Категории и законы политического знания 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Категории и законы политического знания



Категории и законы политического знания

Объект и предмет любой науки раскрываются через определе­ние основных категорий науки и ее законов.

Категория - это понятие науки, которое отражает существен­ные черты, стороны, свойства изучаемой данной наукой реальнос­ти. Категориально-понятийный аппарат политологии можно услов­но разделить на три группы:

1) общенаучные категории в соответствующем политологичес­ком преломлении («революция», «реформа», «модернизация», «си­стема», «структура» и т.д.);

2) собственно-политологические категории («политический кон­фликт», «политическая власть», «политическое лидерство», «поли­тический процесс» и т.д.);

3) категории дисциплин, пограничных с политической наукой («политическая культура», «политическая социализация», «лич­ность», «политическое поведение» и т.д.).

Ключевыми категориями политологии являются категории «по­литика» и «политическое». Эти категории сложны и многогранны, имеют множество трактовок.

 

2. Система методов и функции политологии

Методы и методологии политологических исследований

Политология имеет большой арсенал исследовательских методов, поскольку является междисциплинарной наукой и использует методологическую базу всех смежных дисциплин.

Большинство исследователей склонны выделять три группы методов.

Первая группа — общелогические методы, используемые политологией как одной из обществоведческих наук (философия, социология, экономика). Это — не собственно методы политической науки. Сюда входят:

  • анализ и синтез;
  • индукция и дедукция;
  • аналогия;
  • моделирование;
  • классификация;
  • абстрагирование и восхождение от абстрактного к конкретному;
  • сочетание исторического и логического анализов;
  • мысленный эксперимент.

Вторая группа — методы эмпирических исследований, получения первичной информации о политических фактах. Сюда относятся:

  • использование статистики (прежде всего электоральной);
  • анализ документов (количественный и качественный контент-анализ);
  • опрос (анкетный и экспертная оценка);
  • интервьюирование;
  • лабораторные эксперименты;
  • теория игр;
  • современные компьютерные технологии, включая методы искусственного интеллекта, геоинформационные системы[6] и другие.

На основе вышесказанного можно выделить третью группу — методологии (концептуальные практико-теоретические подходы к исследованию, объединяющие совокупности специфических методов) политической науки. К ним относятся:

  1. Социологическая методология — предполагает выяснение зависимости политики от общества, социальной обусловленности политических явлений, в том числе влияния на политическую систему экономических отношений, социальной структуры, идеологии, культуры. В своих крайних проявлениях представлена в марксизме — тезис зависимости политической структуры от экономического базиса.
  2. Бихевиоралистская — пришла на смену институциональной. Особое развитие получила в США в последней трети XIX в. Претендует на максимальную научность в политологии, широко использует методы естественных наук, конкретной социологии. Суть бихевиоралистской методологии заключается в изучении политики посредством конкретного исследования многообразного поведения отдельных личностей и групп (но не институтов). Конституирующие начала данного подхода: 1) политика имеет личностное измерение, групповые действия людей так или иначе восходят к поведению отдельных личностей, которые и являются объектом исследования; 2) доминирующие мотивы поведения людей — психологические, они могут иметь и индивидуальную природу; 3) политические явления измеряются количественно; это открывает перед политологами возможность использования математики.
  3. Нормативно-ценностная — предполагает выяснение значения политических явлений для общества и личности, их оценку с точки зрения общего блага и справедливости, свободы, уважения человеческого достоинства и т. п. Этот подход ориентирует на разработку идеала политического устройства и путей его практического воплощения. Он исходит из должного или желаемого и в соответствии с этим строит политические институты и поведение.
  4. Функциональная — требует изучения зависимостей между политическими явлениями, проявляющихся в опыте, например, взаимосвязей между уровнем экономического развития и политическим строем, между степенью урбанизации населения и его политической активностью, между количеством политических партий и избирательной системой.
  5. Системная, применительно к политике, была впервые разработана в 50-60-е годы XX в. Д. Истоном и Т. Парсонсом. Суть этого подхода состоит в рассмотрении политики как целостного, сложного организма, саморегулирующегося механизма, находящегося в непрерывном взаимодействии с окружающей средой через вход и выход системы. Политической системе принадлежит верховная власть в обществе.
  6. Антропологический подход — противоположен во многом социологическому. Он требует изучения обусловленности политики не социальными факторами, а природой человека как родового существа, имеющего инвариантный набор основополагающих потребностей (в пище, одежде, жилище, безопасности, духовном развитии и т. д.).
  7. Психологический подход — сходен с антропологическим. Однако, в отличие от последнего, он имеет в виду не человека вообще как представителя рода, а конкретного индивидуума, что предполагает учет его родовых качеств, социального окружения, особенностей индивидуального развития. Важнейшее место здесь занимает психоанализ, основы которого разработал 3игмунд Фрейд.
  8. Социально-психологический подход аналогичен психологическому, однако применительно к индивидам, в зависимости от их принадлежности к социальным группам, этносам. С его помощью исследуется психологический характер этих групп (наций, классов, малых групп, толпы и т. д.).
  9. Критико-диалектический подход широко применялся в советском марксизме. Анализ политических явлений проводился в контексте выявления внутренних противоречий как источника самодвижения политики. Пользуются им и в неомарксизме (Ю. Хабермас, Т. Адорно и др.), прибегает к нему также леволиберальная и социалистическая мысль.
  10. Сравнительная методология широко распространена в современной политической науке, в которой выделяется специальная отрасль знания — сравнительная политология (например, политические мировые системы: англо-американская, европейская, континентальная, восточная и т. д.). Этот подход предполагает сопоставление однотипных политических явлений, например, политических систем, различных способов выполнения одних и тех же политических функций и т. д. с целью выявления их общих и специфических черт, нахождение наиболее эффективных форм политической организации.

