Традиционность. Религиозность. Символичность.-принципы. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Традиционность. Религиозность. Символичность.-принципы.



Искусство.

Наследие индийского искусства необъятно. Религиозные идеи и моральные установки индийского общества запечатлены в первую очередь в литературных памятниках. На протяжении длительного периода (с середины II тысячелетия до н.э. до IV в. н.э)/ складывались два индийских эпоса «Махабхарата»и «Рамаяна». В основе сюжета первого из них лежит вражда двух царских родов: братьев Пандавов и Кауравов, борьба которых заканчивается торжеством попранной справедливости. В сюжет вплетены многочисленные вставные эпизоды, сказания, даже философский трактат "Бхагавадгита". Царевич Рама, герой «Рамаяны» отправляется на поиск похищенной демоном – Раваной своей жены Ситы. Оба эпоса существовали в устной традиции и на протяжении многих веков передавались певцами-сказителями.

«Махабхарат» и «Рамаяна» до сих пор очень популярны в Индии, по их сюжетам поставлены кинофильмы. Оба эпоса всегда были неисчерпаемым источником тем и сюжетов индийского искусства.

Памятников изобразительного искусства с середины II-середину I тыс. до н.э. почти не сохранилось. Брахманская традиция не знала храмового строительства и развитого изобразительного искусства. Проследить развитие индийского искусства можно лишь с III в. до н.э., с эпохи правления династии Ашоки, по повелению которого строились буддистские храмы и каменные колонны, украшенные капителями. Одна из них, знаменитая львиная капитель, стала национальной эмблемой современной Индии.

В эпоху Гуптов сложилась практика храмового строительства. В Индии появляются вначале пещерные храмы (в частности, вблизи города Аджанты). Содержанием росписей пещерных храмов была жизнь Будды. В правление Гуптов успехи в архитектуре и живописи были столь значительны, что этот период можно считать ''золотым веком" индийского искусства. Изображение Будды приобретает всё большую углублённость и одухотворенность. Рассказы о перерождениях Будды занимают значительное место в литературной прозе древней Индии

Особую роль в культуре Индии играло искусство танца. Разнообразные школы классического индийского танца возникают и оформляются в первые века новой эры. Театральное искусство включало в себя танец, сценическую игру и музыку. Танец являлся неотъемлемой частью театра, а в последствии выделился в самостоятельный жанр. Индийцы рассматривали танец как зримую поэзию. Воздействие танца должно было соответствовать воздействию прекрасной поэзии. Танцевальные движения, позы, жесты, мимика, представляли собой своеобразный символический язык. В танцах оживали индийские мифы и сказания. Удивительной особенностью индийского танца являются именно жесты. В своей статье, посвящённой классическому танцу Индии, Сунил Котхари пишет: "Жесты могут быть подражательными, описательными, подсказывающими и даже символическими, они передают целую гамму чувств и мыслей. Они говорят: приди, уйди, нет; они благословляют, ладонь становится благословляющей чашечкой лотоса, с кончиков пальцев слетают птицы движения могут обозначать небо и землю, семь морей и преисподнюю. Они говорят, в буквальном смысле говорят. Постепенно входя в мир этого танца, зритель начинает легко читать символику движений и помещать прочитанное в конкретный контекст.”[1]

Соотношение различных видов искусств в культурах неодинаково. В европейской культуре танец никогда не был таким доминирующим видом искусства, как в индийской культуре. Современный индийский кинематограф (имеющий, кстати, самого массового зрителя) в некоторой степени позволяет представить какова в Индии роль танца и музыки. Ведь ими наполнены не мюзиклы, что было бы понятно для европейца, а обычные фильмы. Герои, отвлекаясь от текущих событий, вдруг начинают петь и танцевать. Во многих случаях происходит прямой пересказ смысла отношений танцем, своеобразная «пластическая трактовка» сюжета фильма.

