Изменение места совершения исполнительных действий 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Изменение места совершения исполнительных действий



В качестве оснований изменения места совершения исполнитель­ных действий ст. 11 Федерального закона «Об исполнительном произ­водстве» называет следующие: изменение места жительства, места работы, места нахождения имущества должника, отсутствие или не­достаточность имущества, обнаружение имущества должника в дру­гом месте.

В случае установления любого из этих обстоятельств судебный пристав-исполнитель составляет об этом акт и не позднее следующе­го дня направляет исполнительный документ и акт по вновь установ­ленному им месту жительства, месту работы, месту нахождения иму­щества должника. Исполнительное производство в данном случае под­лежит окончанию по основанию пп. 5 п. 1 ст. 27 Федерального закона «Об исполнительном производстве». Копии постановления и акта дол­жны быть направлены взыскателю и в орган, выдавший исполни­тельный документ.

Несмотря на общее правило, согласно которому исполнение про­изводится только в том подразделении, под компетенцией которого находится должник, его имущество или место его работы, законом предусмотрено исключение из правила, расширяющее при определенных условиях компетенцию судебного пристава-исполнителя.

Пункт 4 ст. 11 Федерального закона «Об исполнительном произ­водстве» устанавливает, что судебный пристав-исполнитель может совершать исполнительные действия на территории, на которую не распространяются его функции, если в процессе исполнения испол­нительного документа возникла такая необходимость. При этом су­дебный при став-исполнитель обязан в процессуальной форме лега­лизовать свои действия на территории, находящейся вне пределов его территориальной компетенции. Форма легализации не очень чет­ко определена этой же статьей Закона. Так, установив изменение ме­ста жительства должника - физического лица или изменение места нахождения должника - юридического лица либо выявив имущество должника, находящееся вне его территориальной компетенции, су­дебный при став-исполнитель, составив об этом акт, может прибыть на указанную территорию и в течение суток по прибытии уведомить? необходимости совершения исполнительных действий на данной территории соответствующую Службу судебных при ставов, которая должна либо оказать содействие прибывшему судебному приставу ­исполнителю, либо отказать ему в этом и поручить дальнейшее ис­полнение исполнительного документа судебному приставу-исполни­телю, действующему на данной территории.

В случае отказа прибывший судебный пристав-исполнитель обя­зан передать исполнительный документ в Службу судебных приставов по месту дальнейшего совершения исполнительных действий с изве­щением об этом взыскателя, суда или другого органа, выдавшего исполнительный документ.

По поводу указанной процедуры выскажем следующие замеча­ния.

Во-первых, вероятнее всего, в данном случае допущена ошибка,

поскольку уведомлять скорее следует не службу судебных приставов, а ее территориальное подразделение, под юрисдикцию которого вы­был должник либо на территории которого обнаружено его имуще­ство. Ведь законом непосредственное исполнение требований испол­нительного документа возложено на судебных приставов-исполните­лей, объединенных в районные, межрайонные или соответствующие им согласно административно-территориальному делению субъектов Российской Федерации подразделения судебных приставов. При этом должник и его имущество могут перемешаться как внутри одного субъекта Российской Федерации (в этом случае, если придерживать­ся терминологии Федерального закона «Об исполнительном произ­водстве», судебный пристав-исполнитель обязан испрашивать разре­шение у своего же руководства, что не совсем логично), так и внутри всей страны.

Во-вторых, закон не установил четкой процессуальной формы взаимодействия двух подразделений судебных приставов в рамках ре­шения данного вопроса. Практика работы показывает, что разумнее всего в данной ситуации составлять акт об изменении места соверше­ния исполнительных действий, который в форме согласования (или несогласования) будет подписываться старшим судебным приставом подразделения, на юрисдикционной территории которого необходи­мо совершить исполнительные действия.

В-третьих, закон не называет перечня оснований, по которым судебный пристав-исполнитель вправе выйти за пределы своей тер­риториальной компетенции. Не содержит закон и условий (критери­ев), по которым судебному приставу-исполнителю может быть разре­шено совершение исполнительных действий вне его юрисдикции или отказано в их совершении. В п. 4 ст. 11 Федерального закона «Об испол­нительном производстве» говорится, что судебный пристав-испол­нитель может совершать исполнительные действия на территории, на которую не распространяются его полномочия в случаях, когда воз­никла такая необходимость. Не определена в законе и форма оказа­ния содействия судебному приставу-исполнителю в совершении ис­полнительных действий на другой территории. Подобная неопреде­ленность не может не вызывать споров и разногласий между судебными приставами - исполнителями.

Необходимость в совершении исполнительных действий вне зоны территориальной компетенции судебного пристава-исполнителя дол­жна, на наш взгляд, определяться им, исходя из принципа процессу­альной экономии. К примеру, когда основная масса имущества долж­ника находится в месте совершения исполнительных действий, а дру­гая, незначительная часть имущества находится вне юрисдикции судебного пристава-исполнителя и при этом основной массы имуще­ства должника недостаточно для удовлетворения требований взыска­теле и есть необходимость в одновременной реализации всего иму­щества должника, будет целесообразным совершение судебным при­ставом-исполнителем исполнительных действий за пределами его территориальной компетенции.

В случаях, когда судебным приставом-исполнителем обнаружены денежные средства должника в банке, находящемся вне места совер­шения исполнительных действий и места нахождения должника, также вряд ли будет необходимым направлять исполнительный документ для исполнения по месту нахождения этого банка, особенно если денежная сумма, находящаяся на расчетном счете, незначительна. В данном случае также будет нецелесообразным согласовывать проце­дуру легализации действий судебного при става-исполнителя на тер­ритории, где расположен банк. Списать деньги с расчетного счета возможно путем направления соответствующих документов без при­бытия судебного пристава-исполнителя в место нахождения банка.

Передача исполнительного документа в другие службы

Судебных приставов

Согласно п. 5 ст. 11 Федерального закона «Об исполнительном производстве» исполнительный документ, направленный (передан­ный) одной службой судебных приставов, одним подразделением или судебным приставом-исполнителем в другие службы судебных при­ставов, подразделения или другому судебному приставу-исполните­лю, должен быть принят к исполнению теми, кому он направлен (передан). Споры о месте совершения исполнительных действий между службами судебных приставов, подразделениями или судебными приста­вами-исполнителями не допускаются.

Вводя запрет на споры между подразделениями судебных приста­вов-исполнителей, законодатель стремился, прежде всего, избежать так называемого перепихивания исполнительного документа из од­ного подразделения судебных приставов в другое. Подобные случаи нередки в практике, когда исполнение требований исполнительного документа возможно в двух местах.

Данное положение закона предполагает, что направление испол­нительного документа из одного подразделения судебных приставов в другое может иметь место только в том случае, когда подразделен­ куда первоначально был предъявлен исполнительный документ, были предприняты все действия по его исполнению, результат этих действий в надлежащей процессуальной форме зафиксирован и даль­нейшее исполнение в данном подразделении является невозможным. Поэтому исполнительный документ направляется для исполнения в другое подразделение, где имеется возможность его исполнить. В том случае, когда имеется возможность исполнения исполнительного до­кумента в нескольких местах, споры о месте совершения исполни­тельных действий не допускаются, а исполнительный документ дол­жен быть принят к исполнению тем подразделением, которому он направлен (предъявлен) взыскателем.

Это не исключает возможности отказа в принятии исполнитель­ного документа в случаях явно ошибочного направления исполни­тельного документа из одного подразделения в другое, не имеющее никакого отношения к исполнению требований данного документа.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 1175; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.118.99 (0.008 с.)