Методические и методологические особенности макроанализа. Моделирование как основной метод макроэкономического анализа. Макроэкономические модели. Экзогенные и эндогенные переменные. Запасы и потоки. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методические и методологические особенности макроанализа. Моделирование как основной метод макроэкономического анализа. Макроэкономические модели. Экзогенные и эндогенные переменные. Запасы и потоки.



Экономическая система как объект макроэкономики. Виды экономических систем. Макроэкономика и экономическая политика.

Макроэкономика – раздел теоретической экономики, которая рассматривает хозяйство как единое целое и исследует процесс формирования совокупного спроса и предложения, национального дохода, ВНП, влияние бюджетной политики правительства и денежной политики центробанка на экономический рост, инфляцию, уровень безработицы.

Макроэкономика исследует экономику как целостную систему для обеспечения условий устойчивого экономического роста, полной занятости ресурсов и снижения уровня инфляции. Она формирует цели экон. политики и определяет инструменты, необходимые для ее реализации.

К элементам экономики относятся: 1. Процесс производства; 2. Процесс реализации; 3. Процесс потребления.

Объект изучения макро – экономическая система в целом, которая трансформирует экономические ресурсы в материальные блага, способные удовлетворить материальные потребности общества при определенных производственных отношениях.

Предмет макро – механизм функционирования национальной экономики, инструментарий саморегулирования и гос. воздействия на экономику.

Системный подход – общенаучный метод, включающий в себя научную абстракцию, анализ, синтез, индукцию, дедукцию, логическое. Системный подход исследует функциональные связи, т. е. прямые и обратные зависимости между прямыми величинами.

Экстраполяция – метод часто применяется в социологических исследованиях, предполагает анализ рынка за предшествующий период и установление тенденции его развития в будущем для примерных оценок развития конъюнктурных показателей.

Индукция – от простого к сложному.

Дедукция – обратный процесс, от сложного к простому.

Метод экспертных оценок – приглашаются в качестве экспертов специалисты, возможно из зарубежных стран, опыт которых может пригодиться при принятии правительственных решений.

Метод математического моделирования – предполагает установление функциональной зависимости между отдельными конъюнктурными показателями рынка.

Метод графических изображений – определение соотношений между различными экономическими показателями, оценка их поведения под влиянием изменения экономической ситуации.

Метод сравнительного анализа – сопоставление частных и обобщающих экономических показателей с целью выявления наилучших результатов.

Существует 2 принципа реализации подхода при описании экономических процессов на основе макроанализа. Макроподход исходит из необходимости обоснования закономерности функционирования нац. экономики в целом, тогда как в микро подходе решающей является оценка поведения фирмы как основного производства.

Макроэк. система включает в себя как внешние по отношению к процессу общественного воспроизводства факторы (природн., демограф. др.) так и внутренние его элементы (произ-во, реализация, потребление). Регулирование этого процесса осущ-ся с помощью рынка и гос-ва. Задачей макро является приведение в систему, объяснение и обобщение факторов, касающихся механизма функционирования экономики в целом. В макроанализе совокупный расход, совок. Доход и потребление явл. основным предметом изучения.

Система свободного рынка формируется под влиянием макроэк. взглядов 2-х концепций: кейнсианство и монетаризм.

Кейнсианская теория считает, что колебания совокупных затрат влияют на произв-во и занятость, а не на цену. Поэтому как считает Кейнс уровень производства, занятости, доходов и цен формируется на основе повышения спроса, инвестиций, роста экспорта и госрасходов. Эти 4 осн. Фактора являются объектами гос. политики и регулирования со стороны гос-ва. Рынок не может обеспечить полной экон. стабильности, поэтому гос-во должно активно участвовать в регулировании эк. спадов и подъемов.

