Тема 7 бухгалтерский учет в современной России 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 7 бухгалтерский учет в современной России



Проблемы бухгалтерского учета в условиях становления рыночной экономики в России

Концепция бухгалтерского учета, существовавшая в условиях централизованно планируемой экономики, была обусловлена общественным характером собственности и потребностями государственного экономики в России управления экономикой. Главным потре­бителем информации, формируемой в бух­галтерском учете, выступало государство в лице отраслевых министерств и ведомств, планирующих, статистических и финансо­вых органов. Действовавшая система госу­дарственного финансового контроля решала задачи выявления отклонений от предписанных моделей хозяйственного поведения хозяйствующих субъектов.

Изменение системы общественных отношений, а также гражданско-правовой среды предопределило необходимость адекватной трансформации концепции бухгалтерского учета, которая должна стать элементом рыночной инфраструкту­ры, обеспечивающей благоприятный кли­мат для частного инвестирования, в том числе иностранного. Концепция бухгал­терского учета в рыночной экономике России была одобрена Методологическим советом по бухгалтерскому учету при Министерстве финансов Российской Федерации и Президентским Советом Института профессиональных бухгалтеров 29 декабря 1997 г. В щ закреплены основы построения системы бухгалтерского учета в условиях новой экономической среды, складывающейся в стране. В Концепции определены цели бухгалтерского учета, основу организации бухгалтерского учета на предприятиях, требования к составу и содержанию информации, формируемой в сие бухгалтерского учета, критерии признания и оценки имущественных обязательств, доходов и расходов. Концепция не является нормативным документом, в ней лишь показаны направления, по которым будет проводиться реформа бухгалтерского учета.

Сюда

В соответствии с целью определен задачи реформирования

Цель реформирования — приведение национальной системы бухгалтерского учета в соответствие требованиям рыночной экономики и МСФО.

сформировать систему стандарт! учета и отчетности, обеспечивают! пользователей, прежде — оказать методологическую помощь

Реформа проводится по следующим направлениям:

— совершенствование нормативно-правового регулиро­вания;

— формирование нормативной базы (национальных стан­дартов) в соответствии с планом внедрения положений по бух­галтерскому учету в практику, утвержденным распоряжением Правительства РФ от 22 мая 1998 г. № 587-р;

— методическое обеспечение (инструкции, методические рекомендации, комментарии и т.п.);

— кадровое обеспечение (формирование бухгалтерской профессии, подготовка и повышение квалификации специали­стов бухгалтерского учета);

— международное сотрудничество (вступление и активная работа в международных организациях, взаимодействие с на­циональными организациями, ответственными за разработку стандартов бухгалтерского учета и регулирование соответству­ющей деятельности).

По каждому направлению Программа содержит перечень вопросов, которые необходимо решить. В приложении приве­ден план мероприятий по реализации реформ бухгалтерского учета, которые должны были быть проведены к 2000 г. по меся­цам. Так, по первому направлению (совершенствование норма­тивно-правового регулирования) внесены изменения в феде­ральный закон от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» по вопросу проведения аттестации бухгалтеров. Резуль­татом выполнения второго направления (формирование норма­тивной базы) явились разработанные и уточненные положения по бухгалтерскому учету и отчетности, введение в практику но­вого Плана счетов бухгалтерского учета и Инструкции по его применению, издание на русском языке международных стан­дартов финансовой отчетности и словаря терминов, употребля­емых в них. По третьему направлению (методическое обеспе­чение) разработаны и утверждены методические рекомендации в разрезе отдельных положений по бухгалтерскому учету (ПБУ), типовые рекомендации по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства с учетом требова­ний МСФО, пересмотрены формы первичных документов и ре­гистров бухгалтерского учета. В рамках четвертого направления (кадровое обеспечение) разработаны Положение об аттестации

профессиональных бухгалтеров, новые образовательные стандарты для подготовки специалистов по бухгалтерскому учету издается учебно-методическая литература. В части последнее направления (международное сотрудничество) Институт профессиональных бухгалтеров России взаимодействует с между народными профессиональными организациями и Координационным советом по методологии бухгалтерского учета стран CV,

