Предмет ТОР. Объект и Субъект. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предмет ТОР. Объект и Субъект.



Предмет ТОР. Объект и Субъект.

Теория отраслевых рынков - наука об особенностях организации отраслевых рынков, о принципах и результатах поведения фирм в условиях рынков несовершенной конкуренции.

Отрасль- совокупность предприятий производящих схожие продукты используя близкие или схожие производственные ресурсы и аналогичную технологию.

Отраслевой рынок - фирмы производящие товары субституты с точки зрения покупателя.

Главная задача заключается в определение роли рыночных процессов, причин ведущих к нарушению рыночной эффективности и способов регулирования отраслевых рынков.

Вместе с тем существуют отличия:

1)в ТОР превалирует системный подход основанный на анализе множества различных взаимосвязей как количественного так и институционального характера.

2)ТОР имеет практическую значимость результатов и богатую эмпирическую базу для проверки положений. ТОР имеет системный подход.

ТОР рассматривает следующие проблемы:

1) какие факторы определяют размер и структуру фирмы.

2) какие факторы являются ключевыми.

3) какие цели преследует фирма.

Объект анализа- исследование производственной деятельности и сферы услуг.

Субъектами отраслевого рынка являются: 1) домохозяйства (цель: максимизация полезности от приобретаемых благ)2)Фирмы или предприятия (цель: получение прибыли) 3)Гос-во является политическим институтом и устанавливает правила работы рынков. (цель экономический рост)

 

История развития ТОР.

Этапы в истории развития ТОР:

1)Теория рыночных структур (1880-1910 года). Вначале 1880 вышли работы Джевонса, были посвящены анализу базовых микроэкономических моделей рынка, основное назначение которых было в объяснение эффективности рыночного механизма и неэффективности монополий,что и явилось основанием для формирования антимонопольного законодательства США. Усиление процесса концентрации производства в большинстве отраслей экономики развитых стран обусловили переход ко второму этапу.

2)Исследование рынка с дифференциацией продукции (1920-1950 года) Под воздействием меняющихся условий хозяйствования в развитых странах появилась новая теоретическая концепция анализа рынков. Появляются работы посвященные анализу олигополистических рынков, вышли в свет работы Робинсона "Экономическая теория несовершенной конкуренции" работа Чемберлина "теория монополистической конкуренции", и работа Берле "современная корпорация и частная собственность. Эти работы сформировали теоретическую базу анализа отраслевых рынков.

3)Системный анализ отраслевых рынков (1950-по наше время) В рамках этого этапа происходит формирование экономики отраслевых рынков как самостоятельного раздела экономической теории. Рост интересов к экономике отраслевых рынков вызван:усилением критики эффективности гос. регулирования, ростом сомнений относительно адаптационной способности фирм в меняющихся рыночных условиях.

Альтернативные подходы к изучению структура ОР. Гарвардская и Чикагская школа.

Гарвардский системный подход с точки зрения парадигмы получивший название "СТРУКТУРА - ПОВЕДЕНИЕ - РЕЗУЛЬТАТ" данная теория была разработана экономистами Мейсеном и Бейном в 1940-1950г. они высказали гипотезу о существовании взаимосвязи между структурой рынка поведением фирм и их результативностью. Парадигма рассматривает отраслевой рынок, как совокупность нескольких блоков взаимосвязанных между собой.

ПРОИЗВОДИТЕЛИ - сырье, технология, издержки на единицу продукции, правовая система, влияние профсоюза.>>> Структура рынка - кол-во продавцов, кол-во покупателей, вход в отрасль, дифферинциация продукта, структура затрат. >>>Поведение фирмы - цели фирмы, стратегия фирмы, формы взаимодействия фирм, юридическая тактика.>>>Результативность - производственная эффективность, рациональность использования ресурсов, прогрессивность технологий, занятость, прибыльность.

ПОТРЕБИТЕЛИ - ценовая эластичность, методы закупки, наличие товаров субститутов, тип маркетинга, сезонность.

Гос-во главный субъект, который устанавливает правила игры, оказывает влияние как на структуру рынка, так и на поведение производителей и потребителей.

Воздействие государства - налоги, субсидии, правила торговли, антимонопольное воздействие, контроль цен, информационное обеспечение.

Чикагский подход основным направлением исследований является анализ проблем экономического выбора на основе теории цен, то есть исследование закономерности принятия решений. Основоположник Стиглер. Исследования в рамках Чш ведутся на основе применения результатов теории транзакционных издержек (затраты не связанные напрямую с процессом производства) Разработчиком данной теории был Коуз.

Транзакционные издержки ограничивают возможности ценовой конкуренции между фирмами, воздействуя, таким образом, на рыночную структуру. В центре внимания данной теории лежит исследование связей между наличием барьеров входа и поведением существующих в отрасли фирм.

 

 

Современные концепции происхождения фирмы. Технологическая концепция фирмы. Субаддитивность издержек.

Фирма - это хозяйственная единица, обладающая оформленными правами собственности и осуществляющая деятельность под свою имущественную ответственность.