Функции политологии

  • Гносеологическая. Политология позволяет получать новые знания и формализовывать существующие.
  • Аксиологическая. Политология формирует систему ценностей, позволяет давать оценки политическим решениям, политическим институтам, политическим событиям.
  • Теоретико-методологическая. Политология разрабатывает теории и методологии исследования политических явлений.
  • Социализирующая. Позволяет людям разобраться в сути политических процессов.
  • Мотивационная. Политология может формировать мотивы и действия людей.
  • Практико-политическая. Экспертиза политических решений, теория политических реформ.
  • Прогностическая. Политология прогнозирует политические процессы.

Ещё одна трактовка:

В отечественной политологии отмечаются такие функции политики:

  • выражение властно значимых интересов всех групп и слоев общества,
  • разрешение общественных конфликтов, их рационализация,
  • руководство и управление политическими и общественными процессами в интересах тех или иных слоев населения или всего социума в целом,
  • интеграция различных слоев населения за счет подчинения их интересов интересам целого, обеспечение целостности общественной системы, стабильности и порядка,
  • политическая социализация,
  • обеспечение преемственности и инновационности социального развития общества и всего государства в целом

 

3. Структура и функции политологии

Личные

Являются правами каждого, и хотя часто именуются гражданскими, не связаны напрямую с принадлежностью к гражданству государства, не вытекают из него. Считаются прирождёнными и неотъемлемыми для каждого человека независимо от его гражданства, пола, возраста, расы, этнической или религиозной принадлежности. Необходимы для охраны жизни, достоинства и свободы человека. К личным правам обычно относят:

  • Право на жизнь
  • Право на свободу и личную неприкосновенность
  • Право на достоинство личности
  • Право на неприкосновенность частной жизни
  • Право на неприкосновенность жилища
  • Право на самозащиту, в том числе право на эффективные средства самозащиты, такие как огнестрельное оружие
  • Право на национальную и культурную самоидентификацию
  • Свобода совести и свобода мысли
  • Свобода передвижения и выбора местожительства;
  • Свобода выбора национальности и языка общения
  • Право на судебную защиту
  • Свобода вероисповедания (каждый человек может придерживаться любой религии, или создать свою собственную)
  • Право на имя
  • Право на частную собственность (некоторыми правоведами относится к экономическим; во Франции признано одним из основных личных прав со времён Великой французской революции[5])