Монетаризм придерживается противоположных взглядов. Считается, что система свободного предпринимательства обеспечивает высокую степень макроэк. стабильности на основе конкуренции при условии, что гос-во не вмешивается в функционирование эк. колебаний совокупных затрат, влияет на цену, на продукцию и ресурсы, а не на уровень производства и занятость. Монетаристы считают, что вмешательство гос-ва в эк. процессы усиливает негибкость цен и з/п, т.е. подрывает способность совокупного рынка обеспечить макроэк. стабильность.

 

 

Макроэкономические показатели в системе национальных счетов. ВНП и ВВП, методы их расчета. Другие показатели дохода и продукта.

ВНП – рыночная стоимость конечных товаров и услуг, производимых в экономике за определенный период времени с помощью факторов производства находящихся в собственности граждан данной страны, как на ее территории, так и за ее пределами.

ВВП – рыночная стоимость конечных товаров и услуг производимых в экономике за определенный период времени,на территории страны с помощью ресурсов находящихся в собственности граждан.

Конечные товары и услуги, когда процесс производства завершен. Измерение:

1) По расходам (метод конечного использования).

Y=C+I+G+Xn

C - Расходы домохозяйств. I - Инвестиционные расходы фирмы. G - Государственные закупки товаров и услуг. Xn- Чистый экспорт.

2) По добавленной стоимости (производственный метод).

Добавленная стоимость ВВП унитаз

ВВП=å(ВВ-МЗ)+(НН-С)+сальдо внешнеэкономических расчетов ВВ – Валовый выпуск. МЗ – материальные затраты НН – непрямые налоги. С – субсидии

3) По доходам (распределительный метод).

Yдох=å всех доходов + чистые и косвенные налоги на бизнес + амортизация.

ВНП = ВВП – чистые факторные доходы из-за рубежа

Разница между доходами полученными данной страны за рубежом и доходами иностранных получателей на территорию данной страны.

ЧНП = ВНП – амортизация

Нац. доход = ЧНД – чистые и косвенные налоги на бирже

Личный доход = Нац. доход – взносы на соцстрах – перераспределение прибыли – налоги на прибыль корпораций + трансферты.

Номинальный ВНП расчитывается в ценах текущего года, реальный в сопоставимых или базисных.

На величину номинального ВНП:

1) Динамика реального объема производства 2)Динамика уровня цен

Величина реального ВНП

Уреал.= У номин./индекс цен

Корректировка номинального ВНП в сторону увеличения – происходит информирование. Индекс цен <1, если индекс цен > 1 – дифилирование.

 

 

Содержание и общие черты экономического цикла. Фазы цикла: динамика экономических показателей. Потенциальный ВНП. Эффект акселератора.

Цикличность — это форма движения национальной экономикой мирового хозяйства в целом, предполагающая смену революционных и эволюционных стадий развития экономики, экономического прогресса.

Цикличное развитие экономики сопровождается высоким уровнем экономической активности в течение длительного времени, а затем спадом этой активности до уровня ниже допустимого. Периодическая повторяемость экономических спадов ведет к обнищанию, голоду, страданиям, самоубийствам людей, что не может не беспокоить развитое цивилизованное общество. Поэтому проблема цикличности всегда привлекала внимание ученых-экономистов и сегодня остается одной из центральных проблем экономической теории.

Цикл представляет собой интервал времени в развитии рыночной экономики, в течение которого происходит увеличение объема производства товаров и услуг, а затем сокращение, спад, депрессия, оживление и, наконец, снова его рост (рис. 1).

4 стадии цикла:
  1. кризис
  2. депрессия
  3. оживление
  4. подъем
Рис.1. Графическое изображение цикла

На данном графике крайние точки развития рыночной экономики характеризуют экономический бум и кризис. Подъем, экономики начинается с оживления фазы восстановления деловой активности в форме заключения новых хозяйственных договоров, постепенно и очень слабого увеличения спроса на рабочую силу, следовательно, сокращения безработицы, роста потребительского спроса. Затем начинается чистый рост, который характеризует постоянное, нарастающее увеличение объема производства товаров и услуг, высшая точка этого подъема характеризуется как бум. В это время в экономике наблюдается полная занятость, а производство работает на полную мощность. Реальный объём производства достигает в этой точке своего максимума. Цены, как правило, повышаются, а рост деловой активности, достигнув полной занятости ресурсов, прекращается и замирает.

