Тема: Основные характеристики социальной среды 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: Основные характеристики социальной среды



Цель: Раскрыть основные характеристики социума, механизм возникновения и развития группы. Научиться определять статус, позиции в группе.

Вопросы для самоподготовки

1. Понятие социума, социальной среды, социального контекста.

2. Общности, группы, коллективы, нации, организации, объединения.

3. Группа как субъект деятельности.

4.Социологические и психологические типологии групп. Стадии развития группы.

5.Теория ролей. Динамика ролевого поведения.

Термины и понятия: социальная среда, общность, группа, нация, этнос, большая группа, позиция, контрпозиция, роль, статус, толпа, паника, аудитория, масса.

Практические задания:

1.Теория ролевого поведения. Определите позиции, контрпозиции, статус (на примере своей группы). Проанализируйте, каковы динамика и смена ролевого поведения в группе.

2. Проанализируйте роль матери, роль отца в своей семье или в семьях своих знакомых. Меняются ли их роли? Опишите иерархию взаимоотношений в вашей семье. Что Вы хотели бы поменять?

Задания студентам для самостоятельной работы

1. Подготовьте доклад на тему «Гендерные группы». «Феминизм как общественное движение».

Семинарское занятие №6

Тема: Психология конфликта.

Цель: Изучить механизм зарождения конфликта и научить студентов способам его регулирования и разрешения. Раскрыть суть понятия «переговорная концепция». Рассмотреть этапы ведения переговоров и способы подачи позиции.

Вопросы для подготовки:

1. Понятие межличностного конфликта. Общая характеристика мотивационной и когнитивной концепции источников межличностного конфликта. Функции, структура и динамика межличностного конфликта.

2. Психология агрессивного поведения. Основные теории агрессии. Методы систематического изучения агрессии. Биологические и социальные детерминанты агрессии. Индивидуальные детерминанты агрессии. Превентивные меры и управление агрессией.

3.Гендерная динамика в межличностных отношениях. Социально-психологические особенности сексуальных меньшинств.

4. Симпатия, уважение, дружба, любовь.

Термины и понятия: агрессия, конфликт, компромисс, избегание, конфликтогены, сотрудничество, ассертивность, функции межличностного конфликта.

Практические задания:

1. Проведите тестирование студентов с помощью методики Томаса. Дайте характеристику группы, основываясь на её результатах.

Семинарское занятие № 7.

Тема: Социально-психологическая характеристика личности

Цель: Раскрыть сущность, механизм и факторы, влияющие на формирование личности. Научиться определять уровень самооценки личности.

Вопросы для подготовки:

1. Теоретические концепции развития личности (психоанализ, бихевиоризм, гуманистические теории,

2. Спектр представлений о влиянии социума на формирование личности.

3. Образ Я и Я-концепция.

4. Анализ ролевой модели поведения.

Термины и понятия: «Я-концепция», статус, роль, личность, социум, индивидуальность, рефлексия, самооценка, референтность.

Практические задания:

1. Подготовьте методики, позволяющие определить уровень самооценки личности и степень референтности группы для личности.

 

Семинарское занятии № 8

Тема: Социальные установки личности. Личностные сценарии, роли.

Цель: Изучить сущность и роль социальных установок в регуляции поведения личности и возможности их изменения.

Вопросы для подготовки:

1. Происхождение и значение личностных и социальных сценариев.

2. Теория диспозиций личности.

3. Аттитюды и методы их изучения. Структура социальных установок.

4. Роль бессознательного в регуляции поведения человека. Противоречия бессознательных установок и осознанных намерений личности.

5. Предрассудки, убеждения, стереотипы, ценностные ориентации и социальные установки как регуляторы поведения человека.

Термины и понятия: аттитюд, сет, социальная установка, предрассудок, убеждение, диспозиция, роль, социальный сценарии, стереотип.

