Міфологічне мислення. Філософія міфу. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Міфологічне мислення. Філософія міфу.



Понятие "миф и философия" воспринимается сознанием как многоаспектное единое целое благодаря огромному количеству исследовательских работ. Это проблема не просто актуальна в наши дни, а ее актуальность только растет и исходя из этого – она весьма далека от завершения Проблема постепенно меняет своё качество благодаря ряду выдающихся открытий, стремительно расширивших горизонт человеческих знаний.

Мифологическое мышление — форма осмысления действительности, в которой соединялись первобытные верования и образное отношение к миру, зачатки эмпирических знаний.

Закон функционирования мифологического мира - закон метаморфоз, т.е. убеждение во взаимной превращаемости всего сущего, в фундаментальном и неустрашимом всеединстве жизни, в кровном родстве всего существующего. Мифология основывается на родовых интуициях, а человек любой эпохи не способен обойтись без таких интуиции.

Миф – сказание, передающее верования древних народов о происхождении мира и явлений природы, о богах и легендарных героях.

Миф более обоснованно рассматривать не как вымысел, а как особый способ духовного освоения мира, который находится с философией (логосом - единым, общим для всего существования законом) в сложных и неоднозначных отношениях. Миф объединяет элементы теории и художественные творчества.

Отличительная черта мифа – это отождествление образа и предмета, субъективного и объективного, внутреннего и внешнего, части и целого, представление, что "все во всем". Другими словами, миф приписывает каждой вещи свойства других вещей. Древний человек не видел особой разницы между природой и человеком или животным; он их отождествлял. Более того, он наделял природу чертами и свойствами живого, разумного существа: эмоциями, переживаниями, стремлениями. В мифах мы сталкиваемся с антропоморфизмом (очеловечиванием природы). В результате, явления природы становятся одушевленными, чувствующими, деятельными. Миф полон жизни, фантастики, волшебства. Но в отличие от сказок, легенд и фольклора волшебство в мифах имеет иную природу.

Миф нельзя назвать сказкой, потому что сказка – продукт народного творчества, она вполне сознательно придумывается с заранее намеченной целью и идеей, причем и рассказчик, и слушатель понимают сказочную выдумку и ее условность. миф не является оправданием чего-то, он есть органическое продолжение общественной жизни людей, распространяемой на природу. Тем самым осуществлялась возможность овладения ею, она становилась близкой и понятной. Отсюда вытекает и основная функция мифа – социально-практическое освоение мира. Оно возможно только в коллективе. Миф – порождение коллективного сознания, поэтому в нем преобладают коллективные чувства и представления. Он зарождается на стадии общинно-родовой жизни, а другой реальности для древнего человека не существовало.

Філософія Піфагора та його школа.

Пифагор попытался создать “аристократию духа” в лице своих учеников, которые вели государственные дела так отменно, что поистине это была аристократия, что значит “владычество лучших”. Популярность Пифагора объясняется незаурядными личными качествами философа и его умением увлечь за собой людей. Но не только сила личности и мудрость Пифагора, а и высокая нравственность проповедуемых им идей и жизненных принципов, притягивала к нему единомышленников. Именно талант политического оратора и религиозного проповедника принесли Пифагору успех. Нравственные принципы, проповедуемые Пифагором и сегодня достойны уважения и подражания.

В религиозно-философском учении раннего пифагоризма различаются две части: “акусмата” (услышанное), т.е. положения, устно и без доказательства, преподнесенные учителем ученику, и “математа” (знание, учение, наука), т.е. собственно знания.

Первая часть включала в себя указания на смысл вещей, предпочтительность тех или иных вещей и действий. Обычно они преподавались в форме вопросов и ответов: «Что такое острова блаженных? - Солнце и Луна. Что самое справедливое? - Принесение Жертв» (имеется ввиду самое справедливое- принесение себя в жертву, как сделал Иисус) и т.д.