Индийский танцевальный язык выполняет внутри цивилизации коммуникативную функцию. В Индии мелодическая основа сопровождает даже священные тексты Вед. Танец аккумулирует в себе самое существенное из индийской истории. Искусство танца оказало огромное воздействие на изобразительное искусство. Когда смотришь индийский танец, то видишь как будто ожившие изваяния. Характерной особенностью танца является особая скульптурность поз и танцевальных движений, что превращает его в движущуюся скульптуру, а скульптору в застывший танец. Синтез исконно индийской и мусульманской традиции в искусстве Индии проявился как в танце, так и в изобразительном искусстве, в частности в индийской миниатюре.

С историей индийского народа и его повседневным бытом было связано декоративно-прикладное искусство Индии. Изделия индийских ремесленников: ювелирные украшения и оружие, ткани и ковры, статуэтки и сосуды – поразительны по своему художественному мастерству; в них выражены представления индийцев о красоте и гармонии.

 

 

9. Искусство Востока: основные художественные принципы (мусульманская цивилизация).

С 7. в. н.э.

Традиционность. Религиозность. Символичность.-принципы.

ИСЛАМСКОЕ (МУСУЛЬМАНСКОЕ) ИСКУССТВО – искусство, выработанное народами Ближнего и Среднего Востока в период средневековья на основе культурных традиций этого района и принципов ислама.

Включение в состав Арабского халифата огромных территорий от Пиренейского полуострова и Северной Африки на западе и до Инда и Сырдарьи на востоке, завоеванных арабами-мусульманами в 7–8 вв., стало важным историческим событием раннего средневековья. Выйдя за пределы Аравийского полуострова, арабы в ходе завоеваний (футух), столкнулись с культурой соседних стран. При этом традиции античной Греции и Рима, Византии соединились в арабском халифате с иранской культурой эпохи Сасанидов, раннехристианской культурой коптов Египта и доисламской культурой арабов. В результате этого кросс-культурного контакта возникли предпосылки, способствовавшие выработке новых эстетических канонов. Столь тесное переплетение традиций, навыков, научных знаний оказало чрезвычайно благодатное воздействие на творческую мысль мастеров исламского мира. Уже через короткое время стали заметны положительные сдвиги практически во всех сферах жизни: поэзии, философии, истории и историографии, медицине и фармацевтике, математике, астрономии, географии и различных видах искусства.

С самого начала искусство мусульманских стран отличалось самобытностью, что было связано с этнической культурой. Однако исламизация, охватившая все пространство, выработала общие принципы, которые стали обязательными для всех уголков мусульманского мира.

Считается, что ислам запрещает изображение живых существ, в первую очередь, людей. Однако этот запрет доктринально никогда не был зафиксирован, ибо восходит к более ранним табу на изображение божеств, распространенных на Ближнем Востоке. Однако в Иране, где еще до прихода сюда ислама, существовала традиция изображения сцен из жизни правителей в миниатюре, настенной живописи, ковроткачестве, этот запрет никогда не был тотальным. Со временем отказ от этого запрета (с некоторыми исключениями) стал проявляться и в культуре арабских стран.

Каллиграфия

(хатт или хутут – араб.) в искусстве ислама занимает особое место. Первоначально арабская каллиграфия возникла на базе копирования Корана, который считается творением Аллаха, поэтому написанное слово само по себе получило сакральный смысл.

Книжная миниатюра.

Стремление художников создать искусство, которое отражало бы образы излюбленных народом литературных сюжетов и героев, нашло свое выражение в иллюстрациях и в миниатюрной живописи. Миниатюра получила распространение, прежде всего, в Иране, Средней Азии и Индии, где запрет на изображение живых существ никогда не был тотальным.

В правление Газневидов (Хорасан, Афганистан и Северная Индия – 977–1186) уже создавались иллюстрированные манускрипты, образцы которых дошли до наших дней. Копиисты рукописей и художники-иллюстраторы работали при дворе Фатимидов. Но после падения Фатимидов в 1171 они перекочевали в Багдад, где правители по-прежнему покровительствовали людям искусства. Именно здесь, в Багдаде, началось изготовление иллюстраций к книгам.

Керамика.

