Классификация рынков. Типы рыночных структур на рынке однородной и дифференцированной продукции. Структура и эффективность функционирования рынка. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Классификация рынков. Типы рыночных структур на рынке однородной и дифференцированной продукции. Структура и эффективность функционирования рынка.



Структура рынка определяется количеством и размерами продавцов и покупателей, характером продукции, барьерами входа и выхода, доступностью информации, дифференциацией продукции.

Наиболее известные классификации рыночных структур предложены для рынков с однородной и дифференцированной продукцией.

Однородность продукции предполагает такие потребительские предпочтения потребителей продукции, при которых их выбор определяется только ценой продукции и никак не зависит от того, кто эту продукцию произвел и какими свойствами она обладает. Другими словами, в случае однородной продукции потребитель воспринимает любую продукцию данного вида совершенно идентичной, а потому покупает на рынке самую дешевую. Примером рынков с однородной продукцией могут служить рынки высокостандартизированных товаров, таких как минеральное сырье, нефтепродукты, зерно, молоко, соответствующих видов и сортов.

Дифференциация продукции предполагает, что потребитель при выборе продукции руководствуется не только ценой, выставляемой продавцом, но и различными свойствами этой продукции, такими как качество, торговая марка, упаковка, цвет, технические характеристики и т.д.

С точки зрения количества присутствующих на рынке однородной продукции продавцов и покупателей можно выделить следующие виды рыночных структур, предложенные Штакельбергом (см. таблицу 1).

Таблица 1. Типы рыночных структур на рынке однородной продукции

Продавцы Покупатели
много несколько один
Много Двухсторонняя полиполия Олигопсония Монопсония
Несколько Олигополия Двухстороння олигополия Монопсония, ограниченная олигополией
Один Монополия Монополия, ограниченная олигополией Двухсторонняя монополия

 

Понятие «много» здесь означает такое количество экономических субъектов, при котором отдельно взятый продавец или покупатель никоим образом не может повлиять на общую рыночную ситуацию.

 

Понятие «несколько» означает, что на рынке присутствует такое количество экономических субъектов, при котором действия одного из них сказывается на общей рыночной ситуации и затрагивает интересы других субъектов.

Как выше сказано приведенная классификация предполагает однородность выпускаемой фирмами продукции. Поэтому она не исчерпывает всех возможных видов рыночных структур. Например, в ней нет рынка монополистической конкуренции, который предполагает определенную дифференциацию выпускаемой продукции.

Классификация рыночных структур с точки зрения дифференциации реализуемой на рынке продукции дали Шерер и Росс (см. таблицу 2).

 

Таблица 2. Основные типы структур рынка продавца

  Количество продавцов
Один Несколько Много
Однородные продукты Чистая монополия Гомогенная олигополия Чистая конкуренция
Дифференцированные продукты Чистая многопродуктовая монополия Олигополия с дифференциацией продукции Монополистическая конкуренция

 

Кроме приведенных критериев разграничения рыночных структур также существуют классификация, основанная на показателе перекрестной эластичности и на величине барьеров входа, предложенная Чемберлином и Бэйном.

Экономическая результативность рынка имеет несколько измерителей, однако

чаще всего экономисты используют следующие три:

а) эффективность распределения ресурсов;

б) нововведения (технологический процесс);

в) несправедливость при распределении.

Рассмотрим их несколько подробнее (рис. 4).

 

Эффективность распределения ресурсов, в свою очередь, имеет следующие

элементы:

- внутреннюю эффективность, или так называемую «Х - эффективность» (деловую эффективность), связанную с тем, что фирмы стимулируют и инициируют работников на максимальные усилия и избегают нецелевого и непродуктивного проведения операций, вводят жесткий контроль за эффективностью и рациональностью поведения работников;

- эффективность распределения ресурсов между рынками и фирмами таким образом, чтобы максимизировать ценность интегрального результата; все фирмы имеют цены, приравненные к долговременным предельным результатам и минимальным средним издержкам;

- меры, исключающие потери ресурсов и включающие рекламу, побуждающую покупателей изменять свои предпочтения к продукции фирм.

В качестве нововведений преимущественно рассматривается технологический прогресс, позволяющий снижать издержки производства на единицу производимой и реализуемой продукции, заменять дефицитные (ограниченные) факторы производства более доступными, облегчать условия труда и т.д.

