Раннемосковское зодчество». Архитектура московского круга конца 14-начала 15 века. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раннемосковское зодчество». Архитектура московского круга конца 14-начала 15 века.



Раннемосковское зодчество». Архитектура московского круга конца 14-начала 15 века.

Около 1400 года был построен Успенский собор в Звенигороде. Здание расположено на территории древнего укрепления и поэтому обычно называется собором на Городке. Это самый древний полностью сохранившийся памятник московского зодчества. Собор представляет собой сравнительно небольшую одноглавую трехапсидную церковь с четырьмя широко расставленными столбами. В северо-западном углу в толще стены находится лестница, ведущая на хоры. Здание из белого камня. Общая композиция Успенского собора близка памятникам владимиро-суздальского зодчества. Эти традиции отражены и в позакомарном завершении фасадов, и в тонких колонках на лопатках, и в перспективных порталах, и в профилировке цоколя. Вместе с тем имеются и заметные нововведения. Вместо аркатурно-колончатого пояса поперек фасадов проходит тройная лента белокаменной резьбы растительного характера, архивольты порталов и закомары имеют четкие килевидные заострения. Пол несколько приподнят над уровнем земли, и поэтому цоколь имеет довольно значительную высоту, а к порталам ведут ступени. Ступенчато повышающаяся конструкция сводов и отвечающий этой конструкции усложненный верх: четыре дополнительных диагональных закомары и кокошники в основании барабана. Наружные лопатки храма не отвечают внутренней конструкции храма, а расположены равномерно по фасаду здания. В 1422-1423 годах был построен собор Троице-Сергиева монастыря. Он также полностью повторяет Успенский собор Звенигорода. Сравнительно невысокое и массивное здание кажется стройным благодаря тому, что все его формы – стены, столбы, барабан – имеют небольшое сужение кверху. Между наружными членениями здания, осуществленными с помощью узких плоских лопаток, и опорными подкупольными столбами виден заметный разрыв: столбы сдвинуты к востоку, что никак не отражено на фасадах. Завершающие фасады закомары не отвечают реальному положению сводов и являются, по существу, ложными. Кроме диагональных закомар собор имеет еще и примыкающие к барабану закомары второго яруса, отвечающие конструкции ступенчато повышающихся арок. В основании барабана нет кокошников, а размещен в нем прямоугольный пьедестал. В соборе отсутствуют хоры. Имеется еще один памятник, вероятно, относящийся приблизительно к тому же времени, к 1й четверти 15 века – это Никольская церковь в селе Каменском на реке Наре. Церковь очень небольшая, белокаменная, бесстолпная, почти кубическая по объему, с тремя апсидами. Она сильно перестроена в верхней части. В углах ее квадратного в плане интерьера размещены пилоны, поддерживающие арки параболической формы. Угловые паруса в суживающийся кверху конусообразный свод, сужающий основанием кольца барабана. Наружные стены церкви гладкие; они не имеют лопаток или членений. Порталы перспективные, но они имеют на один уступ меньше, чем порталы Успенского собора Звенигорода; завершаются они килевидными архивольтами. В 14-начале 15 веков строительство в Москве осуществлялось по заказу московских великих князей. Сравнение сохранившихся сооружений той поры показывает, что их возводили разные строительные артели. Кремлевская церковь Рождества Богородицы и собор в Звенигороде, несомненно, строила одна и та же артель мастеров. Собор Саввино-Сторожевского монастыря, по-видимому, возвели строители из той же артели, но менее опытные. Однако собор Троице-Сергиева монастыря выдает руку совершенно других мастеров. Завершающим звеном развития московского зодчества стал Спасский собор Андроникова монастыря. Построен в 1425-1427 годах. Здесь при сохранении той же схемы четырехстолпного плана полностью переработана вся композиция здания. Большой подъем подпружных арок высоко поднимает барабан и создает основу второго яруса закомар трехлопастного очертания, с крупными кокошниками, повернутыми по диагонали. В основании стройного барабана главы – венок меньших кокошников. Угловые членения здания резко опущены, что создает ступенчато-башнеобразную структуру. Впечатление стройности и высоты еще более усиливают высокий цоколь и лестницы, ведущие к порталам.

 

 

Успенский собор.

В 1326-1327 годах был построен белокаменный Успенский собор. Этот собор не сохранился и об его формах существуют различные предположения. Фрагменты резного камня говорят о том, что здесь сохранялись традиции владимиро-суздальского зодчества. Он был разобран. И в 1472 году начали возводить новое здание, значительно большего размера. Строительство вели московские мастера Кривцов и Мышкин, которым в качестве образца был указан Успенский собор во Владимире. В 1474 году почти законченное здание рухнуло. Приглашенные псковские мастера похвалили качество работы, а причиной катастрофы посчитали плохое качество извести. В 1475 году в Москву прибыл Аристотель Фиораванти. Задача была поставлена та же. К 1479 году Успенский собор был возведен. Построенный собор имеет все основные типологические особенности владимирского образца. Он являет собой шестистолпный пятиглавый храм с закомарным завершением фасадов. По середине высоты здания проходит аркатурно-колончатый пояс, а порталы имеют романскую перспективную форму. Несмотря на то, что в строительстве широко использовался кирпич, стены здания облицованы каменными плитками, что придает храму вид белокаменного сооружения. Зодчий интерпретировал храм в духе своего ренессансного понимания. Фиораванти сделал все нефы одинаковыми по величине, благодаря чему здание оказалось разделенным в плане на 12 одинаковых квадратных ячеек. Именно поэтому и фасады здания разделены на одинаковые по величине прясла, и высота всех закомар одинакова. Пятиглавие компактное и сдвинуто к востоку. Тем самым обе восточные главы потеряли функциональный смысл. Чтобы придать и восточной стене сооружения плоскостный характер и тем самым сблизить ее решение с решением остальных фасадов, Фиораванти придал центральной апсиде относительно малый вынос, а каждую из боковых апсид разделил на две. По краям восточного фасада расположены сильно выступающие лопатки. В итоге восточный фасад производит впечатление почти плоского. Перед западным порталом находилось крыльцо с двойными висячими арками и «гирькой» между ними. В интерьере храм отличается от владимирского прототипа. Столбы в плане круглые.

