Тема: Тезирование научного текста. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: Тезирование научного текста.



Справочный материал.

Компрессия – это основной вид переработки текста. На основе определенных операций с текстом-источником можно построить тексты новых жанров – конспекты, аннотации, тезисы, рефераты, резюме.

В результате смысловой компрессии, образуется минитекст, который содержит в себе основной смысл исходного текста. Работа над компрессией текста способствует более глубокому его пониманию и необходима при составлении тезисов, реферата, аннотации, рецензии, а также курсовой и дипломной работ.

Компрессия (сжатие) основана на раскрытии смысловой структуры текста-первоисточника и выделении в нем основной информации.

Текст, созданный в результате компрессии, по отношению к тексту-первоисточнику, называется вторичным. Существуют вторичные тексты разной степени сжатия.

Компрессия текста основана на трех главных правилах:

1. Внимательное чтение текста и выделение ключевых слов и предложений. Ключевые слова – это слова, которые содержат основной смысл высказывания. Чтобы найти ключевой элемент текста необходимо знать строение абзаца.

Каждый абзац имеет зачин и комментирующую часть, в которой раскрывается утверждение главной абзацной фразы и где находятся ключевые слова. Заканчивается абзац выводом.

2.Написание вторичного текста. Для выявления своих позиций, автор вторичного текста по отношению к первоисточнику, использует специальные стандартные выражения (клише), выбор которых раскрывает и отражает структуру текста-первоисточника. Например: В монографии обосновывается принцип…, статья представляет собой обзор…, в работе анализируются различные подходы …, в статье обобщается опыт…, в диссертации использованы следующие методы исследования.

3.В планах, тезисах, аннотации и при реферировании для называния основных положений текста используются ключевые слова и словосочетания, или слова с обобщенно-конкретным значением (их необходимо определять самостоятельно) для краткой передачи основного содержания абзацев или частей текста.

Слова одной группы отражают композицию текста-источника. Слова другой группы называют наиболее частотные структурные элементы текста. К третьей группе относятся слова, которые характеризуют или оценивают суть содержания отдельных частей текста-оригинала.

Таким образом, основными операциями с текстом-источником являются: а) структурно-смысловой анализ текста; б) трансформация информативного содержания текста в соответствии с коммуникативным заданием; в) комбинирование и комментирование информативного содержания текста.

Структурно-смысловой анализ текста предполагает трансформацию текста в перечень информативных единиц назывного плана, изложение проблематики вопросного плана и составление краткого конспекта.

План – самый короткий вид записи. План отражает порядок, последовательность в изложении научного текста, статьи, речи. Форма записи в виде плана чрезвычайно важна для восстановления в памяти содержания прочитанного текста, для развития навыков четкого формулирования мыслей.

Удачно составленный план помогает понять и запомнить прочитанный материал, говорит об умении анализировать текст - его содержание и композицию, поскольку план всегда отражает структуру текста и вскрывает структурные отношения между частями текста. Восстановление содержания текста по плану является еще и средством самоконтроля и самооценки.

Работа над планом предполагает следующие этапы: осмысление темы, определение микротем и их следования.

Планы бывают простые и сложные. Простой план состоит из перечня основных пунктов в виде заглавий. Такой план может быть тематическим, где все пункты представлены назывными предложениями и фиксируют информативные центры текста. Вопросный план позволяет акцентировать свое внимание читателю на информативных центрах текста. При составлении вопросного плана используются вопросительные слова, а не словосочетания с частицей ли (Есть ли).

План может быть тезисным, то есть каждый пункт плана представлен двусоставным предложением и передает основную мысль части текста. Тезис обычно совпадает с информативным центром абзаца.

Подтемы, раскрывающие и детализирующие основную тему, образуют сложный план текста. Раскрывая пункты сложного плана, с опорой на текст, можно написать подробный конспект текста.

Дидактический материал

1. Прочитайте текст. Озаглавьте его.Какие способы развития информации представлены в нем? К какому стилю относится данный текст?

Каспийское море

Состояние Каспийского моря сейчас оцениваются как предкризисное. Экологическую обстановку обостряет интенсивный подъем Каспия: уже затоплены огромные участки прибрежных районов, пастбищные угодья и перспективные нефтеносные участки. Необходимо ликвидировать сотни нефтяных скважин в зоне затопления Каспийского моря.

