Архитектура крупных транспортных сооружений послевоенного периода. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Архитектура крупных транспортных сооружений послевоенного периода.



Бурное развитие всех основных ви­дов пассажирского транспорта после 1955 г. потребовало строительства со­ответствующих типов сооружений. В 1960 г. были сданы в эксплуатацию но­вые железнодорожные вокзалы в Ленин­граде и Риге. Постройка здания Фин­ляндского вокзала в Ленинграде была связана с реконструкцией площади Ле­нина, получившей раскрытие в сторону Невы. Памятник В. И. Ленину был пере­двинут ближе к реке и вокзал, замыкаю­щий северную сторону площади, стал основным элементом ансамбля (Н. Ба­ранов, П. Ашастин, Я. Лукин, И. Ры­бин). Основным мотивом композиции является крупномасштабный ритмиче­ский строй светлых пилонов. Здание увенчано башней со шпилем, высота ко­торых, по-видимому, должна быть боль­ше.

Вокзал в Риге (В. Кузнецов, В. Ципулин) вместе с примыкающими к нему со­оружениями организует большое про­странство площади. Просторные залы точно соответствуют функции, логично связаны между собой и хорошо осве­щены. Смело построенная свободная композиция, использование конструк­ций больших пролетов, крупных осте­кленных плоскостей, а в отделке-алюминия и естественного камня придало вокзалу запоминающийся облик.

К середине 60-х-началу 70-х годов вступили в строй десятки аэровокзалов и среди них новые аэровокзалы в Душан­бе (В. Афанасьев, 3. Ярмолинский), Ал­ма-Ате (В. Ищенко), Самарканде (А. Ба- лаев), комплекс аэровокзалов Москвы - Шереметьево (Г. Елькин, Г. Крюков, М. Чесаков и др.), Домодедово (Г. Ель­кин, Г. Крюков, В. Локшин) и Город­ской аэровокзал (Д. Бурдин и др.). Вве­дены в действие морские вокзалы в Баку (А. Вал, И. Орлова-Строганова, М. Тов- масьян, В. Шульгин), Риге (М. Гелзис, В. Сависко), Одессе (В. Головин, В. мляков). Начали функционировать вокзалы в Ялте (Г. Чахава, К. Рыченко, Я. Матвиенко, И. Нечаев), Ереване (Г. Агабабян), Тбилиси (Ш. Кавлашвили, Р. Кикнадзе, В. Куртишвили) и мно­гие другие сооружения для нужд транс­порта в различных городах страны.

Киевский аэровокзал в Борисполе (А. Добровольский, А. Малиновский, Д. Лопенко, Л. Дмитриев, М. Панич) - один из крупнейших, сооружен в 1965 г. Он включает сложный комплекс взаи­мосвязанных помещений. Легкая желе­зобетонная сферическая оболочка ори­гинальной формы перекрывает цент­ральную часть здания. Выразитель­ность силуэту придает 12-этажная баш­ня - центр управления полетами. К сожалению, цельность композиции нару­шается излишним дроблением на разно­характерные объемы.

В этом отношении новый ленинград­ский аэропорт «Пулково», вступивший в строй в мае 1973 г. (А. Жук, Ж. Вержбицкий, С. Кузьменко), дает пример цельности и художественного единства. Планировочное решение предусматри­вает полное разделение потоков прибы­вающих и отлетающих пассажиров. Все функциональные зоны размещены в трех уровнях единого огромного цен­трального пространства операционного зала шириной 50 и длиной 135 м, рас­крытого в обе стороны - на подъездную площадь и на летное поле. Основой ком­позиционного построения этого единого пространства служат пять железобе­тонных грибовидных опор, завершающихся световыми фонарями. Они стали главной архитектурной темой всего со­оружения, формируя интерьер главного зала, объемное построение и харак­терный силуэт всего здания. Подъездная рампа, обнимающая привокзальную площадь, сильно выдвинутые козырьки над входами, четкий ритм навесных па­нелей и наклонной плиты-карниза над ними, и, наконец, пять характерных све­товых фонарей, создают впечатление особой парадности всего сооружения.