Однако не все положения, принятые в Программе, выполнены в срок и в том виде, в котором они были задуманы. Так,, настоящего времени не разработаны методические рекомендации по учету затрат на производство и реализацию продукции, работ, услуг, утверждение которых планировалось в август 1998 г. Находится в работе ряд положений по бухгалтерской учету: «Реорганизация организаций» (в 2003 г. приняты методические указания), «Аренда основных средств» (не разработав до настоящего времени). Планом внедрения стандартов по бухгалтерскому учету были предусмотрены положения, которая вышли в свет, но в виде методических указаний, т.е. статус документов был понижен. К таким методическим указаниям Q. носятся «Прибыль на акцию», «Сводная бухгалтерская отчетность», «Доверительное управление имуществом». Много споров в профессиональной среде вызвал проект Кодекса профессиональной этики. После долгих дискуссий проект был отправлен на доработку и принят с поправками 24 мая 1999 г. |

Среди проблем, мешающих выполнению программы, мо| но назвать следующие:

— неблагоприятная экономическая обстановка в стране (кризис 1998г.);

невыполнение графика разработки законодательных актов по многим направлениям, что задерживало принятие V, которых национальных стандартов по бухгалтерскому учету (| пример, по нематериальным активам —Гражданского кодекса Российской Федерации, ч.3, по налоговым расчетам специальная часть Налогового кодекса Российской Федерации по реорганизации — федеральный закон «Об унитарных предприятиях», по государственной помощи — Федеральный закон «О введении в действие Бюджетного кодекса Российской Федерации» и т.д.);

— постоянное обновление МСФО;

— ориентированность практики применения ПБУ на нало­говые требования;

— отсутствие отраслевых указаний по применению правил бухгалтерского учета;

— отставание в разработке программ обучения и перепод­готовки бухгалтерских кадров.

Концепция развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу

Концепция развития бухгалтерского уче­та и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу, разрабо­танная по решению Правительства, на­правлена на повышение качества инфор­мации, формируемой в бухгалтерском учете и отчетности, и обеспечение гаран­тированного доступа к ней заинтересован­ным пользователям, Концепция была одобрена приказом Минфина России от 1 июля 2004 г. № 180.

За последние годы в области бухгал­терского учета и отчетности в Российской Федерации произошли значительные из­менения, во многом предопределенные названной Программой реформирования бухгалтерского учета 1998 г.

Изменения в системе бухгалтерского учета и отчетности были направлены на обеспечение формирования информации о финансовом положении и финансовых результатах деятельности хозяйствующих субъектов, полезной заинтересованным пользователям. В качестве основного ин­струмента реформирования бухгалтер­ского учета и отчетности были приняты международные стандарты финансовой отчетности. В бухгалтерской отчетности раскрывается информация об аффилированных лицах, событиях после отчетной даты, условных фактах хозяйственной деятельности, прекращаемой деятельности обесценении финансовых и других активов по сегментам и др. Хозяйствующие субъекты используют в бухгалтерском учете и отчетности способы оценки активов и обязательств, ориентированные на условия рыночной экономика Крупнейшие хозяйствующие субъекты (нефтяной, газовой электроэнергетической, металлургической, автомобилестроительной, химической промышленности, банковского сектор готовят консолидированную финансовую отчетность по МСФ или иным международно признаваемым стандартам. Получил развитие рынок аудиторских услуг. Возрос престиж бухгалтерского профессии, возникла аудиторская профессия. Появился ряд профессиональных общественных объединений, отдельные из которых стали членами Международной федерации бухгалтеров.

В то же время, несмотря на определенные успехи в развитии бухгалтерского учета и отчетности, имеются серьезные проблемы, которые проявляются:

— в отсутствии официального статуса бухгалтерской отчетности, составляемой по МСФО, а также необходимой инфраструктуры применения МСФО;

— в формальном подходе регулирующих органов и хозяйствующих субъектов ко многим категориям, принципам и требованиям бухгалтерского учета и отчетности, отвечающим yсловиям рыночной экономики;

— в неоправданно высоких затратах хозяйствующих субъектов на подготовку консолидированной финансовой отчетности по МСФО путем трансформации бухгалтерской отчета сти, подготовленной по российским правилам;

— в значительном административном бремени хозяйствующих субъектов по представлению избыточной отчетности органам государственной власти, а также излишних затратах я за необходимости параллельно с бухгалтерским учетом вес1 налоговый учет;

— в слабости системы контроля качества бухгалтерской отчетности, в том числе в невысоком качестве аудита бухгалтерской отчетности;

— в недостаточности участия профессиональных общественных объединений и другой заинтересованной общественности, включая пользователей бухгалтерской отчетности, в ре­гулировании бухгалтерского учета и отчетности, а также в раз­витии бухгалтерской и аудиторской профессии;

— в низком уровне профессиональной подготовки большей части бухгалтеров и аудиторов, а также недостаточности навы­ков использования информации, подготовленной по МСФО.

