Дайте общую характеристику отношений господина и раба в «феноменологии духа » Фр. Гегеля в современной трактовке А. Кожева « введение в чтение гегеля». Раскройте основную идею. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Дайте общую характеристику отношений господина и раба в «феноменологии духа » Фр. Гегеля в современной трактовке А. Кожева « введение в чтение гегеля». Раскройте основную идею.



(отвечала вырезками из статьи Кожева)

Когда речь идет о «происхождении» Самосознания, речь с необходимостью идет о борьбе за «признание» — борьбе не на жизнь, а на смерть. Действительно, человечес­кое существо может состояться только благодаря Желанию, направленному на некоторое другое Желание, — то есть в конечном счете благодаря жела нию признания. То есть человеческое существо может состояться только в том случае, если сталкиваются по крайней мере два таких Желания. И поскольку каждое из этих двух существ, одержимых подобным Желанием, готово идти до конца в своем стремлении его удовлетворить, т.е. готово рисковать своей жизнью, а значит, готово ставить под угрозу жизнь другого, чтобы заставить его «признать» себя, чтобы навязать ему себя как высшую ценность, — постольку их встреча может быть только борьбой не на жизнь, а на смертьЕсли бы все люди — или, точнее, все существа, становящиеся человеческими существами, — вели себя одинаково, борьба неизбежно закан­чивалась бы гибелью одного из противников или сразу обоих. Для того, чтобы человеческое существо могло состояться и обнаржить себя как Самосознание, недостаточно, чтобы нарождающаяся чело­веческая реальность была множественна. Надо еще, чтобы это множество, это «общество» предполагало два принципиально различных типа человечес­кого, или антропогенного, поведения. Чтобы человеческая реальность могла состояться как «признанная» ре­альность, оба противника должны выйти из борьбы живыми. А это воз­можно только при условии, что в борьбе они поведут себя по-разному. Один — никоим образом не будучи к этому «предназна­чен» — должен испугаться другого, должен уступить ему, должен отказаться рисковать своей жизнью ради удовлетворения своего желания быть «при­знанным». Иначе говоря, в момент рождения человек никогда не является просто человеком. Он всегда — непременно и по существу — либо Господин, либо Раб.

Общество — по крайней мере в своих истоках — человечно лишь при условии, что содержит в себе начало Господства и начало Рабст­ва, «самостоятельные» и «зависимые» существования. Явленная человеческая реальность есть не что иное, как всеобщая история, — эта история должна быть историей взаимодействия Господина и Раба: истори­ческая «диалектика» — это «диалектика» Господина и Раба. Взаимодействие Господина и Раба должно привести в конечном итоге к их «диалектическому снятию».Когда «первый» человек впервые встречает другого человека, он уже приписывает себе самостоятельную, абсолютную реальность и ценность: можно сказать, что он считает себя человеком, что у него есть «субъек­тивная достоверность» этого. Но эта достоверность еще не является знанием. Ценность, которую он себе приписывает, может быть иллюзор­ной; его представление о себе — ложным или совершенно невероятным. Чтобы это представление было истиной, за ним должна стоять некоторая объективная реальность, то есть нечто действительное не только для него самого и существующее не только для него самого, но и для других, чем он, реальностей.

Отношение двух Самосознаний определе­но таким образом, что эти Самосознания удостоверяют себя — каждое для себя и одно для другого — в борьбе за жизнь и за смерть. Смерть, то есть отрицание, лишенное самостоятельности, есть естественное отрицание Сознания; отрицание, которое, следовательно, по-прежнему лишено тре­буемого значения — значения признания.В силу смерти они снимают свое сознание, помещенное в такой чуждой сущности, как природное существование. То есть они снимают сами себя. Господин есть Сознание, существующее для себя. Господин соотносится с обоими составляющими элементами: с одной стороны, с вещью как таковой, то есть с вещным объектом Желания, и с другой стороны — с Сознанием, для которого вещность есть существенное.

