ТЕМА 1. Преступления против личности. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ТЕМА 1. Преступления против личности.



Семинарское занятие № 1 «Преступления против жизни и здоровья»

1. Понятия и виды преступлений против личности;

2. Преступления против жизни;

3. Преступления против здоровья;

4. Преступления, ставящие в опасность здоровье и жизнь человека.

 

Самостоятельная работа студентов:

 

1. Проанализируйте главу 16 УК РФ относительно объективных и субъективных признаков преступлений, которые в ней закреплены, и дайте им уголовно-правовой анализ в виде схемы.

2. Составьте сравнительную характеристику по видам причинения вреда здоровью человека (тяжкий вред, вред средней тяжести, легкий вред здоровью).

3. Как Вы оцениваете позицию законодателя относительно Примечания к статье 122 УК РФ «Заражение ВИЧ-инфекцией»? Согласны ли Вы с тем, что подобное основание освобождения от уголовной ответственности не предусмотрено в статье 121 УК РФ «Заражение венерической болезнью.

4. Что Вы понимаете под хулиганскими побуждениями?

 

Практические задания

 

1. Юнисов вместе с женой, поздно вечером возвращаясь, домой, в подъезде увидел ранее незнакомых ему Ф. и Ш., которые, будучи в состоянии алкогольного опьянения, громко выражались нецензурной бранью. Сделав Ф. замечание по данному поводу, он прошел к лифтовой площадке и стал ожидать лифт. Внезапно к Юнисову сзади подбежал Ф., и не говоря ни слова, стал наносить удары кулаками по лицу и корпусу. Пытаясь помочь мужу, Юнисова бросилась к нападавшему и попыталась его остановить, но Ф. грубо оттолкнул ее рукой. Закрыв лицо руками, чтобы защититься от наносимых ударов, Юнисов несколько раз сообщил, что он сотрудник ФСБ и вооружен пистолетом, но Ф. не прекратил свои действия, продолжая наносить удары, чем причинил Юнисову легкий вред здоровью. Юнисов достал штатный пистолет ПМ и сделал предупредительный выстрел в сторону нападавшего, но Ф. продолжал его избивать. После этого Юнисов сделал три хаотически поспешных выстрела в сторону нападавшего, одним из которых причинил Ф. слепое огнестрельное ранение головы, от которого он через 2 часа скончался в больнице. Проведенной по делу комплексной медико-криминалистической экспертизой установлено, что огнестрельное ранение головы было причинено рикошетировавшей от стены подъезда пулей. Дайте юридическую оценку содеянному Юнисовым. Можно ли ставить вопрос о невиновном причинении вреда или убийстве в состоянии аффекта?

 

2. Порецкий в состоянии сильного опьянения во время ссоры с Карнауховой, с которой проживал в одной квартире, нанес ей 6 ударов шваброй по голове. Полагая, что Карнаухова скончалась, он сбросил ее в подвал, облил бензином и поджег. Смерть Карнауховой, по заключению суд-мед. экспертизы, последовала от обширного термического ожога 3 степени площадью 20-25% поверхности тела. Какое преступление совершил Порецкий? Изменилась бы квалификация, если бы смерть потерпевшей наступила от ударов шваброй по голове?

 

3. Проживая в деревне, Фомичев в целях охраны сада опутал изгородь проволокой и подключил ее к электрической сети напряжением 220 вольт. Жители деревни требовали снять проволоку, но Фомичев этого не сделал. Днем 8-летний Володя Зорин и 7-летняя Нина Цодикова проникли в сад, чтобы нарвать яблок. При выходе из сада Зорин прикоснулся к проводам и был убит. Имеются ли обстоятельства, исключающие ответственность Фомичева за гибель мальчика?

 

Более углубленно указанная тема рассматривается в рамках дисциплины специализации «Преступления против личности».

См. Приложение к УМКД по соответствующим дисциплинам специализации» (каб.21 А).

 

Семинарское занятие № 2 «Преступления против свободы, чести и достоинства личности»

1. Общая характеристика преступлений против свободы, чести и достоинства личности.

2. Преступления против личной свободы.

3. Посягательство на честь и достоинство личности.

 

Самостоятельная работа студентов:

1. Из каких действий, по Вашему мнению, состоит похищение человека? Чем оно отличается от незаконного лишения свободы и захвата заложника? Изобразите в виде таблицы.

2. Проанализируйте Бюллетени Верховного Суда РФ за 2004-2006 года. Были ли согласно им совершены преступления, предусмотренные статьями 127.1-127.2 УК РФ, и какие судебные решения были по ним вынесены?

3. Дайте письменную характеристику субъекту преступления, предусмотренного статьей 128 УК РФ «Незаконное помещение в психиатрический стационар» по ч. 1 и ч.2 данной статьи.

