Историко-философское введение. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Историко-философское введение.



История любой области знания являются частью более или менее важной, содержания сознания людей, работающих в этой области. Но для философии осознание собственной истории имеет совершенно исключительное значение. От любой конкретной научной дисциплины ее отличает то, что она является необходимой составляющей философии в ее современном бытии. Объясняется такое значение изучения своего прошлого философией многими обстоятельствами.

Дело в том, что философия не имеет характера однолинейного, прогрессивного развития. Следовательно, в философских учениях, даже в философских теориях, претендующих на строго научную форму и содержание, не всегда далеко можно найти общезначимые результаты, которые сконцентрированы в новейшей теории, как это характерно для частных наук. Здесь последняя по времени научная теория одновременно выступает и как более адекватная собственной предметной области, а значит, в том смысле является более истинной по отношению к предшествующим. Развитие философии осуществляется по иному принципу, когда – постановка и определенное решение проблем в ней даются в рамках многообразного конгломерата учений. Это разнообразие внутри единства, сохраняющее внутри себя и те философские учения, представления, которые были выработаны в более ранние времена. Это связано с тем, что философия не знает окончательных решений. Не случайно, ее проблемы причислены к вечным или, во всяком случае, к многовековым. Если в физике и химии почти всегда можно быть уверенным в том, что новейший этап знаний является более точным, более глубоко проникшим в проблематику своей отрасли знания, то в философии система идей, разработанная еще до нашей эры может оказаться более содержательной, более истинной в осмыслении сложностей, противоречий, взаимосвязей различных сфер мироздания, общественной жизни и человеческой духовности. Можно утверждать даже, что в философии нет полностью устаревших идей, так же как и нет полностью абсолютно новых. Это одна из специфических черт философии, позволяющая всем философам (и прошлых эпох и современной эпохи) вести философский диалог друг с другом; и даже древние философские учения не относят к безнадежно устаревшим и к бесполезным, а нередко и считают некоторые из них неизмеримо более глубокими по содержанию, нежели труды мыслителей Нового и Новейшего времени, - особенно если иметь в виду сочинения таких древнегреческих философов, как Гераклит Эфесский, Платон, Аристотель. Конечно, есть определенные основания усомниться в этом современному поколению – что, мол, могут сказать древние или даже философы XVII-XIX вв. относительно путей к нормальному жизнеустройству человеку или обществу эпохи глобализации и глобальных проблем, эпохи телевидения, компьютеризации и генной инженерии. Здесь следует подчеркнуть, что правильность или ложность философских идей в отличие от выводов частных наук невозможно проверить до конца ни экспериментами с однозначным толкуемым результатом, ни математическими расчетами, ни повседневными наблюдениями, ни здравым смыслом. Классика философии написана на высочайшем уровне абстрагирования; в то же время крупный философ порой вскрывает важные, но «неуловимые», скрытые от многих людей взаимосвязи различных сфер мироздания, общественной жизни и человеческой духовности, движущие и тормозящие силы исторических и культурных процессов-событий, тонко анализирует и вскрывает суть, природу терзающих человеческие общества многие века противоречий, парадоксов социально-исторического бытия, социокультурной жизни, сферу познания человеком тайн окружающего его мира и собственной души. Большую роль, разумеется, играет тут способность философа опираться в своих рассуждениях на мировой и отечественный исторический опыт, находить в нем скрытые внешней уникальностью фактов аналогии, повторяющееся в исторических и личностных ситуациях, в максимальной степени вскрывать смысл и глубоко интерпретировать произведения мировой художественной классики, а также священные тексты и богословские трактаты при решении мировоззренческих проблем. Особое значение имеет тут масштабы выполнения философами таких общенаучных требований к своим текстам, как всесторонность рассмотрения сложившихся проблем, системность и последовательная логичность, учет достижений предшествующей философии и достижений частных наук. Необходимо учитывать и достоинства мыслителя относительно языковой ткани сочинений, ее гибкость, образность, ее адекватность задачам отражения особо сложных, трудновыразимых аспектов, нюансов природно-космического и общественно- личностного бытия. Не случайно, многие выдающиеся представители философской мысли причислены к выдающимся мастерам художественной литературы, к ведущим фигурам в становлении национального литературного языка.