Современная рыночная экономика функционирует в условиях активного воздействия на нее государства. Государственное воздействие на экономику способно существенно повлиять на ход экономического цикла, меняя характер экономической динамики: глубину и частоту кризисов, продолжительность фаз цикла и соотношение между ними. Государственное регулирование направлено на смягчение циклических колебаний, поэтому оно носит антициклический характер. Важнейшими методами, с помощью которых государство воздействует на экономический цикл, выступают кредитно-денежные и бюджетно-налоговые рычаги. Во время кризиса государственные меры направлены на стимулирование производства, а во время подъема — на его сдерживание. Так, с целью ослабления “перегрева” экономики государство в фазе подъема способствует дальнейшему удорожанию кредита, вводит новые налоги, повышает старые, отменяет ускоренную амортизацию и налоговые льготы на новые инвестиции. В условиях кризиса, наоборот, государственные меры направлены на удешевление кредита, сокращение налогов, на ускоренную амортизацию и налоговые скидки на новые инвестиции.

Таким образом, современный механизм самонастройки рыночной экономики через циклические кризисы изменяется под влиянием государственного воздействия. Происходит переплетение стихийно-рыночного механизма функционирования экономики в форме циклических кризисов с сознательным государственным воздействием на воспроизводственный процесс.

 

 

7. Макроэкономическая нестабильность. Инфляция и ее исчисление. Виды инфляции в зависимости от ее темпов. Инфляция спроса и инфляция издержек. Основные социально — экономические последствия инфляции.

Инфляция — устойчивая тенденция к повышению среднего (общего) уровня цен.

В условиях инфляции различные виды цен изменяются неравномерно: одни цены увеличиваются быстро, другие — медленно, третьи остаются без изменения.

Дефляция — устойчивая тенденция к снижению среднего (общего) уровня цен.

Уровень инфляции (темп роста цен) — относительное изменение среднего (общего) уровня цен. В макроэкономических моделях уровень инфляции может быть представлен как

где

Р средний уровень цен в текущем году;

Р-1 средний уровень цен в прошлом году. Средний уровень цен измеряется индексами цен.

Нередко в качестве основы для расчета уровня инфляции используется индекс потребительских цен (CPI), и показатель приобретает следующий вид:

CPI — индекс потребительских цен в текущем году;

CPI-1 — индекс потребительских цен в прошлом году.

Показатели уровня инфляции, рассчитанные на основе индексов потребительских цен (CPI) и индексов Пааше (дефляторов ВВП), оказываются существенно различными.

 

Дезинфляция — снижение уровня инфляции (темпа роста цен). Инфляция спроса возникает как следствие избыточных со­вокупных расходов (совокупного спроса) в условиях, близких к полной занятости.

Инфляция издержек возникает как следствие повышения средних издержек на единицу продукции и снижения совокупного предложения. Этот тип инфляции приводит к стагфляции, то есть к одновременному росту инфляции и безработицы на фоне спада производства (стагнация в сочетании с инфляцией). Повышение средних издержек относительно сокращает прибыли фирм, что приводит к снижению выпуска фирм и спаду совокупного предложения в целом. При прежнем уровне совокупного спроса снижение совокупного предложения приводит к росту среднего уровня цен и увеличению темпа инфляции.

Причины повышения средних издержек производства:

1) повышение номинальной заработной платы, которое не уравновешивается увеличением производительности труда;

2) повышение цен на сырье;

3) увеличение налогов и рост «налогового клина».

Инфляция издержек в известной мере самоограниченна: спад производства сдерживает дополнительный рост издержек производства, так как при возрастающем уровне безработицы номинальная заработная плата постепенно снижается.