Сложившаяся система бухгалтерского учета и отчетности не обеспечивает в полной мере надлежащее качество и надежность формируемой в ней информации, а также существенно ограничи­вает возможности полезного использования этой информации.

В настоящее время складываются благоприятные условия для дальнейшего развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации. Введены в действие нормативные пра­вовые акты, охватывающие большинство объектов бухгалтер­ского учета и отчетности. В профессиональном сообществе на­коплены определенные навыки и опыт ведения бухгалтерского учета и отчетности в рыночных условиях. В обществе созрело понимание необходимости повышения темпов перехода к ис­пользованию МСФО.

Целью развития бухгалтерского учета и отчетности на сред­несрочную перспективу (2004—2010 гг.) является создание при­емлемых условий и предпосылок последовательного и успеш­ного выполнения системой бухгалтерского учета и отчетности присущих ей функций в экономике Российской Федерации, в ча­стности, функции формирования информации о деятельности хозяйствующих субъектов, полезной для принятия экономиче­ских решений заинтересованными внешними и внутренними пользователями (собственниками, инвесторами, кредиторами, органами государственной власти, управленческим персоналом хозяйствующих субъектов и др.). Суть дальнейшего развития состоит в активизации использования МСФО для реализации этой функции путем создания необходимой инфраструктуры и построения эффективного учетного процесса.

Бухгалтерский учет и отчетность необходимо развивать по следующим основным направлениям:

— повышение качества информации, формируемой в бух­галтерском учете и отчетности;

— создание инфраструктуры применения МСФО;

— изменение системы регулирования бухгалтерского учета и отчетности;

— усиление контроля качества бухгалтерской отчетности

— существенное повышение квалификации специалистов, занятых организацией и ведением бухгалтерского учетаиoотчетности, аудитом бухгалтерской отчетности, а также пользователей бухгалтерской отчетности.

Бухгалтерский учет должен развиваться как часть единой системы учета и отчетности в Российской Федерации, которая включает в себя также статистический и оперативно-технический учет. Важнейшим фактором, обеспечивающим единств»! этой системы, является первичный учет как источник данные для последующего накапливания, систематизации и обобщений их в соответствии с задачами, требованиями и методологией каждого вида учета. 1

В процессе развития особую актуальность для поддержание единства и целостности системы бухгалтерского учета и отчет ности приобретает обеспечение стабильности этой системы. Первостепенное значение в этом имеет выявление рисков pas вития (неадекватность реальной экономической ситуации, не сопоставимость информации, непоследовательность регулирования, однобокость развития и др.). Предотвращение и/ смягчение последствий этих рисков требует осуществлен! органами государственной власти и профессиональным сообществом комплекса соответствующих мер.

Как показывает отечественный и мировой опыт, развитии бухгалтерского учета и отчетности должно происходить в тес ной связи с изменениями экономической ситуации в стране и oтвечать характеру и уровню развития хозяйственного механизма. Недопустимо неоправданное затягивание процессов преобразования бухгалтерского учета и отчетности. В то же время форсирование изменений в бухгалтерском учете и отчетности вне связи с изменениями в хозяйственном механизме и реальным функционированием рыночных институтов может привести к снижению качества финансовой информации в экономике, дискредитации МСФО, а также ослаблению финансовой дисциплины. Кроме того, переход на МСФО требует времени для практической отработки новых методов и процедур сбо­ра и обработки информации.

Изменения в бухгалтерском учете и отчетности, в частно­сти переход на МСФО, должны происходить постепенно с уче­том возможностей, потребностей и готовности профессиональ­ной и другой заинтересованной общественности, а также органов государственной власти.

Предусмотренные Концепцией основные направления раз­вития бухгалтерского учета и отчетности относятся ко всем от­раслям и сферам экономики Российской Федерации. Вместе с тем реализация их в некоторых отраслях и сферах экономики (в частности, в некоммерческих организациях, банковской си­стеме) имеет определенные особенности.

