Пользователи деловой информации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Пользователи деловой информации



Современный рынок представляет собой не только рынок товаров, средств производства, рабочей силы, денег, ценных бумаг и т.п., но и включает в себя такой специфический товар, как деловую информацию. Наличие у предпринимателя полезной информации о потенциальном партнере, клиенте позволяет быстрее принять коммерческое решение, влияет на его правильность, что в конечном счете приводит к увеличению прибыли.

В процессе текущей эксплуатационной, финансовой и инвестиционной деятельности предприятие вступает в деловые контакты с множеством хозяйствующих субъектов, институциональных структур и физических лиц, которые образуют его внешнюю и внутреннюю среду.

Основную массу пользователей информации образуют внешние пользователи данных, т.е. те хозяйственные субъекты, которые получают сведения о работе предприятия в виде публичной отчетности, а также иного рода информацию из рекламных, справочных, конкурсных и иных источников. Объем, состав и программа публичной отчетности обычно регламентируются требованиями соответствующих стандартов. В рыночной экономике каждый ее участник руководствуется соображениями собственной выгоды и своей индивидуальной шкалой предпочтений и ценностей. Отсюда проистекают различие взглядов деловых партнеров на ценность одной и той же информации, зависимость степени проявления интереса к ней от конкретных условий экономической конъюнктуры.

Необходимость профессионального оказания информационных услуг приводит к тому, что этот вид деятельности стал относительно самостоятельной сферой бизнеса, в которой специализированные информационные фирмы и бюро осуществляют по заказам клиентов информационное сопровождение их бизнеса. Так, мировой авторитет информационного бизнеса американская корпорация «Дан энд Брэдстрит» в своем банке содержит сведения о более чем 25 млн. фирм по всему миру (причем они оперативно обновляются и дополняются). Подготавливаемые этой корпорацией бизнес-справки и экспресс-бюллетени полностью адаптированы к требованиям предприятий заказчиков. Данное обстоятельство объясняет тот факт, что в литературе нет единой методики анализа финансово-экономической деятельности предприятий, отсутствуют типовые универсальные методы разработки эмпирических числовых данных и их прогнозирования. В экономической экспертизе методы выработки аргументированных хозяйственных решений представляют специфическое интеллектуальное «ноу-хау», граничащее с интуитивным мышлением, гипотезами.

Основу информационного потока для внешних пользователей образуют бухгалтерская (финансовая) и статистическая отчетность предприятий, а также ряд справочных данных, прилагаемых к ним. Отчетные данные отдельных предприятий и разработки показателей по совокупности предприятий публикуются в периодической печати и бюллетенях статистической информации.

Бухгалтерская отчетность включает: балансовый отчет; отчет о финансовых результатах; отчет о движении фондов предприятия; ряд приложений-справок к статьям баланса и счета прибылей и убытков. Статистическая отчетность состоит из отчетов по труду, продукции, себестоимости, движению финансовых средств и ряда других показателей, представляющих интерес с точки зрения макроэкономического подхода к экономике предприятия.

Помимо отчетных данных, деловые круги могут получать данные переписей (единовременных обследований), котировок, листинга курсов валют, биржевых сводок, рейтинговых оценок и т.п., публикуемых в периодической печати и специальной литературе («Финансовые известия», «Финансовая газета», «Экономика и жизнь», «Бизнес и банки», «Биржевые ведомости» и др.). Из зарубежных источников мировой информации следует выделить ежедневные газеты «Файнэншиэл таймс», «Уолл-стрит Джорнэл», еженедельники «Форбс», «Бэррон'с», «Форчун», «Коммершиал энд файнэншиал крониклз», информационные бюллютени «Муди'с Инвесторз Сервис», «Стандард энд Пур'с Индастриэл Сэрвейз», «Основные экономические соотношения» («Дан энд Брэдстрит») и др. Знание источников информации, умение читать деловую прессу, владение приемами экономического рассуждения и предвидения при помощи количественного анализа повышают компетентность предпринимателя и эффективность его хозяйственных решений.

Методы финансового анализа

Общая направленность анализа. Предприятие является частью рынка, поэтому при проведении анализа оговариваются прочие равные условия, допущения и налагаемые ограничения. Решения об инвестировании, дивидендной, кредитной политике, стратегии и тактике привлечения заемных средств, диверсификации активов предполагают, что в перспективных расчетах собственники, акционеры, кредиторы, различные институциональные структуры (банки, биржи, финорганы и др.) должны исходить из следующих групп факторов.