1988 год. На берегах Каспия погибло около 10 миллионов птиц.

2000 год. Массовая гибель каспийских тюленей.

2001 год. На Каспий происходит массовый замор кильки, погибло более 250 тысяч тон кильки. Это более 40% процентов всей кильки Каспия.

2009 год. На побережье между мысом Урдюк и Баутинской косой обнаружено более 200 трупов тюленей. Многие независимые эксперты связывают массовую гибель каспийских тюленей с деятельностью нефтяных компаний. Между тем, сами нефтяники всякий раз отрицают свою причастность к этим масштабным экологическим бедствиям.

Обсудите содержание текста. Определите его стилистические особенности.

2. Прочитайте текст, составьте вопросы по его содержанию. Выделите данную и новую информацию в тексте. Определите стиль и подстиль текста.

 

С момента первого применения гипохлорита кальция для обеззараживания воды, а это произошло в начале 20 века, хлор уже спас и все еще продолжает спасать миллионы жизней по всему миру, останавливая распространение кишечных инфекций. До применения дезинфекции воды хлором, по приблизительным подсчетам, холерой переболело 4,5 миллиона человек, а тифом – около 25 миллионов.

Хлорирование – десятилетиями проверенный метод дезинфекции. Другие виды обеззараживания воды пока не могут сравниться с хлорированием ни по результату, ни по стоимости. Так, для эффективного обеззараживания при помощи ультрафиолета необходимым условием является прозрачность воды, иначе микробы смогут благополучно миновать УФ-лучи. Озонирование воды чересчур дорого, и не все могут себе это позволить.

У хлорирования же есть ряд преимуществ. Хотя хлор, как и другие способы дезинфекции воды, не освобождает воду от бактерий на все 100%, но остающиеся после хлора одиночные хлорустойчивые бактерии практически не угрожают здоровью, так как в большинстве случаев являются непатогенными. Кроме того, другие методы обеззараживания, в отличие от хлорирования, не гарантируют, что уже обработанная вода не заразится вновь во время прохождения по трубам.

Однако у хлорирования есть не только достоинства. Последние исследования ученых выявляют взаимосвязь между употреблением хлорированной воды и увеличением количества заболеваний отдельными видами рака. Серьезную опасность для здоровья представляют побочные продукты дезинфекции, которые являются следствием реакции хлора с содержащейся в воде органикой. Получающиеся в результате хлорорганические вещества обладают канцерогенным и мутагенным действием и могут проникать в организм не только при питье, но и вместе с дыханием во время водных процедур или при стирке, а также через кожу. Высокое содержание в воде хлора и его соединений может спровоцировать респираторные заболевания, пневмонию, гастриты. Хлорированная вода также вредна для кожи, вызывает ее сухость и может стать причиной аллергии.

Отказаться от хлора мы пока не можем. Когда в 1991 году это сделали в Перу для сокращения числа раковых заболеваний, в стране сразу же возникла вспышка холеры. Получается, что приходится выбирать из двух зол: если не использовать хлорирование, то есть риск заразиться кишечной инфекцией, а если использовать, то есть вероятность заработать себе онкологию.

А может быть, из двух зол и выбирать не стоит? Ведь хлор нужен нам для только дезинфекции воды. Можно избежать его в воде не только питьевой, но и для мытья, очищая ее с помощью фильтров.

Хлор все еще остается важным слагаемым в уравнении с результатом – безопасная вода. Только сейчас к нему нужно «приплюсовать» еще и хороший фильтр для воды.

 

Какие языковые средства, не характерные для научного стиля использованы в тексте? Преобразуйте текст в собственно научный.

3. Прочитайте текст, выпишите в словари незнакомые слова. Определите коммуникативную задачу текста. Выделите в нем структурно-смысловые части. (для др. специальностей см. соотв. Приложение).

МЕТОДЫ ГИДРОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Современная гидрология располагает большим арсеналом взаимодополняющих друг друга методов познания гидрологических процессов.