Политические

Основная статья: Политическая свобода

Политические права и свободы отличаются от личных, социальных, экономических и других прав, тем, что как правило, тесно связаны с принадлежностью к гражданству данного государства. Являются одной из групп основных конституционных прав и свобод граждан, так как определяют их участие в общественной и политической жизни страны. К политическим правам, как правило, причисляются:

  • Свобода слова (свобода распространения информации)
  • Право на информацию (доступ к информации)
  • Право обращений или петиций (то есть обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления)
  • Право на объединение (свобода союзов)
  • Свобода собраний (право собираться мирно и без оружия, проводить митинги, демонстрации, шествия)
  • Право на участие в управлении делами государства и на равный доступ к государственной службе
  • Право на гражданство
  • Избирательные права (активное и пассивное субъективное избирательное право: избирать и быть избранным)
  • Право на участие в отправлении правосудия

Социально-экономические

К социально-экономическим правам относятся:

  • Свобода предпринимательства (право на предпринимательскую и иную не запрещенную законом экономическую деятельность)
  • Право на частную собственность
  • Трудовые права (право на труд и свободу труда)
  • Право на охрану семьи, материнства, отцовства и детства
  • Право на социальное обеспечение
  • Право на жилище
  • Право на охрану здоровья и медицинскую помощь
  • Право на справедливое взимание налогов
  • Право на восьмичасовой рабочий день, на справедливые условия труда, равную оплату за труд равной ценности и т.д.

Культурные

Культурные права обеспечивают духовное развитие личности. К ним относятся:

  • Право на образование
  • Свобода творчества (свобода литературного, научного и других видов творчества и преподавания)
  • Право на участие в культурной жизни
  • Академические свободы
  • Право на благоприятную окружающую среду

 

16. Политическая социализация личности

политическая культура и форма социализации носят архаизированный, недемократический характер.

Унитарное государство

Унитарное государство (от лат. «unitas» — единство) — единое государственное образование. К характерным признакам унитарного государства относится:

на территории унитарного государства существуют административно-территориальные единицы, но в наиболее мелких государствах их нет (например, Мальта).

• в государстве единственная система органов власти, она осуществляет руководство местными органами. Больше на территории государства не имеет силу никакая другая система высших органов.

• в унитарном государстве на всей территории силу имеет одна конституция и система законодательства.

• в сфере международных отношений координацию действий унитарного государства проводят центральные органы, они же осуществляют представительство страны на международной арене.

• существует единое гражданство, действующее на территории всего государства.

Федерация — это устойчивый союз государств, самостоятельных в пределах распределения между ними и центром компетенций, имеющих собственные законодательные, исполнительные и судебные органы и, как правило, конституцию, а часто и двойное гражданство. Такое устройство объясняется различием в этническом составе населения государства, историческими процессами и географическим положением. По своему устройству федерации очень различны, но существует ряд характерных признаков для большинства федераций. Федерация — это единое союзное государство, состоящее как минимум из двух единиц, в некоторых случаях за ними признается статус относительно самостоятельных государств. Эти составные государственные образования называются субъектами федерации. Ими могут являться штаты, республики, кантоны, земли, провинции и др. Субъекты федерации частично обладают государственным суверенитетом, частично делегируют его центральным органам федерации, в их границах существует свое административно-территориальное разделение. Также, субъекты федерации могут включать в свой состав территориальные и экстерриториальные автономии.

Конфедерация — не является формой объединения государств, при котором образующие этот союз государства полностью сохраняют свою независимость, имеют собственные высшие и местные органы власти, управления и правосудия. Этот союз создается для обеспечения общих интересов или достижения какой-либо цели. В свое время конфедерациями были США (1776—1789), Германия (1815—1867), Швейцария (1815—1848). На современной политической карте конфедерацией можно обозначить Европейский Союз ввиду отсутствия границ между независимыми государствами, входящими в его состав, и наличием централизованного аппарата управления. Т.е. Конфедерация – союз государств, сохраняющих свою полную независимость.

