Неоклассическое направление экономической теории – 2 часа. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Неоклассическое направление экономической теории – 2 часа.



План занятия

1. Экономическое учение А. Маршалла.

2. Экономические взгляды Дж. Б. Кларка – основателя американской школы маржинализма.

3. Концепция общего экономического равновесия В. Парето.

 

Под неоклассическим направлением в экономической науке принято называть ряд направлений и школ, признающих воздействие на формирование цены, как издержек производства, так и предельной полезности благ. То есть, это направление можно считать сочетанием классического и маржиналистского подхода к анализу экономических явлений.

Неоклассическое направление в экономической науке рассматривается также как второй этап «маржиналистской революции».

Неоклассическое направление является до настоящего времени лидирующим в экономической науке.

Формирование неоклассического направления связано с именем выдающегося английского экономиста А. Маршалла.

Альфред Маршалл (1842-1924 гг.) получил образование в Кембриджском университете, изучал математику. Окончив с отличием университет, был оставлен в нем преподавателем. Преподавал политэкономию более 40 лет, досконально изучил предмет, но у него появились и собственные идеи. Идеи эти были настолько глубокие, что он полностью переписал курс политической экономии и даже назвал предмет по-другому: «экономикс».

Издав в 1890 году свое главное произведение «Принципы экономической науки» («Principles of Economics»), он не только открыл новую эпоху в экономической теории, но и изменил само название науки. «Экономикс» – так она стала называться и называется до настоящего времени.

Предмет своего исследования Маршалл определил так: «Экономическая наука занимается исследованием нормальной жизнедеятельности человеческого общества; она изучает сферу индивидуальных и общественных действий, связанную с созданием материальных основ благосостояния». То есть, в теории Маршалла сочетаются исследование богатства и исследование человека, его поведение связанное с созданием и распределением богатства.

Указанные выше действия Маршалл рассматривает с позиций идеальной модели хозяйствования, т.е. в условиях совершенной конкуренции, а само название предмета подразумевает экономию или максимизацию, т.е. достижение наибольшего результата при оптимальных затратах.

При этом Маршалл признает «плохое распределение национального дивиденда (читай: национального дохода)» в современном ему обществе, но он против равного распределения. Неравномерность богатства – серьезный дефект общества, но уменьшение этой неравномерности может осуществляться лишь средствами, не подрывающими мотивов свободной инициативы.

Центральное место в исследованиях Маршалла – проблема свободного ценообразования в условиях рынка. Рыночная цена, утверждает он – это результат взаимодействия цены спроса, основанной на предельной полезности и цены предложения, основанной на предельных издержках.

С величиной цены связаны, прежде всего, спрос и предложение. С понижением цены спрос растет, с повышением цены спрос понижается. Предложение – наоборот. В точке равновесия спроса и предложения возникает равновесная цена. Колебание цены вокруг точки равновесия и достижение этой точки есть движение к общему равновесию в экономике.

Маршалл впервые вводит в экономический анализ понятие эластичности спроса, или показатель зависимости объема спроса от изменения цены.

Понятие предельные издержки производства было успешно использовано Маршаллом для выявления закономерностей изменения удельных издержек производства от увеличения объемов производства. Увеличение объемов производства, как правило, приводит к снижению удельных издержек, однако это явление не абсолютно. Впоследствии на основе этого заключения были сделаны выводы об оптимальном объеме производства, при котором удельные издержки будут наименьшими.

Маршалл также внес существенное дополнение в теорию процента. Величина процентной ставки, по его представлению, определяется соотношением спроса и предложения на капитал, но также психологией человека, старающегося сберегать больше или меньше, если это лишь обещает, по его предположениям, больший или меньший доход в будущем.

Это последнее положение, одно из немногих, было использовано впоследствии Дж. М. Кейнсом, который может считаться учеником А. Маршалла.

Джон Бейтс Кларк (1847-1936 гг.). Родился в Америке, но образование получил в Европе. Преподавал экономику в Колумбийском университете.

Два фундаментальных труда:

– «Философия богатства» – 1886 г.

– «Распределение богатства» – 1899 г.