Существуют 3 основных подхода к определению фирмы(технологический, контрактная, стратегический)

технологический - согласно данной концепции фирма рассматривается как структура оптимизирующая издержки при данном выпуске что обусловлено технологическими особенностями производства.Максимизация прибыли осуществляется при следующих допущениях: 1)прибыль определяется как разность между выручкой и совокупными издержками включая альтернативные издержки и налоги 2)фирма принимает решение как неделимая единица.3)фирма обладает полной информацией относительно положения на рынков товаров и факторов производства. 4) критерием оценки деятельности фирмы является прибыль.

Зависимость издержек от выпуска определяет технологическую границу фирмы. Горизонтальную и вертикальную границы роста фирмы. Горизонтальная граница понимается как объем выпуска одного продукта и как товарное многообразие в рамках одной фирмы т.е. фирмы осуществляющие одинаковые стадии производственного процесса объединяются в одну организацию.Горизонтальный размер фирмы определяется положительным эффектом масштаба, тоесть субаддитивностью издержек: издержки являются субаддитивными если они меньше при совместном выпуске нескольких товаров, чем при их отельном производстве в рамках различных фирм.

Субаддитивность издержек определяет и вертикальные размеры фирмы - это объединения в рамках одной фирмы последовательных стадий создания продукта. Фирма осуществляет выбор между покупкой на рынке или производством внутри фирмы продуктов последовательных стадий переработки. Товары будут производиться внутри фирмы, если издержки их совокупного производства меньше чем при их покупке соответственно уменьшение субаддитивности издержек способствует приостановлению роста фирмы.

Таким образом, технологический подход к анализу фирмы позволяет установить границы ее размеров, определить технические условия эффективности ее функционирования.

 

 

Содержание и типы продуктовой дифференциации. Способы измерения продуктовой дифференциации.

Все рынки делятся на рынки однородных продуктов и дифференцированный. Основой дифференциации- субъективное предпочтение потребителей. По мере роста продуктовой дифференциации значение ценовой конкуренции понижается, а возрастают неценовые методы.

Способы измерение продуктовой дифференциации на рынке:- По числу торговых брендов ее определяют как долю продаваемых брендов на ОР в общем объеме продаж данного изделия.

-на основе показателя перекрестной эластичности спроса

- по объему расходов фирм на рекламу.

По степени продуктовой дифференциации различают:

- Объемный рынок- компания может за счет небольшого количества конкурентных преимуществ может достичь заметной результативности

- Ограниченный отраслевой рынок- возможности получения конкурентных преимуществ незначительны.

- Специализированный отраслевой рынок

- Фрагментарный отраслевой рынок- предполагает что фирма обладает широкими возможностями по дифференциации предложений но не могут составить основу для формирования конкурентного преимущества.

Предмет ТОР. Объект и Субъект.

Теория отраслевых рынков - наука об особенностях организации отраслевых рынков, о принципах и результатах поведения фирм в условиях рынков несовершенной конкуренции.

Отрасль- совокупность предприятий производящих схожие продукты используя близкие или схожие производственные ресурсы и аналогичную технологию.

Отраслевой рынок - фирмы производящие товары субституты с точки зрения покупателя.

Главная задача заключается в определение роли рыночных процессов, причин ведущих к нарушению рыночной эффективности и способов регулирования отраслевых рынков.

Вместе с тем существуют отличия:

1)в ТОР превалирует системный подход основанный на анализе множества различных взаимосвязей как количественного так и институционального характера.

2)ТОР имеет практическую значимость результатов и богатую эмпирическую базу для проверки положений. ТОР имеет системный подход.

ТОР рассматривает следующие проблемы:

1) какие факторы определяют размер и структуру фирмы.

2) какие факторы являются ключевыми.

3) какие цели преследует фирма.

Объект анализа- исследование производственной деятельности и сферы услуг.

Субъектами отраслевого рынка являются: 1) домохозяйства (цель: максимизация полезности от приобретаемых благ)2)Фирмы или предприятия (цель: получение прибыли) 3)Гос-во является политическим институтом и устанавливает правила работы рынков. (цель экономический рост)

 

История развития ТОР.

Этапы в истории развития ТОР:

1)Теория рыночных структур (1880-1910 года). Вначале 1880 вышли работы Джевонса, были посвящены анализу базовых микроэкономических моделей рынка, основное назначение которых было в объяснение эффективности рыночного механизма и неэффективности монополий,что и явилось основанием для формирования антимонопольного законодательства США. Усиление процесса концентрации производства в большинстве отраслей экономики развитых стран обусловили переход ко второму этапу.

2)Исследование рынка с дифференциацией продукции (1920-1950 года) Под воздействием меняющихся условий хозяйствования в развитых странах появилась новая теоретическая концепция анализа рынков. Появляются работы посвященные анализу олигополистических рынков, вышли в свет работы Робинсона "Экономическая теория несовершенной конкуренции" работа Чемберлина "теория монополистической конкуренции", и работа Берле "современная корпорация и частная собственность. Эти работы сформировали теоретическую базу анализа отраслевых рынков.

3)Системный анализ отраслевых рынков (1950-по наше время) В рамках этого этапа происходит формирование экономики отраслевых рынков как самостоятельного раздела экономической теории. Рост интересов к экономике отраслевых рынков вызван:усилением критики эффективности гос. регулирования, ростом сомнений относительно адаптационной способности фирм в меняющихся рыночных условиях.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 353; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.66.206 (0.013 с.)