В бюджетной сфере направления развития бухгалтерского учета и отчетности определены Концепцией реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 2004—2006 гг., одобренной постановлением Правительства РФ от 22 мая 2004 г. № 249. Главная задача в этой области заключается в привиде­нии принципов и требований бухгалтерского учета и отчетно­сти в бюджетной сфере в соответствие условиям деятельности субъектов этой сферы в рыночной экономике, а также принци­пам и требованиям бухгалтерского учета и отчетности в других сферах экономики. Основным инструментом реформирования бухгалтерского учета и отчетности в бюджетной сфере должны стать международные стандарты финансовой отчетности для об­щественного сектора (МСФООС).

Основное направление развития бухгалтерского учета и от­четности — повышение качества информации, формируемой в них. Мировой опыт показывает, что характеристики, опреде­ляющие полезность информации, достигаются непосредствен­ным использованием МСФО или применением их в качестве ос­новы построения национальной системы бухгалтерского учета и отчетности.

Современный бухгалтерский учет представляет собой ин­формационную базу, на основе которой хозяйствующие субъек­ты подготавливают бухгалтерскую отчетность юридического лица (далее — индивидуальную бухгалтерскую отчетность) и консолидированную финансовую отчетность. Кроме того, информация, формируемая в бухгалтерском учете, используется для составления управленческой, налоговой, статистической (четности, отчетности перед надзорными органами. При необходимости на основе данной информации должны составлять и другие виды отчетности.

В связи с этим главная задача в области бухгалтерского уч| та заключается в обеспечении относительной независимое]! организации учетного процесса от какого-либо определенно! вида отчетности. Принципы и требования к организации уче| ного процесса, а также базовые правила бухгалтерского учета должны устанавливаться с учетом принципов и требован:

МСФО таким образом, чтобы хозяйствующие субъекты имеет возможность формировать информацию для разных видов отчетности, в том числе по МСФО. Некоторые категории хозяйствующих субъектов могут применять упрощенные процедуру бухгалтерского учета.

Индивидуальная бухгалтерская отчетность как элемент метода бухгалтерского учета выполняет две функции: информационную и контрольную. С одной стороны, она характеризует финансовое положение и финансовый результат деятельное хозяйствующего субъекта. С другой стороны, она обеспечивает системный контроль правильности и точности данных бухгалтерского учета при завершении каждого учетного цш В связи с этим все хозяйствующие субъекты должны составить индивидуальную бухгалтерскую отчетность за каждый отчетный период.

Индивидуальная бухгалтерская отчетность предназначь в том числе:

— для выявления конечного финансового результата деятельности хозяйствующего субъекта — чистой прибыли (y6ытка) и распределения ее между собственниками;

— для представления в надзорные органы;

— для выявления признаков банкротства хозяйствую! субъектов;

— для формирования единой государственной базы статистического наблюдения и макроэкономических показателей;,

— для использования в управлении хозяйствующим cyб^ том, судопроизводстве и при налогообложении.

Главная задача в области индивидуальной бухгалтерской отчетности заключается в обеспечении гарантированного досту­па заинтересованным пользователям к качественной, надежной и сопоставимой персонифицированной информации о хозяй­ствующих субъектах. Для решения этой задачи индивидуальную бухгалтерскую отчетность необходимо составлять по россий­ским стандартам, разрабатываемым на основе МСФО. В перс­пективе с учетом накопленного опыта целесообразно оценить возможность составления определенным кругом хозяйству­ющих субъектов индивидуальной бухгалтерской отчетности не­посредственно по МСФО (вместо российских стандартов).

В отдельных случаях в российских стандартах может пре­дусматриваться несколько альтернативных подходов к форми­рованию и представлению информации в бухгалтерской отчет­ности. Однако для повышения сопоставимости бухгалтерской отчетности разных хозяйствующих субъектов количество таких случаев должно быть ограничено и в дальнейшем его следует неуклонно сокращать.

Российскими стандартами может предусматриваться раз­ный объем информации, раскрываемой в индивидуальной бух­галтерской отчетности отдельными категориями хозяйству­ющих субъектов, в частности, возможно составление упрощен­ной бухгалтерской отчетности.

Консолидированная финансовая отчетность как разновид­ность бухгалтерской отчетности предназначена для характери­стики финансового положения и финансового результата дея­тельности группы хозяйствующих субъектов, основанной на отношениях контроля. Консолидированная финансовая отчет­ность выполняет исключительно информационную функцию и предоставляется заинтересованным внешним пользователям. Такая отчетность должна стать одним из основных источников финансовой информации для принятия экономических реше­ний этими пользователями.