Богатство, в представлении Д. Кларка – это количественно ограниченные источники материального человеческого благосостояния. Богатство при совершенной конкуренции закономерно распределяется между факторами производства. Каждый фактор производства получает при этом ту долю богатства, которую сам производит. А разложение всего дохода общества на различные виды (заработную плату, прибыль и процент) и есть предмет экономической науки. Виды дохода получаются соответственно за выполнение работы, за предоставление капитала и за регулирование заработной платы и процента. При определении доли каждого ни один из классов общества не должен иметь претензий друг к другу. А завершающим этапом общественного производства является окончательная реализация продукта (продажа потребителю). В этом кратком изложении ключевых идей и трактовок Д. Кларка ясно видно движение экономической мысли от простого к сложному, от наметок идей к их детальной проработке.

Отметим еще два важных положения учения Кларка.

Учение о статике и динамике. Здесь присутствует вполне обоснованная аналогия с теоретической механикой, но все же метод, углубляющий именно экономический анализ, движение от менее сложного уровня анализа к более сложному.

Сначала рассматриваются проявления богатства. Затем – экономическая статика – рассматривается то, что происходит с богатством впоследствии, и, наконец, – экономическая динамика – что происходит с богатством при условиях, когда общество меняет форму и способы деятельности.

Изучив экономику в статике, установим закономерности ее равновесия. Затем вводим факторы, нарушающие это равновесие, их, в основном, пять:

– рост населения;

– рост капитала;

– совершенствование приемов производства;

– изменение форм предприятий;

– выживание более производительных предприятий и устранение менее производительных.

После этого возникает возможность построения приближенной к реальности модели динамичной экономики

Этот подход оказался плодотворным и впоследствии был положен в основу концепций ученых Н. Кондратьева и Й. Шумпетера.

«Закон Кларка» или закон предельной производительности факторов производства. В соответствии с этим законом распределение доходов осуществляется на основе предельных цен факторов производства. Закон действует в условиях совершенной конкуренции и означает, что при неизменной капиталовооруженности производства производительность труда снижается с привлечением каждого дополнительного рабочего, а при постоянной численности рабочих производительность труда может возрасти только при увеличении капиталовооружености.

Доли в распределении произведенного продукта зависят от конечной производительности факторов. Заработная плата, например, продуктом конечного приращения труда, и при условии действия совершенной конкуренции рабочие получают в виде заработной платы полный продукт своего труда. Это положение весьма спорно. И впоследствии подверглось критике отнюдь не со стороны марксистов, его не принял Б. Селигмен, с ним не согласен М. Блауг.

Тем не менее, «закон Кларка» утверждал о полной «социальной гармонии» в современном ему обществе. Однако при всем том дал направление более поздним теориям оптимизации структуры издержек производства. Это – его сильная сторона закона и безусловное достижение Д. Кларка.

Вильфредо Парето (1848-1923 гг.) – итальянский экономист. Родился в Париже, но образование получил в Туринском политехническом университете. Затем – успешная карьера на инженерном поприще, затем – должность главного управляющего металлургическими заводами Италии.

В 1891 г. он проявил интерес к экономическим трудам Л. Вальраса, познакомился с ним лично и пишет ряд статей на экономические темы. В 1892 году Вальрас предлагает ему кафедру политической экономии в Лозаннском университете, и В. Парето навсегда становится экономистом.

Основные труды – «Курс политической экономии» (1898 г.), «Учение политэкономии» (1906 г.), «Трактат по общей социологии» (1916 г.).

Уже из биографии и перечня трудов видно, что В. Парето не мог не отличаться широтой взглядов, что в экономические исследования он вложил не только свой богатый практический опыт, но также хорошее знание социологии.

Основное направление экономических исследований В. Парето – общее экономическое равновесие, проблема основы экономического равновесия. Вальрас, как казалось, навсегда установил, что основой равновесия является полезность благ. В. Парето считая, что полезность для каждого индивидуальна и сравнение полезностей невозможно, предлагает следующую модель. В качестве основы равновесия берется не стремление к достижению максимальной полезности, а соотношение предпочтений индивидов по отдельным слоям населения. Отрицая возможность количественного измерения полезности, он использует для анализа «кривые безразличия», отражающие суммарные полезности товаров в различных сочетаниях их комбинаций и предпочтение одних комбинаций другим.