18. Политические теории древнего мира (Платон,Аристотель)

Политическая мысль в Древней Греции и Древнем Риме развивалась как форма теоретического общения в ходе интенсивной политической жизни, характерной для этих обществ. Функционирование институтов полисной демократии невозможно без активного участия граждан в политике, что предполагает выбор оптимальных для этого форм государственного устройства, существование механизма разрешения политических конфликтов, возникающих между гражданами, наличие представлений о путях обеспечения единства общества при наличии очевидных и острых различий. Многие идеи, возникшие в то время, не потеряли своей актуальности и сегодня.

Великий греческий философ Платон (427-347 гг. до н.э.)в своих произведениях ("Государство", "Политика", "Законы") создал интересную версию происхождения государства: оно возникает потому, что каждый отдельный человек не в силах удовлетворить свои потребности и нуждаться в помощи.

Он сформулировал представление об идеальном государстве, т.е. реально не существующем идейном образе и его особенностях: власть здесь принадлежит людям способным, присутствие социальной иерархии выражается в неравенстве властных полномочий, которыми обладают разные социальные группы; политические отношения в таком государстве подчиняются принципу справедливости, смысл которого Платон видит в том, что каждый гражданин выполняет определенные обязанности и получает за них вознаграждение; "коммунизм" как принцип равенства потребления осуществляется в высших классах и служит условием сохранения их сплоченности перед лицом классов низших.

Платон дал характеристики реальных типов государственного устройства, бытовавших в его время и служивших искажением задаваемого идеальным типом образца: тимократия - власть честолюбцев; олигархия - господство немногих над большинством; демократия - власть большинства (один из недостатков данной формы правления он видел в том, что здесь обостряются противоречия между бедными и богатыми); тирания - власть одного над всеми (наихудший вид правления, по мнению Платона).

Для Платона демократия - это власть масс, посредственности, которая неминуемо приведет к тирании большинства. При демократии, по его мнению, происходит общая порча нравов, изгоняется всякое благополучие, водворяется наглость и своеволие. Кроме того, он предупреждает, что демократия обычно кратковременна, толпа очень скоро (в силу усталости от хаоса и беспорядков) уступает власть единоличному тирану.

 

Несовершенным формам государства Платон противопоставляет идеальное государство - справедливое правление избранных философов-мудрецов. Их власть должна быть абсолютной и безусловной. Личность в таком государстве полностью подчинена государству. Он вводит строгую иерархию сословий - философы-правители (высший класс), стражи и воины и, наконец, ремесленники и крестьяне, занимающиеся физическим трудом. У подданных нет ничего своего: ни семьи, ни собственности - все общее.

 

Другой великий греческий философ Аристотель (384-322 гг. до н.э.) обращается к исследованию проблем политической жизни в таких трудах, как "Политика", "Афинская полития", "Этика".

Аристотель сформулировал чрезвычайно важное для политической науки представление о государстве как о продукте естественного развития. В этом отношении оно подобно таким естественно возникшим "первичным общениям", как семья и селение. Государство, замечает Аристотель, - понятие сложное. По своей форме оно представляет организацию и определенную совокупность граждан. Стало быть, определение государства как формы зависит от того, кого считать гражданином. Из этой фундаментальной посылки исходит предложенная Аристотелем классификация форм правления.

Он разделяет формы государственного устройства на правильные (монархию, аристократию, политию - здесь власть осуществляется во имя общего блага) и неправильные (тиранию, олигархию, демократию, где механизм подчинен интересам тех, кто правит). Что касается наилучшей формы правления - политии - то, с точки зрения Аристотеля, здесь во всем доминирует "средний класс", причем важнейшей его отличительной чертой является "собственность средняя, но достаточная". Аргументы Аристотеля в пользу оптимальности политии вполне реалистичны: многочисленный и влиятельный средний элемент нейтрализует опасность раскола населения на борющиеся партии и ослабляет распри и раздоры. Правда, обсуждая возможность установления политии в современной ему Греции, Аристотель пришел к выводу, что она невелика.

Философ обращает внимание на социальную сторону политических процессов, указывая на имущественное неравенство как основу общественных потрясений.

В созданной им теории "среднего элемента", под которым понимается слой не бедных и не богатых людей, дорожащих своим положением и независимостью и удерживающих общество от социальных потрясений, явно прослеживается идея, положенная в основу широко распространенной в современном обществе теории "среднего класса".

