Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Дайте общую характеристику отношений господина и раба в «феноменологии духа » Фр. Гегеля в современной трактовке А. Кожева « введение в чтение гегеля». Раскройте основную идею.
(отвечала вырезками из статьи Кожева) Когда речь идет о «происхождении» Самосознания, речь с необходимостью идет о борьбе за «признание» — борьбе не на жизнь, а на смерть. Действительно, человеческое существо может состояться только благодаря Желанию, направленному на некоторое другое Желание, — то есть в конечном счете благодаря жела нию признания. То есть человеческое существо может состояться только в том случае, если сталкиваются по крайней мере два таких Желания. И поскольку каждое из этих двух существ, одержимых подобным Желанием, готово идти до конца в своем стремлении его удовлетворить, т.е. готово рисковать своей жизнью, а значит, готово ставить под угрозу жизнь другого, чтобы заставить его «признать» себя, чтобы навязать ему себя как высшую ценность, — постольку их встреча может быть только борьбой не на жизнь, а на смертьЕсли бы все люди — или, точнее, все существа, становящиеся человеческими существами, — вели себя одинаково, борьба неизбежно заканчивалась бы гибелью одного из противников или сразу обоих. Для того, чтобы человеческое существо могло состояться и обнаржить себя как Самосознание, недостаточно, чтобы нарождающаяся человеческая реальность была множественна. Надо еще, чтобы это множество, это «общество» предполагало два принципиально различных типа человеческого, или антропогенного, поведения. Чтобы человеческая реальность могла состояться как «признанная» реальность, оба противника должны выйти из борьбы живыми. А это возможно только при условии, что в борьбе они поведут себя по-разному. Один — никоим образом не будучи к этому «предназначен» — должен испугаться другого, должен уступить ему, должен отказаться рисковать своей жизнью ради удовлетворения своего желания быть «признанным». Иначе говоря, в момент рождения человек никогда не является просто человеком. Он всегда — непременно и по существу — либо Господин, либо Раб. Общество — по крайней мере в своих истоках — человечно лишь при условии, что содержит в себе начало Господства и начало Рабства, «самостоятельные» и «зависимые» существования. Явленная человеческая реальность есть не что иное, как всеобщая история, — эта история должна быть историей взаимодействия Господина и Раба: историческая «диалектика» — это «диалектика» Господина и Раба. Взаимодействие Господина и Раба должно привести в конечном итоге к их «диалектическому снятию».Когда «первый» человек впервые встречает другого человека, он уже приписывает себе самостоятельную, абсолютную реальность и ценность: можно сказать, что он считает себя человеком, что у него есть «субъективная достоверность» этого. Но эта достоверность еще не является знанием. Ценность, которую он себе приписывает, может быть иллюзорной; его представление о себе — ложным или совершенно невероятным. Чтобы это представление было истиной, за ним должна стоять некоторая объективная реальность, то есть нечто действительное не только для него самого и существующее не только для него самого, но и для других, чем он, реальностей.