«Кривые безразличия» позволяют выразить предпочтения потребителя и построить с их использованием реальную модель экономического равновесия. Позиция, высоко оцененная впоследствии В. Леонтьевым.

Вершиной теории В. Парето можно считать так называемый «оптимум Парето», или понятие общественной максимальной полезности.

Оптимальным по Парето можно считать такое состояние экономики, при котором ни один участник рынка не сможет улучшить своего положения, не ухудшив при этом положения других участников рынка.

«Оптимум Парето» (или «Парето – оптимум») применим для оценки оптимальности решений по максимизации прибыли.

 

Литература по теме

 

  1. Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе. М.: Дело ЛТД, 1994.
  2. Маршалл А. Принципы экономической науки. М.- Прогресс,1993.
  3. Самин Д. К. Сто великих ученых М.: Вече, 2000.
  4. Ядгаров Я.С. История экономических учений. Учебник.- 4-е изд., перераб. и доп.- М.: ИНФРА-М, 2004.

Вопросы и задания

  1. В чем состоит метод «частичного равновесия»
  2. Дайте оценку анализа полезности и спроса
  3. Дайте оценку анализа издержек и предложения
  4. В чем взаимосвязь равновесной цены и фактором времени
  5. Какие элементы «теории благосостояния» использует А. Маршалл?
  6. Как Маршалл относится к государственному вмешательству и проблеме монополии?

Кейнсианство 2 часа.

План занятия

1. Экономические взгляды Д. Кейнса.

2. Неокейнсианские концепции государственного регулирования экономики.

 

Общеизвестно, что 1929-1933 гг. – это годы «Великой депрессии», мирового экономического кризиса, равному которому не было до, и не было после указанных лет. «Великая депрессия» – самый серьезный и разрушительный экономический кризис ХХ века, который можно без малейшей натяжки назвать рубежом в жизни человечества и рубежом в истории экономической науки. После этого кризиса и в жизни и в экономической теории все стало по-другому.

Не сработал механизм саморегулирования рыночной экономики, идея экономического либерализма обернулась никем не предсказуемой, страшной стороной.

Кризис неизбежно должен был породить новые экономические теории, и они возникли.

Джон Мейнард Кейнс (1883-1946 гг.) –самый, наверное, знаменитый экономист ХХ века.

Ученик А. Маршалла получивший образование в Кембриджском университете, преподавал экономику, занимал заметные должности в государственных структурах, выступал экспертом в серьезнейших мероприятиях правительства.

Написал ряд серьезных работ по экономике.

Уже в 1926 году явно отошел от идей классической политической экономии, опубликовав статью «Конец laissez faire). Но основной его труд, в котором были осмыслены механизм и последствия «Великой депрессии» создан в 1936 году под названием «Общая теория занятости, процента и денег».

Есть мнение, что именно идеи Д. Кейнса были использованы в «Новом курсе» президента США Ф.Д. Рузвельта, обеспечившего вывод сначала экономики США, а впоследствии всей мировой экономики из «Великой депрессии». Есть также мнение, что Д. Кейнс и Ф.Д. Рузвельт никогда не встречались и недолюбливали друг друга. Но как бы там ни было, идеи Д. Кейнса, сформулированные им в «Общей теории...», действительно совпадают с идеями, заложенными в основу «Нового курса».

Эти идеи следующие.

Первая. Рыночная экономическая система, с ее переходом в монополистическую стадию, перестает быть совершенной саморегулируемой системой. Рынок перестает обеспечивать экономическое равновесие и полную занятость рабочей силы. Механизм рынка деформируется, и исправить эти деформации способно только государство.

Вторая. Приоритет макроэкономических исследований над микроэкономическими. Став фактически основоположником макроэкономики как самостоятельного раздела экономической науки, Д. Кейнс считает, что решение основных макроэкономических проблем позволит решать и микроэкономические проблемы.

