Анализ организационной среды предприятия 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Анализ организационной среды предприятия



Цель данного пункта заключается в том, чтобы проанализировать факторы внешней и внутренней среды и спрогнозировать их изменение на предстоящую перспективу, определяя положительное и отрицательное воздействие этих факторов на эффективность деятельности предприятия и достижение целей.

В состав организационной среды любого предприятия представлена входят:

1) внешняя среда:

- среда макроокружения или среда косвенного воздействия, в состав которой входят факторы, которые могут не оказывать прямого немедленного воздействия на операции предприятия, но, тем не менее, сказываются на них;

- среда микроокружения или среда прямого воздействия, в состав которой входят факторы, которые непосредственно влияют на операции и испытывают на себе прямое же влияние операций организации; 2) внутренняя среда, которая представляет собой ситуационные факторы внутри организации, являющиеся результатом управленческих решений. В состав внутренней среды чаще всего включают цели, структуру, задачи, технологию и людей.

 

1. Анализ факторов макроокружения. Проводится на основе использования статистических данных, представленных Федеральной службой государственной статистики или ее территориальным органом за анализируемый период (чем больше этот период, тем достовернее картина изменения факторов и точнее прогноз). Примерный перечень факторов данного уровня (СТЭП факторов) приведен ниже.

 

• СОЦИАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ

– Численность населения

– Темп роста населения

– Уровень смертности

– Возрастная структура

– Уровень образования

– Структура домашнего хозяйства

– Географические перемещения населения

– Демографический рост/спад

– Темп изменения спроса на социальные товары и услуги

– Принадлежность к религии

– Посещаемость церквей

• ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ

– Научно-технический прогресс (рост/спад)

– Финансирование НИОКР

– Расходы на НИОКР

– Ужесточение/ослабление государственного контроля над техническими переменами (законодательные акты)

– Запасы природных ресурсов

– Стоимость энергоносителей

– Загрязнения окружающей среды

– Ориентация государства на защиту окружающей среды

• ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ

– Номинальная заработная плата

– Уровень платежеспособного спроса (покупательская способность)

– Доходы населения

– Уровень цен

– Уровень сбережений (темп изменения размера сбережений)

– Число занятых

– Уровень долгов/задолженности

– Возможность получения кредита?

– Уровень прожиточного минимума

– Уровень процентных ставок за кредит

– Уровень инфляции

– Динамика курса рубля к доллару США

– Динамика курса рубля к евро

• ПОЛИТИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ

– Число принятых законодательных актов

– Число отмененных законодательных актов

– Число групп, стоящих на защите интересов общества

 

Информацию в данном пункте работы удобнее всего представить в виде таблицы (табл.2).

 

Таблица 2 – Анализ и прогнозирование факторов макроокружения

фактор       прогноз примечание
Социальные
- - -            
Технологические
- - -            
Экономические
- - -            
Политические
- - -            

 

2. Анализ факторов микроокружения. Проводится на основе использования информации из СМИ, а так же с помощью наблюдения, анкетирования, интервьюирования, изучения документов, регламентирующих отношения с представителями внешней среды. К данной группе факторов относят:

1) Поставщиков ресурсов:

a. На рынке рабочей силы,

b. На рынке сырья и материалов,

c. На рынке финансовых ресурсов,

d. На рынке информации.

2) Потребителей.

3) Конкурентов.

4) Государственные органы контроля и надзора.

Анализ факторов микроокружения целесообразно проводить по следующей схеме (рис.1).


Анализ поставщиков рабочей силы (сайт Службы занятости населения, газеты, журналы и сайты, учебные заведения)    
Специалисты (заполняем на основе штатного расписания) Источник найма      
Директор (менеджер высшего звена) СФУ, специальность «Менеджмент»        
Главный бухгалтер СФУ ТЭИ, специальность «Бухгалтерский учет и аудит»        
И т.д.          

 

   
  Анализ поставщиков сырья и материалов      
Наименование поставщика Цена товара/ услуги Качество товара Сроки поставки Дополнительные выгодные условия Общая оценка поставщика Источник информации
Поставщики коммунальных услуг
Красноярскэнергосбыт       - монополист сайт
Красноярские теплосети       - монополист сайт
Красноярск- водоканал       - монополист сайт
И т.д.            
Поставщики канцтоваров
ООО «Исток»       Скидки до 10%    
И т.д.            
Поставщики мебельной продукции
             
Поставщики сырья
             
Поставщики орг.техники и расходных материалов
             
И т.д.
             

