Ценовая стратегия библиотеки 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ценовая стратегия библиотеки



Ценовая стратегия библиотеки описывает план достиже­ния и закрепления преимуществ над конкурентами посред­ством возможной долгосрочной динамики изменения базовой цены продукта/услуги в рыночных условиях.

В библиотеках могут использоваться следующие виды стра­тегии ценообразования.

1. Установление цены на новую продукцию при внедрении ее на рынок. В данном случае возможны следующие вариан­ты:

– временное установление высокой цены, обусловленное си­туационной монополией на рынке и постепенное ее сниже­ние (имеет смысл при высоком уровне спроса на данную библиотечно-библиографическую продукцию);

– установление минимальной цены, так как цель – проник­но­вение, закрепление на рынке и увеличение объема реализа­ции данных услуг или продуктов.

2. Установление цен со скидками. Выделяют следующие виды скидок:

– за больший объем приобретаемой продукции: если при­об­ретается партия больше некоторой установленной вели­чи­ны (скидка может предоставляться в экземплярах или в сто­имостном исчислении);

– сезонные скидки, в том числе в зависимости от дней не­де­ли, времени суток;

– за проведение оплаты ранее установленного контрактом срока;

– на пробные услуги и продукты – с целью заинтересовать пользователя в новых для него товарах;

– скидка для постоянных пользователей;

– скидка при немедленной оплате наличными.

Существуют и особые виды скидок: в исключительных случаях, при нестандартных сделках и др. Можно применять одновременно несколько видов скидок, которые образуют сложную систему.

3. Дискриминационное ценообразование (ценовая диффе­рен­циа­ция).

Библиотека может предлагать услуги по ценам, которые различаются в зависимости от разных оснований, не связан­ных с затратами. Например:

– по группам пользователей – разная цена для различных сегментов рынка (разных категорий пользователей);

– по местонахождению – в разных местах услуги пред­ла­гают­ся по разным ценам, хотя расходы, связанные с предло­же­нием, одинаковы (применяется для удаленных потреби­те­лей информации или если услуга предоставляется не в самой библиотеке);

– по вариантам предоставления услуги – разные варианты по разным ценам.

Чтобы ценовая дискриминация была эффективной, необхо­ди­мо соблюдать следующие условия: рынок пользователей должен быть сегментирован, и сегменты должны отличаться друг от друга интенсивностью спроса; установление дис­кри­ми­национных цен не должно вызывать чувства обиды и неприязни.

Таким образом, формируя ценовую политику, библиотеке нужно устанавливать цены с учетом адекватности их вос­прия­тия как со стороны потребителей (факторы платеже­спо­соб­ности и психологии ценовосприятия), так и конкури­рую­щих структур, взаимосвязи цены и качественных параметров продуктов/услуг, оптимальности выбранных принципов рас­че­та условий и вариантов оплаты, льготных скидок.

Грамотная ценовая политика является одним из важней­ших факторов, обусловливающих эффективное функцио­ни­ро­вание и развитие библиотеки.

 

Вопросы и задания

1. Какие особенности ценообразования на библиотечную продукцию и услуги вы можете назвать?

2. Определите факторы, влияющие на стоимость библио­теч­но-библиографической и информационной продукции.

3. Объясните механизм расчета цены на библиотечно-биб­лио­графические услуги, используя литературу [4, 6, 7].

4. Перечислите основные методы установления цен на библиотечно-библиографическую продукцию.

5. За счет каких средств осуществляется предприни­матель­ская деятельность библиотек?

 

Литература

1. Аб унясенні змяненняў і дапаўненняў у Закон Рэспублікі Беларусь “Аб бібліятэчнай справе ў Рэспубліцы Беларусь”: закон Рэспублікі Беларусь ад 11 лістапада 2002 г., № 147-З // Нац. реестр правовых актов Республики Беларусь. – 2002. – № 128, 2/896.

2. Библиотечное дело: терминологический словарь / Рос. гос. б-ка. – М., 1997. – С. 133.

3. Галковская, Ю.Н. Правовое обеспечение деятельности библиотек в Республике Беларусь: науч.-практич. пособие / Ю.Н.Галковская. – Мн.: Новое знание, 2008. – С. 132–134. – (Сер. “Профессионалам библиотечного дела”).

4. Далгаполава, А.Е. Аб новых падыходах да фарміравання цэн на платныя паслугі бібліятэк / А.Е.Далгаполава // Аблас­ныя бібліятэкі: актуальныя аспекты дзейнасці: нав.-метад. вы­данне / НББ; адказ. за вып. Л.Г.Кірухіна. – Мн., 2004. – С. 82–85.