Третья. Учет в экономическом анализе психологических факторов, участвующих в формировании «эффективного спроса». Напомним, что в представлении «классиков», начиная с Ж.Б. Сэя, производство само по себе рождает соответствующий спрос. То есть, определяющим в процессе производства является фактор предложения. Д. Кейнс ставит вопрос совершенно иначе: определяющим фактором общественного производства является спрос. При этом спрос подвержен фактору, склонности потребителей тратить меньше, чем они получают в виде дохода. Более того, чем больше потребитель получает, тем относительно больше он не тратит.

Из этого следует два вывода:

– государство должно стимулировать спрос на средства производства и новые инвестиции;

– государство должно отказаться от урезания заработной платы как основного условия снижения безработицы, так как с учетом психологических факторов это дает обратный эффект.

Государство должно стимулировать, прежде всего, отрасли, производящие потребительские блага. Это повлечет приток инвестиций в экономику в целом и обеспечит полную занятость. Именно так, потому что в экономике заложен эффект мультипликатора.

Концепция мультипликатора введена в экономическую теорию экономистом Р. Каном в 1931 году, но только после применения этой категории Д. Кейнсом, эффект мультипликатора получил признание и распространение.

Эффект мультипликатора можно сформулировать так: «Увеличение инвестиций приводит к увеличению национального дохода общества, причем на величину кратно большую, чем первоначальный рост инвестиций». Дело в том, что рост инвестиций обычно вызывает рост потребления, который требует еще больших инвестиций и так – по нарастающей.

Задача государства заключается в воздействии на склонность к потреблению, но косвенными методами. Через налоговую систему, через фиксирование нормы процента, а – главное – путем государственных инвестиций в экономику.

Кейнс прекрасно отдавал себе отчет в том, что такая политика может привести к дефициту государственного бюджета и инфляции, но он считал, что эти последствия будут вполне компенсированы ростом занятости и снижением нормы процента.

Действительно, дефицит бюджета и инфляция стали неизменно возникать в случае применения в экономической политике идей Кейнса, но проявилось это значительно позже, уже после его смерти.

Идеи Д. Кейнса оказались исключительно своевременными и плодотворными, получили широкое распространение уже при его жизни, сохранили свою значимость и впоследствии. Как справедливо заметил М. Блауг: «Кейнсианская революция действительно имела место!» И не важно, что ряд положений, которые он использовал в своей теории, высказывались ранее, дело в стимулах, «которые дала «Общая теория...» для создания проверяемых моделей экономического поведения... Высочайшая дань уважения, которая может быть выражена экономисту, заключается в том, чтобы признать, что экономическую теорию невозможно представить без него. Не правда ли, в отношении Кейнса это верно?»

Значимость учения Кейнса обусловила наличие очевидных и авторитетных последователей. В США это Э. Хансен, С. Харрис, Дж. М. Кларк и другие. Во Франции Д. Перру и другие. В более позднее время, уже в 50-е гг. ХХ века – Е. Домар (США), Р. Харрод (Англия).

Последователей Д. Кейнса принято называть неокейнсианцами.

В целом неокейнсианцы исходили из основных идей Д. Кейнса. Американские неокейнсианцы предлагали для стимуляции экономики увеличивать налоги с населения, а также увеличивать размеры государственных займов и дополнительного выпуска денег, не считаясь с ростом инфляции и дефицитом государственного бюджета.

Государственное регулирование потоков как государственных, так и частных необходимо, считали они. Но не постоянное, а при необходимости. В периоды подъема экономики государственное вмешательство должно прекращаться, а в периоды спада – применяться.

Э. Хансен дополнил идею мультипликатора идеей акселератора. Он отметил, что многие виды оборудования требуют длительных сроков изготовления, а это вызывает инвестирование, превышающее существующий спрос. Складываясь с эффектом мультипликатора, эффект акселератора усиливает результативность инвестиций, а оба эти эффекта действуют в направлении экономического роста.

Основной идеей французских неокейнсианцев была идея индикативного (рекомендательного) планирования. Государственный сектор экономики (а он во Франции 50-х – 60-х гг. был весьма значительным) должен получать обязательные задания, а частный – достижимые прогнозы и рекомендации.

