Бумага, природный и бросовый материалы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Бумага, природный и бросовый материалы



Эти материалы широко используются в детском саду (как отдельно, так и в сочетании друг с другом) для изготовления различных поделок и игрушек, что является не только полезным, но и интересным занятием для детей.
Детям дают различные сорта бумаги: плотная настольная, писчая, глянцевая, полуватман, а также тонкий картон.
Разнообразие природного материала (шишки, желуди, ветки, семена, трава и т.д.) и легкость обработки позволяют широко использовать его в работе с дошкольниками.
Воспитатель вместе с детьми своевременно заготавливают природный материал и пополняют его запасы в течение всего года. Косточки от фруктов (слив, абрикосов, персиков), тщательно промытые и просушенные, собираются в любое время, а вот семена ясеня, клена — только зимой.
Каждый вид материала хранится в отдельной коробке или пакете. При создании поделок используются дополнительные материалы: бумага, картон, пластилин, проволока, спички; клей — казеиновый, синтетический, декстриновый и инструменты — нож, ножницы, шило, иголка.

Музыкальное воспитание дошкольников.

Методика музыкального воспитания как часть артпедагогики имеет общую с ней цель: формирование средствами искусства гармоничной социально адаптированной личности ребенка с проблемами в развитии. Достижение этой цели становится возможным, когда решаются средствами музыки нижеследующие конкретные задачи воспитания и обучения, коррекции отклонений в развитии детей:

- Приобщать детей к художественно-эстетической культуре средствами музыкального искусства, формировать художественную культуру личности, единство эстетических чувств, навыков исполнительской деятельности и норм поведения средствами музыки.

- Формировать интерес к музыкальному искусству, обеспечивать музыкально-эмоциональное развитие, отзывчивость на музыку - от импульсивных откликов на простейшие музыкальные явления до более выраженных и разнообразных эмоциональных реакций, характеризующихся мимическими, двигательными и речевыми проявлениями.

- Обеспечивать информационно-познавательные потребности детей в музыкальном искусстве, через участие в художественно-музыкальной деятельности. Обогащать детей музыкальными впечатлениями, развивать их сенсорно-музыкальные способности, тембровый, ладово-высотный, динамический, ритмический слух, содействовать первоначальному проявлению музыкального вкуса, сначала формируя избирательное, а затем оценочное отношение к музыке.

- Активизировать потенциальные возможности детей, обеспечить развитие эмоционально-художественных, нравственно-эстетических, коммуникативно-рефлексивных основ личности средствами музыкального искусства и движений.

- Формировать предпосылки и элементарные музыкально-творческие проявления, способности выражения своего Я во всех доступных детям видах музыкальной деятельности.

- Осуществлять средствами музыки и движений профилактику и коррекцию имеющихся отклонений в развитии психических функций, эмоционально-волевой, моторной сферах, создавать условия для социокультурной адаптации ребенка посредством общения с музыкальным искусством в активной музыкальной деятельности.

С точки зрения психологии восприятие - это отражение в сознании человека предметов и явлений в совокупности всех их свойств и частей. Восприятие - это сложный процесс, в котором принимают участие различные зоны коры головного мозга человека и его подкорки. Что же касается музыкального восприятия - то это процесс отражения, становления в сознании человека музыкального образа произведения. Он тесно связан с другими психическими процессами: эмоциональными переживаниями, мышлением, речью, воображением, памятью. Восприятие музыки зависит от уровня развитости музыкальных и творческих способностей воспринимающего, включает его прошлый жизненный опыт и опыт общения с музыкой.

Для развития музыкального восприятия на раннем этапе очень важны внешние движения: пение мелодий, игры и танцы под музыку. Это способствует созданию музыкального образа у ребёнка, что в свою очередь необходимо для восприятия музыкального произведения. По мере развития музыкального восприятия необходимость в этих помощниках постепенно сходит на нет.

Восприятие можно охарактеризовать определёнными свойствами. Некоторые, такие как образность и эмоциональность, характерны только для музыкального или художественного восприятия, а такие, как целостность, ассоциативность, константность, избирательность, осмысленность характерны для всех видов восприятия.

Эмоциональность - восприятие красоты музыки, мыслей и чувств, которые она пробуждает. Она может быть как осознанной, так и неосознанной. Человек может просто проникнуться настроением музыки. Но для того, чтобы понимать красоту музыки, требуется определённый музыкальный опыт и подготовка. Тот факт, что музыка воздействует на эмоции человека, был известен ещё в древности. Более того, это воздействие иногда может достигать невероятной силы. Человек может преисполниться счастьем или, наоборот, отчаянием, слушая ту или иную музыку.