Господин соотносится: 1) непосредственным образом с обоими [т.е. с вещью и с Рабом] и 2) опосредованным образом с каждым из этих двоих через другого. Господин относится к Рабу опосредованным образом, а именно через самостоятельное данное бытие. Ибо как раз к этому данному бытию и прикован Раб. Это данное бытие — его цепь, от которой он не смог абстрагироваться в борьбе, и потому в этой борьбе он показал себя зависимым, имеющим свою самостоятельность в вещности. Госпо­дин же, напротив, есть та сила, которая властвует над этим данным бытием. Сознание не может стать господином данного бытия и достичь абсолютного отрицания. Для Господина Бытие-для-себя должно быть единст­венной сущностной реальностью. Господин есть чистая существенная дея­тельность. Раб же, напротив, не чистая деятельность, а несущественная деятельность. Но, чтобы состоялось настоящее признание, в нем должен был бы быть еще и третий составляющий элемент, заключающийся в том, чтобы Господин делал по отношению к себе самому то же, что он делает по отношению к Другому, и чтобы Раб тоже делал по отношению к Другому то, что он делает по отношению к себе самому. Истина самостоятельного Сознания есть рабское Сознание. Как Сознание, загнанное внутрь себя самого, Рабство проникнет в свое нутро и опрокинет и извратит себя так, чтобы стать истинной самостоятельностью. В страхе Сознание существует для себя самого; однако в этом страхе оно еще не есть Бытие-для-себя. Но благодаря труду Сознание приходит к себе самому.Труд есть подавленное Же­лание, задержанное исчезновение; иными словами, он образует и воспиует. Трудящееся Сознание достигает тем самым такого созерцания самостоятельного данного бытия, что созерца­ет в нем себя самое. Господин никогда не может оторваться от Мира, в кото­ром живет, и если этот Мир гибнет, Господин гибнет вместе с ним. Один только Раб может превзойти данный Мир, не погибнуть и создать некий Мир, где он будет свободен, мир, сформированный им самим. Раб может достичь этого только принудительным трудом на Господина, осуществляемым в страхе. Разумеется, этот труд сам по себе не освобождает его. Но, преобразуя этим трудом мир, раб преображается сам и создает таким образом новые объективные условия, позволяющие ему возобновить освободительную Борьбу за признание, от которого он первоначально отказался под страхом смерти. Изначально зависимое, услужающее и рабское Сознание, в конечном счете осуществляет и являет идеал самостоятельного Самосознания — рабское Сознание и есть «истина» самостоятельного Са­мосознания


Философия жизни. А.Шопенгауэр. Фр.Ницше. А.Бергсон.

Раскройте основные этапы жизни и творчества Фр.Ницше.

Фридрих Ницше родился 15 октября 1844 г. в деревушке Рекене. Классическую филологию он изучал в Бонне и Лейпциге. Успехи Фридриха не остались незамеченными, и двадцатичетырехлетнего философа приглашают на кафедру классической филологии Базельского университета. В Лейпциге в доме ориенталиста Т. Брекгауза, женатого на сестре Вагнера, он знакомится с Рихардом Вагнером. Ницше часто посещал Вагнера и Козиму фон Бюлов, когда они поселились в Трибшине на озере Четырех Кантонов. Вместе с Вагнером он вскоре основывает театр в Байрейте. «Рождение трагедии», опубликованное в 1872 г., вызвало шквал полемики. В 1873—1876 гг. Ницше пишет «Несвоевременные размышления». Вскоре он порывает отношения с Вагнером (который из «гения» превращается в «шута»;. Увеличивается дистанция и с Шопенгауэром, что видно из работы «Человеческое, слишком человеческое» (1878). В 1879 г. Ницше прекращает преподавать, начинаются годы странствий по Швейцарии, Италии, Франции. В 1882 г. вышла в свет «Веселая наука», где философ говорит о новой судьбе человечества. В Генуе, где была написана работа, он впервые услышал «Кармен» Бизе, которая, как ему показалось, воплотила «иную чувственность, иной покой... какую-то фатальность, счастье мимолетное и беспощадное». В Рапалло, где с 1883 г. скрывается Ницше, он создает одну за другой свои лучшие работы: «Так говорил Заратустра» (которую закончил два года спустя, в 1885-м), «По ту сторону добра и зла» (1886), «Генеалогия морали» (1887), «Сумерки идолов», «Антихрист»,

