Специфика анализа данных в кейс стади 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Специфика анализа данных в кейс стади



Анализ качественных данных, несомненно, зависит от дизайна самого исследования и, в конечном итоге, от типа кейс стади. Действительно, изучается один случай или множественный, каковы основная тема и аналитические стратегии, а также от того, проводит его один исследователь или исследовательская команда и приорите­тов - все это будет влиять и на выбор основных переменных, по ко­торым впоследствии будет идти систематизация и редукция данных.

Традиционно исследования в стиле кейс стади подразумевали анализ единичного случая: например, анализ жизни отдельной ганг­стерской молодежной группировки (у Уайта), а в клинической психологии - это может быть анализ жизни отдельного пациента. При анализе единичного случая одним исследователем преимуще­ством является то, что исследователь волен сам решать, какую ана­литическую стратегию использовать, какие теории привлекать для анализа данных, как построить презентацию материала. Однако преимущество иногда может обернуться недостатком, когда иссле­дователь, не имея изначально возможности рассмотреть свою стра­тегию с нескольких точек зрения, получает расплывчатые, недоста­точно структурированные данные, с которыми анализ затруднен. Именно поэтому с самого начала работы в поле исследователь должен четко отслеживать тот исследовательский вопрос, который он поставил перед собой. В случае же его переформулирования дол­жно быть дано четкое объяснение в связи с чем он изменился.

Анализ множественных кейсов имеет свою специфику. Совре­менные тенденции в проведении кейс стади отличаются тем, что наблюдается достаточно большая диверсификация в подходах. Это и не удивительно, поскольку развиваются и социологическая наука, и социологические школы. Каждая школа, как правило, имеет свои предпочтения в проведении исследований. Таким образом, некоторые школы предпочитают изучение и анализ единичных случаев, другие специализируются на анализе множе­ственных кейсов. Уже в чикагской школе мы наблюдаем тенденцию к квантификации и стремлению проанализировать и изучить боль­шее количество случаев.

Диверсификация типов кейс стади на сегодняшний день связана также с тем, что наблюдается сосуществование и тех кейсов, объек­тами которых являются определенные социальные группы (семьи, молодежные группировки, религиозные общины) и те, теоретичес­ким объектом которых являются определенные социальные явления (явление одинокого материнства, в производственной сфере - явле­ние реструктуризации, изменения управленческих отношений, созда­ние малых предприятий, процессы инноваций).

Когда исследователи подходят к анализу сложных социальных явлений, порой недостаточно глубокого анализа одного - двух кейсов. Необходим тщательный отбор кейсов, которые бы с раз­ных сторон могли осветить одно и то же явление. Поэтому одной из целей проведения множественных кейсов - это расширение внешней валидности. Например, исследование определенных про­цессов на ряде предприятий в различных отраслях и различных регионах может увеличить возможности обобщений и усилить Доказательность теоретических положений, поскольку ключевые процессы, образцы поведения, повторяющиеся действия могут быть прослежены в различных условиях. Кроме того, множествен­ные кейсы способны также помочь исследователям выделить опре­деленные кластеры, то есть определенные конфигурации, которые встречаются в одних случаях и не встречаются в других.

Во множественном кейсе очень сложным является примирение общего и единичного. Не всегда на первый взгляд представляется возможным нахождение определенных типичных моделей поведения. Так, для некоторых психотерапевтов, работающих с различными че­ловеческими судьбами и имеющих в распоряжении 150 пациентов, все они - 150 отдельных кейсов. Они не могут себе представить, как можно обобщить эти истории или судьбы в отдельные кластеры. История жизни отдельного человека - это специфический кейс. Вместе с тем, работа со множественными кейсами, ставящими целью изучения процессов в организации, несмотря на их специфичность, способна вывести на типологию отдельных процессов.

Главное преимущество множественного кейса перед единич­ным - обеспечение сравнимости. Для анализа множественных случаев необходима сопоставимость результатов. Именно поэто­му уже на этапе планирования кейса необходимо думать о том, что разные исследователи будут собирать данные и для сопоставимости этих данных необходимо обеспечить унифицированный инструментарий, при котором исследователи будут придержи­ваться определенной схемы сбора данных, возможен определен­ный унифицированный гид или список наиболее важных вопросов, по которым должна быть обеспечена сравнимость.