Неокейнсианские теории экономического роста были предложены Е. Домаром и Р. Харродом. Основной идеей этих теорий было признание целесообразности постоянного темпа экономического роста. При этом они считали достижимым полное использование производственных мощностей и трудовых ресурсов. А долю сбережений населения в капиталовложениях и среднюю эффективность этих капиталовложений длительными и стабильными факторами.

Что касается вмешательства государства в экономические процессы, то оно необходимо, так как автоматическое установление экономического равновесия невозможно. В основе равновесия лежит баланс между сбережениями и инвестициями, на достижение этого баланса и должно быть направлено государственное регулирование.

Необходимо подчеркнуть, что применение идей Д. Кейнса и его последователей давали и дают реальные результаты, обеспечивают экономический рост и своевременное разрешение кризисных ситуаций в экономике. Но они неизменно порождают две серьезнейших проблемы: дефицит государственного бюджета и инфляцию. И методов, позволяющих радикально решить эти проблемы, пока не предложено.

 

Литература по теме

 

1.Всемирная история экономической мысли. - М.: Мысль, 1987. - Т. 1.

2.История экономических учений: Учебн. пособие / Под ред. В.Автономова,

О.Ананьина, Н.Макашевой. – М.:ИНФРА-М,2004.

3..Кейнс Дж. М. Общая теория занятости, процента и денег. М.- Прогресс, 1978.

4. Хайлбронер Р. Философы от мира сего. Великие экономические мыслители: их жизнь, эпоха и идеи. М.: Колибри. 2008.

5. Ядгаров Я.С. История экономических учений. Учебник.- 4-е изд., перераб. и доп.-

М.: ИНФРА-М, 2004.

Вопросы и задания

  1. Почему кейнсианство «прижилось» в экономике США в 30-60-е гг.?
  2. Что такое мультипликатор?
  3. Что такое «эффективный спрос»?
  4. Что такое «политика экспансии»?
  5. В чем уязвимость кейнсианства?
  6. Какое экономическое направление «наследовало» кейнсианству?

 

 

Монетаризм – 2 часа.

План занятия:

 

1. Эволюция количественной теории денег. Основные положения монетаризма.

2. Экономические взгляды М. Фридмена.

 

При том, что идеи Д. Кейнса получили в ХХ веке самое широкое распространение, и экономическая политика многих развитых стран, основанная на этих идеях, была достаточно успешной, обозначились проблемы, связанные именно с применением кейнсианства. Это – дефицит государственного бюджета и инфляция. Позже обозначилось еще более неприятное явление, названное стагфляцией – рост инфляции при одновременном росте безработицы.

Пытаясь объяснить это явление, теория встала в тупик. И тогда сказали свое слово монетаристы.

Монетаризм (от слова «монета», шире – деньги) относится к неолиберальным экономическим направлениям. Монетаризм рассматривает макроэкономические проблемы через проблемы денежного обращения, отводя ему определяющую роль в динамике национальных экономик.

В основу монетаризма положена количественная теория денег.

Количественная теория денег возникла в эпоху меркантилизма (XVI в.), как противопоставление, в определенном смысле, основному постулату меркантилизма: «чем больше в стране денег, тем лучше ее экономическое положение». Потому что было отмечено: резкое увеличение количества денег в стране сопровождается заметным ростом цен. Иногда очень значительным. Уже тогда, правда, не экономисты, а философы Д. Локк и Д. Юм заметили: «Инфляция возникает всякий раз, когда слишком много денег встречается со слишком малым количеством товаров».

В конечном счете, была выведена классическая формула:

MV = PQ, где:

M – объем денежных средств;

V – скорость оборота этих средств;

P – уровень цен;

Q – объем всех товаров.

Правая часть этого уравнения «товарная», она выражает спрос на деньги. Левая часть – «денежная», выражает предложение денег. Ценность уравнения в том, что оно выражает равновесие как на товарном, так и на денежном рынках.

Данное уравнение выведено в 1911 г. Ирвингом Фишером в работе «Покупательная сила денег».