Кроме того, Аристотель использовал свою классификацию для выяснения причин политических изменений и беспорядков. Каждая из форм правления имеет свои недостатки, которые в определьном случае могут привести к перевороту. Так, олигархия наиболее уязвима по отношению к распрям внутри правящей элиты. Тирания, будучи внутренне относительно устойчивой, может быть легко уничтожена в результате нападения извне. Исследуя действие разрушительных элементов в различных формах государства, Аристотель применительно к каждой из них предлагает комплекс мероприятий по обеспечению устойчивости данного строя.

Перевод в XIII веке "Политики" Аристотеля на латынь в решающей степени способствовал возрождению интереса к политической проблематике в Западной Европе.

19. Политические воззрения Макиавелли

Вступление

Николло Макиавелли /1469 – 1527 г.г./ - общественный деятель, историк, выдающийся политический мыслитель. Он родился во Флоренции в эпоху складывания национально-сплоченных и политически независимых государств. Его иногда называют знаменитым итальянцем со времени Цезаря, он по праву считается «учителем учителей» политической науки. В его жизни было много «взлетов и падений» /14 лет активно занимался политической деятельностью, выполнял важные дипломатические поручения. После политического переворота во Флоренции был отстранен от должности и выслан в свое поместье/.

Свои политические взгляды Макиавелли изложил и работах «Государь» и «Рассуждение о первой декаде Тита Ливия». Эти произведения являются единственными в своем роде трактатами о практической политике. Макиавелли сформулировал и реализовал на практике метод сравнительного анализа политических учреждений /Франция. Германия и Итальянские государства/.

По Макиавелли высшее право политики и главная ее проблема найти тот образ действий, который соответствует характеру времени и обстоятельствам в момент принятия решения.

Главный объект изучения Макиавелли – государство. Это он впервые ввел термин «государство». До него мыслители опирались на такие термины, как: город, империя, королевство, республика, княжество…

Главная цель – сильное государство, во главе которого стоял бы идеальный государь. Его главной целью было /государя/ быть стремление к постоянному укреплению своей власти в государстве, он должен был использовать любые средства и при необходимости проявляет жестокость, но в этом случае если это на благо общества. В дальнейшем политика, основанная на культе грубой силы, пренебрежении нормами морали ради достижения политических целей, получила название «макиавелизм». Однако Макиавелли не проповедовал политическую безнравственность и насилие, он принимает во внимание законность любой цели /выражение «цель оправдывает средства» не абсолютно/. Единственная цель, которая оправдывает безнравственные средства, это создание и сохранение государства.

 

20. Политические концепции нового времени (Гоббс, Локк)

Конец XVI – начало XVII в. ознаменовались первыми буржуазными революциями: в 1566 – 1609 г. г. в Голландии и в 1640 – 1660 г.г. в Англии. Эти события отразились и в политических взглядах того времени. Именно на эту эпоху приходится зарождение и развитие теории естественного права, согласно которой, государственная власть и право даны не свыше, а созданы общественным договором людей в соответствии с законами человеческого разума. Требования человеческого разума, вытекающие из природы людей, составляют основу «естественного права», которому должно соответствовать «положительное право», т.е. законы, устанавливаемые государством.

По мере развития общества теория естественного права наполнялась новым содержанием. Она получила развитие в трудах крупных мыслителей того времени: Томаса Гоббса и Джона Локка.

По Гоббсу, догосударственный этап характеризуется «войной всех против всех», что противоречит естественному стремлению людей к самосохранению и вынуждает их искать мира и согласия. Такая форма со-гласия найдена в создании государства, через которое происходит подчинение частных воль единой воле ради обеспечения мира и безопасности. Гоббс был сторонником сильного государства, в форме абсолютной монархии с полным контролем власти над обществом. Именно оно способно поддерживать в обществе порядок и не допустить гражданской войны и революции.

Концепция Гоббса явилась теоретической реакцией на ре-волюционные события в Англии 1641 – 1649 гг. Этот период четко пока-зал, что регулирующая роль традиций, указов и законов в обществах в период хаоса снижается или утрачивается.