Целостность. Образность. Это свойства любого восприятия. Человек воспринимает окружающий мир как целостную картину, состоящую из отдельных свойств и элементов. Это свойственно также и музыкальному восприятию. Музыкальное произведение - это единое целое, которое включает в себя отдельные элементы музыкальной речи: мелодию, ритм, гармонию, тембр. Музыкальный образ - это единство различных средств музыкальной выразительности, переработанных композитором творчески для передачи определённого смыслового содержания. Он воспринимается целостно, но с разной степенью глубины, что зависит от уровня музыкальной развитости слушателя.

Осмысленность. Мышление способствует более глубокому и многогранному восприятию музыкального произведения. Отличительной чертой для него является эмоциональная окрашенность. Восприятие музыки невозможно без мышления. Оно сопровождается оценкой эстетической стороны музыки, её идей и содержания, средств музыкальной выразительности, из которых и формируется музыкальный образ. Конечно, недостаточно развитый слушатель может воспринять только эмоциональную окраску произведения, но такое восприятие нельзя назвать полным. Оно непременно сопровождается аналитико-синтетической деятельностью мозга.

Музыка - это искусство, протяжённое во времени. Соответственно и восприятие музыкального произведения происходит во времени, постепенно, вместе с развитием этого произведения. Так можно описать процесс восприятия при первом прослушивании. В дальнейшем же слушатель начинает воспринимать произведение как целостный художественный образ, но не сразу. В становлении этого полноценного музыкального образа выделяют несколько стадий. Наиболее заметны они у мало подготовленных слушателей (детей, например). Каждая из этих стадий имеет свои особенности.

Первая стадия характерна для первого и, возможно нескольких последующих прослушиваний произведения. На этом этапе слушатель получает лишь общее представление о произведении, воспринимает его эмоциональную окрашенность. Иногда это вызывает явно положительные эмоции, а иногда наоборот, оставляет в человеке равнодушное или даже неприятное ощущение от прослушивания. Используется ли при этом сотворчество, мышление и в какой степени - зависит от развитости человека, причём не только музыкальной, но и интеллектуальной, умственной; его возраста и жизненного опыта, психических особенностей.

Вторая стадия появляется на повторных прослушиваниях всего произведения или его частей и носит характер восприятия более дифференцированный. Слушатель начинает замечать и обдумывать отдельные выразительные свойства произведения, средства музыкальной выразительности. Этот процесс может проходить естественно, при многократном прослушивании произведения. При этом слушатель усваивает ранее полученные впечатления и воспринимает новые, которые на них наслаиваются. Так, постепенно произведение превращается для человека в нечто родное и любимое. Дифференциация восприятия может быть организована искусственным образом, на музыкальных занятиях в школе, например. Человек более компетентный, в данном случае, учитель музыки, помогает слушателям более глубоко вникнуть в произведение. Они получают определённые представления о форме произведения, его средствах музыкальной выразительности, но личное впечатление от этого произведения остаётся у каждого своим. На этой стадии эмоциональное свойство восприятия уступает главенствующую роль мышлению и музыкальному слуху, но не исчезает совсем. Результативность этой стадии зависит также от развитости воспринимающего, его заинтересованности, опыта как жизненного, так и музыкального.

Третья стадия - это синтез двух первых стадий. Эмоциональность первой стадии сочетается с осмысленностью второй и, в итоге восприятие становится полноценным и глубоким. Именно тут выявляется творческая сторона восприятия, способность к сотворчеству, о которой мы говорили ранее.

 

На музыкальных занятиях происходит музыкальное развитие детей. Дети не только слушают музыку, но также поют, танцуют, играют в специальные музыкальные игры, благодаря чему у них появляется опыт музыкального восприятия.Постепенно, вместе с взрослением, приобретением опыта, овладением речи и восприятие музыки приобретает более осмысленный характер, ассоциативный ряд становится всё более и более богатым. Ребёнок в состоянии определить характер произведения. Помимо этого, важную роль в развитии восприятия играет среда, в которой ребёнок живёт. Любовь к хорошей музыке в семье будет хорошим подспорьем для развития детского восприятия музыки.

