Прибыль предприятия, порядок формирования. Расчет показателей прибыли и рентабельности. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Прибыль предприятия, порядок формирования. Расчет показателей прибыли и рентабельности.



Доходами организации признается увеличение экономической выгоды в год, в результате поступления активов и (или) погашения обязательств, приводящие к увеличению капитала, за исключением вкладов.

Доходы от обычных видов деятельности - выручка, а также поступления, с выполнением работ и оказанием услуг.

Роль выручки(Вр)

-с наступлением вр на счетах фирмы завершается последняя стадия кругооборота средств предприятия

-важные характеристики результатов хоз. деятельности фирмы

-возмещение текущих и единовременных затрат

-основной регулярный источник поступления денежных средств

-разность между выручкой и затратами прибыль) - важный источник рассм. производства.

-база начисления ряда налогов

Методы определения план. ВР

-прямого счета = цена на кол-во

-расчетный = тов прод-я – остатки нереализ ГП

-аналитический

Прибыль-часть добавленной стоимости, которая получена в результате реализации продукции, оказания услуг.

Прибыль-чистый доход=доход-расх

Таким образом, для выявления финансового результата необходимо сопоставить выручку с затратами на производство и реализацию, которые принимают форму себестоимости продукции. Когда выручка превышает себестоимость, финансовый результат свидетельствует о получении прибыли. Если выручка равна себестоимости, то удалось лишь возместить затраты на производство и реализацию продукции. При реализации без убытков отсутствует и прибыль как источник производственного, научно-технического и социального развития. При затратах, превышающих выручку, предприятие получает убытки – отрицательный финансовый результат, что ставит его в достаточно сложное финансовое положение, не исключающее и банкротство.

Сущность прибыли как экономической категории проявляется в ее функциях.

Функции прибыли:

• характеризует экономический эффект, полученный в результате деятельности предприятия. Но все аспекты деятельности предприятия с помощью прибыли оценить невозможно. Такого универсального показателя и не может быть. Именно поэтому при анализе производственно-хозяйственной и финансовой деятельности предприятия используется система показателей;

• прибыль обладает стимулирующей функцией. Ее содержание состоит в том, что она одновременно является финансовым результатом и основным элементом финансовых ресурсов предприятия. Реальное обеспечение принципа самофинансирования определяется полученной прибылью. Доля чистой прибыли, оставшейся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и других обязательных платежей, должна быть достаточной для финансирования расширения производственной деятельности, научно-технического и социального развития предприятия, материального поощрения работников;

• прибыль служит одним из источников формирования бюджетов разных уровней. Она поступает в бюджеты в виде налогов и наряду с другими доходными поступлениями используется для финансирования удовлетворения совместных общественных потребностей, обеспечения выполнения государством своих функций, государственных инвестиционных, производственных, научно-технических и социальных программ.

Основные виды прибыли:

-валовая

-прибыль от продаж (эф-ть ОД) = валовая - коммерч и управленч расходы

-прибыль до налога обложения

-чистая прибыль

Валовая прибыгль – это финансовый результат, полученный от основной деятельности предприятия, которая может осуществляться в любых видах, зафиксированных в его уставе и не запрещенных законом. Устанавливается как разница между выручкой от реализации продукции (работ, услуг) без налога на добавленную стоимость и акцизами и затратами на производство и реализацию, включаемыми в себестоимость продукции (работ, услуг). Финансовый результат определяется раздельно по каждому виду деятельности предприятия, относящемуся к реализации продукции, выполнению работ, оказанию услуг. Он равен разнице между выручкой от реализации продукции (работ, услуг) в действующих ценах и затратами на ее производство и реализацию.

Выручка принимается в расчет без налога на добавленную стоимость и акцизов, которые, являясь косвенными налогами, поступают в бюджет. Из выручки также исключается сумма наценок (скидок), идущая торговым и снаб-женческо-сбытовым предприятиям, участвующим в сбыте продукции. Предприятия, экспортирующие продукцию, исключают и экспортные тарифы, направляемые в доход государства. При этом денежные поступления, связанные с выбытием основных средств, материальных (оборотных) и нематериальных активов, продажная стоимость валютных ценностей, ценных бумаг не входят в состав выручки.

 

Рентабельность- прибыльность или доходность Относительной характеристикой финансовых результатов и эффективности деятельности предприятия является рентабельность. Показатели рентабельности определяют относительную доходность предприятия, измеряемую в процентах к затратам средств или капитала с различных позиций. Для оценки уровня эффективности работы предприятия получаемый результат (валовой доход, прибыль) сопоставляется с затратами или используемыми ресурсами. Соизмерение прибыли с затратами означает рентабельность, или, точнее, норму рентабельности.

Предприятие, осуществляющее хозяйственную деятельность, заинтересовано не только в получении максимальной прибыли, но и в эффективности использования вложенных в производство средств, исчисляемых размером прибыли, полученной предприятием за определенный период времени (месяц, квартал, год), на один рубль производственных фондов, капитала, оборота (реализованной продукции), инвестиций, текущих издержек производства. При анализе хозяйственной деятельности предприятия и разработке планов развития производства различают показатели рентабельности капитала и продукции, инвестиций и оборота и др

Показатели рентабельности:

-рентабельность производства - это показатель эффективности производства, определяемый отношением общей (балансовой) прибыли к среднегодовой стоимости основных производственных и нормируемых оборотных средств.

