Тема 4.1. Издержки производства: понятие, состав и классификация 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 4.1. Издержки производства: понятие, состав и классификация



 

1. Издержки, их виды

2. Классификация затрат предприятия

3. Структура и виды с/с продукции

4. Показатели снижения с/с продукции

 

=1=

Элементами затрат называются однородные затраты независимо от того где и на какие цели они были произведены.

А) Классификация затрат по элементам едина для всех предприятий; различают 5 элементов затрат:

1. Материальные затраты

2. Затраты на оплату труда

3. Страховые взносы

4. Амортизация основных средств

5. Прочие затраты

 

Страховые Взносы производятся по следующим ставкам:

- Отчисления в фонд социального страхования (ФСС) – 2,9%

- Отчисления в федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС) – 1,1%

- Отчисления в территориальный фонд обязательного медицинского страхования (ТФОМС) – 2,0%

- Отчисления в федеральный бюджет (ФБ) – 6%

- Отчисление на обязательное пенсионное страхование (ОПС) – 14 %

ИТОГО: 26% от ЗП

На основе классификации затрат по элементам определяют смету производства и структуру с/с продукции.

Смета производства – это сумма всех затрат предприятия за отчётный период.

Структура с/с продукции – это процентное соотношение между отдельными элементами затрат.

Б) По статьям калькуляции.

Калькуляция – это расчёт с/с единицы продукции определённого вида.

Статья калькуляции – это группировка расходов по их целевому назначению и месту образования.

Статьи калькуляции различны на всех предприятиях и зависят от вида выпускаемой продукции, технологий пр-ва и др. факторов.

Типовая классификация затрат по статьям калькуляции имеет следующий вид:

1. Сырьё и основные материалы

2. Возвратные (реализуемые отходы)

3. Стоимость сырья и основных материалов за вычетом возвратных отходов (1-2)

4. Вспомогательные материалы, покупные полуфабрикаты, услуги производственного характера.

5. Топливо и электроэнергия на технологические цели.

6. Основная зарплата производственных рабочих

7. Дополнительная зарплата производственных рабочих

8. Страховые взносы (26% от зарплаты)

9. Расходы на освоение и подготовку производства

10. Общецеховые (общепроизводственные) расходы (это расходы на содержание цехов)

Цеховая с/с – это затраты на производство продукции в цехе (сложить все расходы с пункта 3 по 10)

11. Общехозяйственные расходы – расходы на содержание аппарата управления

Производственная с/с – это затраты на производство продукции в целом по предприятию (цеховая с/с + пункт 11)

12. Расходы на продажу.

Полная с/с – это затраты на производство и реализацию продукции (производственная с/с + пункт 12)

В) По участию в процессе производства

а) Производственные – связанные с производством продукции

б) Расходы на продажу – связанные с реализацией продукции (упаковка и т.д.)

Г) По способу включения в с/с продукции

а) Прямые – относящиеся к изготовлению одного конкретного вида продукции

б) Косвенные – относящиеся к производству нескольких видов, пр-ции их приходится распределять между видами продукции

Д) По отношению к объёму производственной продукции

а) Переменные – зависят от объёма производства продукции

б) Постоянные – не зависят от объёма производства продукции.

Е) По периодичности возникновения

а) Текущие – потребность в таких расходах существует постоянно

б) Единовременные – расходы на подготовку и освоение выпуска новых изделий

Ж) По эффективности

а) Производительные – это затраты на производство продукции установленного качества

б) Непроизводительные – они являются следствием недостатков в технологии и организации производства.

З) По экономической роли в процессе производства продукции

а) Основные – это расходы непосредственно связанные с производством продукции.

б) Накладные – это расходы, связанные с организацией, обслуживанием и управлением производством.

 

=3=

Структура себестоимости продукции – это процентное соотношение между отдельными элементами затрат.