Допуская, что производство находится в точке максимального объема, а скорость обращения денег величина постоянная, И. Фишер заключает, что развитие экономики определяется следующими реальными факторами:

– уровнем разделения труда;

– уровнем технологии;

– величиной накопленного капитала;

– степенью развития инфраструктуры.

А поскольку это факторы долгосрочно достаточно стабильные, решающим фактором динамики экономики становится количество денег. Регулируя денежную массу, можно решать основные макроэкономические задачи.

Идеи И. Фишера были развиты А. Маршаллом и А. Пигу. Но в отличие от И. Фишера, они особое значение придавали так называемым «кассовым остаткам», то есть, части дохода, которую население желает сохранить в денежной форме, не тратя.

Возникает так называемое «кембриджское уравнение»:

M = K * R * P, где:

M – объем денежной массы;

R – величина произведенной продукции;

P – уровень цен.

А вот –K – это «коэффициент Маршалла», показывающий какую долю денежного дохода хозяйствующие субъекты предпочитают хранить в наличности, не тратя.

Слева – предложение денег – его задают параметры существующей денежно-кредитной системы.

Справа – спрос на деньги с учетом того, что значительная часть денег будет изъята из обращения и осядет в «кубышках».

«Кубышки» – это центр данной концепции, поэтому важно знать, почему и сколько денег будет изъято из обращения.

Выводятся мотивы накопления:

– образование фонда средств обращения;

– образование резервов на покрытие непредвиденных расходов.

И дополнительно – фактор выбора: выведенные из обращения деньги обеспечивают некоторую стабильность финансового положения, но одновременно это означает упущенную выгоду, ведь деньги, выведенные из обращения, перестают «работать», приносить доход.

С учетом указанных факторов выводятся следующие постулаты монетаризма:

– количество денег в обращении определяется автономно, независимо от состояния производства;

– скорость обращения денег стабильна;

– изменение количества денег в обращении скажется на ценах всех товаров.

Затем следует кардинальный вывод: воздействия денежной массы на реальное производство нет!

В 20-е годы ХХ века эта концепция была применена в политике центральных банков Западной Европы, в целом без видимых результатов. Поэтому возобладала кейнсианская теория. Но рациональное зерно в этой концепции, безусловно, было. И в 70-е годы ХХ века к ней обратились вновь.

Монетаристской концепцией занялся Милтон Фридмен (1912-2006 гг.), американский экономист, лауреат Нобелевской премии по экономике 1976 г.

М. Фридмен – сторонник классической экономической школы, поэтому – противник вмешательства государства в экономические процессы. Он защищает рынок с чисто утилитарных позиций.

Рынок по М. Фридмену означает свободу выбора, и именно свобода выбора обеспечивает эффективность и жизнеспособность экономической системы.

Обмен на рынке осуществится только в случае его взаимной выгодности для сторон обмена. Эта взаимность реализуется через цены.

Цена выполняет три функции: информационную, стимулирующую и распределительную. Цены несут в себе информацию о потребностях в товарах и ресурсах, а также об их дефиците или избытке. Цены заставляют использовать ресурсы наиболее эффективным образом. Цены обеспечивают рациональное распределение доходов.

Именно поэтому цены должны быть свободными; регулирование цен волевыми усилиями искажает их действие, весь экономический механизм начинает функционировать с искажениями, экономика начинает давать сбои.

Но рынок не должен безраздельно господствовать в обществе. Ряд важнейших благ (образование, медицинское обслуживание и т.п.) рынок обеспечить неспособен. Здесь должно участвовать государство, но и здесь оно должно придерживаться принципа свободы. Пособия малоимущим должны выделяться в денежной, а не в натуральной форме. Льготы малообеспеченным – не в виде выплат, а через систему налогов, которая позволит сохранить активность людей. И необходимо опасаться возникновения слоя «новых бедных» и распространения социального паразитизма.

Таковы общие идеи М. Фридмена.

Что касается монетаристских взглядов М. Фридмена, то они следующие.

Уравнение М. Фридмена: M = Y + P, где

M – среднегодовой темп роста предложения денег;

Y – среднегодовой темп изменения совокупного дохода;

P – темп роста цен.