Важнейшее место в гидрологии занимают методы полевых исследований. Исторически это был первый способ познания законов природы, но и в наше время без использования или учета результатов полевых работ не обходится ни одно гидрологическое исследование. Полевые исследования подразделяются на экспедиционные и стационарные. Первые из них заключаются в проведении относительно кратковременных (от нескольких дней до нескольких лет) экспедиций на водных объектах (в океане, на леднике, реке, озере). Вторые состоят в проведении длительных (обычно многолетних) наблюдений в отдельных местах водных объектов – на специальных гидрологических станциях и постах. Обычно при гидрологических исследованиях сочетают экспедиционный и стационарный методы.

Для наблюдения за гидрологическими характеристиками в водных объектах применяют разнообразные измерители уровня воды и течений и зонды, фиксирующие температуру воды и содержание гидрохимических показателей. Для изучения рельефа дна и измерения глубин на реках, в озерах и морях используют эхолоты и гидролокаторы бокового обзора с фиксацией результатов промеров на компьютере. В последние годы была решена проблема пространственной «привязки» результатов полевых работ с помощью «спутниковой навигации» - GPS (global positioning system, или системы глобального позиционирования с помощью спутников).

В последнее время стали широко применяться так называемые нетрадиционные дистанционные методы наблюдения и измерения с помощью локаторов, аэрокосмические съемки и наблюдения, автономные регистрирующие системы (автоматические гидрологические посты и т.п.).

С помощью радиолокаторов ведут наблюдения за дождевыми облаками; этот метод и в будущем позволит прогнозировать атмосферные осадки и вызываемые ими дождевые паводки. Огромные возможности дает использование авиации и космических аппаратов для наблюдений за состоянием водных объектов. Так, с помощью установленных на самолетах ИК-радиометров, работающих в инфракрасном диапазоне, можно определять поверхностного слоя океанов, морей и озер. Снимки со спутников позволяют вести наблюдения за замерзанием и вскрытием рек, разливами и наводнениями, ледяными заторами, состоянием ледников, течениями в океане и т.д. Космические снимки помогли оценить влияние недавнего повышения уровня Каспийского моря на морские берега и речные дельты. Только космические снимки позволяют следить за осыханием и деградацией Аральского моря (наземные наблюдения в этом районе практически прекратились). Космические снимки позволяют по цвету поверхности моря определять концентрацию хлорофилла – главной характеристики, отражающей состояние морской экосистемы. В будущем несомненно все большее распространение получат полностью автономные (работающие без участия людей) автоматические установки, ведущие наблюдение за режимом рек, озер, морей, ледников и передающие по радио информацию в центры сбора и анализа данных.

Широко применяют в гидрологии и методы экспериментальных исследований. Различают эксперименты в лаборатории и эксперименты в природе. В первом случае на специальных лабораторных установках проводят эксперименты в условиях, полностью контролируемых экспериментатором. Так, в лабораториях изучают различные режимы движения воды и наносов, размывы речного русла, гидрохимические процессы и т.д. Во втором случае наблюдения проводят на небольших участках природных объектов, специально выбранных для детальных исследований.

Установить связи между различными гидрологическими характеристиками или между ними и другими определяющими факторами (например, высотой местности, осадками, скоростью ветра) в конкретных природных условиях, а также оценить вероятность наступления того или иного гидрологического явления помогают статистические методы, использующие современные приемы обработки данных наблюдений и математической статистики.

И наконец, завершающим этапом исследований во многих случаях становятся теоретические обобщения и анализ. Теоретические методы в гидрологии базируются, с одной стороны, на законах физики, а с другой – на географических закономерностях пространственно-временных изменений гидрологических характеристик. Среди этих методов в последнее время на первый план выходят методы математического моделирования, системного анализа, гидролого-географических обобщений, включая гидрологическое районирование и картографирование, геоинформационные технологии.

(Из учебника для вузов «Гидрология» Михайлова В.Н., Добровольского А.Д., Добролюбова С.А.)

Определите, в каких предложениях выражена основная информация, в каких – второстепенная. Составьте сложный план прочитанного текста. Опираясь на план, составьте конспект текста.

Задание для СРО. Составить план научно-учебного текста из литературы по специальности

Справочный материал.

Тезирование текста предполагает деление его на смысловые части, нахождение в самом тексте тезисной формы изложения, выявление основной информации и обобщение каждой части текста в виде тезисов.