Отношение двух Самосознаний определено таким образом, что эти Самосознания удостоверяют себя — каждое для себя и одно для другого — в борьбе за жизнь и за смерть. Смерть, то есть отрицание, лишенное самостоятельности, есть естественное отрицание Сознания; отрицание, которое, следовательно, по-прежнему лишено требуемого значения — значения признания.В силу смерти они снимают свое сознание, помещенное в такой чуждой сущности, как природное существование. То есть они снимают сами себя. Господин есть Сознание, существующее для себя. Господин соотносится с обоими составляющими элементами: с одной стороны, с вещью как таковой, то есть с вещным объектом Желания, и с другой стороны — с Сознанием, для которого вещность есть существенное. — Господин соотносится: 1) непосредственным образом с обоими [т.е. с вещью и с Рабом] и 2) опосредованным образом с каждым из этих двоих через другого. Господин относится к Рабу опосредованным образом, а именно через самостоятельное данное бытие. Ибо как раз к этому данному бытию и прикован Раб. Это данное бытие — его цепь, от которой он не смог абстрагироваться в борьбе, и потому в этой борьбе он показал себя зависимым, имеющим свою самостоятельность в вещности. Господин же, напротив, есть та сила, которая властвует над этим данным бытием. Сознание не может стать господином данного бытия и достичь абсолютного отрицания. Для Господина Бытие-для-себя должно быть единственной сущностной реальностью. Господин есть чистая существенная деятельность. Раб же, напротив, не чистая деятельность, а несущественная деятельность. Но, чтобы состоялось настоящее признание, в нем должен был бы быть еще и третий составляющий элемент, заключающийся в том, чтобы Господин делал по отношению к себе самому то же, что он делает по отношению к Другому, и чтобы Раб тоже делал по отношению к Другому то, что он делает по отношению к себе самому. Истина самостоятельного Сознания есть рабское Сознание. Как Сознание, загнанное внутрь себя самого, Рабство проникнет в свое нутро и опрокинет и извратит себя так, чтобы стать истинной самостоятельностью. В страхе Сознание существует для себя самого; однако в этом страхе оно еще не есть Бытие-для-себя. Но благодаря труду Сознание приходит к себе самому.Труд есть подавленное Желание, задержанное исчезновение; иными словами, он образует и воспиует. Трудящееся Сознание достигает тем самым такого созерцания самостоятельного данного бытия, что созерцает в нем себя самое. Господин никогда не может оторваться от Мира, в котором живет, и если этот Мир гибнет, Господин гибнет вместе с ним. Один только Раб может превзойти данный Мир, не погибнуть и создать некий Мир, где он будет свободен, мир, сформированный им самим. Раб может достичь этого только принудительным трудом на Господина, осуществляемым в страхе. Разумеется, этот труд сам по себе не освобождает его. Но, преобразуя этим трудом мир, раб преображается сам и создает таким образом новые объективные условия, позволяющие ему возобновить освободительную Борьбу за признание, от которого он первоначально отказался под страхом смерти. Изначально зависимое, услужающее и рабское Сознание, в конечном счете осуществляет и являет идеал самостоятельного Самосознания — рабское Сознание и есть «истина» самостоятельного Самосознания
Философия жизни. А.Шопенгауэр. Фр.Ницше. А.Бергсон. Раскройте основные этапы жизни и творчества Фр.Ницше. Фридрих Ницше родился 15 октября 1844 г. в деревушке Рекене. Классическую филологию он изучал в Бонне и Лейпциге. Успехи Фридриха не остались незамеченными, и двадцатичетырехлетнего философа приглашают на кафедру классической филологии Базельского университета. В Лейпциге в доме ориенталиста Т. Брекгауза, женатого на сестре Вагнера, он знакомится с Рихардом Вагнером. Ницше часто посещал Вагнера и Козиму фон Бюлов, когда они поселились в Трибшине на озере Четырех Кантонов. Вместе с Вагнером он вскоре основывает театр в Байрейте. «Рождение трагедии», опубликованное в 1872 г., вызвало шквал полемики. В 1873—1876 гг. Ницше пишет «Несвоевременные размышления». Вскоре он порывает отношения с Вагнером (который из «гения» превращается в «шута»;. Увеличивается дистанция и с Шопенгауэром, что видно из работы «Человеческое, слишком человеческое» (1878). В 1879 г. Ницше прекращает преподавать, начинаются годы странствий по Швейцарии, Италии, Франции. В 1882 г. вышла в свет «Веселая наука», где философ говорит о новой судьбе человечества. В Генуе, где была написана работа, он впервые услышал «Кармен» Бизе, которая, как ему показалось, воплотила «иную чувственность, иной покой... какую-то фатальность, счастье мимолетное и беспощадное». В Рапалло, где с 1883 г. скрывается Ницше, он создает одну за другой свои лучшие работы: «Так говорил Заратустра» (которую закончил два года спустя, в 1885-м), «По ту сторону добра и зла» (1886), «Генеалогия морали» (1887), «Сумерки идолов», «Антихрист»,
«Ессе homo», «Ницше против Вагнера» (1888). В Турине, увлекшись творчеством Достоевского, он начал свою последнюю работу — «Воля к власти», но не закончил ее. 3 января 1889 г. философ утратил душевное равновесие. (У него начался припадок, когда на его глазах хозяин избил лошадь.) Последние восемь месяцев жизни он оставался невменяемым. Умер Ницше в Веймаре 25 августа 1900 г., даже не узнав об успехе книг, изданных им за собственный счет. Перечислите его произведения. ü «Рождение трагедии, или Эллинство и пессимизм» (1871) ü «Несвоевременные размышления» (1872—1876) ü «Давид Штраус в роли исповедника и писателя» (1873) ü «О пользе и вреде истории для жизни» (1874) ü «Шопенгауэр как воспитатель» (1874) ü «Рихард Вагнер в Байройте» (1876) ü «Утренняя заря, или мысли о моральных предрассудках» (1881) ü «Весёлая наука» (1882, 1887) ü «Так говорил Заратустра. Книга для всех и ни для кого» (1883—1887) ü «По ту сторону добра и зла. Прелюдия к философии будущего» (1886) ü «К генеалогии морали. Полемическое сочинение» (1887) ü «Казус Вагнер» (1888) ü «Сумерки идолов, или как философствуют молотом» (1888), книга также известна под названием «Падение кумиров, или О том, как можно философствовать с помощью молотка» ü «Антихрист. Проклятие христианству» (1888) ü «Ecce Homo. Как становятся сами собою» (1888) ü «Воля к власти» (1886—1888). Раскройте смысл идеи «сверхчеловека», «аполлонийского и дионисийского начал в культуре», идеи «антихриста», «морали господ и аристократов». ( писала из лекций и учебника Реале, Антисери) Сверхчеловек – стремится к любви, к правде, к истине. Он является главной целью развития человечества. Новым этапом. Аполлонийское и дионисийское начала в культуре – возвращение к античности. Жизнь рассматривается как трагедия. Аполлонизм – «прекрасная иллюзия ведений», сквозь сон вступление в экстаз Дионисизм – воссоединение человека с природой. Их синтез лежит в основе греческого духа, из борьбы противоположностей рождается трагедия. Идея Антихриста – протест против веры. Бог должен быть помощником, а не моралистом. В морали Ницше видел рабское сознание.
Мораль господ и аристократов – за пример Ницше брал патрициев в Древнем Риме. Их главная черта: мужество, стремление работать над собой. А в самой морали он видел рабское начало. Раскройте смысл идеи «вечного возвращения». Приведите примеры из произведения Фр.Ницше «Так говорил Заратустра». Идея «вечного возвращения». В мире — с момента его рождения и поныне — всегда господствовала воля примириться с собой и воля повторить себя. «Все вещи возвращаются, и мы вместе с ними, мы повторялись бесконечное множество раз, и все вместе с нами». Всякая боль и радость, каждая мысль и вздох, всякая вещь, большая и маленькая, непременно возвратятся: «И эта тонкая паутина, и блик луны средь деревьев, и даже этот миг и я в нем — все будет снова». Раскройте основные идеи следующего фрагмента источника. Определите источник Оставайтесь верны земле, братья мои, со всей властью вашей добродетели! Пусть ваша дарящая любовь и ваше познание служат смыслу земли! Об этом прошу и заклинаю я вас. Не позволяйте вашей добродетели улетать от земного и биться крыльями о вечные стены! Ах, всегда было так много улетевшей добродетели! Приводите, как я, улетевшую добродетель обратно к земле,-- да, обратно к телу и жизни: чтобы дала