IV. Работа по изменению формы слова. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

IV. Работа по изменению формы слова.



– Прочитайте. В каком жанре устного народного творчества написан этот текст? (Скороговорка.)

Н а д о с к е:

На г..ре г..гочут гуси,

Под г..рой огонь горит.

– Спишите, вставляя пропущенные буквы.

– Над какой орфограммой вы сейчас работали? (Безударные гласные в корне слова.)

– Как проверить безударный гласный в корне слова? (Изменить слово так, чтобы на безударный гласный падало ударение.)

– Выпишите слова с одинаковыми корнями. (На горе, под горой, горит.)

– Есть ли среди них лишнее слово? (Горит – значение корня иное.)

– Можно ли еще подобрать слово, имеющее такой же корень, но лексическое значение иное? (Горе.)

– Скажите, являются ли слова на горе и под горой однокоренными? (Нет, это форма одного и того же слова.)

Ф и з к у л ь т м и н у т к а

Каждый день по утрам

Делаем зарядку.

Очень нравится нам делать

По порядку:

Весело шагать,

Руки вверх поднимать,

Приседать и вставать,

Прыгать и скакать.

V. Работа с приставками.

– Что вы знаете о приставке?

– В русском языке более 40 приставок. С некоторыми мы уже знакомы, о других нам еще предстоит узнать. А сейчас выпишите слова с приставками:

Сбить, отчизна, потолок, попросить, отрезать.

– Какие приставки можно выделить в этих словах?

– Припишите как можно больше приставок к слову ехать.

VI. Работа с суффиксами.

– Если мы с вами наденем увеличительные очки, то увидим не кота, а … (котище).

– Не дом, а … (домище).

– Какая часть слова помогает таким превращениям? (Суффикс.)

– Запишите слова котище и домище, выделите в них суффиксы. (-ищ-.)

– Образуются ли при помощи суффиксов новые слова?

– Образуйте новые слова при помощи суффиксов.

На доску учитель вывешивает ромашку.

В сердцевине ромашки написаны суффиксы - н -, - ов -, - ек -, - ин -, - еньк -,
- очк -, - ышк -, а на лепестках ромашки написаны слова: осень, клен, зверь, сокол, красный, ваза, солнце.

Дети составляют слова: осенний, кленовый, зверек, звериный, соколиный, красненький, вазочка, солнышко.

VII. Работа с окончаниями.

П р о ч и т а й т е:

В гости хорошо, а дом лучше.

– Получилась пословица? (Нет.)

– Что нужно сделать, чтобы восстановить пословицу? (Изменить слова.)

– Какая часть слова нам поможет связать слова в предложении между собой? (Окончание.)

– Что такое окончание?

– Запишите пословицу, меняя окончания.

– Назовите окончания слов, которые вы изменили.

– Объясните смысл пословицы.

VIII. Итог урока.

– Зачем нужно уметь находить части слова?

– Что нового узнали на уроке?

– Над чем еще нужно поработать?

– Какой момент урока больше всего понравился и чем?

Домашнее задание: упражнение 152.

 

У р о к 48.
Слова с двойными согласными

Цели: учить видеть различия в произношении слов, где в одних словах двойной согласный звук долгий (например: гамма, касса), а в других слышится одиночный звук (например: грамматика, суббота, русский), правильно обозначать двойной согласный на письме.

Ход урока

I. Организационный момент, сообщение целей урока.

Гласные и согласные

Бывают такие опасные!

Звук очень ясно слышится,

А буква другая пишется.

Проникнув в тайны фонемы,

Осилим мы эти проблемы.

II. Чистописание.

1. П р о д о л ж и т е закономерность.

о ж о з о и

2. П р о ч и т а й т е пословицу, объясните ее значение.

Одна рука в ладоши не бьет.

– Вспомните другую пословицу, соответствующую этому значению. (Один в поле не воин.)

III. Словарно-орфографическая работа.

С о с т а в ь т е из букв слово:

Я к э с р к и с у (экскурсия)

– Объясните лексическое значение этого слова. (Коллективная поездка куда-либо, посещение чего-либо с образовательной целью.)

– Запишите слово, поставьте знак ударения, подчеркните орфограммы.

IV. Работа по теме урока.

1. Н а б л ю д е н и е за словами с двойными согласными.

Н а д о с к е:

Мой родно язык ру…кий. На ру…ком языке писали Пушкин и Толтой. Весь наш кла… любит ру…кий язык.

– Прочитайте. Спишите, вставляя пропущенные буквы.

2. Ф р о н т а л ь н а я р а б о т а (упр. 154).

3. Р а б о т а с п р а в и л о м (с. 83).

Ф и з к у л ь т м и н у т к а

Мишка косолапый по лесу идет.

Шишки собирает, песенки поет.

Вдруг упала шишка прямо мишке в лоб.

Мишка рассердился и ногою топ.

V. Закрепление изученного.

1. К о м м е н т и р о в а н н о е п и с ь м о (упр. 155).

– Всегда ли двойные согласные встречаются только в корне слова?

2. П и с ь м о п о п а м я т и.

В школе тихо и светло

В этот ранний час.

Сквозь оконное стекло

Ветви смотрят в класс.

– Подчеркните двойные согласные.

– Разберите по составу слова с двойными согласными.

3. С а м о с т о я т е л ь н а я р а б о т а (упр. 157).

VI. Итог урока.

– Как на письме обозначаются долгие согласные?

Домашнее задание: упражнение 156; выучить правило (с. 83).

 

 

У р о к 49.
обозначение двойных согласных на письме.
перенос слов с двойными согласными

Цель: учить правильно обозначать двойной согласный на письме, переносить слова с двойными согласными.

Ход урока

I. Организационный момент, сообщение целей урока.

II. Повторение пройденного.

П р о в е р к а д о м а ш н е г о з а д а н и я.

– Какие звуки обозначаются на письме двойными буквами?

III. Чистописание.

cc лл мм нн

– Запишите по одному слову с данными сочетаниями букв. (Например: русский, аллея, грамматика, ванна.)

– Прочитайте пословицу. Объясните ее значение.

От бессонницы трудом лечатся.

– Запишите, подчеркните орфограммы, объясните их написание.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 182; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.98.108 (0.008 с.)