Практические задания:

1. Аргументируйте способы изменения социальных установок личности в рамках принципа научения (К. Холланда), теорий соответствия (Г.М. Андреевой), активной жизненной позиции, изменении личностного смысла (А.Асмолова).

2..Социальные стереотипы в русских пословицах и поговорках. Найдите пословицы, отражающие способ действия(активный, пассивный)русских. По вашему мнению, сколько в них скрыто ошибочной информации? В каких пословицах проявляется устойчивость, ригидность к новой информации? В чем состоит сходство социальных стереотипов и коллективных представлений?

 

Практическое занятие № 9

Тема: Проблема социализации и адаптации личности.

Цель: Раскрыть студентам стадии, институты и механизмы социализации личности.

Вопросы для подготовки:

1. Механизмы социализации личности.

2. Институты социализации. Детерминация процесса социализации.

3. Индивидуальность и жизненный путь. Судьба. Экзистенциональный вакуум.

Термины и понятия: акмеология, адаптация самосознание, семья, социализация, дотрудовая стадия, послетрудовая стадия, эйджеизм.

Семинарское занятие №10

Тема: Социально-психологическая диагностика и прогнозирование социального поведения человека.

Цель: Раскрыть основные направления прикладных исследований и практической социальной психологии.

Вопросы для подготовки:

1. Управление и развитие организаций.

2. Консультирование организационного развития. Командообразование.

3. Массовая коммуникация и реклама.

4. Психологическая служба в школе.

5. Семейное консультирование.

6. Основные направления прикладных исследований в:

А) политической психологии;

Б) юридической психологии;

В) экономической психологии.

Термины и понятия: экологическое сознание, активная жизненная позиция, глобализация, организационное развитие, пропаганда, управление, персонал, фокус-группа, политическая психология, имиджмейкер.

Практические задания:

1.Убеждающая сила рекламы:

Просмотрите TV передачи и заполните бланк.

 

Рекламный ролик Рекламируемый товар Основное лицо (лица), рекламирующее товар Типы убеждающих обращений
1. например мыло пол, возраст, статус Быть популярным, Чувство вины….

 

1.Преобладал ли какой-нибудь тип убеждающих обращений (какой)?

2.Заметили ли Вы какие-нибудь закономерности в структуре этих обращений? (изменялось ли содержание обращений в зависимости от пола того, кто убеждал, от аудитории-мишени- дети или взрослые и т.д.)

3.Какие убеждающие обращения наиболее эффективны и почему?

7. Подберите подборку социально-психологической диагностики для исследования производственных коллективов, студенческих групп, учебных классов.


САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Тема: Предмет и методы социальной психологии

1.Подготовить сообщение по теме «Структура общественного сознания» и продумать методы его исследования.

2. Контент-анализ - метод, применяемый в социальной психологии.

3. Дайте сравнительную характеристику методов социальной психологии в нашей стране и за рубежом.

4. Сравнительный анализ основных направлений в социальной психологии (Украина и США).

Тема: Методологические основания социальной психологии

1. Дайте сравнительную характеристику гомеостатической и гуманистической парадигм.

2. Составьте таблицу с указанием автора, научной школы, авторской концепции, методологии и научных терминов, вводимых в рамках концепции.

Продумайте, какими методами социальной психологии можно измерять авторские категории (например, пассионарность). Обоснуйте свой выбор.

3. Сделайте доклад на тему «К. Левин. Теория поля». «Л.Н. Гумилев. Пассионарность как доминанта развития личности».

Тема: Психология общения

1. Подготовьте доклад на тему: «Пространственно-временная организация общения» и «Взаимосвязь общения и совместной деятельности».

2. Аттракция и каузальная атрибуция как механизмы межличностного восприятия.

3. Сравните использование жестов, мимики и других форм невербальной экспрессии лицами разных национальностей в общении. Поясните, чем обусловлены данные отличия.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 412; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.119.222 (0.012 с.)