Главная задача в области консолидированной финансовой отчетности заключается в обеспечении гарантированного до­ступа заинтересованным пользователям к качественной, надеж­ной и сопоставимой информации о группе хозяйствующих субъектов. Для решения этой задачи необходимо установить обязательное составление консолидированной финансовой

отчетности по МСФО, ^ также обязательные аудит и публика­цию отчетности.

Управленческая отчетность предназначена для использова­ния в управлении хозяйствующим субъектом (руководством, другим управленческим персоналом). В связи с этим содержание, периодичность, сроки, формы и порядок ее составления хозяйствующий субъект определяет самостоятельно. Вместе с тем передовая практика управления показывает, что наиболее, полезным и эффективным является такое построение управлен­ческой отчетности, при котором содержание и порядок состав­ления ее основываются на тех же принципах, на каких формируется индивидуальная бухгалтерская и консолидированная -финансовая отчетность

Главная задача в области управленческой отчетности заключается в широком распространении передового опыта ее организации, а также опыта использования ее в управлении хо­зяйствующим субъектом

Налоговая отчетность (налоговые декларации) предназначена для фискальных целей и обязательна для составления | хозяйствующими субъектами, круг которых установлен налоговым законодательством. Налоговая отчетность должна составляться на основе информации, формируемой в бухгалтерском! учете, путем корректировки ее по правилам налогового законодательства. Главная задача в области налоговой отчетности заключается в снижении затрат на ее формирование путем существенно-1 го приближения правил налогового учета к правилам бухгалтерского учета.

:Необходимым условием широкого применения МСФО| в экономике Российской Федерации является создание инфраструктуры, обеспечивающей использование этих стандартов. в регулировании бухгалтерского учета и отчетности и непосредственно хозяйствующими субъектами. Основные элементы:'! законодательное признание МСФО в Российской федерации;! процедура одобрения МСФО; механизм обобщения и распространения опыта применения МСФО; порядок официального пе­ревода МСФО на русский язык; контроль качества бухгалтер­ской отчетности, подготовленной по МСФО, в том числе аудит; обучение МСФО.

Для активного применения МСФО в Российской Федерации важное значение имеет законодательное признание. В частно­сти, консолидированной финансовой отчетности, подготовлен­ной по МСФО, должен быть придан статус одного из видов офи­циальной отчетности.

Цель процедуры одобрения каждого МСФО (включая разъяснения) — включение их в систему нормативных право­вых актов Российской Федерации. Такая процедура должна состоять из профессиональной общественной экспертизы и вве­дения в действие каждого стандарта. Эта процедура должна обес­печивать: придание юридической силы МСФО на территории Российской Федерации; недопущение отступлений от МСФО;

учет особенностей экономической ситуации в Российской Фе­дерации; сопоставимость финансовой информации в экономи­ке. В отдельных крайне редких случаях исходя из сложившейся экономической ситуации в Российской Федерации возможен на ограниченный срок отказ от одобрения определенного МСФО. Вместе с тем недопустимо одобрение части какого-либо стандарта.

Механизм обобщения и распространения опыта примене­ния МСФО важен для последовательного и единообразного ис­пользования стандартов хозяйствующими субъектами и как ре­зультат сопоставимости финансовой информации о них. Такой механизм предполагает, в частности, наличие различных инфор­мационно-методических материалов по применению МСФО, которые носят исключительно рекомендательный характер.

Применению в Российской Федерации подлежит официаль­ный текст МСФО на русском языке. В связи с этим необходим постоянно действующий негосударственный орган, который должен: подготавливать официальный текст на русском языке;

отслеживать изменения в тексте на английском языке и своев­ременно вносить их в официальный текст на русском языке;

вести глоссарий терминов МСФО на русском языке. Данный орган должен состоять из высококвалифицированных перевод­чиков и профессионалов в области бухгалтерского учета и от-