Очень важно для развития восприятия детей овладение ими различных средств музыкальной выразительности. Ребёнку нелегко представить в уме темп, динамику, качество звучания песни, которую ему нужно спеть. Из-за этого он пробует петь, одновременно изучая варианты и выбирая лучший из них, наиболее соответствующий тому, который он представляет. Постепенно, вместе с его музыкальным развитием всё это он проделывает в уме. В отличие от импровизации, при которой происходит непроизвольное комбинирование музыкально-слуховых представлений, в процессе интерпретации музыки развивается логически аргументированное воображение учащихся, которое несомненно оказывает влияние и на развитие восприятия. Но естественно, что дети осваивают и начинают различать музыкальные средства постепенно: от более простых к более сложным. Взять, например, тембр. Ребёнок различает тембры музыкальных инструментов и человеческих голосов по таким признакам, как: мягкий, грубый, светлый, тёмный. Но для того, чтобы спокойно различать тембры, ориентироваться в них, мало прослушать одно произведение. Нужно слушать много произведений с использованием этих тембров. Ребёнок лучше отличает инструменты с контрастными тембрами. Систематичное обогащение тембровых представлений у ребёнка благотворно влияет на более широкое яркое раскрытие музыкального образа.

Более сложным элементом для восприятия является гармония. Её различие требует специальной подготовки, которая включает двух-, трёхголосное пение и музыкальные упражнения. Большое внимание в процессе анализа музыки уделяется определению формы произведения.

И, в итоге, в старших классах школьники способны в своих высказываниях не только раскрывать характер произведения, его развитие, но и определять наиболее яркие средства выразительности, придающие своеобразие и неповторимость музыкальному произведению.

Но всё это далеко не самое главное на музыкальном занятии. Самое главное - это развить в ребёнке способность, слушая слышать музыку, чувствовать её и понимать. Необходимо подвести детей к эмоционально-образному слышанию звучания. А это, прежде всего - слушание всей музыкальной ткани произведения. Раньше всего дети реагируют на темп и динамику произведения. Также они легко определяют общий характер звучания: мягкий или жёсткий, резкий, певучий или порывистый; повествовательный, вопросительный, повелительный.

Мы уже говорили, что для развития восприятия необходимо детям освоить средства музыкальной выразительности. Но не сказали о том, что особое место тут занимает мелодика. Именно в мелодии зачастую заключается главный смысл произведения. И очень важно, чтобы дети это поняли. Тогда они смогут отойти от зрелищно-событийного восприятия музыки, которое им присуще и прийти к восприятию образному. Когда дети на основании услышанного ими воссоздадут тот образ, что был заложен в произведение композитором и исполнителем - это будет наивысшая форма развития восприятия для дошкольника.

Хорошая музыка способна формировать высокие моральные представления и ценности. Существует разная музыка: духовная, народная, классическая, современная. Все виды музыки могут быть доступны ребёнку. Они связаны между собой и невозможны один без другого, но самое главное, чтобы музыка могла воспитывать хорошее, доброе в человеке. И помощником в этом ей будет богатый музыкальный язык. Развитие музыкального восприятия вносит огромный вклад в общее психическое становление личности ребёнка.

Коррекционные возможности музыкального искусства в различных его сочетаниях по отношению к ребёнку с проблемами в развитии проявляются, прежде всего, в том, что они выступают источником позитивных переживаний ребёнка, рождают новые креативные потребности и способы их удовлетворения, обеспечивают формирование музыкальной культуры и осуществляют коррекцию отклонений в познавательной, эмоционально-волевой и личностной сферах, создают условия для социальной адаптации.

В своём классическом труде «Психология музыкальных способностей» Б.М. Теплов пишет: «Музыкальность человека зависит от его врождённых индивидуальных задатков, но она есть результат развития, воспитания и обучения». Если нет глубоких патологий мозга, то музыкальность глухого ребёнка формируется точно так же как и слышащего.

Современные исследования в специальной психологии и педагогике объективно подтверждают положительное влияние музыки на детей с различными отклонениями в развитии. Области научного обоснования возможностей развития и коррекции отклонений в развитии детей средствами художественной деятельности в последнее время значительно расширились.

При применении методов музыкальной терапии, наследственные задатки детей реализуются в способности через преодоление физических недостатков слухового и зрительного восприятия, и появляется реальная возможность выводить детей на более высокую ступень духовного развития. Многообещающие возможности музыкальных занятий с больными детьми могут быть полезными для продолжения опыта в центрах реабилитации и в спецшколах. Таким образом, музыка для многих слабослышащих и слабовидящих детей может стать, прежде всего, формой психофизической и социальной реабилитации. Происходит активизация сознания ребёнка, проясняются его возможности для дальнейших занятий музыкой.

Музыка нужна любому человеку, она развивает слух, голос, память, пластику движений, чувства. Притом, не только те чувства, что вызваны конкретными образами, как при восприятии словесного или зрительного ряда. Музыка помогает воспринимать гармонию и дисгармонию мира через звучащий абстрактно-музыкальный образ. Именно поэтому она мощно развивает не только эмоции, но и интеллект человека, что необходимо больным детям для их гармонического развития, поскольку они живут в звуковом или зрительном дефиците и многое воспринимают интуитивно.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 428; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.23.30 (0.018 с.)