-издержек (продукции) - определяется как отношение прибыли от реализации продукции к затратам на ее производство и реализацию.

-продаж - дает возможность узнать, сколько прибыли приходится на единицу реализованной продукции. Данный показатель определяется как отношение валовой прибыли (либо чистой прибыли) к выручке от реализации.

-активов - представляет собой процентное отношение балансовой прибыли (либо чистой прибыли) предприятия к стоимости его активов (основным и оборотным средствам). Показывает, сколько рублей прибыли приносит один рубль, вложенный в активы предприятия.

-текущих активов - свидетельствует об эффективности использования оборотных активов. Рассчитывается как отношение балансовой прибыли (либо чистой прибыли) предприятия к стоимости его оборотных активов.

-собств. акц. капитал


 

 

34.Планирование как функция управления. Принципы и методы планирования.

1. Планирование – это направление усилий на достижение поставленной цели. Рассматривается несколько вариантов развития, выбирается лучший и разрабатываются планы:

-текущие;

-перспективные (на 5 лет);

-стратегические (на 10 лет и более).

Планирование-особая форма деятельности, направленная на разработку и обоснование программы экономического развития фирмы и ее структурных звеньев на определенный период в соотношении с целью ее функционирования и ресурсным обеспечением.

Роль и практическое значение планирования:

1. планирование поощряет руководителей всех уровней постоянно мыслить перспективно

2. обеспечивает более четкую координацию предпринимаемых фирмой усилий

3. ведет к установлению показателей деятельности для последнего контроля

4. побуждает фирму более четко определить свои задачи

5. делает фирму более подготовленной к внезапным переменам обстановки в будущем

6. формальный план лучше организует деятельность всех служб и подразделений организации на достижение поставленных целей и задач

Задачи планирования.

-комплексная разработка программы деятельности фирмы и ее внутренних подразделений на определенный промежуток времени

-формулирование и реализация стратегических целей и задач фирмы и их ранжирование

-разработка производственных заданий в точном соотношении со спросом на продукцию и услуги, заключенными договорами и собственными производственно-техническими возможностями

-обеспечение минимальных затрат на производство и реализацию продукции

-организация слаженной, совместной работы всех звеньев производства

-выявление и поддержание рациональных внутрипроизводственных связей и пропорций

-обеспечение равномерного выпуска продукции

Формы планирования:

-директивное

-индикативное

Директивное-процесс принятия решений, имеющих обязательный характер для объекта планирования.

Индикативное -носит направляющий, рекомендательный, не обязывающий для исполнения характер.

По содержанию плановых решений

-стратегическое планирование

-тактическое

-оперативно-календарное

-бизнес-планирование

Стратегическое планирование-создание потенциала для выживания фирмы в условиях изменений внутр и внеш среды.

Тактическое планирование-процесс создания предпосылок для реализации стратегии и новых возможностей для фирмы.

Оперативно-календарное-конкретизация показателей тактического плана с целью организации повседневной работы фирмы и ее структурных подразделений.

Цель бизнес-планирования-оценка целесообразности внедрения того или иного мероприятия.

К основным принципам планирования относятся:

• непрерывность планирования.

• научность.

• нацеленность планов на рациональное использование всех ресурсов предприятия, на повышение эффективности про­изводства и на достижение максимальной прибыли;

• принцип ведущих звеньев и приоритетность их реализа­ции.

• принцип взаимной увязки и координации.

В отечественной практике применяются различные методы планирования на предприятии:

балансовый метод, наиболее широко используется при пла­нировании на народнохозяйственном уровне. Он применяется и на уровне предприятия. При использовании этого метода составляются следующие виды балансов:

• материальные (балансы топлива, электроэнергии, обору­дования, строительных материалов и т.д.);

• трудовые (баланс рабочей силы);

• финансовые (баланс денежных доходов и расходов, бух­галтерский баланс, кассовый план и др.);

нормативный метод, сущность его заключается в том, что при планировании применяется целая система норм и нор­мативов использования ресурсов предприятия (нормы рас­хода сырья и материалов, нормы выработки и обслуживания, трудоемкость, нормы численности, нормативы использова­ния машин и оборудования, нормативы организации произ­водственного процесса, длительность производственного ци­кла, запасы сырья, материалов и топлива, незавершенного производства).

программно-целевой метод, в основном используется при планировании НТП, так как он позволяет:

сосредоточить и направить ресурсы предприятия на выпол­нение важнейших научно-технических программ;

обеспечить сквозное планирование — от идеи до внедрения в производство;

увязать реализацию научно-технических программ с пла­ном экономического и социального развития предприятия;

метод планирования по технико-экономическим факторам, применяется в основном при планировании издержек произ­водства и реализации продукции, производственной програм­мы и других разделов плана экономического и социального развития предприятия.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 905; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.119.251 (0.027 с.)