Тема 10. Парламент в зарубежных странах 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 10. Парламент в зарубежных странах



Цель: сформировать знания о месте парламента в системе органов государственной власти зарубежных стран, его структуре и компетенциях, видах контрольных процедур, а также стадиях законодательного процесса в зарубежных странах.

Семинарское занятие – 2 часа

План семинарского занятия

1. Парламент в системе органов государства в зарубежных странах. Структура парламента и его компетенция.

2. Конституционно-правовой статус парламентария.

3. Законодательный процесс в зарубежных странах.

Методические рекомендации

Прежде всего, следует обратить внимание на понятие '"парламент" и сферу его применения на современном этапе. Попробуйте выделить отличия современного парламента от сословно-представительных учреждений, существовавших ранее в зарубежных странах. Обратите внимание на то, как зарубежные государства определяют этот орган в текстах своих конституций. Представляется важным, чтобы курсанты могли охарактеризовать представительный характер парламента, выделив некоторые принципы концепции народного (национального) представительства. Хотелось бы обратить внимание на значение верхних палат парламента как органов, главным образом, территориального представительства, а также на существующие в конституционном праве зарубежных стран исключения.

В зависимости от объема конституционной компетенции парламента следует различать ее виды. Анализируя законодательную компетенцию парламента, следует иметь в виду именно принятие законов. Обратите внимание на выделение понятия закона в формальном и материальном смысле в текстах самих конституций (ст. 70, 76 Конституции Италии, ст. 34, 38 Конституции Франции).

Необходимо определять значение понятий "функции парламента" и "полномочия парламента", разбираться, с помощью каких полномочий реализуются функции парламента. Важным представляется анализ различных полномочий парламента. Следует ориентироваться в вопросах делегированного законодательства, определить здесь возможные функции парламента, проанализировать нормы конституций, регламентирующие осуществление такого законодательства (Конституции Испании, Италии, Германии, Франции).

Важное значение имеют структура парламента и организация его палат. Следует уяснить способы формирования палат, возможную взаимосвязь структуры парламента с формой правления, политико-территориальным устройством и политическим режимом государства. Важно выявить взаимосвязь между порядком формирования верхней палаты и ее полномочиями. Целесообразно обратить внимание на такой способ разрешения конфликтов между законодательной и исполнительной властью, как роспуск парламента или его нижней палаты, и определить его значение в конституционном праве. Следует разобраться в системах организации руководства парламентами и их палатами, осознавать, почему в двухпалатных парламентах чаще всего отсутствует должность председателя парламента. В связи со структурой парламентов надо помнить о различного рода вспомогательных органах парламентов зарубежных стран, уметь оценивать их роль и характеризовать их черты, отличающие их от других органов.

Очень серьезным вопросом конституционного права зарубежных стран является статус парламентария. Надо иметь в виду, что исходным моментом является характер мандата парламентария. Необходимо четко различать свободный и императивный мандат, выделяя особые черты каждого из них. Обратите внимание на такие гарантии статуса парламентария, как иммунитет и индемнитет, имеющий два значения. В ряде стран существует некоторые особенности в сроках действия иммунитета. Курсантам следует ориентироваться во взаимоотношениях между парламентариями и политическими партиями, в которых они состоят.

Надо иметь в виду, что многие вопросы, относящиеся к организации и деятельности парламентов и статусу парламентариев, регулируются не только конституциями. Поэтому следует внимательно проанализировать регламенты палат и другие нормативные акты. Учитывая, что на современном этапе парламент в ряде зарубежных стран считается действующим в сессионном порядке, важно иметь в виду инициаторов созыва сессий парламента и субъектов права их созыва.

Представляется важной характеристика парламентских процедур. Значение имеют различия между сессией и заседанием, различие процедур на пленарных заседаниях палат и в комитетах, варианты голосования, способы сокращения парламентских дебатов.

Очень важным вопросом является порядок деятельности парламента по созданию законов, то есть законодательный процесс. Надо уметь определять стадии законодательного процесса и оценивать их значение. Конституции зарубежных стран по-разному регламентируют законодательный процесс, но достаточно конкретно. Обратите внимание на последние этапы законодательного процесса: "санкционирование", промульгацию и опубликование. Каждый из этих терминов несет в себе определенную смысловую нагрузку. Проследите, как конституции зарубежных стран называют эту стадию законодательного процесса, с какого момента законопроект становится законом. Целесообразно учесть особенности принятия органических, финансовых законов, законов о ратификации международных договоров.

