения «Слово о законе и благодати» митрополита Киевского Илариона (XI в.). В. С. Соловьев формулирует общий принцип историософского воззрения на историю: «Идея нации есть не то, что она думает о себе во времени, но то, что Бог думает о ней в вечности».

• 8) Русскую философию волнует также «тема о божественном космосе и о космическом преобразовании, об энергиях Творца в творениях; тема о божественном в человеке, о творческом призвании человека и смысле культуры», то есть «религиозный космологизм» или космизм - ожидание просветления и преображения мира (Н.Н. Полторацкий).

82)Русская философия XIX в. Славянофильство и западничество.

Славянофилы Западники
1.Построить жизнь на разумных основаниях – значит вжиться в органичные формы жизни народной культуры, чтобы понять их, а не разрушить. Изменить и преобразовать «живую жизнь», подчинив ее всеобщим разумным основаниям
2.Разум – только часть «целостного мышления», в основе которого лежит «верующее мышление», не отделенное от сердечного стремления человека к Божеству. (И. Киреевский) Разум – это автономная сила и способность, независимая от веры и сердечных стремлений.
3.«Цельная личность» - рождается в Богообщении, как живом отношении Божественной личности и личности человеческой. (И. Киреевский) Личность есть «свободное и сознательное отречение от своего полновластия» (Ю. Самарин) «Критически-мыслящая личность», автономный индивид, способный к самосознанию, благодаря которому он сознательно и творчески участвует в историческом процессе, как носитель некоторой идеи. (К.Д. Кавелин)
4.Свобода – это «свой быт» (А. Хомяков). Свобода – это нравственная категория, она предполагает «самоотречение во имя целого» как высший акт свободы Свобода – это возможность действовать, творчески воплощая идеи. Свобода как юридическая категория.
5.История– это историческая стихия, непрерывный и преемственный путь развития, направляемый Божественным Промыслом. История– место сознательных действий людей. Она допускает резкие революционные скачки. Закон истории – возрастающая рационализация.
6.Культура – это нравственная традиция. Культура – это «условие тишины в моем внутреннем мире (чистая совесть)» (А. Хомяков) Культура– это успех внешних форм развития, цивилизованность.
7.Государство– второстепенно по отношению к высшим формам общности – семье, Церкви, общине. Государство не должно вмешиваться в традиционные формы жизни этих общностей. Государство – вершина рационализации жизни, высшая форма общности людей.

 

8.Право – должно органично вырастать из традиций, культуры и обычаев народа. Право не должно считаться с обычаями, оно должно разумно выводиться из общечеловеческих принципов.
9.Принцип общности людей - соборность.Органическое сочетание свободы и единства, соединенных в «нравственном законе взаимной любви».«Единство в свободе», «единство во множестве» (А. Хомяков). «Община – союз людей, отказавшихся от своего эгоизма». Принцип общности - государственно-правовой порядок. Необходима эмансипация личности от традиции. «Каждый крестьянин должен стать политическим человеком» (А.И. Герцен)
10.Образование – невозможно без воспитания. Образование – восстановление образа Божия в человеке. Образование – овладение знаниями, распространение наук. «Европейская образованность».

 

83)Философские идеи Ф.М. Достоевского.

• «Человек это тайна. Ее нужно разгадать. И ежели будешь разгадывать всю жизнь, не говори, что потерял время. Я занимаюсь этой тайной, потому что хочу быть человеком».

• «Меня зовут психологом – неправда. Я лишь реалист в высшем смысле, т.е. я изображаю все глубины души человеческой».

Персонализм Достоевского: изобразить не тип, не характер, а найти в человеке личность – онтологическое начало, представляющее безусловную ценность

• Персонализм реализуется у Достоевского на трех уровнях (религиозном, метафизическом и этическом)

• «Без высшей идеи не может существовать ни человек, ни нация. А высшая идея на земле лишь одна и именно – идея о бессмертии души человеческой, ибо все остальные «высшие» идеи жизни, которыми может быть жив человек, лишь из одной неё вытекают».