Более либеральной трактовки естественного права придерживался другой английский философ и мыслитель, один из родоначальников классического европейского либерализма Джон Локк (1632 – 1704). В своей основной работе «Два трактата о правлении» он разрабатывает идеи договорного происхождения государства, естественного права, народного суверенитета.

По мнению Локка, государство создается людьми на основе общественного договора с целью надежной защиты права на жизнь, свободу и собственность. Именно Локк впервые в истории политической мысли сформулировал идею неотъемлемых прав и свобод человека, которые неотчуждаемы и принадлежат ему от рождения. Эта идея сегодня закреплена во всех государственных и международных правовых документах.

Права и свободы человека, по мнению Локка, могут быть надежно защищены только в случае разделения власти на три ветви: законодательную, исполнительную и федеративную. В состав исполнительной власти входит и власть судебная, которая у Локка в качестве отдельной еще не выделена. В случае возникновения противоречий между различными ветвями власти, спорные вопросы должны выноситься на референдум. Таким образом, Локк обосновывает идею верховенства воли народа (народного суверенитета).

Локк выдвигает и отстаивает идею верховенства в государстве за-кона. По его мнению, никто в государстве не имеет право на нарушение закона, в том числе и сама власть. Власть должна управлять не путем произвольных импровизированных указов, а только на основе постоянных законов, установленных народом и известных ему.

21. Марксизм как политическое течение

В середине XIX в. развивается марксизм-теория, противоположная не только либерализму, но и всем буржуазным концепциям. Его основоположники - Карл Маркс (1818-1888) и Ф. Энгельс (1820-1895)- связали свое учение с интересами рабочего класса - самого обездоленного в период утверждения капиталистического строя. В пролетариате они видели реальную силу, способную претворить идеал социалистов-утопистов в реальность: построить общество, путем насильственной ликвидации частной собственности, в котором царит социальная справедливость и подлинная свобода.

Марксистские идеи оказали серьезное влияние на развитие социально - политической мысли, особенно европейской. Однако они не стали основой современной политологии. Критическое переосмысление марксистской политической концепции в конце XIX - начале XX в.в. и особенно практика социализма обнаружила ее уязвимые места: абсолютизация роли рабочего класса и пренебрежение другими слоями; использование насильственных (революционных - часто преступных) форм социально-политических преобразований; преувеличение экономических факторов и пренебрежение социально-политическимив развитии общественной жизни; нетерпимость к инакомыслию; отрицание исторических возможностей и перспектив в развитии капитализма и др.

 

22. Политические партии в современной России

Процесс образования современных партий и общественно-политических движений в России фактически начался в 1989—1990 г.г. в ходе подготовки и проведения выборов на демократической, альтернативной основе. С принятием новой редакции ст.6 Конституции СССР (1990) и вступлением в силу с 1 января 1991г. Закона СССР “Об общественных объединениях” политические партии получили официальное право на свое существование и деятельность. В конце 90-х г.г. Министерством Юстиции Российской Федерации было зарегистрировано более 90 политических партий. Кроме того, существовало, да и до сих пор существует, множество мелких незарегистрированных партий, партий-однодневок.

В конце концов, возникла необходимость упорядочить партийную систему, определить четкие критерии для государственной регистрации политической партии.

Федеральный Закон “О политических партиях” вступил в силу в июле 2001г.

“Политическая партия,- говорится в Законе, - это общественное объединение, созданное в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления” (ст.3.1).

Политическая партия должна отвечать следующим требованиям: она должна иметь региональные отделения более чем в половине субъектов РФ, при этом в субъекте должно быть только одно региональное отделение данной партии; в политической партии должно состоять не менее 10 тысяч членов, при этом более чем в половине субъектов в региональном отделении – не менее 100 членов (в остальных – не менее 50 членов); руководящие и иные органы политической партии должны находиться на территории РФ (ст.3.2).

Основные цели политической партии: формирование общественного мнения; политическое образование и воспитание граждан; выражение мнений граждан по любым вопросам общественной жизни; выдвижение кандидатов на выборах в законодательные (представительные) органы государственной власти и органы местного самоуправления, участие в выборах указанных органов и в их работе (ст.3.4).