«Ессе homo», «Ницше против Вагнера» (1888). В Турине, увлекшись творчеством Достоевского, он начал свою последнюю работу — «Воля к власти», но не закончил ее. 3 января 1889 г. философ утратил душевное равновесие. (У него начался припадок, когда на его глазах хозяин избил лошадь.) Последние восемь месяцев жизни он оставался невменяемым. Умер Ницше в Веймаре 25 августа 1900 г., даже не узнав об успехе книг, изданных им за собственный счет.

Перечислите его произведения.

ü «Рождение трагедии, или Эллинство и пессимизм» (1871)

ü «Несвоевременные размышления» (1872—1876)

ü «Давид Штраус в роли исповедника и писателя» (1873)

ü «О пользе и вреде истории для жизни» (1874)

ü «Шопенгауэр как воспитатель» (1874)

ü «Рихард Вагнер в Байройте» (1876)

ü «Утренняя заря, или мысли о моральных предрассудках» (1881)

ü «Весёлая наука» (1882, 1887)

ü «Так говорил Заратустра. Книга для всех и ни для кого» (1883—1887)

ü «По ту сторону добра и зла. Прелюдия к философии будущего» (1886)

ü «К генеалогии морали. Полемическое сочинение» (1887)

ü «Казус Вагнер» (1888)

ü «Сумерки идолов, или как философствуют молотом» (1888), книга также известна под названием «Падение кумиров, или О том, как можно философствовать с помощью молотка»

ü «Антихрист. Проклятие христианству» (1888)

ü «Ecce Homo. Как становятся сами собою» (1888)

ü «Воля к власти» (1886—1888).

Раскройте смысл идеи «сверхчеловека», «аполлонийского и дионисийского начал в культуре», идеи «антихриста», «морали господ и аристократов». ( писала из лекций и учебника Реале, Антисери)

Сверхчеловек – стремится к любви, к правде, к истине. Он является главной целью развития человечества. Новым этапом.

Аполлонийское и дионисийское начала в культуре – возвращение к античности. Жизнь рассматривается как трагедия.

Аполлонизм – «прекрасная иллюзия ведений», сквозь сон вступление в экстаз

Дионисизм – воссоединение человека с природой. Их синтез лежит в основе греческого духа, из борьбы противоположностей рождается трагедия.

Идея Антихриста – протест против веры. Бог должен быть помощником, а не моралистом. В морали Ницше видел рабское сознание.

Мораль господ и аристократов – за пример Ницше брал патрициев в Древнем Риме. Их главная черта: мужество, стремление работать над собой. А в самой морали он видел рабское начало.

Раскройте смысл идеи «вечного возвращения». Приведите примеры из произведения Фр.Ницше «Так говорил Заратустра».

Идея «вечного возвращения». В мире — с момента его рождения и поныне — всегда господствовала воля примириться с собой и воля повторить себя. «Все вещи возвращаются, и мы вместе с ними, мы повторялись бесконечное множество раз, и все вместе с нами». Всякая боль и радость, каждая мысль и вздох, всякая вещь, большая и маленькая, непременно возвратятся: «И эта тонкая паутина, и блик луны средь деревьев, и даже этот миг и я в нем — все будет снова».

Раскройте основные идеи следующего фрагмента источника. Определите источник

Оставайтесь верны земле, братья мои, со всей властью вашей добродетели! Пусть ваша дарящая любовь и ваше познание служат смыслу земли! Об этом прошу и заклинаю я вас. Не позволяйте вашей добродетели улетать от земного и биться крыльями о вечные стены! Ах, всегда было так много улетевшей добродетели! Приводите, как я, улетевшую добродетель обратно к земле,-- да, обратно к телу и жизни: чтобы дала она свой смысл земле, смысл человеческий! Сотни раз улетали и заблуждались до сих пор дух и добродетель. Ах, в вашем теле и теперь еще живет весь этот обман и заблуждение: плотью и волею сделались они. Сотни раз делали попытку и заблуждались до сих пор как дух, так и добродетель. Да, попыткою был человек. Ах, много невежества и заблуждений сделались в нас плотью!

