Понятие и виды конкурентных преимуществ. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие и виды конкурентных преимуществ.



Как же организация может обеспечивать свое выживание в долгосрочной перспективе, что должно быть ей присуще, чтобы она могла справляться со своими задачами? Ответ на этот вопрос совершенно очевиден: организация должна производить продукт, который стабильно будет находить покупателей. Это означает, что продукт должен быть, во-первых, интересен покупателю настолько, что он готов отдать за него деньги, и, во-вторых, интересен покупа­телю более, чем аналогичный или схожий по потребительским ка­чествам продукт, производимый другими фирмами. Если продукт обладает этими двумя свойствами, то говорят, что продукт имеет конкурентные преимущества.

Виды конкурентных преимуществ

Что же создает конкурентные преимущества? Считается, что для этого есть две возможности. Во-первых, конкурентные преимуще­ства может иметь сам продукт. Один вид конкурентных преиму­ществ продукта — это его ценовая характеристика. Очень часто покупатель приобретает товар только потому, что он дешевле дру­гих товаров, обладающих аналогичными потребительскими свойст­вами. Иногда продукт покупается только потому, что он очень де­шевый. Такие покупки могут происходить, даже если продукт не имеет потребительской полезности для покупателя.

Второй вид конкурентных преимуществ — это дифференциация. В данном случае речь идет о том, что продукт обладает отличитель­ными особенностями, делающими его привлекательным для поку­пателя. Дифференциация совсем не обязательно связана с потреби­тельскими (утилитарными) качествами продукта (надежность, про­стота использования, хорошие функциональные характеристики и т.п.). Она может достигаться за счет таких характеристик, которые не имеют никакого отношения к его утилитарным потребительским свойствам, например за счет марки.

Во-вторых, кроме того, что фирма создает конкурентные пре­имущества в продукте, она может пытаться создать своему продук­ту конкурентное преимущество в его положении на рынке. Достига­ется это за счет закрепления покупателя или же, говоря иначе, за счет монополизации части рынка. В принципе такая ситуация про­тиворечит рыночным отношениям, так как в ней покупатель лишен возможности выбора. Однако в реальной практике многим фирмам удается не только создать для своего продукта такое конкурентное преимущество, но и удерживать его достаточно долго.

Стратегические задачи на различных стадиях жизненного цикла товара.

В условиях постоянно меняющихся запросов покупателей, технологий и конкурентного окружения выживание предприятия зависит от того, насколько успешно она разрабатывает и внедряет на рынок новые товары. Однако и после того, как новый товар окажется на рынке, он не может быть предоставлен сам себе. Необходимо уметь применять к нему правильные маркетинговые стратегии по мере того, как он проходит стадии своего жизненного цикла.

То обстоятельство, что жизненный цикл каждого товара состоит из различных этапов, порождает две задачи. Во-первых, поскольку продажа любого товара рано или поздно переживает спад, устаревшие товары необходимо заменять новыми. Во-вторых, предприятие должно понимать, каким образом происходит устаревание его товаров, и уметь приспосабливать свои действия к разным этапам их жизненного цикла.

Этап внедрения на рынок

Стратегии ценообразования:

- стратегия быстрого «снятия сливок с рынка»;

- стратегия медленного «снятия сливок с рынка».

Стратегии стимулирования (продвижения) и сбыта:

- стратегия быстрого проникновения на рынок;

- стратегия медленного проникновения на рынок.

Этап роста

Товарные (продуктовые) стратегии:

- улучшение качества товара, придание ему новых свойств;

- выпуск новых моделей и модификаций, а так же расширение номенклатуры размеров, ароматов, и т.д., чтобы защитить основной товар.

Стратегия продвижения:

- выход на новые сегменты рынка;

- в рекламе переход от осведомления к стимулированию предпочтения.

Стратегия доведения товара до потребителя:

- расширение действующих каналов сбыта и определение новых.

Стратегия ценообразования:

- снижение цен, чтобы привлечь потребителей, для которых их уровень является доминирующим фактором приобретения товара

Этап зрелости

Стратегия продвижения:

- стратегия модификации рынка.

Товарная (продуктовая) стратегия:

- стратегия модификации продукта.