Тезис, по определению - это положение, истинность которого должна быть доказана.

Тезисы – один из наиболее сложных видов сокращения, это кратко сформулированные основные положения абзаца, текста лекции, доклада. Количество тезисов совпадает с количеством информативных центров текста.

Тезисы бывают вторичными и оригинальными.

Вторичные тезисы пишутся с целью выделения главной информации какого-либо источника, например, научной статьи, учебника или монографии. Такие тезисы необходимы для научной работы студентам и аспирантам.

Оригинальные тезисы пишутся как первичный текст к предстоящему выступлению на семинаре, конференции или конгрессе. Такие тезисы публикуются в специальных сборниках.

Пункты тезисного плана формулируются двусоставными предложениями, выражающими содержание микротемы.

Дидактический материал

Задание 1. Прочитайте выдержки из интервью с доктором философских наук, профессором нашего университета Ж.М.Абдильдиным. Сформулируйте тезисы, отражающие основные положения беседы.

Природу евразийской идеи можно понять только в разрезе ее эволюции, утверждает академик НАН РК, профессор Евразийского национального университета
им. Л.Н. Гумилева философ Жабайхан АБДИЛЬДИН.

Справочный материал

ТЕКСТ 2.

Отечественные исследователи разработали экологичный двигатель. Его преимущество в том, что снижение выбросов вредных веществ в атмосферу может составить 30%, а экономия топлива - 15%, сообщает 24.kz.

Ученые смогли запатентовать изобретение, вот только дальше дело пока не пошло. Рециркуляция получается за счет одновременного открытия двух клапанов: на всасывание и выхлоп. В классическом поршневом двигателе они работают поочередно. Изобретатель Роман Качканян шел к этому открытию около 30 лет. Секрет в том, что он конструктивно изменил газораспределительный механизм и коллектор. Изначально механик хотел сделать двигатель экономичным, а получилось изобретение еще и экологически чистым. Однако проблема в том, что это новшество до сих пор не испытали, пробы проходили только в лаборатории.

"Вместе с тем, чтобы его испытать в промышленном масштабе, посмотреть, как показывает себя двигатель, нам необходимо разработать опытно-промышленный образец. И если эти экспериментальные данные подтвердятся, то будет возможность дальше его продвигать на рынок", - сказала Лаура Садыкова, проректор по науке и инвестиционным вопросам КазАТУ им. С. Сейфуллина.

Для того, чтобы разработать так называемый промышленный образец нужно 50 млн тенге. Однако, заявки - всё еще на рассмотрении. Помочь с финансированием университет попросил Национальный холдинг "Парасат", к сотрудничеству подключили и нацагентство по технологическому развитию. А пока этот проект будет простаивать ещё как минимум полтора-два года.

Можно с любым моторостроительным заводом заключить договор. Взять их двигатель, поставить наш распредвал и коллектор, и он уже по показателям будет новый на уровне мировых достижений, и можно будет считать его казахстанским двигателем

"Можно с любым моторостроительным заводом заключить договор. Взять их двигатель, поставить наш распредвал и коллектор, и он уже по показателям будет новый на уровне мировых достижений, и можно будет считать его казахстанским двигателем", - отмечает Роман Кочканян, ученый.

Новый двигатель неприхотлив. Он может работать на любом топливе. С помощью газа, бензина или дизеля.

"Во-первых, он будет востребован. Во-вторых, этот двигатель экологически чистый, он не будет выделять вредные элементы, действующие на организм человека и человечества", - сказал Виктор Бондаренко, ученый.

Кстати, европейские ученые над такой конструкцией тоже работали, но безрезультатно. Зато нашим удалось. Вот только пойдет ли этот проект дальше патента пока не ясно. Между тем, на коллегии Министерства охраны окружающей среды РК озвучили, что Казахстан по уровню выбросов вредных веществ в атмосферу что называется "впереди планеты всей". В стране воздух токсичнее, чем в России на 37%. США мы обгоняем на 66%, а Германию на 75%.

Работа над усвоением материала (задания, вопросы)

Задание 1. Прочитайте тексты. Найдите общенаучные и узкоспециальные термины. Попытайтесь определить их значение по контексту. Озаглавьте тексты и составьте к ним вопросный, назывной, тезисный планы. Чем они отличаются? Аргументируйте свой ответ.