Общеэкономические факторы:

валовый национальный продукт;

процентная ставка;

курсы валют;

темпы инфляции;

налоговые ставки и т.п.

Общепромышленные факторы:

жизненный цикл продукта;

себестоимость и цена продукта;

тенденции развития рынка товара;

уровень конкуренции;

емкость рынка и т.п.

Специфические факторы конкретного предприятия:

финансовая стратегия предприятия в конкретной экономической ситуации;

доходообразующий потенциал и его стабильность;

финансовые стимулы и рычаги и т.п.

Конечная цель финансового анализа состоит в оценке экономической жизнеспособности предприятия по состоянию на текущий момент и на обозримую перспективу. Традиционно этот анализ проводится при помощи системы финансовых коэффициентов, характеризующих сохранение капитала, его наращение, а также степень риска упущенных выгод из-за неопределенности внешних экономических условий. Как правило, финансовый анализ не ограничен расчетами эмпирических коэффициентов на отдельный период времени. Общепринятой нормой экономической диагностики стали: трендовый анализ финансовых коэффициентов; сравнительный анализ инвестиционно-финансовых показателей с общепромышленными индикаторами, а также с показателями конкурентов; факторный анализ показателей финансового «здоровья» предприятия; интегральный анализ финансового состояния с целью предсказания потенциального банкротства.

Анализ ликвидности. Заемщики денежных средств на краткосрочный период, поставщики и другие кредиторы акцентируют внимание при анализе бухгалтерской отчетности на уровне ликвидности активов предприятия. Дело в том, что различные виды имущества предприятия обладают разными способностями конвертации из материально-вещественной в денежную форму. Именно денежная, а не бартерная форма товарообмена удовлетворяет разнообразным требованиям участников рынка, поэтому актуальным является вопрос об оценке ликвидности предприятия.

Для анализа в балансовом отчете активы предприятия группируют и ранжируют по степени их ликвидности: от наиболее легкореализуемых (денежные средства, ценные бумаги, запасы и т.д.) до наиболее труднореализуемых активов (здания, сооружения, машины и оборудование, нематериальные активы). В качестве базы сравнения текущих активов предприятия принимаются его срочные внешние обязательства (текущие пассивы). Наиболее употребительными оценками ликвидности и финансовой гибкости (эластичности) являются финансовые коэффициенты, построенные следующим образом.

КОП = АТ: ОТ;

КС = АЛ: ОТ;

КЛ = : АТ;

КОК = КО: ОТ;

КДН = Р: NCF;

КП = ДТО: ;

КВ = NCF: PMT;

где КОП общий коэффициент покрытия;

КС - коэффициент срочности;

КЛ - коэффициент ликвидности;

КОК - коэффициент оборотного капитала;

КДН - коэффициент кругооборота денежной наличности;

КРД - коэффициент резерва денежных средств;

КП - коэффициент покрытия текущими поступлениями;

КВ - коэффициент покрытия периодических выплат;

АТ - текущие активы;

ОТ - текущие обязательства;

АЛ - наиболее легкореализуемые активы;

Да - продолжительность оборота конкретного вида активов;

Ва - балансовая стоимость конкретного вида активов;

КО - оборотный капитал предприятия;

Р - объем реализованной продукции;

NCF - чистый приток (или отток) денежной наличности;

Д - денежные средства (в банках и в кассе);

ДТО - денежные средства, полученные от текущих операций;

ОТ - текущие обязательства за период (в среднем);

РМТ - периодические выплаты, финансовые издержки.

Каждый из приведенных показателей рассматривается в контексте его экономического содержания: например, общий коэффициент покрытия указывает на относительное финансовое благополучие предприятия лишь в том случае, если он превышает единицу, а значения индекса ликвидности тем предпочтительнее, чем ближе они к нулевому уровню. Напомним, что действительная оценка ликвидности устанавливается в ходе трендового и сравнительного анализа коэффициентов. В связи с вариативностью учетной практики на предприятиях с сезонным производством, спецификой оценки материальных ресурсов и т.п. характеристики ликвидности специфицируют.

Анализ интенсивности оборота активов. Текущие активы представляют собой «перманентный капитал», постоянно пребывающий в состоянии метаморфоз в рамках общего операционного цикла: материальные запасы используются в производстве готовой продукции, которая затем отгружается потребителю (клиентам), наконец, за отгруженную продукцию на счет в банке или в кассу поступают денежные средства, которые вновь вовлекаются в хозяйственный оборот. Показатели оборачиваемости активов, таким образом, дополняют измерители их ликвидности.