Сочетание инфляции спроса и инфляции издержек образует инфляционную спираль, в которой возросшие инфляционные ожидания экономических агентов выполняют роль передаточного механизма. Бюджетно-налоговая или кредитно-денежная экспансия, направленная на краткосрочное стимулирование совокупного спроса, вызывает инфляцию спроса по мере приближения экономики к состоянию полной занятости ресурсов. В условиях инфляции спроса экономические агенты постепенно корректируют свое поведение: ставки номинальной заработной платы повышаются в новых трудовых соглашениях в соответствии с возросшими инфляционными ожиданиями. Повышение ставок номинальной заработной платы вызывает рост средних издержек производства, что является основой для развертывания инфляции издержек. Если правительство и Центральный Банк не располагают инструментами управления инфляционными ожиданиями, то на основе спирали «заработная плата — цены» возникает гиперинфляция. Она представляет собой неуправляемую инфляцию с быстрым темпом роста цен, которая оказывает особенно разрушительное воздействие на занятость и выпуск, так как в этих условиях экономически выгодно вкладывать средства в спекулятивные операции, а не в инвестиции. Ситуация недоверия к непоследовательной политике правительства и Центрального Банка, характерная для многих переходных экономик, является подходящей «средой» для развертывания неуправляемой инфляции.

Воздействие инфляции на уровень реальных доходов противоречиво. Инфляция по-разному влияет на перераспределение доходов в зависимости от того, является ли она ожидаемой или непредвиденной. В случае ожидаемой инфляции получатель дохода может принять меры, чтобы предотвратить или умень­шить негативные последствия инфляции, которые, в противном случае, отразятся на величине его реального дохода. Корректировка номинальных доходов может быть осуществлена с учетом уравнения Фишера:

,где

i и r — номинальная и реальная ставки процента (соответственно), a — уровень ожидаемой инфляции. При темпах инфляции, превышающих 10%, уравнение Фишера имеет вид

Непредвиденная инфляция приводит к снижению всех видов фиксированных доходов и "субсидирует" тех экономических агентов, чьи номинальные доходы возрастают быстрее, чем средний уровень цен. В условиях неожиданной инфляции получатели ссуд выигрывают за счет кредиторов, так как долги возвращаются обесценившимися деньгами. Правительства, накопившие значительный государственный долг, нередко проводят политику краткосрочного стимулирования инфляции, которая способствует относительному обесцениванию задолженности.

Социально-экономические последствия инфляции:

1.Ухудшается экономическое положение: снижается объем производства, поскольку колебание и рост цен делают неуверенными перспективы его развития;перелив капитала из производства в торговлю и посреднические операции, где быстрее его оборот, больше прибыль и легче уклоняться от налогообложения;рост спекуляции в результате резкого изменения цен;

уменьшение кредитных операций;обесценивание финансовых ресурсов государства.

2. Возникает социальная напряженность:снижаются реальные доходы (количество товаров и услуг, которые можно купить на сумму номинального дохода).перераспределение национального дохода в ущерб наименее обеспеченных слоев;

особенно страдают от инфляции люди, живущие на фиксированные доходы: пенсии, зарплата госслужащих, пособия. Для их защиты необходима система индексации пособий; люди, живущие на нефиксированные доходы могут и выиграть от инфляции;

обесценивание сбережений.

непредвиденная инфляция приносит выгоду дебиторам за счет кредиторов. Получатель ссуды берет в долг “дорогие” рубли, а возвращает - “дешевые”.

последствия инфляции в сфере распределения были бы не такими тяжелыми, если бы люди могли предвидеть инфляцию и имели бы возможность корректировать свои номинальные доходы.

3.Некоторые экономисты считают, что инфляция связана обратной зависимостью с безработицей: чем выше уровень инфляции тем ниже уровень безработицы, и что можно достичь полной занятости при довольно скромном уровне инфляции, т.о. умеренная ползучая инфляция может содействовать оживлению экономики.

 

Совокупные расходы и ВВП. Колебания равновесного уровня выпуска вокруг экономического потенциала. Мультипликатор автономных расходов. Характеристика рецессионного (дефляционного) и инфляционного разрывов.