Пифагорейцы имели множество символических изречений. Акусмы – собрания этих изречений, заменяли собой устав общества. Некоторые из акусм:

- Сердце не ешь (т.е. не подтачивай душу страстями или горем)

- Огня ножом не вороши (т.е. не задевай гневных людей)

- Уходя не оглядывайся (т.е. перед смертью не цепляйся за жизнь)

- Не садись на хлебную меру (т.е. не живи праздно) и др.

Во второй же части – части знаний, Пифагору приписывают геометрические открытия, такие, как известная теорема Пифагора о соотношении гипотенузы и катетов прямоугольного треугольника, учение о пяти правильных телах, в арифметике – учение о четных и нечетных числах и т.д. Пифагор впервые употребил слово космос в его сегодняшнем смысле для определения всего мироздания и его важнейшую сторону – упорядоченность, симметрию, а значит, и красоту.

Однако и в учении Пифагора не обошлось без мистики,чегото туманного, а порой и вовсе смешного, причем смешного не только для нас и наших современников. Но и для современников самого Пифагора. Подобным было учение о бессмертии души, о посмертном переселении души человека в животных, о том, «что все рожденное вновь рождается через промежутки времени, что ничего нового на свете нет и что все живое должно считаться родственным друг другу».Из учения о переселении душ следовали и предписания, запрещающие убивать животных и питаться их мясом, так как в животном могла обитать душа умершего человека.

Многие весьма прохладно принимали эту часть пифагорейского учения и часто его осмеивали, приписывали иностранное влияние.

Пифагорейцы, предавшись математическим занятиям, считали началами всего - числа, так как в числах они находили много сходства с тем, что существует и происходит, и в числах первичные элементы всех математических начал.

Філософія науки та герменевтика.

Герменевтика – особое философское течение, в центре внимания которого проблемы понимания и интерпретации текстов, раскрытия смыслов, оказало определенное воздействие на развитие философии не только гуманитарных, но и естественных наук. Свое название герменевтика получила от имени древнегреческого бога Гермеса, который был посредником между богами и людьми - истолковывал волю богов людям и доносил пожелания людей богам. Соответственно - предметом исследования, как правило, является текст.

Основным принципом герменевтики является так называемый герменевтический круг: для понимания целого необходимо понять его отдельные части, но для понимания отдельных частей уже необходимо иметь представление о смысле целого. Например, слово может быть понято только в контексте фразы, фраза – только в контексте абзаца или страницы, а последняя – лишь в контексте произведения в целом, в свою очередь, последнее - невозможно без понимания до этого его частей. Возможно, я не совсем правильно кажу фразу И.А. Гирки, но суть ее была такова: «Трудно понять практику, не зная теории, и трудно понять теорию, не понимая практики». В сущности, я вижу это как раз, как герменевтический круг.

В философии науки герменевтический круг разрабатывается как взаимообусловленность теории и факта (или же эксперимента): факты (экперименты), на которых строится теория, всегда концептуально нагружены, а их отбор и интерпретации обусловлены той самой теорией, которую они должны обосновать.

Билет 6

Философия как критика мифа.

Мышление, при котором человек ставит под сомнение поступающую информацию или же собственные убеждения называется критическим. Мифология может быть представлена как система из двух уровней: образного, доставшегося ей от искусства, и более глубокого – понятийного, который по мере эволюции логического мышления становится все более важным. В какой-то момент этот развившийся из мифологии глубинный (понятийный) уровень прорывает оболочку образов и выходит на поверхность, заявляя о своей самоценности. Философия начинается с осознанного применения понятий. Это и есть точка перехода от мифологии к философии. Началом становления философии служит введение отвлеченных сущностей, а окончательно укрепляется она тогда, когда эти сущности начинают рассматриваться как понятия, формирующиеся в мозгу человека и выступающие в качестве предмета мышления. Философия начинается с вечных и неизменных понятий, и именно они – гарант бессмертия человеческого духа. В ней достигает своего расцвета отличающее человека от животных понятийное, отвлеченное, абстрактное мышление. Философское рождение в самосознании предполагает личные усилия, а критическая направленность мышления заставляет подвергать сомнению не только общепринятые архетипы, но и собственные выводы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 335; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.6.75 (0.005 с.)