В наименовании политической партии могут использоваться слова “Россия”, “Российская Федерация”. Запрещается использовать наименование политической партии, оскорбляющее расовые, национальные или религиозные чувства, а также использование органов государственной власти и местного самоуправления. Общественные объединения, не являющиеся политическими партиями, не могут использовать в своем наименовании слово “партия” (ст.6).

 

Политическая партия может иметь свои эмблему или символы. Символика политической партии не должна совпадать с государственной символикой РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, символикой иностранных государств. Запрещается использовать символику, оскорбляющую или порочащую государственную символику – флаги, гербы, гимны, а также религиозные символы (ст.7).

Политический спектр России можно представить следующим образом.

Ведущую роль в политической жизни России в настоящее время играют коммунисты, консерваторы демократы.

Это противоборствующие силы и, следовательно, в их программных документах по-разному оцениваются политические, экономические и социальные аспекты жизни общества. Рассмотрим некоторые из них.

 

23. Политическая система РФ, пути её формирования

Политическая система Российской Федерации определена Конституцией, принятой всенародным голосованием 12 декабря 1993 года.

Государственная власть

Статья 10 Конституции устанавливает, что государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. Тем самым конституционно закреплено признание теории разделения властей.

В статье 11 Конституции России в качестве субъектов осуществления государственной власти указаны:

· Президент Российской Федерации,

· Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума),

· Правительство Российской Федерации,

· Суды Российской Федерации.

Отдельно подчёркивается, что государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти. Причём разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется Конституцией России, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.

Согласно ст. 12 органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Однако они в пределах своих полномочий самостоятельны, а в Российской Федерации признаётся и гарантируется местное самоуправление.

Глава государства

Главой российского государства является Президент Российской Федерации (ст. 80 Конституции).

В 1991-1993 годах существовал пост вице-президента, но указом Президента он был упразднён; в Конституции 1993 года должность вице-президента уже не упоминается.

Президент Российской Федерации является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина. В установленном Конституцией Российской Федерации порядке он принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, её независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. В соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами он определяет основные направления внутренней и внешней политики государства. Как глава государства он представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях.

Законодательная власть

Федеральное Собрание

 

Законодательным и представительным органом государственной власти (парламентом) Российской Федерации является Федеральное Собрание Российской Федерации (ст. 94 Конституции РФ). Оно является постоянно действующим органом (ст. 99 Конституции РФ).

 

Федеральное Собрание состоит из двух палат: верхняя палата — Совет Федерации (полное именование — Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации) и нижняя палата — Государственная Дума (полное именование — Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации). Совет Федерации и Государственная Дума заседают раздельно, но могут собираться совместно для заслушивания посланий Президента Российской Федерации, посланий Конституционного Суда Российской Федерации, выступлений руководителей иностранных государств.

 

Вопросы законодательства

Федеральные законы принимаются Государственной Думой, одобряются Советом Федерации и подписываются Президентом. Государственная Дума может преодолеть вето Совета Федерации, повторно приняв закон двумя третями голосов. Вето президента может быть преодолено, только если закон повторно принят и Советом Федерации, и Думой, большинством в 2/3 голосов от общего числа членов обеих палат.

Федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее трёх четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Принятый федеральный конституционный закон в течение четырнадцати дней подлежит подписанию Президентом Российской Федерации и обнародованию.

Исполнительная власть

Исполнительную власть осуществляет Правительство Российской Федерации. Председатель Правительства назначается Президентом с согласия Государственной Думы. В случае трёхкратного отклонения Государственной Думой кандидатуры Председателя Правительства либо в случае вынесения Думой вотума недоверия Правительству Президент вправе распустить Государственную Думу. В состав Правительства входят, помимо Председателя, его заместители («вице-премьеры») и федеральные министры. Правительство возглавляет систему федеральных органов исполнительной власти: министерств, федеральных служб и федеральных агентств.

Судебная власть



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 305; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.109.30 (0.1 с.)