Систему показателей интенсивности оборота активов образуют следующие оценки финансовой и деловой активности.

КОЗ = МЗО: ;

ДЗ = 365: КОЗ;

КИ = РК:

= 365: КИ;

КОС = Р: ,

где КОЗ - коэффициент оборота запасов;

ДЗ - срок хранения в запасах ресурсов;

КИ - кратность инкассации дебиторской задолженности;

ДИ - средний период инкассации дебиторской задолженности;

КОС - коэффициент оборота основного капитала;

МЗП - прямые материальные затраты ресурсов;

- средние ресурсные запасы за период;

- основной капитал в среднем за период.

Деловые партнеры предприятия (поставщики и кредиторы) постоянно следят за движением его рабочего (перманентного) капитала. Замедление оборачиваемости текущих активов в форме готовой продукции свидетельствует о затруднениях в сбыте по причине низкой конкурентоспособности, а увеличение времени пребывания активов в производственных запасах и незавершенном производстве - о снижении эффективности их промышленной переработки. Значительные сроки неинкассированной дебиторской задолженности свидетельствует о неудовлетворительной политике потребительского кредита. Обязательным дополнением такого анализа является сравнение показателей оборачиваемости данного предприятия с общепромышленными данными, данными отраслевого сектора, к которому относится обследуемое предприятие. Замедление оборачиваемости активов часто прямо связывают с уровнем риска: наличие безнадежных неплатежей, высокий уровень брака, производство несезонной и неходовой продукции и т.п. - все эти обстоятельства нарушают нормальный ход операционного цикла производства, делают рискованным вложение капитала в данные виды активов.

Анализ финансовых рычагов. Предприниматель довольно часто руководствуется соображениями привлечения внешних источников финансирования для поддержания и расширения собственного дела. Заемные средства на краткосрочной и долгосрочной основе показываются в пассивной части балансового отчета. Заимодавцы и кредиторы рассчитывают получить к моменту истечения срока кредита не только сумму основного долга, но и сумму, составляющую процентный доход финансирующей стороны. Предприниматель-заемщик, со своей стороны, заинтересован в эффективном использовании внешних источников финансирования, своевременном и полном выполнении финансовых обязательств.

Для анализа привлечения «чужих» средств и платежеспособности предприятия-заемщика разрабатывается специальная система показателей, основу которой образуют следующие измерители.

КС = ЗС: СС;

КДО= ЗС: (СС + ЗС);

КД = (ДО + ДА): О;

КПА = ОК: (ДО + ССО);

КРП = РП: А;

КСК = СК: ОК;

КИ = (СК + ДО): ОК;

КК = (СК + ОВ): (ОК + ДИК);

КПИ= П: ФИ;

КПР = (NCF + РМТП): РМТП;

где КС - коэффициент соотношения заемных и собственных средств;

КДО - общий коэффициент долговых обязательств;

КД - коэффициент доли долгосрочных обязательств;

КПА - коэффициент покрытия капитальными активами;

КРП - коэффициент реинвестирования прибыли;

КСК - коэффициент собственного капитала;

КИ - коэффициент использования основного капитала;

КК - коэффициент использования основного и оборотного капитала;

КПИ - коэффициент покрытия процентных издержек;

КПР - коэффициент покрытия постоянных расходов;

ЗС - заемные средства;

СС - собственные средства;

ДО - долгосрочные обязательства;

ДА - оплата долгосрочной аренды;

О - сумма всех источников средств;

ССО - среднесрочные обязательства;

РП - реинвестированная прибыль;

А - активы предприятия, всего;

ОВ - долгосрочные и среднесрочные обязательства;

ДИК - долгосрочно используемый оборотный капитал;

П - прибыль до налогообложения;

ФИ - финансовые издержки;

РМТП - постоянные расходы денежных средств.

Этот перечень показателей финансового менеджмента предприятия в зависимости от постановки пользователем конкретной задачи может сокращаться, специфицироваться, дополняться другими характеристиками. Однако все они будут интерпретированы как показатели формирования финансовых источников предприятия и надежности его долгосрочной платежеспособности. Нарушение пропорций в формировании финансовых ресурсов и экономически нецелесообразное их размещение повышают степень финансового риска, снижают инвестиционную привлекательность предприятия-заемщика.