• «Слово Я есть до того великая вещь, что бессмысленно, если оно уничтожится. Тут не надо никаких доказательств. Всякое доказательство несоизмеримо. Мысль, что Я не может умереть, не доказывается, а ощущается, ощущается, как живая жизнь. Палец мой живёт и я не могу отрицать, что он существует. Точь-в-точь и я: раз сказав: я есмь, я не могу допустить себя, что я не буду, не могу никак».

• «…Высочайшее употребление, которое может сделать человек из своей личности, из полноты развития своего я, - это как бы уничтожить это я, отдать его целиком всем и каждому безраздельно и беззаветно. И это величайшее счастье. Таким образом, закон я сливается с законом гуманизма, и в слитии оба, и я, и все (по-видимому, это крайние противоположности), взаимно уничтоженные друг для друга, в то же самое время достигают и высшей цели своего индивидуального развития каждый особо». Однако прийти к этой мысли человек можно лишь в результате свободного выбора. Свобода – трагическое начало в человеке. Элементы экзистенциализма.

• Европейский рационализм рассматривает человека как производное от природы, социальной среды, нации, идеологии, но человек намного глубже.

• Главная истина о человеке: «В человеке способен вместиться Бог». (Религиозный персонализм)

• Сердце – духовный центр личности, таинственная глубина, на которой происходит встреча человека с Богом. Сердце – это поле духовной битвы, где дьявол с Богом борются.

• От духовного состояния личности зависит состояние общества и всего мира. (Метафизический персонализм).

• Милующее и любящее сердце, смиренная Христова любовь – вот «тайна обновления для всех».

• Отсюда – критика неправды всех социальных радикальных идей, не только неспособных изменить человеческое сердце, но и готовых на любое зло и убийство ради одержимости идеей (роман «Бесы»). Этический персонализм. Идея неприкосновенности человеческой личности («Преступление и наказание»).

Христоцентризм. «Если мы не имеем авторитета в вере и во Христе, то во всём заблудимся».

• «Очень может быть, что... цели всех современных предводителей прогрессивной мысли – человеколюбивы и величественны. Но зато мне вот что кажется несомненным: дай всем этим современным высшим учúтелям полную возможность разрушить старое общество и построить заново, - то выйдет такой мрак, такой хаос, нечто до того грубое, слепое и бесчеловечное, что всё здание рухнет под проклятиями человечества, прежде, чем будет завершено. Раз отвергнув Христа, ум человеческий может дойти до удивительных по разрушительности результатов. Это аксиома».

 

84)Метафизика Всеединства В.С. Соловьева.

• Только такая жизнь, такая культура, которая ничего не исключает, но в своей всецелости совмещает высшую степень единства с полнейшим развитием свободной множественности – только она может дать настоящее, прочное удовлетворение всем потребностям человеческого чувства, разума и воли.

• Только такая жизнь, такая культура, которая ничего не исключает, но в своей всецелости совмещает высшую степень единства с полнейшим развитием свободной множественности – только она может дать настоящее, прочное удовлетворение всем потребностям человеческого чувства, разума и воли.

• Три силы, действующие в истории: Восток, Запад, и славянство (Россия).

• Восточная культура (Древний восток и ислам): идеал слитности и единства.

• Западная культура: атомизм и постепенная раздробленность всех начал. («Безбожный запад и бесчеловечный восток»)

• Историческая миссия и религиозное призвание России: примирение этих полюсов, единение высшего начала со свободной множественностью частных форм. Новый синтез.

• Всеединство – это единство человечества в Боге.

• Человечество – это форма соединения материальной природы с Божеством.

• То есть человечество – это особый элемент Божества, отпавший от Него в результате грехопадения (София).

• В Абсолюте два полюса: Единое и многое (София, мировая душа, Вечная женственность, первоматерия и предвечное человечество). Абсолют разбивается на два начала: Абсолютное Сущее, и Абсолютное Становящееся. Жизнь последнего – содержание исторического процесса, смысл которого - в восстановлении целостности и всеединства Бога. (Элементы гностицизма и пантеизма).