Не только разум тысячелетий -- также безумие их прорывается в нас. Опасно быть наследником. Еще боремся мы шаг за шагом с исполином случаем, и над всем человечеством царила до сих пор еще бессмыслица,безсмыслица. Да послужат ваш дух и ваша добродетель, братья мои, смыслу земли: ценность всех вещей да будет вновь установлена вами! Поэтому вы должны быть борющимися! Поэтому вы должны быть созидающими!

Познавая, очищается тело; делая попытку к познанию, оно

возвышается; для познающего священны все побуждения; душа того,

кто возвысился, становится радостной.

Врач, исцелись сам, и ты исцелишь также и своего больного.

Было бы лучшей помощью для него, чтобы увидел он своими глазами

того, кто сам себя исцеляет.

Есть тысячи троп, по которым еще никогда не ходили, тысячи

здоровий и скрытых островов жизни. Все еще не исчерпаны и не

открыты человек и земля человека.

Бодрствуйте и прислушивайтесь, вы, одинокие! Неслышными

взмахами крыл веют из будущего ветры; и до тонких ушей доходит

благая весть.

Вы, сегодня еще одинокие, вы, живущие вдали, вы будете

некогда народом: от вас, избравших самих себя, должен произойти

народ избранный и от него -- сверхчеловек.

Поистине, местом выздоровления должна еще стать земля! И

уже веет вокруг нее новым благоуханием, приносящим исцеление,

-- и новой надеждой!

Так говорил Заратустра. Часть первая. О дарящей добродетели. Основная идея: Возвращение к земле. Земля – природа, исток жизни. Дух находится в заблуждении, когда пытается найти что-то наверху, весь смысл содержится на Земле. Исцеливший себя, исцелит и другого.

Раскройте основные идеи следующего фрагмента источника. Определите источник

"Я люблю людей".

"Разве не потому, -- сказал святой, -- ушел и я в лес и

пустыню? Разве не потому, что и я слишком любил людей?

Теперь люблю я Бога: людей не люблю я. Человек для меня

слишком несовершенен. Любовь к человеку убила бы меня".

Заратустра отвечал: "Что говорил я о любви! Я несу людям

дар".

"Не давай им ничего, -- сказал святой. -- Лучше сними с

них что-нибудь и неси вместе с ними -- это будет для них всего

лучше, если только это лучше и для тебя!

И если ты хочешь им дать, дай им не больше милостыни и еще

заставь их просить ее у тебя!"

"Нет, -- отвечал Заратустра, -- я не даю милостыни. Для

этого я недостаточно беден".

Святой стал смеяться над Заратустрой и так говорил: "Тогда

постарайся, чтобы они приняли твои сокровища! Они недоверчивы к

отшельникам и не верят, что мы приходим, чтобы дарить.

Наши шаги по улицам звучат для них слишком одиноко. И если

они ночью, в своих кроватях, услышат человека, идущего задолго

до восхода солнца, они спрашивают себя: куда крадется этот вор?

Не ходи же к людям и оставайся в лесу! Иди лучше к зверям!

Почему не хочешь ты быть, как я, -- медведем среди медведей,

птицею среди птиц?"

"А что делает святой в лесу?" -- спросил Заратустра.

Святой отвечал: "Я слагаю песни и пою их; и когда я слагаю

песни, я смеюсь, плачу и бормочу себе в бороду: так славлю я

Бога.

Пением, плачем, смехом и бормотанием славлю я Бога, моего

Бога. Но скажи, что несешь ты нам в дар?"

Услышав эти слова, Заратустра поклонился святому и сказал:

"Что мог бы я дать вам! Позвольте мне скорее уйти, чтобы

чего-нибудь я не взял у вас!" -- Так разошлись они в разные

стороны, старец и человек, и каждый смеялся, как смеются дети.