Равновесный уровень выпуска Y0 может колебаться в соответствии с изменением величины любого компонента совокупных расходов: потребления, инвестиций, государственных расходов или чистого экспорта. Увеличение любого из этих компонентов сдвигает кривую планируемых расходов вверх и способствует росту равновесного уровня выпуска. Снижение любого из компонентов совокупного спроса сопровождается спадом занятости и равновесного выпуска. Приращение любого компонента автономных расходов вызывает несколько большее приращение совокупного дохода Y благодаря эффекту мультипликатора. Мультипликатор автономных расходов - отношение изменения равновесного ВВП к изменению любого компонента автономных расходов. ,где

m - мультипликатор автономных расходов;

Y— изменение равновесного ВВП; А — изменение автономных расходов, независимых от динамики Y.

Мультипликатор показывает, во сколько раз суммарный прирост (сокращение) совокупного дохода превосходит первоначальный прирост (сокращение) автономных расходов. Важно, что однократное изменение любого компонента автономных расходов порождает многократное изменение ВВП. Если, н-р, автономное потребление увеличивается на какую-то величину CA, то это увеличивает совокупные расходы и доход Y на ту же величину, что, в свою очередь, вызывает вторичный рост потребления (из-за увеличения дохода), но уже на величину МРСх CA. Далее совокупные расходы и доход снова возрастают на величину МРСх CA и так далее по схеме кругооборота "доходы-расходы". Возникает цепочка:

видно, что совокупный доход Y многократно реагирует на первоначальный импульс CA↑, что и отражается в величине мультипликатора автономных расходов. Это означает, что относительно небольшие изменения в величинах С, I, G или Хn могут вызвать значительные изменения в уровнях занятости и выпуска. Мультипликатор, таким образом, является фактором эк нестабильности, усиливающим колебания деловой активности, вызванные изменениями в автономных расходах. Поэтому одной из основных задач бюджетно-налоговой политики правительства является создание системы встроенных стабилизаторов экономики, которая позволила бы ослабить эффект мультипликации путем относительного снижения величины предельной склонности к потреблению (МРС). Данная проблема становится более сложной в условиях стимулированных инвестиций, так как в каждом следующем цикле производства из возросшего совокупного дохода Y финансируются не только более высокие потребительские, но и растущие инвестиционные расходы и возникает эффект супермультипликатора.

Рецессионный разрыв - величина, на которую должен возрасти совокупный спрос (совокупные расходы), чтобы повысить равновесный ВВП до не инфляционного уровня полной занятости.

Если фактический равновесный объем выпуска Y0 ниже потенциального Y* (см. рис. 6.5), то это означает, что совокупный спрос неэффективен, то есть совокупные расходы недостаточны для обеспечения полной занятости ресурсов, хотя равновесие AD = AS достигнуто. Недостаточность совокупного спроса оказывает депрессивное воздействие на экономику. Чтобы преодолеть рецессионный разрыв и обеспечить полную занятость ресурсов, необходимо простимулировать совокупный спрос и "переместить" равновесие из точки А в точку В. При этом приращение совокупного равновесного дохода Y составляет:

Инфляционный разрыв — величина, на которую должен сократиться совокупный спрос (совокупные расходы), чтобы снизить равновесный ВВП до не инфляционного уровня полной занятости.

Если фактический равновесный уровень выпуска Y0 (см. рис. 6.6) больше потенциального Y*, то это означает, что совокупные расходы избыточны. Избыточность совокупного спроса вызывает в экономике инфляционный бум: уровень цен возрастает потому, что фирмы не могут расширять производство адекватно растущему совокупному спросу, так как все ресурсы уже заняты.

Преодоление инфляционного разрыва предполагает сдерживание совокупного спроса и "перемещение" равновесия из точки А в точку В (полная занятость ресурсов).

 

Фискальная политика в системе государственного регулирования экономики. Механизмы воздействия фискальной политики - как равновесный ВНП. Мультипликатор госзакупки, гостранссферты, налоговый сбалансированный бюджет.