85)Экзистенциализм Н.А. Бердяева.

1. Экзистенциали́зм, философия существования — направление в философии XX века, рассматривающее человека как уникальное духовное существо, способное к выбору собственной судьбы. Экзистенция трактуется как противоположность эссенции (сущности). Если судьба вещей и животных предопределена, то есть они обладают сущностью прежде существования, то человек обретает свою сущность в процессе своего существования. Основным проявлением экзистенции является свобода, которая подразумевает тревогу за результат своего выбора. Необходимо признать, что экзистенциализм как «философское направление» никогда не существовал и не существует. Противоречивость этого исходит из самого содержания «экзистенции», так как она по определению индивидуальна и неповторима, означает переживания отдельно взятого индивида, непохожего ни на кого. Неким аналогом экзистенции можно считать душу человека. У экзистенциалистов свобода состоит не в определении себя через объективированные признанные цели и интересы общества С их точки зрения, свобода осуществляется, во-первых, через расширение и даже универсализацию личной ответственности и, во-вторых, через интерпретацию своей деятельности в контексте общей взаимосвязи и судьбы человеческой духовности. Эти выводы экзистенциализма отчетливо оттеняют важную и несомненно заслуживающую внимание идею совершенствование личности человека способствует развитию свободной и достойной общественной жизни, а не наоборот, как нередко себе представляют многие, разделяющие настроения социального иждивенчества, люди. Много интересного в разработку вопросов существования человека вносит и религиозный экзистенциализм Так, по мнению Н. А. Бердяева, человек есть "разрыв в природном мире", он — существо парадоксальное, двойственное, трагическое и противоречивое и понять его можно только в отношении того, что выше его самого — в отношении к Богу. Существование Бога делает человека существом независимым, ибо отношение к Богу определяется не как зависимость, а как истинная свобода Перед Богом, в обращении к Богу, — подчеркивает Н. А. Бердяев, — человек поднимается и побеждает этот мир. Отношение между Богом и человеком есть тайна любви, нужды любящего в любимом. Это обоюдный процесс и он дает высший смысл существования человека. Таким образом, Н. А. Бердяев отстаивает не только божественность человека, но и человечность Бога. Бог рождается в человеке и человек поднимается и обогащается, но и человек рождается в Боге и этим обогащается Божественная жизнь. Именно поэтому образ Христаздесь есть символ, рождения Бога в человеке и рождения человека в Боге. Н. А. Бердяев и другие религиозные экзистенниалисты подчеркивают, что Бог есть Дух, и встреча с ним воэможна лишь в духовном опыте, в свободе, в экзистенциальном общения, до отнюдь не в мире объективации, где имеют место отчужденность объекта от субъекта, поглощенность неповторимого индивидуального универсальным безличным и усредненным, детерминация извне, закрытие свободы и уничтожение всякой оригинальности в мнениях. Единственный способ разорвать мир объективации — это произвести освобождение от рабства, прорваться в вечность, осуществить победу над бытием. Именно в творческом акте, который есть экстаз, трансцендирование, по Бердяеву, и происходит освобождение человека от тяжести мира объективации, поскольку собственно в творческом акте разрывается замкнутость человеческого существования. Таким образом, у Н. А. Бердяева человеческая личность есть свобода и независимость по- отношению к природе, обществу, государству, поскольку она не детерминирована ничем, даже Богом. Характеризуя личность человека как универсум, независимое целое, Н. А. Бердяев показывает, что никто не может вторгаться в этот универсум без дозволения самой личности. Человек как личность имеет гораздо большую ценность, чем нация, государство, а поэтому у него есть право и долг защищать свою духовную свободу и независимость от них. Для Н. А. Бердяева весь мир — ничто по сравнению с человеческой личностью, с единственной ее судьбой. Человеческая личность детерминирована изнутри, следовательно, быть личностью, индивидуальностью — значит определить свое особое предназначение в мироздании, утвердить полноту единственного бытия в бытии вселенском. Однако, поскольку личность не возможна без любви и жертвы, она не замкнута в себе, она неизбежно предполагает выход из себя к другим людям. Этот выход личности из себя к другим людям есть экзистенциальное общение "Я" с "Ты" и образование на этой основе "мы".


