Классификация некооперативных стратегий поведения фирм на отраслевом рынке. Модель Курно. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Классификация некооперативных стратегий поведения фирм на отраслевом рынке. Модель Курно.



1) Модель Бертрана;

2) Модель Бертрана с дифференцируемым продуктом;

3) Модель Курно;

4) Модель Штакельберга.

Цель модели Курно заключается в том, чтобы показать, каким образом устанавливается равновесный объём продаж на рынке, если фирма выбирает количество в зависимости от того, которое продаёт на рынке другая фирма.

Допускаем, что фирма фирмы выбирают объём продаж одновременно, то есть обе проводят недальновидную политику из-за этого реакция контрагента приводит к тому, что ожидаемый фирмой выпуск контрагента может отличаться от фактического.

Равновесие на рынке достигается тогда, когда ожидания каждой фирмы относительно объёма выпуска конкурента реализуется.

График, отражающий объёмы производства фирмы, в зависимости от предполагаемых объёмов производства его конкурентов – называется кривой реакции.

 

q1

 

q1

 


q2

A2

E

 

 

0 q1 q2

 

q1; q2 – объёмы выпуска каждой фирмы;

Точка, где кривые пересекаются (т.Е) – точка равновесия. В этой точке объёмы двух фирм

совпадают с их реальными величинами.

В т. А вторая фирма произведёт большее количество товаров, чем от неё ждёт первая фирма.

В результате первая фирма будет вынуждена сократить свой объём выпуска в следующем периоде. В то же время, вторая фирма в расчёте на большее количество товаров первой фирмы тоже сократит свой выпуск. Когда и эти ожидания не оправдываются, фирмы будут корректировать объёмы производства до тех пор, пока не будет достигнута точка равновесия (т.А).

В конечном счёте, прибыли, получаемые каждой фирмой выше, чем если бы они были при идеальной конкуренции (совершенной), но ниже, чем если бы фирмы договорились друг с другом.

 

Модель Штакельберга.

Модель Штакельберга — теоретико-игровая модель олигополистического рынка при наличии информационной асимметрии. Названа в честь немецкого экономиста Генриха фон Штакельберга, впервые описавшего ее в работе Marktform und Gleichgewicht (Структура рынка и равновесие), вышедшей в 1934 г.

В этой модели поведение фирм описывается динамической игрой с полной совершенной информацией, что отличает её от модели Курно, в которой поведение фирм моделируется с помощью статической игры с полной информацией. Главной особенностью игры является наличие лидирующей фирмы, которая первой устанавливает объем выпуска товаров, а остальные фирмы ориентируются в своих расчетах на нее.

Основные предпосылки:

· Отрасль производит однородный товар: отличия продукции разных фирм пренебрежимо малы, а значит, покупатель при выборе, у какой фирмы покупать, ориентируется только на цену.

· В отрасли действует небольшое число фирм.

· Фирмы устанавливают количество производимой продукции, а цена на неё определяется исходя из спроса.

· Существует так называемая фирма-лидер, на объем производства которой ориентируются остальные фирмы.

В тетради(модель штакельберга)

26. Модель Бертрана

Модель Бертрана или конкуренция по Бертрану — модель ценовой конкуренции на олигополистическом рынке, сформулированная французским математиком и экономистом Жозефом Бертраном в 1883 году.

Модель описывает поведение фирм на олигополистическом рынке, конкурирующих за счет изменения уровня цен на свою продукцию. Парадоксальный вывод модели - фирмы будут назначать цену, равную предельным издержкам, как и фирмы в условиях совершенной конкуренции- назван парадоксом Бертрана.

 

В модели приняты следующие предположения:

 

· На рынке имеется по меньшей мере две фирмы, производящие однородный продукт;

· Фирмы ведут себя некооперативно;

· Предельные издержки (MC) фирм одинаковы и постоянны;

· Функция спроса линейна;

· Фирмы конкурируют, устанавливая цену на свою продукцию, и выбирают ее независимо и одновременно;

· После выбора цены фирмы производят объем товара, равный величине спроса на их продукцию;

· Если цены различны, потребители предъявляют спрос на более дешевый товар;

· Если цены одинаковы, приобретаются товары всех фирм в равных долях.

Предположение о ценовой конкуренции означает, что фирмы могут легко изменять объем выпуска продукции, однако изменить цену после выбора очень трудно или невозможно.

 

MC = предельные издержки

p1 = цена фирмы 1

p2 = цена фирмы 2

pM = монопольная цена

Оптимальная цена фирмы 1 зависит от ее ожиданий относительно цены, назначаемой фирмой 2. Назначение своей цены немного ниже цены конкурента позволяет получить весь спрос потребителей D и максимизирует прибыль. Если фирма 1 ожидает, что фирма 2 будет устанавливать цену, не превышающую предельных издержек MC, то ее наилучшим ответом является установление цены, равной предельным издержкам.

На диаграмме 1 показана функция наилучших ответов фирмы 1 p1’’(p2). Она показывает, что при p2 < MC фирма 1 устанавливает p1=MC. При p2 в интервале между MC и монопольной ценой pM фирма 1 назначает цену немного меньше p2. Наконец, если p2 выше pM, фирма 1 назначает монопольную цену p1=pM.

 

Так как функции издержек обеих фирм одинаковы, наилучший ответ фирмы 2 p2’’(p1) будет симметричным относительно диагонали I координатного угла. Функции наилучших ответов обеих фирм приведены на диаграмме 2.
Результатом выбора стратегий фирмами является равновесие Нэша, представляющее собой пару цен (p1, p2) от которых невыгодно отклоняться ни одной фирме. Оно может быть найдено как точка пересечения кривых наилучших ответов (точка N на диаграмме). Видно, что в этой точке p1 = p2 = MC, т.е. обе фирмы устанавливают свои цены равными предельным издержкам.

Выводы

Модель Бертрана имеет два разумных исхода:

· кооперативный, подразумевающий достижение фирмами соглашения, при котором они взимают монопольную цену и обслуживают каждый по половине спроса потребителей;

· конкурентный, при котором фирмы действуют некооперативно и устанавливают цену на уровне предельных издержек.

В несимметричном случае, когда одна из фирм имеет более низкие предельные издержки (например, при использовании лучшей технологии производства), она может устанавливать цену ниже предельных издержек конкурента и получить весь рынок. Это явление получило название "предельного ценообразования".

(в тетради)

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 664; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.25.74 (0.006 с.)