Из немногочисленных предметов, сохранившихся со времени Омейадов, самыми интересными являются сосуды, относящиеся к типу так называемой «terra sigillata». Это сравнительно небольшие сосуды из хорошей глины белого или светло-серого цвета без росписи и глазури, но украшенные рельефным орнаментом и надписями. К 8–9 вв. относится керамика, полученная в результате археологических раскопок близ г.Самарра, временной столицы Аббасидов. Она отличается обилием форм и типов. Лучшие образцы неглазурованной бытовой керамики Самарры имеют строгую форму. Они украшены орнаментом растительного и геометрического характера, нанесенным на посуду путем нарезки, штампа или раскраски. В глазурованной расписной керамике очень распространены растительные мотивы и надписи, выполненные обычно темно-синим (кобальт) или зеленым цветом на светлом фоне. Но в то же время уже встречались изделия с подглазурным орнаментом. В этом случае узор еще до нанесения глазури прорезался сквозь белый ангоб до красного теста. Именно сирийско-месопотамские керамисты 9 в. изобрели технику полихромной надглазурной люстровой росписи, ставшей одним из излюбленных приемов украшения керамики на всем Востоке.

Художественное стекло.

Стекло на Востоке известно с древних времен. Британские археологи во время раскопок на территории древней Ассирии нашли стеклянные предметы, а вместе с ними и рецепты изготовления стекла. Стеклянные изделия делали уже в древнем Египте, Финикии и соседних странах. Многие техники того времени были переняты и использованы более поздними поколениями, некоторые из них удержались до позднего средневековья. Техника выдувания стекла, возникшая на рубеже старого и нового времени в Сидоне (ныне г.Сайда в Ливане), тогда важнейшем центре стекольного производства, уже в 8–9 вв. сделала возможным изготовление первых прозрачных тонкостенных сосудов самой разнообразной формовки. Формы для выдувания делалась либо из дерева, либо из глины.

Художественный металл.

Металл обрабатывался на Ближнем Востоке еще до прихода арабов. Но с началом мусульманских завоеваний оружейные мастерские получили большое распространение, ибо в них изготовлялось холодное и огнестрельное оружие.

Географ 12 в. Абу Абдалла Мохаммад аль-Идриси писал, что арабам была известная индийская сталь, которая в то время считалась лучшей. Арабская рукопись 13 в., хранящаяся в Лейденской библиотеке Нидерландов, сообщает, что часть клинков делалась из металла, который привозили с Цейлона, а в 17 в. арабские мастера уже превзошли индусов. С этого времени Каир стал главным рынком оружия в Восточном Средиземноморье.

Ковроткачество.

Наиболее полно эстетические пристрастия мусульманских народов различных территорий демонстрируют ковровые изделия. Как известно, ковроткачество всегда было популярным занятием среди кочевников. Первые ковры имели примитивный рисунок, но с усовершенствованием красок и технологии производства ковровые изделия превратились в произведения искусства. Научный интерес к коврам возник в Западной Европе параллельно с высокой оценкой старых персидских ковров по признаку их художественных качеств, появившейся во второй половине 19 в. Преобладающее большинство образцов старинных ковров принадлежит культуре ислама, ибо для мусульманина ковер был тем сакральным местом, на котором он совершал молитву. В тех местах, где ковроткачество входит в обязательный минимум навыков женщины, невеста дарит ковер жениху. Порой ковер становился и погребальным саваном для мусульманина.

Ювелирное искусство, садово-парковое искусство, архитектура и музыка.

Подробнее Из Энциклопедии КРУГОСВЕТ:

http://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/izobrazitelnoe_iskusstvo/ISLAMSKOE_MUSULMANSKOE_ISKUSSTVO.html?page=6,0&1=

 

10. Особенности развития античного искусства и их влияние на формирование эстетической проблематики.

Новационность, мифологичность, жизнеподобие.

Доминирующие виды.

Эстетическая проблематика:

искусство как техне (умение),

Категория прекрасного у Сократа и Платона.

 

11. Периодизация античной эстетики. Искусство и культура Древнего Рима: общая характеристика.

Римская архитектура (арка), римский скульптурный портрет.

12. Искусство Византии и основные понятия византийской эстетики.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 377; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.90.131 (0.019 с.)