стандартов в процесс их» принятия необходимо включить профессиональное сообщество, которое будет разрабатывать проекты национальных стандартов и (или) проводить профессио­нальную общественную экспертизу стандартов. Органы! государственной власти в свою очередь организуют разработку национальных стандартов, подготавливают стандарты к утверждению (одобрению) и утверждают (одобряют) их, обеспечива­ют юридическое оформление, регистрацию и ведение реестра стандартов. Целесообразно, чтобы профессиональное сообщество участвовало в процессе принятия стандартов через специальный! орган, состоящий из высококвалифицированных, широко известных и авторитетных представителей профессионального сообщества, включая пользователей бухгалтерской отчетности. Первоначально этот орган должен действовать в рамках системы утверждения (одобрения) стандартов в качестве совещательно­го при федеральном органе исполнительной власти, на который, возложена выработка государственной политики и нормативно-правовое регулирование в области бухгалтерского учета и от-i четности. Основной задачей специального органа должна стать; профессиональная общественная экспертиза; проектов россий­ских стандартов в области бухгалтерского учета и отчетности' и разъяснении к ним, МСФО в процессе их одобрения; офици­ального текста МСФО на русском языке, в том числе глоссария.;

Профессиональная общественная экспертиза проектов стандартов и иных нормативных правовых актов предполагает определение соответствия их в первую очередь потребностям; заинтересованных пользователей информации, формируемой? в бухгалтерском учете и отчетности. Потребности органов государственной власти принимаются во внимание наряду с потреб­ностями иных пользователей и не рассматриваются в качестве' приоритетных. Кроме того, должно устанавливаться соответствие проектов стандартов и других нормативных правовых ак­тов: общим принципам бухгалтерской отчетности в рыночной | экономике, законодательству Российской Федерации, экономи­ческим условиям хозяйственной деятельности в Российской Федерации, МСФО, отраслевой специфике деятельности хозяйствующих субъектов, требованию практической


В дальнейшем по мере накопления опыта государственно-об­щественного регулирования бухгалтерского учета и отчетности, создания широко признаваемых и проявивших себя в достаточ­ной степени профессиональных общественных объединений, а также с учетом международного опыта целесообразно будет рассмотреть вопрос об изменении организационной формы уча­стия профессионального сообщества в процессе принятия стан­дартов, в частности наделении соответствующими функциями негосударственного органа.

Как показывает отечественная и мировая практика, важней­шим элементом обеспечения качества бухгалтерской отчетно­сти является действенный контроль качества.

Основой системы контроля должен быть институт аудита как форма независимой проверки бухгалтерской отчетности хозяйствующих субъектов лицами, обладающими необходимой квалификацией и наделенными соответствующими полномочи­ями. В этом отношении институт аудита становится одним из главных инструментов развития бухгалтерского учета и отчет­ности. Предпосылками действенности аудита бухгалтерской отчетности являются:

— качественные стандарты аудиторской деятельности, со­ответствующие международным стандартам аудита;

— четкие правила независимости аудиторских организаций и аудиторов;

— непреложное следование аудиторских организаций и аудиторов Кодексу профессиональной этики;

— единые квалификационные требования к аудиторам, не­зависимо от того, в какой отрасли или сфере экономики они ве­дут деятельность;

— высокий квалификационный уровень (в том числе в об­ласти МСФО) аудиторов, обеспечиваемый системой аттестации и повышения квалификации, включая квалификационный экзамен;

— контроль качества работы аудиторских организаций и аудиторов со стороны прежде всего профессиональных обще­ственных объединений;

— эффективная система государственно-общественного надзора за аудиторскими организациями и аудиторами.

Наряду с аудитом система контроля качества бухгалтерской отчетности предполагает соответствующую надзорную деятельность уполномоченных государственных органов (Федеральной службы по финансовым рынкам, Центрального банка Российской Федерации, Федеральной службы страхового надзора и др.). Их основной задачей является обеспечение гарантированного доступа к качественной бухгалтерской отчетности з< интересованным пользователям. С этой целью государственные органы должны контролировать, насколько хозяйствуют! субъекты своевременно и полно раскрывают бухгалтерскую отчетность, а также в какой степени информация в публичной бухгалтерской отчетности соответствует принятым стандарта]

Система контроля качества бухгалтерской отчетности доля на также включать в себя комплекс мер финансовой, административной и уголовной ответственности хозяйствующих субъектов и их руководителей.

Немалое значение для качества бухгалтерской отчетности имеет система корпоративного управления (поведения) хозяй ствующих субъектов, соответствующая передовому мировому опыту в этой области.