 

 

86-100 в методичке ВСЕЕ ЕСТЬ СМОТРЕТЬ ВНИМАТЕЛЬНО кроме 94

 

 

86)Проблема бытия в философии.- МЕТОДИЧКА СТР 145-147

87) Эволюция представлений о материи. Принцип единства мира и формы движения материи с точки зрения диалектического материализма. МЕТОДИЧКА СТР 148-151

88)Концепции пространства и времени. МЕТОДИЧКА СТР152-154

89)Причина и следствие. Понятие и виды детерминизма. МЕТОДИЧКА СТР154-156

90)Теория диалектики. Сравнительная характеристика диалектической и синергетической картины МЕТОДИЧКА СТР168-171, КАРТИНА СИНЕРГЕТИКИ СТР178

91)Происхождение и сущность сознания. МЕТОДИЧКА СТР157-159

92)В чем сущность «загадки сознания»? Концепции сознания. МЕТОДИЧКА СТР159-161

93)Связь сознания и материи. Отражение как свойство материи. Социальная природа сознания. МЕТОДИЧКА СТР161-164

94)Атрибуты сознания (субъект(ив)ность, предметность, идеальность, интенциональность, рефлексивность, идеаторность, частичная объективируемость).

Субъе́кт (лат. subjectum — лежащее внизу, находящееся в основе) — носитель деятельности, сознания и познания[1]; индивид, познающий внешний мир (объект) и воздействующий на него в своей практической деятельности; человек или консолидированная группа лиц (напр., научное сообщество), общество, культура или даже человечество в целом, противопоставляемые познаваемым или преобразуемым объектам[2].

Субъекти́вность — это выражение представлений человека (мыслящего субъекта) об окружающем мире, его точки зрения, чувства, убеждения и желания. В философии термин обычно противопоставляется объективности[1][2].

предметность свойство объекта (явления, процесса, действия, состояния) выступать в качестве предмета практич. илитеоретич. деятельности человека. П. знания и связанных с ним гносеологич. категорий основывается на егообъективном характере, благодаря которому знание служит отражением материального мира. Диалектич.материализм рассматривает П. как категорию, характеризующую неразрывную связь познания и деятельностивообще с, практикой и материальным миром.

Идеа́льное — философская категория, противоположность материального. Идеальное в идеалистической традиции понимается как самостоятельное нематериальное начало, существующее вне пространства и времени (дух, идеи). Идеальное в материалистической традиции понимается как отражение в сознании внешнего мира, субъективный образ объективной реальности. В марксизме трактуется как отражение внешнего мира в формах сознания и деятельности человека как общественного существа, продукт и форма социальной практики (в отличие от простого продукта пассивного индивидуального созерцания).

Интенциона́льность (от лат. intentio — намерение) — понятие в философии, означающее центральное свойство человеческого сознания: быть направленным на некоторый предмет.

Рефле́ксия — философское понятие, характеризующее форму умственной деятельности человека, направленную на осмысление своих действий, всей человеческой культуры и её основ.

Идеаторность сознания – это способность творить и воспроизводить идеи – внутренняя самостоятельная работа, выходящая за рамки простого отражения

95)Структура и функции сознания. МЕТОДИЧКА СТР166

96)Сознание и самосознание. МЕТОДИЧКА СТР167

97)Гносеология в системе философского знания. Субъект и объект познания. МЕТОДИЧКА СТР 180-186

98)Чувственное и рациональное познание и их формы. МЕТОДИЧКА СТР186-188

99)Проблема истины в философии. МЕТОДИЧКА СТР188-191

100)Проблема человека в философии. Философская антропология как направление и раздел в философии. МЕТОДИЧКА СТР212-215

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 677; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.134.90.44 (0.047 с.)