Тема 2. Донаучный период развития естествознания и его особенности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 2. Донаучный период развития естествознания и его особенности



Тема 2. Донаучный период развития естествознания и его особенности

1. Основные натурфилософские концепции ранних античных мыслителей. Возникновение античной науки.

2. Физико-космологическая модель мира Аристотеля.

3. Основные достижения античного естествознания (математика, механика, медицина).

4. Создание универсальной математической модели мира на основе принципа геоцентризма (Гиппарх, Птолемей).

5. Специфика познания природы в эпоху Средневековья.

Тема 3. Первая научная революция и формирование механической картины мира

1. Гелиоцентрическая модель мира Н. Коперника.

2. Вклад Дж. Бруно, И. Кеплера, Р. Декарта в развитие представлений о физической реальности.

3. Г. Галилей – родоначальник науки современного типа.

4. Механика И. Ньютона. Закон всемирного тяготения.

5. Основные черты механической картины мира.

Тема 4. Революция в физике конца ХIХ – начала ХХ века и формирование релятивистской картины мира

1. Идея электромагнитного поля и начало крушения механической картины мира (Фарадей, Максвелл, Герц).

2. Вероятность в классической физике. Основные законы термодинамики.

3. Пространство и время в специальной теории относительности.

4. Тяготение и свойства пространства и времени в общей теории относительности.

5. Теория относительности и релятивизм.


 

Естественнонаучная и гуманитарная культура.

Наука является важнейшим элементом духовной культуры людей. Традиционно принято разделять всю имеющуюся научную информацию на два больших раздела — на естественно-научную, в которой объединяют знания об окружающей природе, и на гуманитарную, в которую включают знания о человеке, обществе и духовной жизни людей. Для естественных наук предметом исследования являются объекты, вещи природы, в сфере гуманитарных наук предметом исследований являются события, субъекты.

Различия между естественно-научными и гуманитарными знаниями заключаются в том, что естественно-научные знания основаны на разделении субъекта (человека) и объекта (природы, которую познает человек-субъект), а гуманитарные имеют отношение прежде всего к самому субъекту. В природе действуют объективные, стихийные и независимые от человека процессы, а в обществе ничего не совершается без сознательных целей, интересов и мотиваций.

Методы исследований в естествознании исторически сформировались раньше, чем в гуманитарных науках.

Возникновение новых общенаучных и междисциплинарных направлений исследования, значительное влияние научно-технической революции способствовали в современной науке снятию былой конфронтации между естествоиспытателями и гуманитариями и использованию методов естествознания гуманитариями и наоборот. В настоящее время зачастую социологи, юристы, педагоги и другие специалисты-гуманитарии применяют такие междисциплинарные методы, как системный подход, идеи и методы кибернетики, теории информации, математического моделирования, теории самоорганизации и другие методы в своих исследованиях.

Таким образом, изучение основных концепций современного естествознания необходимо как применения естественнонаучных методов в своей деятельности гуманитариями и для того, чтобы иметь четкое представление о научной картине мира, выработанное современным естествознанием.

Понятие науки. Онтологические и гносеологические основы научного знания.

Наука представляет собой познавательный вид деятельности каждого человека, который направлен на изучение и вынесение обоснованных объективных и системно-организованных знаний об объектах и явлениях, происходящих в окружающем мире. В процессе данной деятельности происходит активная деятельность по сбору и анализу конкретных данных, их систематизация и синтез на основе имеющихся новых знаний, позволяющих проводить научно-обоснованное прогнозирование на проявление данного действия в будущем. Объект науки представляет широчайшую область действительности исследуемых явлений в окружающей среде. Предмет науки – это часть конкретного исследуемого объекта, т.е. предмет науки является областью объективной реальности, которую впоследствии изучает наука. Таким образом, науки отличаются друг от друга только своим предметом.

 

Структура и методы научного познания.

Научное познание — это объективно-истинное знание о природе, обществе и человеке, полученное в результате научно-исследовательской деятельности и, как правило, апробированное (доказанное) практикой. Естественно-научное познание структурно состоит из эмпирического и теоретического направлений научного исследования. Отправной точкой любого из этих направлений научного исследования является получение научного, эмпирического факта.

Наука строится из наблюдений, экспериментов, гипотез, теорий и аргументации.

Метод — это совокупность действий, призванных помочь достижению желаемого результата. Метод не только уравнивает способности людей, но также делает их деятельность единообразной, что является предпосылкой для получения единообразных результатов всеми исследователями. Выделяются эмпирические и теоретические методы. К эмпирическим методам относятся:
Наблюдение — это длительное, целенаправленное и планомерное восприятие предметов и явлений объективного мира. Можно выделить два вида наблюдения — непосредственное и с помощью приборов.

Описание — это результат наблюдения и эксперимента, состоящий в фиксировании данных с помощью определенных систем обозначений, принятых в науке. Описание как метод научного исследования производится как путем обычного языка, так и специальными средствами, составляющими язык науки (символы, знаки, матрицы, графики и т. д.). Важнейшими требованиями к научному описанию являются точность, логическая строгость и простота.
Измерение представляет собой познавательную операцию, обеспечивающую численное выражение измеряемых величин. Оно осуществляется на эмпирическом уровне научного исследования и включает количественные эталоны и стандарты (вес, длина, координаты, скорость и т. д.).

Сравнение — сопоставление объектов с целью выявления признаков сходства или признаков различия между этими объектами. им требованиям:

1. сравнивать необходимо сопоставимые явления и предметы

2. сравнение должно осуществляться по наиболее важным и существенным признакам, так как сравнение по несущественным признакам может привести и заблуждению.

Эксперимент — научно поставленный опыт, с помощью которого объект или воспроизводится искусственно, или ставится в точно учитываемые условия, что дает возможность изучать их влияние на объект в чистом виде. В отличие от наблюдения эксперимент характеризуется вмешательством исследователя в положение изучаемых объектов благодаря активному воздействию на предмет исследования. Моделирование — изучение объекта путем создания и исследования его модели (копии), замещающей оригинал, с определенных сторон, интересующих исследователя.

Анализ — фактическое или мысленное расчленение целостного предмета на составные части (стороны, признаки, свойства, отношения или связи) с целью его всестороннего изучения. Синтез — фактическое или мысленное воссоединение целого из частей, элементов, сторон и связей, выделенных с помощью анализа. Индукция — метод исследования и способ рассуждения, в котором общий вывод о свойствах предметов и явлений строится на основе отдельных фактов или частных посылок. Дедукция — это переход от общих рассуждений или суждений к частным. Вывод новых положений с помощью законов и правил логики. Абстрагирование — метод познания, при котором происходит мысленное отвлечение и отбрасывание тех предметов, свойств и отношений, которые затрудняют рассмотрение объекта исследования в "чистом" виде, необходимом на данном этапе изучения.

Пространство и время в специальной теории относительности.

Тема 2. Донаучный период развития естествознания и его особенности

1. Основные натурфилософские концепции ранних античных мыслителей. Возникновение античной науки.

2. Физико-космологическая модель мира Аристотеля.

3. Основные достижения античного естествознания (математика, механика, медицина).

4. Создание универсальной математической модели мира на основе принципа геоцентризма (Гиппарх, Птолемей).

5. Специфика познания природы в эпоху Средневековья.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 1377; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.100.120 (0.009 с.)