Задание 2. К предложенным текстам составьте сложный план и на его основе напишите краткий конспект.

Задание 3. Приведите примеры, свидетельствующие о научных достижениях в области Вашей будущей специальности.

Задание 4. Используя материал официального сайта вашего вуза, составьте небольшую научную статью о научных достижениях известных ученых Вашего вуза. Составьте к ней тезисный, назывной, вопросный план. Перечислите особенности составления этих планов.

Задание для СРО. Написать подробный интегральный конспект текста по специальности.

Тема: Композиционно-смысловая структура научного текста.

КЛК «Ученые Казахстана»

Вопросы:

  1. Понятие о композиционно-смысловой структуре научного текста.
  2. План развернутого содержания.
  3. План свернутого, сжатого содержания.
  4. Цитирование в научной сфере.
  5. Основные правила оформления цитат.
  6. Пунктуация при цитировании.
  7. Правила оформления сносок в научных работах.

Цели:

- рассмотреть композиционно-смысловую структуру научного текста как диалектическое единство формы и содержания; определить понятие цитаты как точную, буквальную выдержку из текста.

- раскрыть особенности составления плана развернутого содержания, сформировать представление о правилах оформления плана; рассмотреть особенности плана свернутого содержания; сформировать навыки цитирования;

- воспитание патриотизма, расширение кругозора студентов.

Количество часов: 3

Методы и приемы: словесные, практические, ситуационные

Справочный материал

Вопрос. План развернутого содержания.

План развернутого содержания составляется к диссертациям, дипломным работам, различным исследованиям.
Развернутый план реализуется в разбивке текста на композиционные блоки: введение, основная часть, заключение. Развернутый план формально выражает развитие логики мысли.
Введение - это формулирование проблемы исследования, изложение необходимых для читателя исходных данных о предмете речи, задаче исследования, авторской оценке путей ее решения.
Основная часть посвящена раскрытию, детализации, доказательству основных положений работы. Вначале дается информация обзорного характера, затем - новая информация. Приводятся и объясняются сведения о результатах исследования.
Заключение (выводы) - это итоговое изложение основного концептуального содержания работы, а также краткая формулировка главных выводов.
3 вопрос. План свернутого, сжатого содержания.

План свернутого (сжатого) содержания представлен заглавием работы, аннотацией и оглавлением.

Принципы рубрикации текста

Рубрикация - это:
1) членение текста на составные части, графическое отделение одной части от другой;
2) использование заголовков, нумерации и т. д.
В научном произведении рубрикация должна отражать логику научного исследования.
Простейшей рубрикой является абзац (отступ вправо в начале первой строки каждой части текста); абзац указывает на переход от одной мысли или темы к другой.
Абзацное членение текста может сочетаться с нумерацией - числовым или буквенным обозначением последовательности расположения частей текста.
Наиболее используемы две системы нумерации.

1. Использование знаков разных типов: римских и арабских цифр, прописных и строчных букв, отступов.
При таком подходе система обозначения строится по нисходящей:
А... Б... В... - I... II... III... - 1... 2... 3... - 1)... 2)... 3)... - а)... б)... в)...
При этом соблюдается следующий порядок:
а) порядковые номера частей указываются словами (часть первая);
б) номера разделов указываются прописными буквами русского алфавита
(например: раздел А);
в) номера глав - римскими цифрами (глава I);
г) номера параграфов - арабскими цифрами (§ 1).
Например:
Часть первая. Общие положения
Раздел А. Язык и речь
Глава I. Язык
§ 1. Говоря о языке мы подразумеваем: 1)....

2. Использование только арабских цифр в определенных сочетаниях. При такой системе рубрикации номера самых крупных частей научного произведения состоят из одной цифры, номера составных частей - из двух цифр, третья ступень деления текста – из трех цифр. Например:
1. 2. 3. (1 - номер раздела, 2 - номер главы, 3 - номер параграфа).

Использование такой системы нумерации позволяет не употреблять слова часть, раздел, глава, параграф и. т. д.