 

Рисунок 1 – Схема оформления результатов анализа факторов микроокружения. Лист 1

   
 
 
 

 


Анализ поставщиков финансовых ресурсов

 

 
Наименование поставщика Вид финансирования/ услуги Условия финансирования Общая оценка Источник информации
Банки
Сбербанк Кредитная линия 20%   сайт
И т.д.        
Инвестиционные фонды
Зенит - Перспективный     Доходность 41.60 сайт
И т.д.        
Тендеры, конкурсы, гранты и прочее
Ремонт служебного автотранспорта Услуги автосервиса 381.13 тыс. руб.    
И т.д.        

 

     
    Анализ поставщиков информационных ресурсов  
Поставщик Вид информации Содержание информации Источник Общая
Менеджмент в России и за рубежом журнал Комментарии к законам, опыт ведущих компаний, достижения науки сайт хорошо
Главный бухгалтер журнал Процедура проведения проверок, классификация основных средств и пр. сайт хорошо
И т.д.        

 

     
Анализ потребителей   Из курса «Маркетинг» с помощью анкетирования потребителей и их потребительских предпочтений выявить количественный и половозрастной состав потребителей, их финансовые возможности (платежеспособность), а так же их предпочтения в товарах и услуга Вашей фирмы и фирм конкурентов. Пример формы анкеты: Потребительские предпочтения жителей г. N на рынке продукта Х.
       

 

Рисунок 1. Лист 2

  Цели проведения анкетирования:
  1. Зафиксировать узнаваемость компании и бренда продукции на изучаемых рынках.
  2. Выявление потребительских предпочтений и факторов принятия решения.
  3. Определение круга основных конкурентов.
  4. Определение основных источников информации о продукции.
  5. Подготовка плана комплекса мероприятий по повышению узнаваемости и лояльности к компании и бренду.
Ключевые изучаемые вопросы (проект анкеты для опроса face-to-tace): Информация о респонденте: Возраст респондента. Рекомендуемый тип сегментации по возрасту.
  • до 15 лет (меньше 12 лет не опрашиваются. Определять возраст «на глаз».) школьники
  • 16-25 — учащиеся, студенты, активная молодежь
  • 26-35 — самостоятельная аудитория работающих, молодые семьи
  • 36-45 — люди среднего возраста
  • 46-60 — самостоятельная группа, характеризующаяся взрослыми детьми и возможным наличием внуков
  • от 61 — предпенсионный и пенсионный возраст
Пол респондента
  • мужской
  • женский
Есть ли у Вас семья, дети/внуки (до 12 лет). Вопрос для лиц среднего и старшего возраста.
  • Семья Да/нет
  • Дети. Да/нет. Какой возраст в случае «Да»? _____
Изучение частоты покупки, принципа потребления: Не рекомендуется ставить вопрос о частоте покупки в формате последнего исследования в столь категоричной форме («Вы лично покупаете ____ хотя бы 1 раз в месяц?»). Ввести больше градаций для ответа. Частота покупки
  • вар 1
  • вар 2
  • вар N
Изучение предпочтений по продукту и знаний марок: Предпочтения по типу продукта (может быть несколько ответов)
  • продукт 1
  • продукт 2
  • продукт N