Анализ рентабельности. Практически все участники делового партнерства хотели бы иметь ясное представление о том, насколько эффективно работает интересующее их предприятие в смысле наращения на средства, вовлеченные в деловой оборот. При этом каждый из партнеров рассматривает ситуацию со своей точки зрения: акционеры заинтересованы в высоком и неснижающемся уровне отдачи на их паевые взносы, менеджеры должны удерживать во внимании требуемый уровень отдачи всех активов предприятия; держатели облигаций заинтересованы в достаточном уровне отдачи капитальных активов в виде денежных премиальных средств и т.д.

В связи с разнообразием экономических интересов пользователей информации разрабатывается детальная система показателей рентабельности с вариативной базой сравнения.

rА = ПЧ: А;

rСК = ПЧ: СК;

rИК = ПЧ: (СК + ДО);

rР = ПЧ: Р;

rЗ = ПЧ: СР,

где rА- рентабельность активов предприятия;

rСК - рентабельность собственного капитала;

rИК - рентабельность инвестированного капитала;

rР - рентабельность реализованной продукции;

rЗ - рентабельность затрат на реализацию;

ПЧ - чистая прибыль предприятия;

СР - себестоимость реализованной продукции.

В порядке углубления анализа приведенные измерители рентабельности специфицируют путем привнесения в расчет данных с заранее ориентированными по своим аналитическим возможностям конструктивными показателями. Получается дальнейшая дифференциация показателей рентабельности.

rТА = ПЧ: АТ;

rКАЧ: ОК;

rДН= NCF: Р;

rМ = МД: Р;

rОД = ПОД: Р;

rНМ = Пч: Р;

rМД = (ПОД + ФР - ФИ): Р;

rПД = П"Ч: Р;

где rТА- рентабельность текущих активов;

rКА - рентабельность капитальных активов;

rДН - рентабельность притока денежной наличности;

rМ - рентабельность маржинального дохода;

rОД - рентабельность от основной деятельности предприятия;

rНМ - норма маржинального дохода;

rМД - норма маржинального дохода до налогообложения;

rНД - предельный коэффициент дохода;

МД - маржинальный доход;

ПОД - прибыль от основной деятельности;

ПЧ - чистая прибыль за исключением экстраординарных результатов;

П"Ч - прибыль до налогообложения за вычетом финансовых расходов;

ФР - финансовые результаты от неосновной деятельности.

Вдумчивый аналитик-экономист никогда не ограничится получением данных о рентабельности на уровне отдельно взятого предприятия; он попытается расширить область своих оценок за счет сравнений показателей с общепромышленными данными, в смежных отраслях бизнеса, на предприятиях-конкурентах, попытается увязать рентабельность с уровнями процентных и учетных ставок банков (так как в ряде случаев более выгодно и менее рискованно заняться финансовым, а не производственным бизнесом или коммерческой деятельностью).

Анализ взаимосвязей показателей. При чтении деловой прессы, в аналитических расчетах, при контроле данных, а также в случае расширения представлений об условиях роста уровня рентабельности возникает необходимость в числовой взаимоувязке показателей. Ниже приводятся общеупотребительные принципиальные схемы взаимосвязи показателей, которые дают основу для проведения анализа показателей рентабельности.

rА = rР * КОА;,

rСК = rА * КСА;

rСК = rА + КС (rА - );

где КОА - коэффициент оборачиваемости активов;

КСА - коэффициент соотношения активов и собственного капитала;

- средняя процентная ставка по заемным средствам.

Из анализа данных по этим схемам ясно, в силу каких именно причин произошло увеличение рентабельности: из-за значительного превышения цен по сравнению с себестоимостью; за счет повышения интенсивности оборота активов; целесообразно ли привлекать заемные средства и были ли они дорогостоящими для данного предприятия и т.д.

Анализ финансовых резервов. Стремление предпринимателя к получению выгоды не является односторонним. В сбыте товара производитель вынужден конкурировать с другими продавцами, возможно появление товаров-заменителей, более дешевых или с улучшенными качественными характеристиками, продажа в кредит может оказаться неудачной из-за неплатежеспособности покупателя и т.п. Примеров таких ситуаций очень много. Поэтому предприниматель должен быть достаточно предусмотрителен в своем поведении, ему следует просчитывать возможный ход событий в будущем, а хозяйственный риск не должен быть для него неожиданным.

В связи с возможностью непредвиденных событий исчисляются показатели, отражающие степень подготовленности предпринимателя к возможному их наступлению.