Важное замечание:
в перечне с прописных букв начинается текст рубрик, оформленных буквами и цифрами с точками: 1. Язык; 2. Речь;
строчные употребляются после рубрик, оформленных цифрами и буквами со скобками: 1) новое и старое; 2) старое и новое.
Третье важное средство рубрикации текста - использование заголовков и подзаголовков. Заглавие - это структурный элемент текста. Оно позволяет в предельно краткой форме отразить тематику научного произведения, нередко и его основную мысль. Заголовок должен соответствовать содержанию, быть кратким, недвузначным и непротиворечивым. Информативный заголовок - это предельно краткий реферат содержания раздела, главы, параграфа.
Рубрикация не представляет собой жесткой схемы, выбор рубрикации зависит от содержания и жанра работы, логики научного исследования, традиций, а также от индивидуальной манеры автора.

Ибрай Алтынсарин

Ибрай Алтынсарин (каз. Ыбырай Алтынсарин) (20 октября (1 ноября) 1841, Аракарагайская волость, Николаевский уезд, Тургайская область, Российская империя — 17 июля (29 июля) 1889) — казахский педагог-просветитель, писатель, фольклорист, общественный деятель, ученый-этнограф.

Родился 20 октября (1 ноября, по новому стилю) 1841 года в Аракарагайской области Николаевского уезда Тургайской области.

Рано лишившись отца, воспитывался в семье деда, известного бия, Балгожи Жанбуршина.

В 1850 году был определён в школу — интернат при Оренбургской пограничной комиссии. Окончил её в 1857 году с золотой медалью. Затем в течение трёх лет работал писарем у своего деда Балгожи — управляющего узунским родом племени кипчаков, войскового старшины Оренбургской комиссии.

Некоторое время Алтынсарин работал переводчиком в Оренбургском областном правлении, где познакомился с Ильминским Н. Н.

В 1860 году областное правление поручило ему открыть школу для казахских детей в городе Тургай, в которой он назначался учителем русского языка.

В 1861 году он получил назначение на должность учителя Тургайской школы.

В 1864 открыл первую народную школу.

Некоторое время И. Алтынсарин работал также в Тургайском уездном управлении в качестве делопроизводителя, исполнял обязанности старшего помощника уездного начальника, временно — уездного судьи.

С 1879 и до конца жизни — инспектор казахских школ в Тургайской области.

В 1883 году Алтынсарин переехал в Николаевский (Кустанайский) уезд. Он построил дом в трёх километрах от города Кустаная, на сгибе реки Тобол, на островке, где имелось небольшое озеро, получившее впоследствии название «Инспекторское». Там Ибрай Алтынсарин жил и работал до самой смерти.

Алтынсарину было присвоено звание статского советника.

Умер 17 июля (29 июля) 1889 года, похоронен недалеко от своего дома на берегу Тобола рядом с могилой отца.

Алтынсарин положил начало светскому образованию казахского народа. Автор первых казахских учебников: «Казахская хрестоматия» (1879; 2 изд., 1906) и «Начальное руководство к обучению казахов русскому языку» (1879), автор басен и рассказов, а также переводов Л. Н. Толстого, И. А. Крылова.

Создавал варианты алфавита на основе русской графики для записи казахских текстов.

Открыл четыре двухклассных центральных русско—казахских училища, одно ремесленное училище, одно женское училище, пять волостных школ, два училища для детей русских поселян. А также учительскую школу в Троицке, немного позже она была переведена в Оренбург.

В СССР его имя было присвоено Аркалыкскому педагогическому институту, Убаганской СШ им.И.Алтынсарина в Алтынсаринском районе Костанайской области. В честь Алтынсарина назван район, ныне Алтынсаринский район.

В честь выдающегося педагога в 2007 году Министерством образования и науки Республики Казахстан была учреждена ведомственная награда — Нагрудный знак «Ибрай Алтынсарин».

В его честь в городе Алматы назван проспект.

Ахмет Байтурсынов

Ахмет Байтурсынов - казахский общественный и государственный деятель, член Коммунистической партии большевиков (ВКП б) (репрессирован в 1937 году), просветитель, ученый-лингвист, литературовед, тюрколог, переводчик.