Этап спада

Товарные (продуктовые) стратегии:

- увеличение инвестиций с целью захватить лидерство или укрепить позиции на рынке;

- сохранение определённых уровней капиталовложений, пока не прояснится ситуация в отрасли.

- сокращение инвестиций, отказ обслуживать группы менее выгодных потребителей и одновременно.

Маркетинговые стратегии для участников новых и растущих рынков.

Для новых рынков.

Пионерами рынка являются компании-новаторы, инициирующие его возникновение и развитие за счет создания принципиально нового товара, внедрения новой маркетинговой концепции или разработки новых технологий, коренным образом снижающих производственные издержки или повышающих доступность товара.

Среди стратегий выделяют:

1. стратегия проникновение на рынок (установление низких цен на новый продукт на ранних стадиях ЖЦТ с целью завоевания расположения максимального числа потребителей);

2. стратегия «снятия сливок» (реализуется за счет установления высоких цен на новый товар, что подчеркивает его уникальность, с последующим снижением цены).

Для растущего рынка.

Стратегия растущего рынка для лидеров (сохранение текущих потребителей, путем обеспечения их лояльности и совершения повторных покупок; стимулирование спроса со стороны покупателей консерваторов).

Стратегия растущего рынка для последователей (основной целью является завоевание обособленного рыночного сегмента).

Маркетинговые стратегии для зрелых и сужающихся рынков.

Для зрелого рынка:

· Стратегия проникновения на рынок за счет новых потребителей;

· Стратегия проникновения на рынок за счет имеющихся потребителей.

Для сужающихся рынков. Главной целью является удержание существующей позиции, пока она приносит прибыль, получение возможного большего объема средств и постепенный либо немедленный уход с рынка.

 

Цели использования матричных методов

Разработка маркетинговой стратегии – сложный процесс, одним из методов формализации которого является моделирование с помощью матриц, позволяющее выбрать оптимальный вариант стратегического решения, избежать распыления сил и средств.

Маркетинговая стратегическая матрица - это модель выбора фирмой определенной стратегии в зависимости от конкретной рыночной конъюнктуры и собственных возможностей или других факторов.

Матрица образуется по двум признакам (факторам) с помощью системы горизонтальных и вертикальных координат экономического пространства, которые выражают количественные или качественные характеристики соответствующих рыночных параметров. Их пересечение образует поля (квадранты, стратегические секторы), отражающие позицию фирмы на рынке. Матрицы, как правило, имеют двойное название: по содержанию и по фамилии разработчика (имени фирмы).

Использование матрицы БКГ

Матрица БКГ

1) Возможность мысленного структурирования и наглядного представления стратегических проблем предприятия

2) Пригодность в качестве модели для генерирования стратегий

3) Простота использования

4) Доля рынка и темпы его роста определяются, как правило, с небольшими затратами

Модель «Доля рынка – рост рынка» (портфолио-анализ, матрица Бостон Консалтинг Групп (БКГ)):

Звезда – быстро развивающиеся направления деятельности, товары, имеющие большую долю рынка

Дойные коровы – направления деятельности или товары с низкими темпами роста и большой долей рынка

Трудный ребенок – товары, имеющие небольшую долю быстрорастущих рынков.

Собака – направления деятельности и товары с низкой скоростью роста и небольшой долей рынка.

Использование матрицы GE

Модель «Привлекательность рынка – преимущества в конкуренции» (матрица Мак-Кинзи и General Electric (GE))

Модель GE/McKinsey представляет из себя матрицу, состоящую из 9 ячеек для отображения и сравнительного анализа стратегических позиций направлений хозяйственной деятельности организации. Главной особенностью этой модели явилось то, что в ней впервые для сравнения видов бизнеса стали рассматриваться не только "физические" факторы (такие, как объем продаж, прибыль, отдача инвестиций и т.п.), но и субъективные характеристики бизнеса, такие, как изменчивость доли рынка, технологии, состояние кадрового обеспечения и т.п.

Матрица Мак-Кинзи и GE

1) Возможна дифференцированная оценка товара

1) Определение факторов модели требует большого количества информации.

2) Факторы труднооперационанализируемы.

3) Возможна различная оценка товара различными пользователями.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 324; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.214.215 (0.017 с.)