В зависимости от структуры себестоимости продукции, различают следующие виды производств:

а) Материалоемкое производство – это производство, в котором наибольшую долю занимают расходы на сырье и материалы.

б) Трудоемкое производство – это производство, в котором наибольший удельный вес занимают расходы на оплату труда.

в) Фондоемкое производство – это производство, в котором наибольший удельный вес занимают расходы на содержание ОПФ.

Виды себестоимости продукции:

Цеховая с/с – это затраты на производство продукции в цехе.

Производственная с/с – это затраты на производство продукции в целом по предприятию.

Полная с/с – это затраты на производство и реализацию продукции.

 

=4=

Снижение себестоимости продукции характеризуют следующие показатели:

1. Затраты на 1 рубль товарной продукции (З) – показывают сколько необходимо затратить для того чтобы получить 1 рубль товарной продукции в оптовых ценах предприятия.

З = Сп / ТП,

Сп – полная себестоимость,

ТП – товарная продукция

2. Снижение затрат на 1 рубль товарной продукции рассчитывается:

(%)

Существует сравнимая и несравнимая продукция, по которой рассчитываются снижения себестоимости.

Сравнимой продукцией – называется продукция, которая выпускается в отчетном периоде и выпускалась в прошлом (базисном) годе.

Несравнимой продукцией – называется продукция, которая в отчетном году выпускается впервые.

Снижение себестоимости сравнимой продукции рассчитывается по формуле:

(%)

 

 

Тема 4.2. Ценообразование (4 часа, в том числе 2 часа практические занятия).

1. Понятие и виды цен.

2. Факторы, влияющие на уровень цен.

3. Структура розничной цены.

 

=1=

Цена -это сумма денег, за которую покупатель готов купить товар, а производитель - продать.

Цены, действующие в рыночной экономике страны, классифицирующиеся по следующим основным признакам:

По характеру обслуживаемого оборота выделяют:

 оптовые цены на продукцию промышленности, по которым предприятия реализуют производственную продукцию другим предприятиям и сбытовым организациям;

 закупочные цены, по которым производители сельскохозяйственной продукции реализуют ее фирмам, промышленным предприятиям для дальнейшей переработки;

 цены на строительную продукцию, включающие сметную стоимость, усредненную сметную стоимости, договорные цены. По мере развития договорных цен расширяется.

 различные цены, по которым торговые организации реализует продукцию населению, предприятиям, организациям;

 тарифы грузового и пассажирского транспорта;

 тарифы на платные услуги населению;

 цены, обслуживающие внешнеторговый оборот.

В зависимости от сферы регулирования различают:

 свободные цены, которые устанавливаются производителями продукции и услуг на основе спроса и предложения. При этом покупатель и продавец ни до, ни после совершения сделки купли-продажи не связанны никакими обязательствами;

 договорно-контрактные цены, которые устанавливаются по соглашению сторон. При этом продавец и покупатель, заключая договор-контракт принимают на себя определенные обязательства;

 цены, в условиях частичной или полной монополизации рынка, которые вынуждают одну или обе стороны принимать какие-то принудительные условия;

 регулируемее цены- цены, устанавливаемые под контролем государства или определенных субъектов Федерации. Различают прямые и косвенные методы регулирования.

В зависимости от территории действия различают:

 единые и поясные цены;

 региональные (зональные) цены;

Единые цены устанавливаются и регулируются федеральными органами исполнительной власти. Региональные цены устанавливаются органами исполнительной власти регионов и учитывают природно-климатические, географические, социально-экономические условия и особенности отдельных территорий.

В зависимости от метода включения транспортных расходов в цену товара выделяют:

 цену, франко-склад поставщика;

 цену, франко-станция отправления;

 цену, франко-склад потребителя и д.р.

Система франкирования показывает, до какого пункта по пути продвижения товара от продавца к покупателю продавец возмещает транспортные расходы, они соответственно включаются в цену товара.