5. Клюев, В.К. Маркетинговая ориентация библиотечно-информационной деятельности: учеб. пособие / В.К.Клюев, Е.М.Ястребова. – М.: МГУКИ, 2001. – С. 52–61.

6. Клюев, В.К. Основы инициативной хозяйственной дея­тель­ности библиотеки: учеб. пособие для вузов культуры и искусств / В.К.Клюев. – М.: Моск. гос. ун-т культуры, 1998. – С. 19–24, 41–49.

7. Палажэнне аб платных паслугах бібліятэк Рэспублікі Бе­ларусь: зацв. пастановай М-ва культуры Рэспублікі Бе­ла­русь 23 жніўня 2000 г., № 15 // Хроніка культурнага жыцця / Нац. б-ка Беларусі. – Мн., 2000. – № 9. – С. 16–25.

8. Пераверзева, Ю.А. Фінансава-эканамічная дзейнасць біб­ліятэк: вучэб.-метад. дапам. / Ю.А.Пераверзева. – Мн.: Бел. дзярж. ун-т культуры і мастацтваў, 2009. – С. 85–92.

9. Справочник библиотекаря / науч. ред. А.Н.Ванеев, В.А.Мин­кина. – СПб.: Профессия, 2004. – С. 290–297.

10. Суслова, И.М. Практический маркетинг в библиотеках: учеб.-метод. пособие / И.М.Суслова. – М.: Либерея, 2004. – С. 89–95. – (Сер. “Библиотекарь и время. XXI век”).

КоммуникаЦИОННАЯ политика библиотеки

8.1. Маркетинговые коммуникации библиотеки:

Понятие, цели, функции, инструменты

 

По мере распространения и развития библиотечного мар­ке­тинга возрастает роль маркетинговых коммуникаций.

Термин “коммуникация”имеет следующие значения: с од­ной стороны, это путь сообщения; с другой – это общение, передача информации от человека к человеку, т.е. спе­ци­фи­ческая форма взаимодействия людей в процессе их позна­ва­тельно-трудовой деятельности, осуществляющаяся глав­ным образом при помощи языка.

Маркетинговые коммуникации библиотеки представляют собой информационные связи библиотеки с адресатами ком­му­никаций, что позволяет достигнуть маркетинговых целей.

В ряду важнейших маркетинговых целей, реализуемых с помощью маркетинговых коммуникаций, можно выделить:

– формирование престижного образа (имиджа) библиотеки в сознании населения, спонсоров, представителей местных органов власти и управления, общественных организаций;

– информирование о новых услугах, которые ввела биб­лио­тека;

– сохранение популярности существующих библиотечно-библиографических услуг;

– информированиепотенциальных пользователей о време­ни, месте и условиях предоставления услуг;

– акцентирование внимания потенциальных пользователей на специфических качествах и выгоде предлагаемых библио­те­кой услуг, на бесплатности основных форм обслуживания и относительно низких ценах на дополнительные услуги.

Маркетинговые коммуникации библиотеки выполняют сле­дующие функции: информационную, убеждающую и сти­му­лирующую к действию.

Маркетинговые коммуникации библиотеки осуще­ствляют­ся при помощи следующих инструментов: рекламы, паблик ри­лейшнз (связи с общественностью), персональной прода­жи и стимулирования сбыта, благодаря которым обеспе­чи­вает­ся продвижение интеллектуальной продукции и библио­теч­ных услуг.

Библиотечная реклама –информация о библиотеке, ее ус­лу­гах и продукции в целях оповещения о ней реальных и по­тен­циальных пользователей и стимулирования спроса на эти услуги и продукты [7, с. 297].

Паблик рилейшнз (связи с общественностью) – составная часть управления, способствующая установлению и поддер­жа­нию общения, взаимопонимания, расположения и сотруд­ни­чества между библиотекой и общественностью [1].

Персональная продажа предполагает устную презентацию (представление) библиотечной услуги в процессе непо­сред­ствен­ного общения с реальным или потенциальным пользо­ва­телем, убеждение его воспользоваться предлагаемой услу­гой [7, с. 304].

Стимулирование сбыта – комплекс мероприятий, основ­ны­ми задачами которых являются обеспечение стабильности и увеличение объема использования ресурсов и услуг биб­лио­теки [7, с. 305].

Рассмотрим инструменты маркетинговых коммуникаций биб­лиотеки.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 440; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.28.197 (0.01 с.)