 
 


Фискальная политика - меры правительства по изменению государственных расходов, налогообложения и состояния государственного бюджета, направленные на обеспечение полной занятости и производства ВНП.

В краткосрочной перспективе меры бюджетно-налоговой политики сопровождаются мультиликаторами госрасходов, налогов, сбалансированного бюджета.

Если государственные расходы увеличиваются на DG, то кривая планируемых расходов сдвигается вверх на эту же величину, а равновесный V производства возрастает от Y1 до Y2 на величину

DY=DG x mg,

где mg - мультипликатор госрасходов.


Мультипликатор госрасходов (простой) mg=1/1-C, где С-предельная стоимость к потреблению. Этот коэффициент показывает во сколько раз суммарный ­(¯) сов.доход превосходит первоначальное ­(¯) автонамных расходов.

С учетом налогообложения:

mg=1/(1-C)x(1-t), где t- предельная налоговая ставка t=DТ/DУ

Эффект мультипликатора госраходов в открытой экономике относительно ниже, чем закрытой.

В открытой экономике:

mg=1/(1-C)x(1-t)+m' m'-предельная стоимость к испортированию m'=DJM/DY

Аналогичное мультипликаторное воздействие на равновесный уровень дохода окажет и снижение налогов Т. Механизм налогового мультипликатора связан с многократной реакцией потребления на однократное применение налогов mt=-C/1-C- c учетом налоговой ставки; mt=-C/(1-C)х(1-t)

В открытой экономике mt=-C/(1-C)х(1-t) + m'

Если государственные расходы и автономные налоговые отчисления возрастают на одну и ту же величину, то и равновеный объем производства возрастает. В этом случае говорят о мультипликаторе сбалансированного бюджета, который всегда <1 или =1. mg+mt £1

Мультипликатор трансфертов a=С/1-С; a=С/ ((1-С)(1-n)+m')

Равновесие объема производства в открытой экономике

Y=((1/(1-C)(1-t)+m')x(Ca+J+G+Xn)-(C/(1-C)(1-t)+m') x Ta) Ta-величина автоматических налогов.

Изменения в госрасходах DY=DGx((1/(1-C)(1-t)+m'))

Изменения в налогах DY=DGx((-С/(1-C)(1-t)+m')+Ta)

 

26. Бюджетные дефициты. Государственный долг и эффекты вытеснения.

Фискальная политика - меры правительства по изменению государственных расходов, налогообложения и состояния государственного бюджета, направленные на обеспечение полной занятости и производства ВНП. Фискальная политика призвана обеспечивать устойчивость экономического раз­вития (она - инструмент в борьбе против инфляции и безработицы). Но механизм фискальной политики сложен. Ведь только кажется простым: если в стране растет безработица, то надо увеличивать го­сударственные расходы и снижать налоги, чтобы стимулировать рост производства.

Манипулирование затратами и доходами государственного бюджета может совершаться только мероприятиями дискреционной ФП, но и без них тоже, т.е. благодаря тому, что величина налоговых поступлений в бюджет прямо зависит от уровня ВНП даже при стабильных налоговых ставках. Такой вид фискальной политики получила название "Фискальная политики встроенной стабильности".

 
 

Большинство стран используют прогрессивные и пропорциональные налоговые системы, согласно которых величина налоговых поступлений в бюджет изменяется в прямой зависимости от уровня доходов. Согласно этим системам следует рассматривать величину, что зависит от уровня ВНП. Возникает вопрос: каким образом влияет экономическая фискальная политика, которая строится на автоматической зависимости величины налогов, от уровня ВНП?

 
 

Из графика видно, что размер бюджетного дефицита зависит от связи между ВНП и налогами.

Т - налоги

Гз - государственные закупки.

В принципе, чтобы определить роль жестких налогов как инструменты фискальной политики, предположим, что государственные закупки остаются постоянными и не зависят от величины налоговых поступлений в бюджет.