Так, цена, «франко-склад поставщика» означает, что в расходы по доставке продукции несет покупатель.

В цену, «франко-станция отправления», продавец включает расходы по доставке продукции на станцию отправления.

Цена «франко-склад потребителя» означает, что все расходы по доставке продукции оплачивает поставщик.

По времени действия подразделяются на:

 твердые (постоянные), которые не меняются в течении всего срока действия контракта;

 текущие, меняющиеся в рамках одного контракта и отражающие изменения ситуации на рынке;

 сезонные, действующие в пределах определенного периода времени;

 скользящие, устанавливаемые изделия с длительным сроком изготовления. Эти цены позволяют учитывать изменения в издержках производства за период времени, необходимый для их изготовления.

В классификации цен отдельно выделяются цены, используемые в статистике:

 текущие;

 средние;

 сопоставимые;

 неизменные.

Статистические цены являются обобщенными, агрегированными. Они позволяют анализировать и выявлять тенденции в динамике цен, устанавливать изменения в динамике физических объемов производства и реализации продукции.

 

=2=

На уровень цен оказывает влияние множество факторов, основными из них являются:

1. Спрос на продукцию (смотреть по теории зависимость спроса и цены, ценовая эластичность)

2. Государственное регулирование цен; воздействие может быть прямым и косвенным (изменение ставок налогов, льготные кредиты и т.п.)

3. Затраты на производство и реализацию продукции. Цена не может быть ниже затрат, т.к. в этом случае предприятие получает убыток.

4. Конкуренция

5. Другие факторы.

 

=3=

 

Сп Пр НДС опт.сбыт. нац. НДС торг. нац НДС
затраты прибыль затраты прибыль
оптовая цена предприятия    
Оптовая цена оптовой базы
розничная цена
                 

 

Оптовая цена предприятия складывается из затрат предприятия на производство продукции и его прибыли. Оптовая цена оптовой базы включает в себя оптовую цену предприятия и оптово сбытовую наценку, которая складывается из затрат базы на хранение товара и прибыль.

Розничная цена включает в себя оптовую цену оптовой базы и торговую наценку, которая складывается из затрат и прибыли магазина.

На цену товара оказывают влияние косвенные налоги, такие как налог, на добавленную стоимость, акцизы, косвенные налоги, включаются в цену товара, по тому фактическими плательщиками таких налогов является конечные покупатели (население), несмотря на то, что перечисляют такие налоги в бюджет юридического лица (предприятия). В настоящее время ставка НДС составляет 18% от стоимости товара. Некоторые виды товаров (детский ассортимент продукции питания) облагается по ставке 10%

НДС перечисляемые в бюджет предприятия рассчитывают следующим образом:

1. предприятия изготовители как разницу между НДС полученным и НДС уплаченным.

2. посреднические организации (продажная цена НДС- покупная цена НДС)* 18:118

 

Задачи для самоконтроля:

1. Рассчитать смету производства и структуру себестоимости продукции на основе следующих данных:

Показатели Тыс.руб.
Материальные затраты 1 800
Расходы на оплату труда 2 100
Отчисления на социальные нужды ?
Амортизация основных средств  
Прочие расходы  

Сделать вывод

 

2. Рассчитайте:

а) оптовую цену предприятия: без НДС; с НДС

б) оптовую цену оптовой базы: без НДС; с НДС

в) розничную цену: без НДС; с НДС

г) сумму НДС, которую заплатят в бюджет:

- предприятие-изготовитель

- оптовая база

- магазин

Если затраты предприятия на производство и реализацию продукции-120 000 руб. Прибыль предприятия – 20% от затрат. Оптовая база делает оптово-сбытовую наценку 18% от оптовой цены предприятия без НДС. Магазин делает торговую наценку 25% от оптовой цены оптовой базы без НДС. При покупке сырья предприятие заплатило поставщикам НДС в размере 16 000 руб.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 250; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.186.92 (0.03 с.)