4. Что Вы понимаете под честью и достоинством личности? это тождественные понятия или нет?

 

Практические задания

1. Бекензон, будучи в нетрезвом виде, а автобусе подошел к сту­дентке Зачеткиной и с целью познакомиться, завязал разговор. Зачеткина отвернулась, но Бекинзон продолжал настаивать на знакомстве. Девушка отошла в другой конец автобуса. Бекинзон, не оставив свои намерения, подошел к ней и нецензурно выра­зился в адрес Зачеткиной по поводу ее поведения. Студентка по­просила оставить ее в покое, на что Бекинзон плюнул в ее сто­рону и попытался погладить ее по ноге. Ехавший в том же авто­бусе курсант военного училища Пластунов пресек действия Бекинзона.

Совершил ли Бекинзон какое-либо преступление?

 

2. Глава местной администрации Тархунов в преддверии выборов решил на время избавиться от возможного кандидата на этот пост — представителя оппозиционных сил Вахрушева. С этой целью он по­звонил врачу-психиатру Смирилову и, объясняя ситуацию, сказал, что Вахрушев «...стал несколько подозрительным, вынашивает идеи смены власти, собирается делать переворот и т. д.». Смирилов по­обещал дать Вахрушеву направление в психиатрический стационар. Через день Вахрушева около дома трое санитаров затолкали в спец­машину и отвезли в психиатрический стационар. После полутора­месячного пребывания в нем под наблюдением врачей-психиатров Вахрушев был признан психически здоровым и отпущен.

Дайте юридическую оценку содеянному указанными лицами.

 

3. Марциненко со своей семьей проживал в квартире 86-летней матери. По настоянию жены, считавшей, что свекровь доставляет им много хлопот, он, заранее договорившись с Козиной, заведую­щей одного из психоневрологических интернатов, определил туда свою мать, хотя медицинские основания к этому отсутствовали. Марциненко передал Козиной за оказанную услугу крупное воз­награждение.

Дайте юридическую оценку действиям указанных лиц.

 

.

Семинарское занятие № 3 «Преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности»

 

1. Понятие и виды преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы личности.

2. Преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности, совершаемые насильственным способом.

3. Преступления, состоящие в грубом нарушении половой морали по отношению к лицам молодого возраста.

 

Самостоятельная работа студентов:

 

1. Что в уголовно-правовой науке понимают под беспомощным состоянием потерпевшей(его) применительно к статьям 131-132 и ст. 105 УК РФ? Обоснуйте ответ с использованием положений Пленумов Верховного Суда РФ. Выполнить в виде письменного доклада.

2. В каких случаях действия виновных необходимо квалифицировать по п. б, ч. 2 ст. 131 УК РФ (изнасилование, совершенное группой лиц, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой), а в каких такая квалификация исключена? Обоснуйте ответ, опираясь на положения Пленума Верховного Суда РФ от 15 июня 2004 г. № 11 «О судебной практике по делам о преступлениях, предусмотренных статьями 131 и 132 УК РФ».

3. Составьте сравнительную таблицу: «Половые преступления по российскому и зарубежному законодательству». Страна – по выбору студента.

4. Проанализируйте название статьи 134 УК РФ и ее диспозицию с точки зрения юридической техники в виде эссе.

Практические задания:

1. Охранник детской поликлиники Алешичев около 11 часов вече­ра возле охраняемой территории увидел 12-летнего Мишу и решил совершить с ним акт мужеложства. С этой целью он обманным путем завел Мишу в раздевалку поликлиники и потребовал раздеть­ся догола, при этом пригрозив, что, если тот не разденется, он его сильно изобьет. Испугавшись, Миша разделся. Алешичев, не об­ращая внимания на плач и крики мальчика, трижды пытался со­вершить акт мужеложства, но довести свое намерение до конца не сумел, так как на крик в поликлинику вошли двое военнослужа­щих и пресекли действия охранника.

Квалифицируйте содеянное Алешичевым.

2. Муравчук и Жаров ночью через открытое окно проникли в женское общежитие и вошли в комнату, где спала Храпунова. Они разбудили женщину и предложили ей вступить в половую связь. Храпунова стала кричать. Тогда Муравчук закрыл ей рот рукой, а Жаров в это время совершил с ней половой акт. Затем половой акт хотел совершить и Муравчук, однако привлеченные шумом сосе­ди стали стучать и дверь. Муравчук и Жаров выпрыгнули в окно, но вскоре были задержаны.

Дайте юридическую оценку содеянному. Каким было бы ваше решение, если бы Муравчук и Жаров, испугавшись крика Храпуновой, сразу убежали, не вступив с ней в половую связь?