она свой смысл земле, смысл человеческий! Сотни раз улетали и заблуждались до сих пор дух и добродетель. Ах, в вашем теле и теперь еще живет весь этот обман и заблуждение: плотью и волею сделались они. Сотни раз делали попытку и заблуждались до сих пор как дух, так и добродетель. Да, попыткою был человек. Ах, много невежества и заблуждений сделались в нас плотью! Не только разум тысячелетий -- также безумие их прорывается в нас. Опасно быть наследником. Еще боремся мы шаг за шагом с исполином случаем, и над всем человечеством царила до сих пор еще бессмыслица,безсмыслица. Да послужат ваш дух и ваша добродетель, братья мои, смыслу земли: ценность всех вещей да будет вновь установлена вами! Поэтому вы должны быть борющимися! Поэтому вы должны быть созидающими! Познавая, очищается тело; делая попытку к познанию, оно возвышается; для познающего священны все побуждения; душа того, кто возвысился, становится радостной. Врач, исцелись сам, и ты исцелишь также и своего больного. Было бы лучшей помощью для него, чтобы увидел он своими глазами того, кто сам себя исцеляет. Есть тысячи троп, по которым еще никогда не ходили, тысячи здоровий и скрытых островов жизни. Все еще не исчерпаны и не открыты человек и земля человека. Бодрствуйте и прислушивайтесь, вы, одинокие! Неслышными взмахами крыл веют из будущего ветры; и до тонких ушей доходит благая весть. Вы, сегодня еще одинокие, вы, живущие вдали, вы будете некогда народом: от вас, избравших самих себя, должен произойти народ избранный и от него -- сверхчеловек. Поистине, местом выздоровления должна еще стать земля! И уже веет вокруг нее новым благоуханием, приносящим исцеление,
-- и новой надеждой! Так говорил Заратустра. Часть первая. О дарящей добродетели. Основная идея: Возвращение к земле. Земля – природа, исток жизни. Дух находится в заблуждении, когда пытается найти что-то наверху, весь смысл содержится на Земле. Исцеливший себя, исцелит и другого. Раскройте основные идеи следующего фрагмента источника. Определите источник "Я люблю людей". "Разве не потому, -- сказал святой, -- ушел и я в лес и пустыню? Разве не потому, что и я слишком любил людей? Теперь люблю я Бога: людей не люблю я. Человек для меня слишком несовершенен. Любовь к человеку убила бы меня". Заратустра отвечал: "Что говорил я о любви! Я несу людям дар". "Не давай им ничего, -- сказал святой. -- Лучше сними с них что-нибудь и неси вместе с ними -- это будет для них всего лучше, если только это лучше и для тебя! И если ты хочешь им дать, дай им не больше милостыни и еще заставь их просить ее у тебя!" "Нет, -- отвечал Заратустра, -- я не даю милостыни. Для этого я недостаточно беден". Святой стал смеяться над Заратустрой и так говорил: "Тогда постарайся, чтобы они приняли твои сокровища! Они недоверчивы к отшельникам и не верят, что мы приходим, чтобы дарить. Наши шаги по улицам звучат для них слишком одиноко. И если они ночью, в своих кроватях, услышат человека, идущего задолго до восхода солнца, они спрашивают себя: куда крадется этот вор? Не ходи же к людям и оставайся в лесу! Иди лучше к зверям! Почему не хочешь ты быть, как я, -- медведем среди медведей, птицею среди птиц?" "А что делает святой в лесу?" -- спросил Заратустра. Святой отвечал: "Я слагаю песни и пою их; и когда я слагаю песни, я смеюсь, плачу и бормочу себе в бороду: так славлю я Бога. Пением, плачем, смехом и бормотанием славлю я Бога, моего Бога. Но скажи, что несешь ты нам в дар?" Услышав эти слова, Заратустра поклонился святому и сказал: "Что мог бы я дать вам! Позвольте мне скорее уйти, чтобы чего-нибудь я не взял у вас!" -- Так разошлись они в разные стороны, старец и человек, и каждый смеялся, как смеются дети. Но когда Заратустра остался один, говорил он так в сердце своем: "Возможно ли это! Этот святой старец в своем лесу еще не слыхал о том, что Бог мертв". Так говорил Заратустра. Часть первая. Предисловие Заратустры. Основная идея: Бог мертв, святые своими милостынями не несут добродетель, люди принимают их за воров. Вера в мертвого Бога не является истинной добродетелью. Дайте истолкование следующего фрагмента источника.