Определяя иные специальные парламентские процедуры, следует отличать выборы от назначений, оценивать контрольные процедуры парламентов. Важно ориентироваться в формах контроля парламентов над правительством. Целесообразно выделить три основные модели соответствующих парламентских процедур.

Практическое занятие 2 часа

Терминологическое задание. Выписать в личный юридический словарь и усвоить содержание следующих понятий: «монокамерализм», «бикамерализм», «промульгация», «принцип ротации», «императивный мандат», «иммунитет парламентария», «индемнитет парламентария», «дисконтинуитет», «континуитет», «лоббизм», «интерпелляция», «вотум недоверия», «импичмент».

Практическое задание.

1. Начертить в рабочем блокноте схемы: «Стадии законодательного процесса в зарубежных странах», «Компетенция парламента в зарубежных странах», «Компетенция правительства в зарубежных странах».

2. Аргументировано дать письменные ответы на вопросы:

1) Когда и где возникли первые парламенты и какие названия они носили?

2) В каких случаях верхняя палата парламента считается сильной, а в каких слабой?

3. В рабочей тетради определить какими способами чаще всего формируются верхняя и нижняя палаты парламента.

4. В рабочей тетради определить какие существуют способы формирования правительства в зарубежных странах.

5. В рабочей тетради составить схему «Виды правительств в зарубежных странах».

Выполните следующие задания:

1. Определите, к какому виду относятся парламенты Германии и Италии с точки зрения классификации парламентов по объему их компетенции? Дайте ответ на основе анализа норм конституций этих стран.

2. Сопоставьте статьи конституций Франции, Италии и Германии, предоставляющие парламентам право делегировать свои полномочия.

3. Сопоставьте основные положения регламентов французского Национального собрания (в сборнике: Французская Республика. Конституция и законодательные акты. М.: Прогресс, 1989) и итальянской Палаты депутатов (в сборнике: Италия. Конституция и законодательные акты. М.: Прогресс, 1988).

Темы рефератов

1. Парламент в странах Восточной Европы.

2. Парламент в странах Востока.

3. Институт омбудмсмана в зарубежных странах.

Используемая литература: [1, 9, 11, 14, 15, 23, 24]

6. Рекомендуемые образовательные технологии

В соответствии с требованиями ФГОС ВПО по специальности 031001.65 - Правоохранительная деятельность, реализация компетентностного подхода предусматривает проведение лекционных, семинарских и практических занятий (60% аудиторных занятий), разбор конкретных ситуаций в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся.

Лекция выступает ведущей формой обучения. Лекции как форме обучения присущ ряд функций. Во-первых, лекция вооружает обучающихся знаниями и определяет научно-обоснованные пути решения практических задач. В этом проявляется познавательная функция лекции. Развивающая функция состоит в том, что в процессе передачи знаний она ориентирует обучающихся не на память, а на мышление, т.е. учит думать, мыслить научно. На лекции реализуется и воспитательная функция, т.к. ее содержание зачастую пронизано таким материалом, который воздействует не только на интеллект, но и на чувства и волю обучающихся. На лекции преподаватель всегда ориентирует обучающихся на высокую самостоятельную работу, обращает внимание на те моменты, которые требуют дополнительной проработки, дает советы по анализу наиболее проблемных вопросов. В этом состоит организующая функция лекции.

Занятия лекционного типа для соответствующих групп обучающихся не могут составлять более 40 % аудиторных занятий в целом по ООП.

Второе место среди форм обучения традиционно занимает семинарское занятие. Семинар применяется для обсуждения наиболее сложных тем учебной программы под руководством преподавателя, и, как правило, является производным от лекции, но не повторяет ее вопросы, а расширяет и углубляет их содержание.

Семинар является одной из наиболее сложных, поскольку обязывает его участников так организовать занятие, чтобы всех включить в активный мыслительный процесс, заинтересовать обсуждаемой проблемой и вовлечь в дискуссию.

Основными задачами семинара являются: закрепление, углубление и расширение знаний, полученных на лекции и добытых в процессе самостоятельной работы с источниками; формирование умений и навыков работать с литературой, анализировать источники права, готовить аргументированные выступления, логически правильно строить свои мысли, грамотно и убедительно говорить; проверка уровня усвоения программного материла и оценка знаний.