Выделяются различные стратегии для анализа множественных кейсов. Губерман и Майлз, проанализировав основные подходы к анализу множественных случаев, выделили следующие типы стра­тегий:

1. Стратегия, ориентированная на отдельные случаи. В соот­ветствии с концептуальным подходом рассматривается первый случай, а затем последовательно изучаются все остальные случаи на предмет того, есть ли похожие образцы наподобие того, кото­рый был найден ранее.

Дензин в рамках этой же стратегии использует множественные примеры: после разбивки основной концепции по отдельным явле­ниям он подбирает различные случаи и анализирует их на наличие существенных компонентов. Некоторые исследователи делают анализ множественных случаев, давая формулировку определенным типам или кластерам данных, которые представляют собой повторя­ющиеся образцы поведения или конфигурации.

2. Стратегии, ориентированные на переменные. Это иная стра­тегия, когда из данных вырисовывается (проявляется) определен­ная тема, а затем прослеживается то, как она представлена в мно­жественных кейсах. Например, в исследовании «инновации в постсоветской промышленности» уже на первых этапах исследо­вания выяснилось, что есть одна очень важная тема, которая по­является в различных кейсах в различных интервью - это тема барьеров инноваций. Впоследствии исследователи проанализиро­вали основные барьеры, характерные для различных уровней. Сложность при этом подходе состоит в том, что ключевая катего­рия порой может появиться только при неоднократном прочте­нии и перекрестном анализе данных всех случаев.

Вернемся еще раз к одному из важных аспектов, который присут­ствует в анализе, как единичного случая, так и множественного. Речь идет о соотношении этнографического описания, или репрезентации выдержек из первичных материалов (материалов наблюдений, интервью, документов) и аналитики.

Губерман и Майлз выделяют два уровня понимания. Первый уровень - это описательный уровень, относящийся к детальному описанию того, что происходило шаг за шагом внутри случая по изучаемой теме и как те или иные процессы протекали. Рейн и Шон считают, что одним из подходов в направлении описа­ния является рассказывание историй о том, что происходило на том объекте, который вы изучали. Это в определенной последо­вательности истории о действующих лицах, о событиях.

Безусловно, само описание порой не может быть просто описани­ем и оно включает в себя второй уровень - определенную оценку тех или иных действий респондентов, объяснений определенных причин, почему случилось это событие. Таким образом, в кейс стади помимо простого описания процессов и действий людей должны присутство­вать также и элементы научного объяснения, которые, согласно Каплану, должны представлять собой «связанные описания», которые ставят один факт во взаимозависимость с другим.

Кейс стади как правило проводятся в течение длительного вре­мени, иногда это наблюдение за процессами в организациях в те­чение нескольких лет. Вместе с тем, мы уже говорили о том, что аналитическая работа - это во многом сравнение. При исследова­нии единичного кейс стади исследователь не может сравнивать данные с другими кейсами. Однако, во-первых, он/она может срав­нить определенные образцы поведения во времени. Поэтому при проведении единичных кейсов одним исследователем иногда целесообразно сравнение динамики тех или иных процессов во вре­мени. Такой подход может показать, в каком направлении идут процессы в организации и помочь исследователю сделать интерес­ные выводы. Во-вторых, при изучении единичного случая процесс сравнения все равно происходит, только сравнение это идет в рамках этого случая, но в качестве базы для сравнения берутся сходные или различные модели поведения людей, повторяющиеся процессы на разных уровнях изучаемого объекта.

Исследование - это работа, включающая решение определенного количества задач, организационно-технических и концептуальных. Проведение, развитие и обучение качественному анализу могут быть усилены рефлексией каждого вида из этих работ. И то, что мы узнаем нового об исследовании в ходе их проведения, может послужить нам хорошую службу в их совершенствовании.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 443; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.136.170 (0.005 с.)