Широкое развитие в 60-е и последую­щие годы получило строительство ме­трополитена во многих городах страны. По сравнению с предыдущим периодом применение декора в интерьерах стан­ций стало более сдержанным. Так, в ар­хитектуре станции «Нариманов» в Баку (М. Усейнов, 1967 г.) несущие элементы выполнены в виде призматических пило­нов, а вентиляционные устройства за­крыты декоративными орнаментальны­ми панно. Тем не менее, в отдельных случаях, например в Ташкенте, декора­тивное убранство отличается явными излишествами.

11(3) АЛАБЯН Каро Семенович (1897-1959), армянский архитектор. Основатель Всероссийского общества пролетарских архитекторов (ВОПРА), ответственный секретарь Союза советских архитекторов (1932-1950). Ранние работы в духе конструктивизма (жилой дом в Ереване, 1929-1930, и др.), позже обратился к классическому наследию (Театр Советской Армии в Москве, 1934-1940), к традиционным приёмам армянского зодчества (павильон Армянской ССР на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке в Москве, 1939 и 1954).

Принимал деятельное участие в восстановлении разрушенного в годы войны Сталинграда, главной улицы Киева - Крещатика, построил огромные жилые комплексы в Москве, Морской вокзал в Сочи, Советские павильоны на международных выставках в Париже и Нью-Йорке (совместно с Б.М.Иофаном). Идеи К.С.Алабяна в вопросах архитектуры, городского строительства реализованы в градостроительстве во многих других городах страны.

 

До 1946 назывался Театр Красной Армии, затем был переименован в Театр Советской Армии (позже – Центральный академический театр Советской Армии). С 1991 – Центральный академический театр Российской Армии.

Один из крупнейших театров СССР, построенный в 30-е годы — Центральный театр Советской Армии в Москве (1934-1940 гг.). Он расположен в центре важного градостроительного узла столицы — на площади Коммуны. Цельный выразительный по силуэту объем господствует над обширными пространствами площади и подводящих к ней улиц. Звездчатое в плане здание окружено своеобразным периптером, что обогащает объем светотеневыми контрастами и связывает его с окружающим пространством. Объем театра поставлен на мощный подиум, обработанный грубо околотым гранитом, широкая лестница ведет к главному входу.

Перед проектировщиками была поставлена чисто символическая задача: «создать здание-монумент, выражающий мощь Красной Армии». Проект Дворца Советов уже давал пример символического истолкования художественного образа, а в истории мировой архитектуры здание как монумент и символ всегда выражало духовную сущность общества.

Однако существенная разница между Дворцом Советов и театром заключалась в том, что во Дворце и сама функция не имела аналогов в прошлом, тогда как театр с глубинной сценой имел веками отработанную пространственную композицию, как правило, развертывающуюся вдоль продольной оси симметрии (вход, вестибюль, фойе с кулуарами, зрительный зал, сценическая коробка). Переосмыслить эту установившуюся последовательность композиции и создать иную объемно-пространственную форму, которая бы непосредственно воспринималась зрителем как монумент-символ Красной Армии, было, конечно, задачей чрезвычайной трудности.

Авторы проекта К. Алабян и В. Симбирцев пришли к идее плана в виде правильного десятиугольника, который естественно давал переход к фигуре пятиконечной звезды. И в это «прокрустово ложе» готовой символической формы с большой изобретательностью, по-своему логично была втиснута каноническая композиционная схема театра. Зрительный зал получил очертания трапеции с закругленной задней стеной, все места веером расположились в партере и амфитеатре. Сцена имеет просторные боковые карманы, арьерсцену и снабжена подвижным кругом. Сцена была оборудована наиболее совершенными механизмами. Над главным залом расположены по вертикали один над другим еще два зала: репетиционный на 500 мест, теперь используемый как малая сцена, и декорационные мастерские. Вместе с объемом колосников основной сцены эти залы скомпонованы в единый пластический объем, увенчанный башенкой-постаментом для фигуры советского воина со знаменем (проект такой скульптуры изготовил тогда же скульптор И. Шадр).

Решение столь необычной задачи повлекло за собой и большие потери: преувеличение числа и размеров лестниц, завышенные площади холлов и фойе, наличие ряда не предусмотренных программой помещений, значительное ухудшение акустики, конструктивные усложнения и т. д. — все это почти в 2 раза увеличило кубатуру здания.

Павильон «Здравоохранение» (б. павильон Армянской ССР). 1939. Архитекторы К. С. Алабян и С.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 806; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.33.87 (0.006 с.)