Влияние достижений ранних представителей данной отрасли знания объясняются в существенной мере тем, что интеллектуалы, мыслители далекого прошлого были куда менее зависимы, чем современные, от различного рода технологий по манипулированию общественным сознанием, от средств массовой информации с их нередкой конъюнктурностью, поверхностностью и своекорыстием в изображении прошлых этапов истории текущей жизни. На них меньше (и количественно и качественно), чем на людей Новейшего времени, воздействовали сиюминутные социально-политические, идеологические, пропагандистские «раздражители», повседневная мишура современной потребительско-гедонистической жизни. Философ должен уметь в большей мере, чем другие люди, отвлекаться от «суеты сует», от мельтешения событий, чтобы они не мешали проникновению в суть, в глубинные слои бытия, в трудноуловимые закономерности и тенденции длительных процессов глобального, общепланетарного или цивилизационного порядка. Понятно, что в прошлые времена при высокой эрудированности, интеллектуальности и литературном мастерстве это мыслителям было куда более доступным состоянием, чем в новейшее время.

Очевидно, именно данные обстоятельства и имел в виду выдающийся мыслитель ХХ в. М. Хайдеггер, написав знаменитый тезис: «Ни одна эпоха не знала о человеке так много и столько разнообразного, как наша… и вместе с тем ни одна эпоха не знала меньше нашей, что такое человек». В этом отношении философская классика подобна классике художественно-литературной. Современные художники, писатели знают о мире, общественной и индивидуальной человеческой жизни куда больше фактов, чем их коллеги прошлых эпох, но кто из наших современников может претендовать всерьез на более глубокое постижение главных тайн жизни, чем это есть у афинских трагедиографов, у Леонардо да Винчи, у Шекспира, у Рембрандта, у Достоевского или Л. Толстого.

Следует отметить также, что изучение истории формирования философских учений прошлого, опыта интеллектуального постижения главных закономерностей и смыслового ядра мироздания и человеческой цивилизации развивают способности к самостоятельному суждению, сомнению в догмах и конъюнктурных мнениях, рационализации своих отношений с другими людьми, с самим собой, с культурой, искусством прошлого и настоящего, с ценностно-нормативной сферой жизни, выявляют спектр реальных возможностей и обязанностей человека.

Поэтому, видимо, правильным является мнение, что тот, кто, хотя бы однажды что-то понял в рассуждениях Канта или Гегеля, легко поймет любого из своих современников.

Нужно учитывать также, что культуру прошлого во всех ее основных компонентах можно адекватно понять лишь связывая ее с содержанием философских учений (философских дискуссий) своей эпохи, так как философия почти всегда выступает в качестве самосознания эпохи. Величайший философ Нового времени Гегель определял философию как эпоху, схваченную в мыслях, т.е. как наиболее систематизированное, максимально рационализированное мировоззрение своей эпохи.

В различные эпохи и в различных цивилизационных ареалах не только содержание, но и форма, стиль философствования могут существенно отличаться. В чистом виде философия как отрасль теоретического, предельно рационализированного (поскольку это было возможно) знания возникла в середине первого тысячелетия до н.э. Такой стиль и основные положения греческого интеллектуального творчества были усвоены Европой и развиты в Новое и Новейшее время. Философские размышления и тексты восточных культур были в значительной мере (особенно до Нового времени) иными. Здесь философствование носило не строгую теоретическую, логически максимально выверенную форму, а проявляло себя больше по линии разработки правил повседневной морали, рекомендаций по управлению государством. Восточные мыслители не стремились (в отличие от основных фигур европейской философии) резко отделить философию от религиозных верований, от священных текстов и многовековых национальных мифов. К тому же античные философы и философы последующих эпох истории Запада в центре внимания почти всегда держали проблему человека, преобразования им окружающего мира, восточная же ветвь философской культуры направляла свои усилия на решение вопросов, касающихся совершенствования внутреннего мира человека, познание же природы отступает у них на второй план. Да и сама жизнь в восточных деспотических государствах не способствовала развитию столь свободного мышления, которое было характерно для Запада. Тем не менее восточные мыслители и в столь жестких исторических условиях смогли выявить многие важные идеи общечеловеческого звучания.

Историю развития философского знания можно разделить (в зависимости от поворотов в содержательных и методологическо-стилистических сторонах главных концепций и направлений) на следующие основные периоды:

1) Философия Древнего мира (с середины первого тысячелетия до н.э. -приблизительно V в. н.э.);

2) Философия средних веков (VI-XV вв.);

3) Философия Нового времени (XVI-XIX вв.);

4) Современные философские течения (ХХ-ХХI вв.).

История философии.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 424; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.196.184 (0.01 с.)