 

3. Сидихин, директор одной их коммерческих фирм, принял па работу в качестве секретаря-референта несовершеннолетнюю Полосову. Через некоторое время он стал за ней ухаживать и предложил вступить с ним в половую связь. Получив отказ, Сидихин сказал Полосовой, что если она не станет с ним сожительствовать, то останется без работы. Боясь потерять место и стабильную зар­плату, Полосова вступила с Сидихиным в половую связь, но через некоторое время по настоянию матери заявила о случившемся в правоохранительные органы.

Дайте юридическую оценку действиям Сидихина.

 

4. Семидоцкий познакомился сБольшаковой па пляже и предложил ей вступить в половую связь, на что получил решительный отказ. Тогда он подошел к своей знакомой Лихницкой, ранее привлекавшейся к уголовной ответственности за лесбиянство, которая тут же загорала на пляже, и попросил ее оказать содействие в совершении им полового акта с Большаковой. Лихницкая, согласившись, под надуманным предлогом завела Большакову в безлюдное место. Семидоцкий, появившийся внезапно, напал на Большакову, повалил ее на землю, сорвал одежду и, преодолевая сопротивление, совершил с ней насильственный половой акт. Лихницкая во время полового акта удерживала силой руки потерпевшей и прикрывала ей рот рукой.

Квалифицируйте содеянное Семидоцким и Лихницкой?

Как бы вы оценили действия Лихницкой и Семидоцкого, если бы первая, заведя Большакову в безлюдное место, оставила место происшествия.

 

5. Вахидов, работая в школе, неоднократно приглашал к себе домой учащихся 9 - 11-х классов, устраивал для них вечера «половой разрядки»: демонстрировал им откровенно порнографические фильмы, а затем предлагал позировать ему, снимая танцующих обнаженных мальчиков и девочек на видеокамеру. Вахидов сообщил, что все участники «вечеров разрядки» приходили к нему добровольно, ни в какие половые отношения с ним и между собой не вступали.

Квалифицируйте содеянное Вахидовым.

 

Семинарское занятие № 4 «Преступления против конституционных прав и свобод человека и гражданина»

 

1. Общая характеристика преступлений против конституционных прав и свобод человека и гражданина.

2. Преступления против политических прав и свобод.

3. Посягательства на социальные права и свободы.

4. Преступления против личных прав и свобод.

 

 

Самостоятельная работа студентов:

 

1. Напишите эссе на тему: «Может ли адвокат быть субъектом преступления, предусмотренного ч.2 статьи 137 УК РФ?»

2. На основе Федерального закона от 25 января 1995 г. «Об информации, информатизации и защите информации» проанализируйте: на предоставление какой информации гражданин имеет право.

3. Выполните таблицу «Охрана труда и техника безопасности труда: сходства и различия»

Практические задания:

1. На одном из перерабатывающих предприятий химической промышленности администрация не обеспечивала рабочим необходимые санитарно-гигиенические и безопасные условия труда, чем были вызваны повышенная заболеваемость и травматизм среди них. Руководитель профсоюзного комитета обратилась в редакцию местной газеты с просьбой повоздействовать на руководство завода. Узнав об этом, Скрытников, директор завода, издал приказ о недопущении журналистов на территорию предприятия. Корреспонденты газеты Лазарев и Соколов, прибывшие на завод разобраться в ситуации, не были допущены на предприятие сотрудниками ВОХРа.

Есть ли в действиях Скрытникова состав какого-либо преступ­ления?

 

2. Родственники абитуриента 3., поступавшего в один из вузов, готовивших кадры для правоохранительных органов, обратились в прокуратуру с заявленном, из которого вытекало, что 3. получил на одном из экзаменов неудовлетворительную оценку не из-за плохих знаний, а якобы в связи с принадлежностью к определенной на­циональности. В ходе проверки заявления установлено, что 3. окон­чил школу с золотой медалью, перед поступлением успешно закон­чил подготовительные курсы при этом же вузе по всем экзамена­ционным дисциплинам. Здоров, регулярно занимается спортом. Подтвердился и тот факт, что председатель экзаменационной ко­миссии лично предупредил каждого из экзаменаторов о том, что характер деятельности выпускников данного учебного заведения делает нежелательным прием в него абитуриентов отдельных на­циональностей, которые были им названы.

Дайте юридический анализ ситуации.

3. Агафонова, проживающая в г. Нижний Тагил, находясь в непри­язненных отношениях со своим бывшим мужем и считая его ви­новным во всех своих жизненных бедах, решила ему отомстить. Она разослала всем близким родственникам мужа, проживающим во Владивостоке, Нижнем Новгороде и Архангельске, телеграммы, содержащие сведения, не соответствующие действительности, о том, что их сын, брат, дядя умер от чрезмерного и длительного курения анаши.

Есть ли в действиях Агафоновой состав какого-либо преступления?