Подготовка обучающихся к семинарскому занятию предполагает: изучение и конспектирование рекомендованной литературы, выполнение письменных заданий, подготовку развернутых планов выступлений по учебным вопросам, вынесенным на обсуждение, индивидуальное консультирование у преподавателей.

На семинарском занятии обучающиеся должны научиться творчески мыслить, рассуждать, дискутировать, находить истину, опираясь на научные аргументы. Это способствует развитию мышления, учит умению спорить, отстаивать свою точку зрения.

Теоретические знания, полученные обучающимися на лекциях и семинарских занятиях, зачастую требуют определенного опыта для формирования умений и приобретения навыков в использовании этой теории на практике. Достигается это применением в учебном процессе различных форм практического обучения. К ним относятся: практические занятия и различные игры.

На данных занятиях обучающиеся занимаются отработкой практических задач, решение которых вырабатывает в юристе способность к постижению абстрактных понятий, способствует тренировке «гимнастике» ума. Цель данного рода работы заключается в формировании особой способности видеть и различать конкретные факты, повторяемость и неповторимость, общее и особенное правовых явлений.

В рамках изучения учебной дисциплины предусматриваются встречи с сотрудниками органов государственной власти.

В соответствии с ФГОС ВПО удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяются целями и задачами программы, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин, и в целом в учебном процессе должен составлять не менее 30 % аудиторных занятий. Практические занятия по темам 5,7,8,9, по усмотрению конкретного высшего учебного заведения, могут быть проведены с использованием интерактивных обучающих технологий в виде деловых и ролевых игр, разбора конкретных практических ситуаций.

 

Интерактивные образовательные технологии, используемые в аудиторных занятиях

Номер темы Вид занятия Используемая интерактивная образовательная технология Кол-во часов
  Л Проблемная лекция, презентация по теме  
ПР Анализ «досье ситуаций», метод «мозгового штурма», ролевая игра, тренинг  
  Л Проблемная лекция  
ПР Анализ «досье ситуаций», метод «мозгового штурма», ролевая игра, тренинг  
  Л Проблемная лекция, круглый стол, презентация по теме  
ПР Анализ «досье ситуаций», метод «мозгового штурма», ролевая игра, тренинг  
  Л Проблемная лекция, презентация по теме  
ПР Ролевая игра, тренинг  
  Л Проблемная лекция, круглый стол, презентация по теме  
ПР Анализ «досье ситуаций», метод «мозгового штурма», ролевая игра, тренинг  
Итого:  

 

7. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы обучающихся. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения

учебной дисциплины

В соответствии с программой курс учебной дисциплины «Конституционное (государственное) право зарубежных стран» состоит из 10 тем. Их изучение осуществляется не только на лекционных, семинарских и практических занятиях под руководством преподавателя, но также и в рамках самостоятельной работы.

Под самостоятельной работой понимается планируемая работа обучающихся, выполняемая по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия. Она предназначена не только для овладения знаниями по изучаемой учебной дисциплине, но и для формирования навыков самостоятельной работы в учебной, научной и профессиональной деятельности, способности самостоятельно решать возникающие проблемы. Дидактические задачи самостоятельной работы обучающихся состоят прежде всего в том, чтобы: закреплять знания и умения, полученные в часы аудиторных занятий, расширять и углублять их; формировать умения и навыки самообразования; развивать познавательную активность, самостоятельность мышления и творческие способности.

Самостоятельная работа – это завершающий этап в решении задач всех видов учебной работы. Кроме того, самостоятельная работа имеет важное воспитательное значение: она формирует самостоятельность не только как некоторую совокупность умений и навыков, но и как черту характера, играющую существенную роль в структуре личности современного специалиста

Достижение высокого конечного результата в изучении предмета зависит не только и не столько от преподавателя, сколько от уровня развития и степени подготовленности обучающихся. Успех обучения достигается благодаря их активной деятельности, осуществляя которую они демонстрируют уровень юридического кругозора, правовой культуры, а также степень овладения техническими решениями практических задач.

 

Примерный перечень вопросов для подготовки к зачету

1. Понятие конституционного права зарубежных стран.

2. Конституционно-правовые отношения, их виды.

3. Институты конституционного права зарубежных стран.

4. Методология изучения конституционного права.

5. Соотношение конституционного права с другими отраслями права.