О высшие люди? Что теперь у вас на сердце? Прорицатель ли я? Сновидец? Опьяненный? Толкователь снов? Полночный колокол? Капля росы? Испарение и благоухание вечности? Разве вы не слышите? Разве вы не чувствуете? Мой мир сейчас стал совершенным, полночь -- тот же полдень. -- Скорбь также радость, проклятие тоже благословение, ночь тоже солнце, -- уходите! или вы научитесь: мудрец тот же безумец. Утверждали ли вы когда-либо радость? О друзья мои, тогда утверждали вы также и всякую скорбь. Все сцеплено, все спутано, все влюблено одно в другое, -- -- хотели ли вы когда-либо дважды пережить мгновение, говорили ли вы когда-нибудь: "Ты нравишься мне, счастье! миг! мгновенье!" Так хотели вы, чтобы все вернулось! -- все сызнова, все вечно, все сцеплено, все спутано, все влюблено одно в другое, о, так любили вы мир, -- -- вы, вечные, любите его вечно и во все времена; и говорите также к скорби: сгинь, но вернись назад! А радость рвется -- в отчий дом! 11 Всякая радость хочет вечности всех вещей, хочет меду, хочет дрожжей, хочет опьяненной полуночи, хочет могил, хочет слез утешения на могилах, хочет золотой вечерней зари -- -- чего только не хочет радость! она более жаждущая, более сердечная, более алчущая, более ужасная, более таинственная, чем всякая скорбь, она хочет себя; она впивается в себя, воля кольца борется в ней, -- -- она хочет любви, она хочет ненависти, она чрезмерно богата, она дарит, отвергает, просит, как милостыни, чтобы кто-нибудь взял ее, благодарит берущего, она хотела бы, чтобы ее ненавидели, -- -- так богата радость, что она жаждет скорби, зла, ненависти, позора, уродства, мира, ибо этот мир, о, вы, конечно, знаете его! О высшие люди, по вас томится радость, необузданная, блаженная, -- по скорби вашей, вы, неудачники! По всему неудавшемуся томится всякая вечная радость. Ибо всякая радость хочет себя самое, вот почему хочет она также сердечной муки! О счастье, о скорбь! О сердце, разбейся! Высшие люди, научитесь же, радость хочет вечности, -- радость хочет вечности всех вещей, она рвется в свой кровный, вековечный дом! 12 Научились ли вы теперь песне моей? Угадали ли вы, чего хочет она? Ну что ж! Да будет! О высшие люди, так спойте же мне теперь все вместе песню мою! Спойте мне теперь сами ту песню, имя которой -- "Еще раз", а смысл -- "во веки веков, -- спойте же все вместе, о высшие люди, песнь … О, внемли, друг! Что полночь тихо скажет вдруг? "Глубокий сон сморил меня, -- Из сна теперь очнулась я: Мир -- так глубок, Как день помыслить бы не смог. Мир -- это скорбь до всех глубин, -- Но радость глубже бьет ключом: Скорбь шепчет: сгинь! А радость рвется в отчий дом, -- В свой кровный, вековечный дом!" Так говорил Заратустра. Песнь опьянения. Основная идея: Заратустра переполнен радостью, желанием прожить счастливый мир ещё раз. Противоположности сливаются воедино, и это делает мир совершенным. Радость безудержна, она томится и по силе высших людей, и по скорби неудачников. Радость побеждает скорбь. Американская философия
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 424; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.70.203 (0.117 с.) |