Но когда Заратустра остался один, говорил он так в сердце

своем: "Возможно ли это! Этот святой старец в своем лесу еще не

слыхал о том, что Бог мертв".

Так говорил Заратустра. Часть первая. Предисловие Заратустры. Основная идея: Бог мертв, святые своими милостынями не несут добродетель, люди принимают их за воров. Вера в мертвого Бога не является истинной добродетелью.

Дайте истолкование следующего фрагмента источника.

О высшие люди? Что теперь у вас на сердце? Прорицатель ли

я? Сновидец? Опьяненный? Толкователь снов? Полночный колокол?

Капля росы? Испарение и благоухание вечности? Разве вы не

слышите? Разве вы не чувствуете? Мой мир сейчас стал

совершенным, полночь -- тот же полдень. --

Скорбь также радость, проклятие тоже благословение, ночь

тоже солнце, -- уходите! или вы научитесь: мудрец тот же

безумец.

Утверждали ли вы когда-либо радость? О друзья мои, тогда

утверждали вы также и всякую скорбь. Все сцеплено, все

спутано, все влюблено одно в другое, --

-- хотели ли вы когда-либо дважды пережить мгновение,

говорили ли вы когда-нибудь: "Ты нравишься мне, счастье! миг!

мгновенье!" Так хотели вы, чтобы все вернулось!

-- все сызнова, все вечно, все сцеплено, все спутано, все

влюблено одно в другое, о, так любили вы мир, --

-- вы, вечные, любите его вечно и во все времена; и

говорите также к скорби: сгинь, но вернись назад! А радость

рвется -- в отчий дом!

11

Всякая радость хочет вечности всех вещей, хочет меду,

хочет дрожжей, хочет опьяненной полуночи, хочет могил, хочет

слез утешения на могилах, хочет золотой вечерней зари --

-- чего только не хочет радость! она более

жаждущая, более сердечная, более алчущая, более ужасная, более

таинственная, чем всякая скорбь, она хочет себя; она

впивается в себя, воля кольца борется в ней, --

-- она хочет любви, она хочет ненависти, она чрезмерно

богата, она дарит, отвергает, просит, как милостыни, чтобы

кто-нибудь взял ее, благодарит берущего, она хотела бы, чтобы

ее ненавидели, --

-- так богата радость, что она жаждет скорби, зла,

ненависти, позора, уродства, мира, ибо этот мир, о, вы,

конечно, знаете его!

О высшие люди, по вас томится радость, необузданная,

блаженная, -- по скорби вашей, вы, неудачники! По всему

неудавшемуся томится всякая вечная радость.

Ибо всякая радость хочет себя самое, вот почему хочет она

также сердечной муки! О счастье, о скорбь! О сердце, разбейся!

Высшие люди, научитесь же, радость хочет вечности,

-- радость хочет вечности всех вещей, она рвется

в свой кровный, вековечный дом!

12

Научились ли вы теперь песне моей? Угадали ли вы, чего

хочет она? Ну что ж! Да будет! О высшие люди, так спойте же мне

теперь все вместе песню мою!

Спойте мне теперь сами ту песню, имя которой -- "Еще раз",

а смысл -- "во веки веков, -- спойте же все вместе, о высшие

люди, песнь …

О, внемли, друг!

Что полночь тихо скажет вдруг?

"Глубокий сон сморил меня, --

Из сна теперь очнулась я:

Мир -- так глубок,

Как день помыслить бы не смог.

Мир -- это скорбь до всех глубин,

--

Но радость глубже бьет ключом:

Скорбь шепчет: сгинь!

А радость рвется в отчий дом, --

В свой кровный, вековечный дом!"

Так говорил Заратустра. Песнь опьянения.

Основная идея: Заратустра переполнен радостью, желанием прожить счастливый мир ещё раз. Противоположности сливаются воедино, и это делает мир совершенным. Радость безудержна, она томится и по силе высших людей, и по скорби неудачников. Радость побеждает скорбь.


Американская философия



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 424; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.70.203 (0.117 с.)