Рисунок 1. Лист 3

  Какие марки из перечисленных Вы знаете? Узнаваемость марок (по названиям/маркам). Это НЕ название компании-производителя. Данный блок рекомендуется заполнять 7-9 марками, включая Ваши, которые реально активно представлены в городе, где проводится анализ, и которые являются прямыми конкурентами Вашим маркам.
  • марка 1
  • марка 2
  • марка N
Какое _____________________ Вы/Ваша семья приобрела в последнюю покупку? Это может быть тип или марка. Какое бы ____________________ Вам хотелось бы купить в ближайшее время/сейчас? Это может быть тип или марка. Изучение узнаваемости производителей: Производители, названия компаний которых Вы знаете?. Открытый вопрос. Если ответа нет, то следующий пункт. Производители, названия компаний из перечисленных Вы знаете? Производители, названия компаний которых респондент слышал. Зачитывается список. Выбираются 5-7 компаний, продукция которых представлена в регионе, где проходит изучение, включая название Вашей компании.
  • производитель 1
  • производитель 2
  • производитель N
Производители, чьей продукции Вы доверяете. Почему? Место покупки и факторы принятия решения о покупке
  1. Где респондент чаще всего покупает продукцию. Возможно несколько ответов.
  • супермаркет/сетевой магазин
  • магазин _______
  • специализированный __________
  • на рынке
  • другое
2. Чувствительность к цене
  • продукт выбирается по ________________________. Цена не играет значение.
  • продукт выбирается по ________________. Цена изучается и принимается к сведению.
  • при выборе продукта основное внимание обращается на цену.
3. Критерий выбора продукта. На что обращается максимум внимания.
  • на марку, которую знаю/доверяю
  • на внешний вид
  • на комплектацию
  • на ________________

Рисунок 1. Лист 4

  4. Пристрастие к типу продукта
  • типовой продукт. Какой?
  • сложный продукт с ______________________. Какой?
  • покупаю ______________________________-
5. Принцип покупки
  • покупаю быстро и импульсно (на ходу), то что понравится
  • покупаю быстро и импульсно (на ходу), т.к. четко знаю, что хочу
  • вдумчиво выбираю и ищу подходящее в данный момент вариант
6. Отношение к новинкам
  • покупаю один и тот же привычный продукт
  • люблю экспериментировать и покупать новые продукты
Источники информации о продукте
  1. Источники получения информации о новинках на рынке продукции
  • ТВ
  • радио
  • печатная реклама
  • реклама в точках продажи
  • в магазинах, когда вижу новый незнакомый продукт в продаже
  1. Обращаете ли Вы внимание на рекламу продукта? Да/нет.
  2. Рекламу каких марок Вы помните и можете назвать? Чем запомнилась?
Данный пример анкеты для опроса потребителей, используемый в работе маркетингового агентства Life-Marketing, носит информативный характер (шаблон) и не является итоговым вариантом.
   
  Анализ работы с государственными органами контроля и надзора  
Наименование организации Документ, регламентирующий отношения Вид нарушения (статья) Объем штрафных санкций (наказание) Общая оценка
Налоговая инспекция        
Санитарно эпидемиологическая служба        
Пожарная инспекция…        
Трудовая инспекция…        
И т.д.        

 

       

Рисунок 1. Лист 5

    Анализ конкурентов и конкурентной позиции фирмы   Анализ конкурентов можно превести с помощью одного из методов: • Анализ факторов конкурентного преимущества по Портеру • Методика анализа и оценки конкурентоспособности фирмы • Цепочка ценностей • Подход Омаэ. Метод «точно в срок» • Анализ конкурентоспособности фирмы по Ж.-Ж. Ламбену • Деловой анализ PIMS • Методика оценки конкурентоспособности товара • Методика оценки конкурентоспособности товара на основе сравнения технических и экономических показателей товаров-заменителей • Анализ конкурентоспособности товара по системе 111-555 • Анализ конкурентоспособности товара по системе 1111-5555   Например: оценка конкурентной позиции с помощью Метод изучения профиля конкурентных преимуществ фирмы

Рисунок 1. Лист 6

 


  1. Анализ факторов внутренней среды. Проводится на основе использования документальной информации по деятельности объекта исследования, наблюдения, интервью с руководителями, анкетирования и опроса сотрудников, а так же различных методов анализа эффективности различных видов деятельности фирмы.

 

Исходя из «Дерева целей» организации необходимо проанализировать степень достижения целей через основные виды деятельности (табл. 3):

 

Таблица 3 – Оценка степени достижения целей

Деятельность Цель Критерий Степень достижения Вывод
план факт
Маркетинговая Ежегодное повышение эффективности маркетинговых мероприятий на 10% Ежегодно 365 дней 350 дней Своевременно
Эффективность 10% 11% Результат выше на 1%
И т.д.          

 

А также дать характеристику внутриорганизационной деятельности с помощью метода «Анализа функциональных областей»

 

Результатом анализа внешней и внутренней среды является перечень внешних и внутренних ограничений по принятию решений в деятельности фирмы.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 238; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.39.23 (0.029 с.)