ДУО: NINC;

КЗА = (ДЗ - ФИП): В;

КФА = ДЗП: (ДЗ - ФИП);

ЭЭФ = (ФРЗ - ФИЗ): (ДЗ - ФИП);

где ДУ - период до срока уплаты долга;

КЗА - коэффициент защищенности активов;

КФА - коэффициент качества финансовых активов;

ЭЭФ - эластичность заемного финансирования;

ВО - сумма основного долга;

В - общая сумма долгов предприятия;

ДЗП - потери от неинкассированной дебиторской задолженности;

ФИП - предотвращенные финансовые издержки;

ФИЗ - финансовые издержки по займам;

ФРЗ - финансовые доходы от заемных средств;

NINC - чистый доход предприятия.

Анализ потенциального банкротства. Рассмотренные оценки финансового состояния предприятия являются моментными (по состоянию на какую-либо определенную дату) характеристиками финансового «здоровья» предприятия. Однако деловые партнеры мало ценят неустойчивые, одномоментные, разовые контракты и сделки, так как они в целом экономически невыгодны. Затраты на нового партнера часто в несколько раз превышают расходы и даже потери в связи с уступками в деле, в условиях продажи, норме торговой скидки или торгового дисконта и т.п. Оценка жизнеспособности предприятия в этих условиях становится важным инструментом планирования рыночного поведения.

Практика предсказания экономического краха предприятия весьма различна. Известны способы предсказания возможного банкротства с использованием: трендового анализа наиболее важных экономических показателей; интегрированных конструктивных показателей типа «экономических барометров»; факторных регрессионных и динамических моделей; графоаналитических построений; эмпирически установленных уравнений; рейтинговых оценок на базе рыночных критериев финансовой устойчивости предприятия. Большинство из них предполагают довольно сложные процедуры математико-статистической обработки рассмотренных финансовых коэффициентов.

Так, по Д.Уилкоксу, ликвидационная стоимость компании может быть определена по уравнению:

(Денежные средства + Рыночные ценные бумаги + Запасы + Дебиторская задолженность) +
+ 0,7 Доходы будущих периодов + 0,5 (Прочие реальные активы - Текущая и долгосрочная задолженность).

Показатель потенциального банкротства, по Э.Альтману, определяется по уравнению «зет»-оценки:

(3,3 Прибыль от основной деятельности + 1,4 Реинвестированная прибыль + 1,2 Чистый оборотный капитал + 1,0 Чистый объем реализации + + 0,6 Рыночная стоимость всех акций)

Общая сумма активов предприятия за период

В том случае, когда «зет»-оценка Э.Альтмана принимает значение до 1,8 - вероятность банкротства очень высока; от 1,8 до 2,7 - высока; от 2,8 до 2,9 - банкротство возможно; от 3,0 и более - низкая вероятность краха.

Рыночные критерии. Финансовые аспекты анализа деятельности предприятия привлекают внимание реальных и потенциальных инвесторов. Объективная оценка выгодности вложения средств инвесторов может быть получена в результате котировки акций на фондовом рынке (в результате сложившегося спроса и предложения акций предприятия складываются объективно обусловленные оценки их доходности).

Р/Е= СР: СТ;

d = д: СТ;

КДА = ПЧ: Q;

КЗ = СК: Q;

где Р/Е - коэффициент рыночной стоимости акции;

d - ставка дивиденда;

КДА - коэффициент доходности акций;

КЗ - коэффициент защищенности акций;

СР и СТ - стоимость одной акции, рыночная и текущая;

д - дивиденд на одну акцию;

Q - количество акций в обращении.

Рыночных критериев степени экономической состоятельности в действительности больше. Их исчислением и анализом профессионально занимаются специально подготовленные эксперты бирж, фондов, холдингов и иных институциональных структур.

Другие аспекты финансового анализа. Область финансового анализа очень обширна. Результаты комплексного финансового анализа используются в разработке тактики и стратегии рыночного поведения хозяйствующих субъектов и в оперативном управлении. Наиболее важные вопросы осуществляются в рамках анализа: инвестиций, дивидендных выплат, диверсификации активов, бюджетировании капитала, факторинговых операций, лизинга, управления запасами, погашения долгосрочных ссуд, разработки контрактов, инфляционных ожиданий и т.д.

Следует особо отметить, что экономический анализ является всегда вариативным как по методам исчисления показателей, так и по их интерпретации с точки зрения интересов их пользователей. Очевидно, что в этом случае могут возникать дилеммы (результаты могут носить пессимистический и оптимистический характер). Отсюда вытекают проблемы идентификации и гармонизации «конфликтных» показателей в виде примирительных оценок.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 193; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.194.39 (0.08 с.)