Таким образом, М. Фридмен показал, что рост денежной массы не скажется на объемах производства, а выразится лишь в инфляционном росте цен.

Генеральный вывод М. Фридмена.

Стабильность денежной массы – важнейшее условие стабильности экономики в целом. Не следует пытаться воздействовать на уровни производства и занятости через кредитно-денежные рычаги. Самое главное – стабильный и умеренный рост денежной массы, не более 3 – 5% в год. А конкретный размер прироста следует выводить из двух показателей:

среднегодового прироста объема ВВП;

среднегодового темпа изменения скорости обращения денежной массы.

Идеи М. Фридмена были успешно применены правительством США в 70-е годы ХХ века.

Литература по теме

1. Всемирная история экономической мысли. Т.4. М., 1990.

2. История экономических учений: Учебн. пособие / Под ред. В.Автономова,

О.Ананьина, Н.Макашевой. – М.:ИНФРА-М,2004.

3. Усоскин В.М. Денежный мир Милтона Фридмена. М.: Экономика,1985.

Вопросы и задания

  1. Что такое краткосрочный и долгосрочный периоды в денежном обращении?
  2. Почему в современном обществе необходимо поддерживать определенные темпы денежной эмиссии?
  3. Какие различия между «чикагской» и «англо-саксонской» моделями монетаризма?
  4. Как действует механизм учетной ставки на денежное предложение?
  5. Какие еще финансовые механизмы использует государство для денежного регулирования?

 

Институционализм – 2 часа.

План занятия

1. Предпосылки возникновения и общие принципы институционализма.

2. Концепции реформ институционалистов.

3. Неоинституционализм Д. Гэлбрэйта.

 

Начало ХХ века характерно явными тенденциями монополизации экономики. Одновременно становятся очевидными опасности этой монополизации. Над идеей экономического либерализма начинает возобладать идея социального контроля над экономикой.

С другой стороны, экономистов перестали устраивать сложившиеся в экономической науке подходы. Слишком много математики, слишком много абстрактных моделей и – нежелание выйти за пределы чисто экономических теорий, стремление решать проблемы, требующие комплексного решения, замкнувшись в жесткие рамки экономических концепций.

Как реакция на эти проблемы возникает социально – институциональное направление или институционализм.

Само название направления, производное от «институции» (institutio – лат. – устройство, учреждение) свидетельствует об обращении теоретиков – институционалистов к исследованию обстоятельств общественного производства с учетом правовых, моральных, духовных и иных факторов, рассматриваемых в историческом контексте. То есть речь идет о переходе от чисто экономических теорий к широким социально-экономическим теориям.

Институционализм является качественно новым направлением экономической мысли, вобравшим, однако, лучшие теоретические достижения предшествующих экономических направлений и школ.

Особенно подчеркнем следующее:

– идеи маржинализма о предельных величинах;

– математические методы в применении к экономике.

Институционализм также широко применил достижения новой в этот период науки – социальной психологии.

Отсчет возникновения институционализма принято вести с 1899 г. В этом году американец норвежского происхождения Торстейн Веблен (1857-1929 гг.) опубликовал свою знаменитую впоследствии «Теорию праздного класса».

Окончательное становление институционализма – 20-е – 30-е годы ХХ века.

Это работы «Институциональная экономическая теория» (1934 г.) американского ученого Джона Роджерса Коммонса (1862-1945 гг.) и «Экономические циклы. Проблема и ее постановка» (1927 г.) Уэсли Клэра Митчелла (1874-1948 гг.).

Общими идеями институционализма были необходимость учета в экономическом анализе всех сопутствующих общественных отношений и – контроль общества над бизнесом.

Торстейн Веблен, получивший за свои крайне радикальные взгляды прозвище «американский Маркс» рассуждал следующим образом. Социальные институты во все времена оказывали на экономику серьезное влияние. Но возникшие в далеком прошлом, они требуют обновления, приспособления их к новым условиям.

Т. Веблен отверг идею совпадения личных интересов homo economicus’а с интересами общества. Он также заявил, что экономический либерализм вовсе не обеспечивает саморегулирования экономики, «невидимая рука» не работает. А придерживаться устаревших идей – значит заводить общество в тупик.