4. Следователь прокуратуры Строгов, собрав необходимые дока­зательства, изобличающие вину Сулина в совершении преступ­ления, предъявил ему обвинение. Сулин потребовал ознакомить его со всеми материалами дела и дать возможность выписать из него некоторые сведения. Строгов отказал ему в этом, мотивируя тем, что эти сведения до суда могут стать известны посторонним лицам.

Квалифицируйте действия следователя прокуратуры.

5. В связи с изменениями и законодательстве в одном из юриди­ческих вузов профессор Сенчуков и доцент Воронов готовили к изданию учебник по одной из материальных отраслей права. Учеб­ник был издан в типографии вуза, и гонорар за него распределен между Сенчуковым и Вороновым. После смерти профессора Во­ронов внес незначительные поправки редакторского и атрибутив­ного характера в рукопись уже изданного учебника, заключил договор с коммерческим издательством о продаже авторских нрав па монографию, автором которой он якобы является. На основании до­говора Воронов получил крупный гонорар.

Узнав об этом, родственники Сенчукова обратились в суд с иском о нарушении Вороновым авторских прав покойного коллеги и о разделе гонорара в соответствии с долей каждого автора.

Проанализируйте состав преступления, предусмотренного ст. 146 УК РФ, и оцените деяние Воронова.

 

 

Семинарское занятие № 5 «Преступления против семьи и несовершеннолетних»

1. Понятие и виды преступлений против семьи и несовершеннолетних.

2. Преступления против несовершеннолетних.

3. Преступления против семьи.

 

Самостоятельная работа студентов:

1. На основе Пленума Верховного Суда РФ от 14 февраля 2000 г. № 7 «О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних» выполните реферат на тему «Особенности объективной стороны вовлечения несовершеннолетнего в совершение преступления»

2. Определите момент окончания преступления, предусмотренного ст. 150 УК РФ и на основе этого сделайте вывод о конструкции состава.

3. Охарактеризуйте в виде таблицы субъективные признаки статей 153 и 155 УК РФ.

4. В каком правовом документе дается объяснение жесткого обращения с несовершеннолетним? Что под ним понимается?

 

Практические задания:

1. По заявлению 79-летней пенсионерки Дорониной суд вынес решение о взыскании с ее дочери алиментов на содержание нетрудоспособной матери. Дочь выплачивать алименты отказалась, мотивируя это тем, что в детстве мать плохо заботилась о ней, она часто жила у бабушки и от матери помощь приходила очень редко, к тому же свою двухкомнатную квартиру мать по завещанию намерена полностью передать в наследство старшему брату, поэтомуI она не считает себя чем-либо обязанной матери. После решения суда алименты не выплачивались дочерью еще 5 месяцев.

Квалифицируйте деяние дочери Дорониной.

2. У супругов Саркисовых родился нежелаемый второй ребенок. С целью избавиться от младенца и улучшить свое материальное положение они решили его продать, дав объявление соответствующего содержания в одну из рекламных газет. Через некоторое время супругам позвонил некто Челышев и выразил готовность приобрести 4-месячного малыша за определенную сумму. Сделка между Саркисовыми и Челышевым состоялась. Теща, узнав о случившемся, сообщила в милицию, но проведенные оперативно-розыскные мероприятия результатов не дали. Через некоторое время, тяжело переживая утрату внука, она заболела психопатией возбудимого круга.

Дайте юридическую оценку содеянному.

3. Супруги Уразбаевы взяли из детского дома на воспитание 6-летнего мальчика, став для него приемными родителями. Через неко­торое время по причине непослушания ребенка они стали систе­матически наносить ему побои, выражаясь при этом нецензурной бранью, часто в качестве наказания лишали его на некоторое вре­мя воды и пищи, а в холодное время года выставляли в легкой одежде в коридор. Через некоторое время мальчик сбежал от при­емных родителей.

Квалифицируйте содеянное Уразбаевыми.

Изменится ли квалификация, если после очередного «наказания» мальчик получил воспаление легких и некоторое время находился на излечении в больнице?

4. Нигде не работавшие 30-летний Дураков и несовершеннолет­ний Барышников на протяжении месяца на квартире Дуракова ежедневно распивали спиртное, в том числе и суррогаты алкого­ля. Причем очень часто это делалось под принуждением Дурако­ва. Гуляя после очередной выпивки по парку, они увидели шести­классницу Дедовскую. Дураков предложил Барышникову изнаси­ловать девочку, утверждая, что он «малолетка» и не будет нести ответственности. Барышников не соглашался, тогда Дураков стал угрожать ему ножом. Испугавшись расправы, Барышников догнал девочку, раздел ее и совершил с ней половой акт вопреки ее воле.

Квалифицируйте содеянное.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 963; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.131.72 (0.071 с.)