Проблема беспристрастности в распределении связана с тем, что существует несправедливое распределение (не в соответствии с общественными стандартами справедливости) богатства, дохода и возможностей.

Рассмотрим подробнее составляющие результативности.

1.Экономическая эффективность. Это максимальная ценность общего результата при данном объеме затрат. Потерянный ресурс не имеет эффективности, поскольку нет результатов его использования. Различают а) внутреннюю эффективность, связанную с качеством управления субъектом хозяйствования и б) эффективность распределения ресурсов.

Внутренняя эффективность (Х – эффективность) достигает хорошего результата, когда управление минимизирует затраты фирмы на каждом этапе деятельности фирмы при максимальных усилиях работников фирмы. В больших по размерам компаниях весьма затруднительно обеспечить одновременное удовлетворение этих требований.

Из рассмотренного ясно, что Х – эффективность выступает в тех случаях, когда:

а) приобретаются, либо используются ресурсы в объемах, больших, чем необходимо для производственного процесса;

б) проявляется низкий уровень отдачи работников.

При этом действительные затраты превышают минимально возможные (рис.5).

На графиках представлены три варианта: А – кривая Х – эффективности, В – умеренная неэффективность, С – наивысшая неэффективность.

В точках 1,2 и 3,4 выпуск продукции соответственно в объемах Q1 и Q2 определяется как превышение затрат над самой нижней кривой Х – эффективности:

 

Численные значения этого параметра обычно определить достаточно трудно (особенно степень максимизации усилий сотрудников фирмы, что связано с рядом объективных и субъективных трудностей); обычно в подавляющем большинстве случаев, как считают, он находится в пределах 1-10%.

2. Эффективность распределенных ресурсов предполагает, что при множестве равных условий распределения чистая стоимость продукции не может быть увеличена. Каждый выпуск продукции находится на таком уровне, при котором предельно высокая себестоимость равна цене каждого продукта для каждой фирмы и для всей экономики в целом, цена при этом равна минимальному уровню долгосрочных средних затрат. Хотя эти условия достигаются приблизительно, обычно результат достаточно близок к максимальной эффективности. В результате разница, получаемая покупателем в виде прибыли между стоимостью товара и более высокой ценой, которую другие покупатели готовы были заплатить,максимизируется. Разница для потребителя есть добавленная стоимость, которую потребители получают сверх того, что они готовы заплатить за приобретаемый товар. Добавленная стоимость выражается в виде площади под кривой спроса, но выше цены, выплаченной за товар, (рис. 6), когда покупатель приобретает больше, чем единицу товара (рис. 6а, б). Она выражается соответственно величинами S1 и S2, зависящими от эластичности. Примерами низкоэластичных товаров являются крайне необходимые товары (лекарства, пища, коммунальные услуги). Высокоэластичными являются товары, имеющие субституты; в этом случае разница, получаемая потребителем, мала.

Дополнительный элемент эффективности связан с исключением не функциональных расходов, в частности, связанных с рекламой, имеющей низкий уровень организации.

3. Технологический прогресс. Научно-технический прогресс позволяет получить технологические нововведения, которые снижают издержки производства на единицу продукции, или, что то же самое, увеличить объем выпуска при тех же затраченных ресурсах. Нововведения позволяют получить как новую продукцию, так и новые процессы; они обладают свойством мультипликативности, т.е. умножения полученного эффекта. Вместе с тем, они требуют ресурсов, часто качественно новых, для своей реализации, причем количество и качество нововведений должно соответствовать потребностям производства в каждый период текущего времени и в перспективе. Необходимо иметь в виду, что нововведения всегда связаны с системой рисков, особенно, если они осуществляются в качественно новых сферах науки, техники и производства, общественной жизни. Чем больше опыт фирмы в области нововведений, чем больше багаж полезных для фирмы достижений или же неудач она собирает, тем ниже потенциальный уровень рисков, связанных с эндогенными и экзогенными факторами. Более того, исследования и разработки могут проводиться при полной внутренней эффективности.

4. Справедливость. Это социальная категория, и она означает честность в распределении по трем направлениям: материальные ценности, прибыль и возможности.

5. Конкуренция как категория ценности. Конкуренция как процесс обеспечивает ценность общества как восприимчивого к переменам. Она обеспечивает поток возможностей и свободу выбора, место приложения таланта, создает побудительные мотивы для максимальной результативности.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 1331; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.184.90 (0.012 с.)