На графике линии Гз отражают независимость государственных закупок от ВНП, а линия Т-рост налоговых поступлений по мере роста ВНП. Соотношение этих линий при разных уровнях ВНП создает неодинаковое состояние бюджета.

Глядя на график, можно увидеть, что при снижении ВНП при спаде производства налоговые поступления сокращаются автоматически, бюджет приближается к дефициту.

Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что увеличение или уменьшение налоговых поступлений совершается автоматически благодаря тому, что в поток "доходы-расходы" встроена налоговая система, которая обеспечивает необходимый автоматум. Также налоги имеют способность увеличиваться или уменьшаться согласно потребностям экономики и стабилизации; в случае инфляции они обеспечивают увеличение извлечений из потока "доход-расход", а в случае сокращения инфляции - уменьшений этих извлечений.

Благодаря своей способности автоматически изменять величину финансовых поступлений в бюджет в зависимости от потребностей стабилизации экономики, налоги называют встроенными стабилизаторами.

Но только с помощью встроенных стабилизаторов стабилизировать ВНП невозможно, нужны меры еще и дискреционной политики.

Источники погашения бюджетного дефицита - внешний (займы) и внутренний (выпуск ОВГЗ).

Государственный долг - задолженность, которая должна быть погашена в соответствующие сроки. Фискальная политика не может игнорировать данное обстоятельство. Она должна исходить из необходимости сбалансированности бюджета, принципом которого является то, что бюджет должен балансироваться исходя и в границах экономического цикла. Это означает, что во время спада производства государство должно уменьшать бюджетный дефицит.

Существует такой принцип функциональных финансов, который гласит, что сбалансированность не главное. Главное - сбалансированное влияние на экономику, способность государственных мероприятий своевременно устранить платежные процессы и явления, которые связаны с циклическим колебанием.

 

 

Модель IS-LM представляет собой модель совместного равновесия товарного и денежного рынков. Она является моделью кейнсианского типа (demand-side), описывает экономику в краткосрочном периоде и служит основой современной теории совокупного спроса.

Кривая IS Основой для построения кривой IS служат: 1) модель совокупных расходов (модель «Кейнсианского креста»), рассмотренная в главе 12, которая показывает, что определяет доход в экономике при данном уровне планируемых расходов (т.е. исходит из предпосылки, что уровень планируемых автономных расходов фиксирован); 2) функция зависимости автономных планируемых расходов от ставки процента.

Кривая LМ Равновесие на денежном рынке определяет кривая LM (liquidity preference - money supply), которая показывает все возможные соотношения Y и R, при которых спрос на деньги равен предложению денег. Под деньгами при этом, как правило, понимают денежный агрегат М1, включающий наличные деньги и средства на текущих счетах (demand deposits - чековых счетах или счетах до востребования), которые в любой момент можно легко превратить в наличность.

Как система приходит к общему равновесию, если она находится в неравновесии? Если рынок товаров и услуг находится в неравновесии, то происходит непредвиденное изменение запасов, и фирмы либо сокращают, либо увеличивают объем производства, двигая экономику в точку Е. Если денежный рынок в неравновесии, произойдет давление на ставку процента, и она будет расти при избыточном спросе на деньги, поскольку люди начнут продавать облигации, если они не смогут удовлетворить свой спрос на деньги иным путем, или покупать облигации, если предложение денег превышает спрос на них, и экономика начнет передвигаться в точку Е.