Обратившись к биологии, антропологии и психологии, Т. Веблен конструирует следующую модель поведения людей в обществе. Выживание индивиду обеспечивает инстинктивное стремление к знаниям и выполнению работы на возможно высоком уровне. Но богатые – этот имущий непроизводительный класс, предпочитают «обычаи мира бизнеса», сложившиеся на законах хищничества и паразитизма. Существование «праздного класса» порождает особые цены на так называемые престижные товары, формируя в обществе не реальное, а демонстративное потребление. Ведь обычные товары для «праздного класса» ничего не стоят, а в отношении престижных не действует ни теория предельной полезности, ни закон спроса, применимые к обычным товарам.

Отсюда – так называемый «Эффект Веблена»: снижение цен на престижные товары ведет к снижению спроса и наоборот.

«Праздный класс» препятствует развитию общества.

Во-первых, он инерционен, неповоротлив, не склонен к развитию.

Во-вторых, демонстративно расточителен.

В-третьих, создает крайнее неравенство в распределении средств существования.

При этом, «праздный класс» располагает различными формами власти, подчиняет себе все общественные институты и стремится направить все ресурсы на удовлетворение своих паразитических способностей.

Выход из тупика Т. Веблен видит не в революционном уничтожении паразитического класса, как Маркс, а во всемерном развитии научно-технического прогресса, которое выдвинет в первые ряды общества инженерно-техническую интеллигенцию. Она получит со временем реальную власть, заинтересованная в оптимизации производства и повышении его эффективности, выведет общество из тупика. Установится «новый порядок», индустриальная система перестанет обслуживать интересы монополистов, денежную выгоду заменит интерес служения интересам общества в целом.

Здесь мы имеем дело с одной из классических социальных утопий. Однако, идея контроля общества над бизнесом вполне реальна и необходима. Расширение рамок экономического анализа за пределы чисто экономических теорий – идея плодотворная. А «эффект Веблена» и особенности спроса на некоторые товары – это уже классика экономической науки.

Джон Коммонс – представитель юридического направления институционализма. Объектом его внимания были корпорации, торговые объединения. Но также профсоюзы и даже семья.

Д. Коммонс вводит в экономический анализ категории «коллективные действия» и «трансакции» (сделки). Коллективные действия контролируют действия отдельных экономических субъектов, примеряя противоречащие интересы. Для этого должны быть установлены определенные правовые рамки.

Д. Коммонс также прослеживает роль корпораций, профсоюзов и политических партий в установлении согласованных действий. Он выделяет три вида трансакций: торговые, управленческие и рационирующие. В результате трансакций принимаются обязательства, выполнение которых упорядочивает экономические отношения, в том числе – стоимость продукции.

Так как современная ему экономическая система неэффективна, необходимо повысить ее эффективность именно путем реформ в области законодательства и создания такого правительства, которое будет представлять разные общественные институты. Такое правительство будет подконтрольно общественному мнению и будет способно контролировать монополии, которые крайне обострили социальные конфликты в обществе. В общем, пора переходить к «административному капитализму».

При явной утопичности взглядов Д. Коммонса, рациональное зерно в них было. Идеи Коммонса (и отчасти Веблена) получили в 30-е годы ХХ века реальное воплощение в «новом курсе» президента США Ф. Рузвельта.

Уэсли Митчелл, ученик и последователь Т. Веблена, считал, что экономические явления неразрывно связаны с неэкономическими, поэтому решение экономических проблем – комплексная задача, предполагающая привлечения социологии, психологии, но также культурной и духовной сфер.

Однако на практике он свел подход к экономическим явлениям к сбору статистических данных, которые, как он полагал, сами обеспечат почву для объясняющих гипотез. За что и был назван В. Леонтьевым «представителем антитеоретического направления экономической мысли».

Но именно благодаря У. Митчеллу и его последователям, в США была развернута крупномасштабная система экономической статистики, которая позволила американской экономической науке продвинуться далеко вперед.

Идею У. Митчелла об обязательном воздействии государства на экономические процесс



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 106; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.161.132 (0.117 с.)