Развитие бухгалтерского учета и отчетности невозможно (совершенствования бухгалтерского образования. С одной стороны, задача заключается в подготовке достаточного количества квалифицированных бухгалтеров и аудиторов, понимающих концепции и конкретные правила формирования информации в бухгалтерском учете и отчетности, владеющих современными навыками ведения бухгалтерского учета, подготовки и аудит бухгалтерской отчетности. С другой стороны, качественная система бухгалтерского учета и отчетности предполагает наличие достаточного числа пользователей, нуждающихся в информации, формируемой в бухгалтерском учете и отчетности, имеющих потребность и навыки ее использования при принята экономических решений, в частности при выборе направлении:

— инвестирования капитала и анализе рисков, связанных с этим. Наличие заинтересованных пользователей является одной vii важнейших предпосылок развития бухгалтерского учета и четности

При определении содержания процесса подготовки и повы­шения квалификации кадров в рассматриваемой области осо­бое внимание должно быть обращено:

— на глубокое освоение лежащих в основе МСФО концеп­ций — полезности и существенности информации, приоритета экономического содержания перед юридической формой, со­хранения капитала, ценности денег и др.;

— на формирование навыков активного использования ин­формации, накапливаемой в бухгалтерском учете, для управле­ния хозяйствующим субъектом и осуществления эффективно­го корпоративного управления;

— на выработку навыков применения таких способов об­работки информации, как дисконтирование, вероятностные рас­четы, математическая статистика;

— на формирование нового подхода к применению стан­дартов и иных нормативных правовых актов в области бухгал­терского учета и отчетности. Такой подход заключается в само­стоятельной постановке бухгалтерского учета и отчетности путем реализации принципов и требований, устанавливаемых стандартами и иными нормативными правовыми актами;

— на выработку навыков профессионального суждения при квалификации, стоимостном измерении, классификации и оцен­ке значимости (существенности) фактов хозяйственной жизни для целей бухгалтерского учета, отчетности и аудита;

— на обучение использованию финансовых показателей, сформированных по МСФО, в системе национальных счетов;

— на формирование глубокого понимания норм професси­ональной этики.

Основными направлениями совершенствования системы подготовки и повышения квалификации кадров в рассматрива­емой области являются:

— переориентация учебных программ средних и высших учебных заведений, а также программ подготовки профессио­нальных бухгалтеров и аудиторов на углубленное изучение МСФО и формирование навыков применения МСФО на прак­тике;

— мониторинг качества учебных программ средних и выс­ших учебных заведений, а также программ подготовки профес­сиональных бухгалтеров и аудиторов;

— разработка программ обучения руководителей и другого управленческого персонала хозяйствующих субъектов основам бухгалтерского учета и экономического анализа бухгалтерской отчетности, в том числе консолидированной финансовой отчетности.

—, обеспечение соответствия учебных программ подготовь профессиональных бухгалтеров и аудиторов соответствующих международным программам (с учетом законодательства и традиций бухгалтерского образования в Российской Федерации);

— разработка российских стандартов образования и aтестации профессиональных бухгалтеров и аудиторов на ochoi стандартов Международной федерации бухгалтеров;:— обновление и разработка нового учебно-методическое обеспечения образовательного процесса для различных категорий обучающихся бухгалтерскому учету и отчетности.

Концепции должна реализовываться по специальным планам, охватывающим все выделенные направления развития бухгалтерского учета и отчетности. В период 2004—2010 г.г предполагаются следующие этапы реализации Концепции:

2004—2007 гг. обязательный перевод на МСФО консолидированной финансовой отчетности общественно значимых хозяйствующих субъектов, кроме тех, чьи ценные бумаги обращаются на фондовых рынках других стран и которые составляй такую отчетность по иным международно признаваемым стандартам; Утверждение основного комплекта российских стандартов индивидуальной бухгалтерской отчетности на основе МСФО Совершенствование принципов и требований к организации учетного процесса, а также базовых правил бухгалтерского та, обеспечивающих формирование информации для состояния индивидуальной и консолидированной финансовой отчетности. Создание специального органа в рамках системы утверждения (одобрения) стандартов бухгалтерского учета и отчетности. Создание основных элементов инфраструктур применения МСФО. Сближение правил налогового учета с п^ вилами бухгалтерского учета. Активизация участия профессиональных общественных объединений в развитии и регулировании бухгалтерской и аудиторской профессии. Усиление контроля обеспечения общественно значимыми хозяйствующими субъектами публичности консолидированной финансовой от­четности. Совершенствование системы подготовки и повышения квалификации кадров, в том числе пользователей бухгалтерской отчетности. Развитие международного сотрудничества в области бухгалтерского учета, отчетности и аудиторской деятельности;



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 443; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.183.150 (0.062 с.)