Байтурсынов был блестящим литератором, педагогом, лингвистом. Он реформировал казахскую письменность на основе арабской графики, дав возможность пользоваться ею миллионам казахов, живущих за границей. В 1912 году Ахмет Байтурсынов исключил все чисто арабские буквы, не используемые в казахском языке, и добавил буквы, специфические для казахского языка. Новый алфавит, получивший название «Жаңа Емле» («Новая орфография»), до сих пор применяется казахами, живущими в Китае, Афганистане, Иране.

Ахмет Байтурсынулы разработал основы казахского языкознания, научную терминологию для определения казахской грамматики.

Родился 5 сентября 1872 года.

Когда Ахмету было тринадцать лет, к ним в аул приехали полицейские во главе с полковником Яковлевым и устроили погром, отец Ахмета Байтурсын Шошак-улы и три брата Ахмета не стерпели издевательств и избили полковника. За это были высланы на 15 лет в Сибирь.

Ахмет Байтурсынов обучался грамоте у аульных мулл. Родственники отдали его в Тургайское двухклассное русско-казахское училище. Окончив его А. Байтурсынов отправляется в Оренбург для продолжения образования и поступает в четырёхлетнюю учительскую школу, основанную просветителем Ибраем Алтынсариным. В Оренбурге он испытывал большие финансовые трудности, но всё же окончил школу в 1895 году.

В 1895—1909 годах преподавал в аульных волостных училищах Актюбинска, Кустанайского и Каркаралинского уездов.

Во время работы в Кустанайском уезде Ахмет Байтурсынов жил в доме у лесника, где полюбил его дочь Александру Ивановну. Они поженились. Брак их был совершен по-мусульмански в Кустанае, и она изменила свое имя и фамилию, стала именоваться Бадрисафой Мухаметсадыковной Байтурсыновой. Они жили в Кустанае, где он работал в русско-казахской школе учителем. На следующий год переехали в Омск, затем в Каркаралинск, где пробыли до 1909 года. Но детей у них не было.

В 1905 году активно включается в политическую деятельность. Один из авторов «Каркаралинской петиции», в которой декларировались требования прекратить экспроприацию земли у казахов, приостановить поток переселенцев, учредить народные земства. В 1907 году он был впервые заключен в тюрьму за критику царской администрации, а в 1909 году Байтурсынов был вторично заключён на 8 месяцев без суда в семипалатинскую тюрьму.

В 1913 году Байтурсынов вместе с бывшим депутатом Первой Государственной думы Алиханом Букейхановым и поэтом и писателем Миржакипом Дулатовым открывает в Оренбурге газету «Казах».

Отрывок из газеты «Казах»:

«Для того, чтобы сохранить свою самостоятельность, нам необходимо всеми силами и средствами стремиться к просвещению и общей культуре, для этого мы обязаны первым долгом заняться развитием литературы на родном языке. Никогда не нужно забывать, что на самостоятельную жизнь вправе претендовать только тот народ, который говорит на своем языке и имеет свою литературу…».

Бюст Ахмета Байтурсынова в Алма-Ате у его дома-музея на одноименной улице

Газета просуществовала 5 лет — до осени 1918 года. За это время она стала главным национальным общественно-политическим и научно-литературным изданием.

В 1917 году на двух Общекиргизских съездах в Оренбурге участвовал в создании казахской партии «Алаш» и был одним из организаторов и руководителей правительства Алаш-Орда. Согласно постановлению ВЦИК от 4 апреля 1919 года был амнистирован. После этого перешёл на сторону советской власти. Более того, Ахмет Байтурсынов вступил в члены Коммунистической партии большевиков (ВКП б). С 1919 года — член Кирревкома, нарком просвещения, член ВЦИК, КазЦИК.

В июне 1929 года ему припомнили политическую деятельность, он был арестован органами НКВД, сидел в тюрьме в Кызыл-Орде, как и в царское время опять с Миржакипом Дулатовым, и был выслан в Архангельскую область, а жена Бадрисафа Мухамедсадыковна (до принятия мусульманства — Александра Ивановна) и приёмная дочь Шолпан отправлены в Томск. В 1934 году по ходатайству Е. Пешковой (жена Максима Горького), работавшей тогда в комиссии Красного Креста, Ахмет Байтурсынов был освобожден. Тогда же он вместе с семьёй (уже трое приёмных детей) вернулся в Алма-Ату и жил в доме, позже ставшем его Домом-музеем. В октябре 1937 года Ахмет Байтурсынов был снова арестован, а спустя два месяца, 8 декабря расстрелян как «враг народа».