6. Наука и учебный курс конституционного права.

7. Источники конституционного права зарубежных стран.

8. Понятие конституционного строя.

9. Экономическая система: понятие, основные черты.

10. Политическая система: понятие, составные элементы.

11. Многопартийность: ее причины, виды.

12. Виды партийных систем.

13. Роль партии в политической системе.

14. Однопартийная система: понятие, основные черты.

15. Политические партии: организационная структура, функции.

16. Понятие и сущность конституции.

17. Содержание и юридические свойства конституции.

18. Формализм и фиктивность конституций.

19. Виды конституций.

20. Конституционный контроль: основные виды, общая характеристика, формы деятельности.

21. Гражданство (подданство): понятие, основные черты.

22. Основные права и свободы граждан: понятие, классификация, гарантии реализации.

23. Понятие формы государства. Причины многообразия государственных форм.

24. Формы правления: понятие, виды.

25. Монархия: отличительные особенности, виды.

26. Абсолютная монархия, ее признаки.

27. Дуалистическая монархия, ее отличительные черты.

28. Парламентская монархия, ее признаки.

29. Правовое положение главы государства в различных видах монархий

30. Республика: ее виды.

31. Президентская республика, ее особенности.

32. Парламентская республика, ее признаки.

33. Смешанные президентско-парламентские формы правления.

34. Правовое положение главы государства в различных видах республик.

35. Формы правления в развивающихся странах.

36. Форма государственно-территориального устройства: понятие, основные черты, виды.

37. Унитарная форма: признаки, виды.

38. Федеративная форма государства: понятие, основные черты.

39. Субъекты федерации: понятие, правовой статус.

40. Понятие и формы государственной автономии, их отличительные черты. (Великобритания, Индия, Италия, Финляндия.)

41. Понятие политического режима, виды политических режимов.

42. Демократический режим: понятие, особенности в отдельных странах.

43. Тоталитарный режим: понятие, виды, признаки.

44. Фашизм, его сущность.

45. Военно-полицейский режим, его особенности.

46. Понятие избирательного права и избирательной системы.

47. Основные принципы избирательного права.

48. «Избирательная география», абсентеизм на выборах.

49. Виды избирательных систем.

50. Мажоритарная избирательная система: понятие, виды.

51. Смешанные избирательные системы.

52. Пропорциональная избирательная система: понятие, виды.

53. Референдум и плебисцит: понятие, основные черты.

54. Классификация органов государства (по горизонтали и вертикали).

55. Виды высших органов власти: понятие, отличительные черты.

56. Место главы государства и правительства в государственном механизме.

57. Глава государства: понятие, признаки, компетенция.

58. Правовой статус главы государства в различных видах монархий: способ замещения должности, компетенция, реальная роль в политической системе.

59. Правовой статус главы государства в различных видах республик, способ замещения должности, компетенция, политическая ответственность (импичмент).

60. Правительство: правовой статус в механизме государства, порядок формирования, компетенция.

61. Парламентская ответственность правительства, акты делегированного законодательства.

62. Конституционно-правовой статус парламента в государственном механизме.

63. Внутренняя организация парламента: структура, рабочие органы, партийные фракции, порядок формирования палат.

64. Компетенция парламента.

65. Законодательная процедура в парламенте.

66. Формы контроля за правительством.

67. Правовой статус депутата: формы парламентской деятельности, иммунитет и индемнитет.

68. Порядок формирования и структура Конституционного суда в различных странах (США, ФРГ, Франция).

69. Формы деятельности и компетенция Конституционного суда.

70. Акты конституционного контроля, их юридическая природа.

71. Взаимоотношения Конституционного суда с другими ветвями власти: парламентом, главой государства и правительством.

72. Понятие местного органа власти.

73. Правовой статус местных органов власти в механизме государства.

74. Структура, порядок образования местного самоуправления.

75. Компетенция органов местного управления.

76. Системы местного управления: виды, отличительные признаки.

77. Англосаксонская система местного управления, ее основные черты.

78. Континентальная система местного управления, ее основные черты.

79. Понятие и виды правоохранительных органов.

80. Суды: структура, порядок формирования, виды, компетенция.

81. Прокуратура: структура, виды, порядок формирования, компетенция.

82. Место полиции (милиции) в государственном механизме зарубежных стран.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 566; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.249.90 (0.077 с.)