Пересечение кривых IS и LM делит плоскость на 4 области (рис.14.4.(б)), в каждой из которых имеет место неравновесие. В областях I и II наблюдается избыточное предложение денег, так как они находятся выше кривой LM, а в областях III и IV, лежащих ниже кривой LM - избыточный спрос на деньги. При этом области I и IV соответствуют избыточному предложению товаров и услуг, поскольку находятся выше кривой IS, в то время как в областях II и III имеет место избыточный спрос на товары и услуги. Направления приспособления экономики и движения ее к равновесию показаны стрелками. Если на товарном рынке существует избыточное предложение товаров, запасы фирм будут увеличиваться, а величина выпуска (дохода) Y уменьшаться (горизонтальные стрелки влево в областях I и IV по направлению к кривой IS). При избыточном спросе на товары запасы фирм сокращаются, а выпуск увеличивается (горизонтальные стрелки вправо в областях II и III по направлению к кривой IS). Когда на денежном рынке наблюдается избыточное предложение денег, люди покупают облигации, спрос на которые растет и поэтому цена которых повышается, что ведет (в силу обратной зависимости между ценой облигации и ставкой процента в соответствии с теорией предпочтения ликвидности) к снижению ставки процента (вертикальные стрелки вниз по направлению к кривой LM в областях I и II). При избыточном спросе на деньги, наоборот, люди начнут продавать облигации, чтобы получить в обмен наличные деньги в условиях их нехватки, что приведет к росту предложения облигаций, снижению их цены и соответственно к росту ставки процента (вертикальные стрелки вниз по направлению к кривой LM в областях III и IV). Следует иметь в виду, что более быстро происходит восстановление равновесия на денежном рынке, так как для этого достаточно изменить структуру портфеля активов, что не требует значительных затрат времени, в то время как для изменения величины выпуска требуется достаточно продолжительное время.

С учетом этого обстоятельства рассмотрим экономический механизм достижения равновесия, если экономика находится в неравновесии, например, в точке А (рис.14.4.(в)). Эта точка находится в области II, где имеет место избыточное предложение денег и избыточный спрос на товары и услуги. Превышение предложения денег над спросом на деньги вызовет снижение ставки процента в результате стремления людей превратить "лишние" деньги в ценные бумаги и в связи с этим ростом спроса на облигации и повышением их цен. На денежном рынке установится равновесие в точке В на кривой LM. Но существующий в этой области избыточный спрос на товары и услуги приведет к снижению запасов у фирм и росту выпуска (дохода), что обусловит неравновесие денежного рынка и сместит экономику в область III (точка С), соответствующую избыточному спросу на деньги, что приведет к росту ставки процента и возврату на кривую LM. Однако сохраняющийся избыточный спрос на товарном рынке, несмотря на возможное сокращение инвестиционного спроса, вызванное ростом процентной ставки, обеспечит дальнейшее сокращение запасов и увеличение производства. Денежный рынок окажется в неравновесии (появится избыточный спросу на деньги вследствие роста дохода), что обусловит рост ставки процента и возвратит экономику на кривую LM в точку.D, которая лежит ниже кривой IS и соответствует все еще избыточному спросу на товары и услуги. В результате дальнейшего сокращения запасов и роста производства экономика переместится в т.F, вновь нарушив равновесие денежного рынка и т.д., пока не придет в равновесную точку Е. Таким образом, экономика будет двигаться как бы по лестнице (по ступенькам), пока не попадет в точку одновременного равновесия товарного и денежного рынков - точку пересечения кривых IS и LM.

 

 

Экономическое неравенство и политика соц. защиты населения. Факторы, обуславливающие неравенство в первичных доходах. Бедность и прожиточный минимум. Система социальной защиты населения: социальные гарантии, социальная помощь, социальное страхование.

Говоря о занятости и социальной защите, нельзя не сказать об уровне жизни и экономическом неравенстве. Понятие "уровень жизни" означает обеспеченность населения необходимыми для жизни материальными и духовными благами, необходимый уровень удовлетворения потребностей людей в этих благах.

Переход к рыночной экономике характеризуется возникновением проблем с распределением доходов. При этом одни экономисты считают, что основой стабильного развития экономики является равенство в распределении дохода, другие – придерживаются противоположной точки зрения, то есть считают, что стремление к равенству не может стимулировать производство и приводит к кризисам экономики. Главным аргументом в пользу равного распределения дохода является то, что оно является необходимым для максимизации удовлетворения потребностей потребителей. Главным аргументом в пользу неравенства доходов является необходимость сохранения стимулов для производства продукции и дохода.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 142; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.194.39 (0.078 с.)