 

 

Архитектура времени правления Михаила Федоровича.

церковь Покрова в Рубцове (1619 — 1626 гг.), возведенная по заказу Михаила Романова в память победы над польскими войсками (то есть имеющая важнейшее мемориальное значение), повторила «годуновские» храмы с крещатым сводом, увенчанные горкой кокошников. Однако архитектурные обломы стали проще, кладка грубее. Завершение Покровской церкви скомпоновано малоудачно: архивольты кокошников доведены только до верха прикрываемых ими участков свода, поэтому они не скрывают за собой свод, а выглядят налепленными на него. Прием, использованный для зрительного облегчения верха храма, привел здесь к противоположному результату: завершение стало казаться еще более тяжелым и бесформенным. Отсутствие угловых диагональных кокошников в данном случае вызвало распадение всей «горки» на поперечные полосы, давящие на стены храма. При общих грузных пропорциях церкви и огибающей ее галереи, она выглядит оползающей книзу, словно просевшей под собственной тяжестью, а непропорционально маленькая глава не в состоянии собрать воедино композицию верха. Налицо утрата прежнего качества при сохранении общего композиционного и конструктивного решения годуновского прототипа.

 

Раннемосковское зодчество». Архитектура московского круга конца 14-начала 15 века.

Около 1400 года был построен Успенский собор в Звенигороде. Здание расположено на территории древнего укрепления и поэтому обычно называется собором на Городке. Это самый древний полностью сохранившийся памятник московского зодчества. Собор представляет собой сравнительно небольшую одноглавую трехапсидную церковь с четырьмя широко расставленными столбами. В северо-западном углу в толще стены находится лестница, ведущая на хоры. Здание из белого камня. Общая композиция Успенского собора близка памятникам владимиро-суздальского зодчества. Эти традиции отражены и в позакомарном завершении фасадов, и в тонких колонках на лопатках, и в перспективных порталах, и в профилировке цоколя. Вместе с тем имеются и заметные нововведения. Вместо аркатурно-колончатого пояса поперек фасадов проходит тройная лента белокаменной резьбы растительного характера, архивольты порталов и закомары имеют четкие килевидные заострения. Пол несколько приподнят над уровнем земли, и поэтому цоколь имеет довольно значительную высоту, а к порталам ведут ступени. Ступенчато повышающаяся конструкция сводов и отвечающий этой конструкции усложненный верх: четыре дополнительных диагональных закомары и кокошники в основании барабана. Наружные лопатки храма не отвечают внутренней конструкции храма, а расположены равномерно по фасаду здания. В 1422-1423 годах был построен собор Троице-Сергиева монастыря. Он также полностью повторяет Успенский собор Звенигорода. Сравнительно невысокое и массивное здание кажется стройным благодаря тому, что все его формы – стены, столбы, барабан – имеют небольшое сужение кверху. Между наружными членениями здания, осуществленными с помощью узких плоских лопаток, и опорными подкупольными столбами виден заметный разрыв: столбы сдвинуты к востоку, что никак не отражено на фасадах. Завершающие фасады закомары не отвечают реальному положению сводов и являются, по существу, ложными. Кроме диагональных закомар собор имеет еще и примыкающие к барабану закомары второго яруса, отвечающие конструкции ступенчато повышающихся арок. В основании барабана нет кокошников, а размещен в нем прямоугольный пьедестал. В соборе отсутствуют хоры. Имеется еще один памятник, вероятно, относящийся приблизительно к тому же времени, к 1й четверти 15 века – это Никольская церковь в селе Каменском на реке Наре. Церковь очень небольшая, белокаменная, бесстолпная, почти кубическая по объему, с тремя апсидами. Она сильно перестроена в верхней части. В углах ее квадратного в плане интерьера размещены пилоны, поддерживающие арки параболической формы. Угловые паруса в суживающийся кверху конусообразный свод, сужающий основанием кольца барабана. Наружные стены церкви гладкие; они не имеют лопаток или членений. Порталы перспективные, но они имеют на один уступ меньше, чем порталы Успенского собора Звенигорода; завершаются они килевидными архивольтами. В 14-начале 15 веков строительство в Москве осуществлялось по заказу московских великих князей. Сравнение сохранившихся сооружений той поры показывает, что их возводили разные строительные артели. Кремлевская церковь Рождества Богородицы и собор в Звенигороде, несомненно, строила одна и та же артель мастеров. Собор Саввино-Сторожевского монастыря, по-видимому, возвели строители из той же артели, но менее опытные. Однако собор Троице-Сергиева монастыря выдает руку совершенно других мастеров. Завершающим звеном развития московского зодчества стал Спасский собор Андроникова монастыря. Построен в 1425-1427 годах. Здесь при сохранении той же схемы четырехстолпного плана полностью переработана вся композиция здания. Большой подъем подпружных арок высоко поднимает барабан и создает основу второго яруса закомар трехлопастного очертания, с крупными кокошниками, повернутыми по диагонали. В основании стройного барабана главы – венок меньших кокошников. Угловые членения здания резко опущены, что создает ступенчато-башнеобразную структуру. Впечатление стройности и высоты еще более усиливают высокий цоколь и лестницы, ведущие к порталам.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 604; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.226.105 (0.009 с.)