В Большой советской энциклопедии упоминается, как религиозно-националистический идеолог. В октябре 1937 года Ахмет Байтурсынов был снова арестован, а спустя два месяца, 8 декабря расстрелян как «враг народа» в застенках НКВД.

В 1988 году Ахмет Байтурсынулы был реабилитирован.

Ахмет Байтурсынов возглавлял Академический центр республики, был профессором филологии первого в истории казахского народа государственного университета. Байтурсынов создаёт учебные пособия по родной речи, учебники для системы ликбезов, иллюстрированный букварь, выдержавший в 1920-е годы несколько изданий.

Известно, что арабское письмо при использовании его без обозначения гласных реально представляет определенные неудобства для тюркских языков. Ахмет Байтурсынов предложил оригинальный проект реформирования арабского алфавита. Его идея сводилась к тому, чтобы при каждом слове отмечать признак переднего или заднего ряда добавлением знака, аналогичного знаку скрипичного или басового ключа в нотной записи, что существенно экономило число вновь вводимых знаков для гласных и примиряло с арабской графикой. В своей статье «Основные формы графической революции в турецких письменностях СССР» знаменитый лингвист, профессор САГИ Е. Д. Поливанов назвал этот проект «гениальным». «Нет сомнения, — писал Поливанов, — что если бы вопрос о казахском письме… мог бы решаться „вне времени и пространства“ — без необходимости считаться с графикой соседних народностей…, то казахская школа вполне могла бы удовлетвориться „орфографией“ 1924 года». Но проекту Байтурсынова не суждено было долго жить, началась политическая чехарда с латинизацией (1928) и кириллизацией (1940) тюркских языков в СССР.

Ахмет Байтурсынулы внес большой вклад в развитие казахской литературы и письменности. В частности, наиболее известны его басни, вошедшие в сборники «Сорок басен» и «Маса», вышедшие, соответственно, в 1909 и 1911 годах. Байтурсынулы провел большую работу по собиранию и изданию образцов казахского устного народного творчества. Он написал вступительную статью и комментарии к поэме «Ер Саин», опубликованной в 1923 году, выпустил книги «23 причитания» (1926) и «Литературоведение» (1926), последняя из которых является первым научным исследованием по истории казахской литературы. Байтурсынулы принадлежат тезисы «О терминологии в тюркских языках», опубликованные в 1926 году Ахмет Байтурсынулы написал ряд учебников для обучения казахских детей родному языку. Среди них: «Учебное пособие» (1912), «Пособие по языку» (1914), «Азбука» (1924), «Новая азбука» (1926—1928), и методическое пособие «Баяншы» (1926).

В Алматы на углу улиц Байтурсынова и Джамбула в доме, где он жил в 30-тые годы, открыт Дом-музей Ахмета Байтурсынова и в сквере около него установлен памятник-бюст просветителю.

Ему установлены памятники в Костанае (2000) и Шымкенте (2004). Его именем названы улицы во многих городах Казахстана. Именем Байтурсынова назван Костанайский государственный университет.

Работа над усвоением материала (задания, вопросы)

Задания 1:

1. Скажите, чем определяется структура научного произведения. Аргументируйте свое понимание.

2. Каковы структурные элементы научного произведения и чем они определяются. Аргументируйте свое понимание.

3. Скажите, что такое композиция произведения, из чего состоит композиция научного произведения и отчего зависит выбор научного произведения. Аргументируйте свое понимание.

Задание 2. Измените данные предложения по образцу:

Образец: Употребление слова в прямом значении – особенность, характерная для научного стиля речи.

Употребление слова в прямом значении характерно для научного стиля речи.

1. Распространение пассивных конструкций – особенность, типичная для синтаксической системы научного стиля речи.

2. Употребление неопределенно-личных и безличных предложений – особенность научного стиля речи.

3. Преобладание форм родительного падежа в субстантивных словосочетаниях – черта научного стиля речи.

4. Принято считать, что научная речь, в отличие от художественной, характеризуется безличностью.

Задание 7. Определите композиционно-смысловую структуру одного из текстов. Составьте план развернуто



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 2660; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.190.232 (0.085 с.)