Слово в пяток недели 3-й Великого поста 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Слово в пяток недели 3-й Великого поста



 

"Господи и Владыко живота моего, дух целомудрия даруй ми, рабу Твоему!"

Если какой дух, то целомудрия должен быть испрашиваем свыше: ибо для сохранения всей добродетели надобно сражаться с собствен­ной природой; а где, скажем словами Иоанна Лествичника, побеждает­ся природа, там должно быть присутствие существа, которое выше при­роды. "Напрасно будешь сражаться, - продолжает тот же святой настав­ник, - и отгонять от себя духа нечистоты плотской философскими доказательствами и противоречиями; потому что он может и со своей стороны представить нам не мало с разумом сходного и состязаться с нами естественными доводами. Посему, желающий преодолеть плоть сам собою, всуе течет. Предложи ко Господу немощь естества своего и признай пред Ним все твое бессилие: тогда нечувствительно приимешь от Него и дар целомудрия".

Кроме общей, как можно чаще повторяемой, молитвы о даровании духа целомудрия, у того, кто хочет быть целомудренным, по совету свя­тых мужей, должна быть всегда наготове краткая молитва частная - на случай искушений греховных. - А именно, когда почувствуешь, говорят они, что в сердце твоем - от видения ли, от слуха ли, или само собою -возрождается нечистое плотское вожделение; то устреми тотчас мысль ко Христу с молитвою о помощи и держи там ее, доколе не получишь подкрепления. Отвратив таким образом внимание свое от искры грехов­ной, запавшей в твое сердце, ты сим самым как бы отнимешь у нее воз­дух, и она через то угаснет. А когда нужно, то низойдет и роса благодати для ее угашения.

После молитвы ничто так не ограждает целомудрие, как пост и тру­ды. В самом деле, отними из-под котла хврастие - угаснет огонь; отними у тела роскошные яства и сытость, и угаснет вожделение чувственности. Обремененному трудами телу не до страстных движений: оно ищет тогда покоя и тишины. Праздность, напротив, и нега суть неиссякаемый ис­точник сладострастия. Посему, думающий сохранить целомудрие среди пресыщения и роскоши подобен тому, кто бы, возлежа среди блата (бо­лота), надеялся остаться чистым. Может быть, он успеет сохранить чи­стоту телесную, но непременно лишится душевной.

Равным образом, желающему хранить чистоту души и тела необхо­димо избегать всех случаев, где она видимо может подлежать очерне­нию; а для сего, по примеру святого Иова, должно положить завет с оча­ми, слухом и всеми чувствами своими. Ибо не напрасно пророк чувства наши называет окнами, через кои входит в нашу душу смерть. Все грехи любят входить сими окнами; но ничто так часто не входит ими, как по­хоть плоти; посему и надобно блюсти сии окна и не отверзать их безрас­судно. А когда уже нельзя, почему-либо, не видеть и не слышать соблаз­нов; то на таковые случаи надобно иметь противоядие духовное. Таким средством во время окружающего соблазна, кроме сердечной молитвы, может служить устремление мысли ко Кресту Христову и Его пречи­стым язвам, или к собственному гробу и смерти. Таким образом яд со­блазна обессиливается верно и скоро.

Смиренное расположение духа и сердца, по учению святых отцов, есть также великая ограда для целомудрия: потому ли, что на смиренных всего более призирает Господь, - а где взор Его, там и благодать, оттуда бежит всякий соблазн и грех; - или может быть и потому, что свойства смирения есть понижать и подавлять в человеке все, выходящее из пре­делов, следовательно, и взыграние плоти и крови. Гордость, напротив, и надменность, особенно соединенные с осуждением ближнего, по заме­чанию людей опытных в духовной брани, всего скорее подвергают само­го совершенного, по-видимому, человека, искушению от плотских скверн, да накажется не превозноситься своей добродетелью, видя внутри себя столь лютую язву.

Размышление о предметах духовных и происходящая отсюда любовь к ним, особенно любовь к Господу и Спасителю нашему, к Его страдани­ям и Кресту, - также средство к ограждению чистоты духа и тела. "Цело­мудренный человек, - учит святой Иоанн Лествичник, - любовь любо­вью отражает и огнь телесный погашает духовным".

С другой стороны, ограждает целомудрие представление мук веч­ных и огня геенского. Этот огонь сам по себе будет жечь, а теперь может охлаждать и спасать от огня страстей, когда живо представляем его. Один подвижник, не довольствуясь представлением сего огня в уме своем, ре­шил дать почувствовать предварительно жестокость его своему телу. "Ты побуждаешь меня ко греху, - сказал он, - посмотрим же, способно ли ты вынести муку, угрожающую за грехи!" и с сими словами положил перст руки на горящую свечу. Боль от огня угасила пламень плоти.

То самое, что возжигает плотское похотение, может быть с пользою употреблено, как врачевство против страсти. "Призывает ли тя, - вопро­шает святой Димитрий Ростовский, - уязвлятися красотою лица тле­ющая во гробе плоть? Итак, когда сия красота начнет уязвлять твое серд­це живая, вообрази ее во гробе лежащую, безобразную, покрытую тлени­ем и смрадом, - и она потеряет силу влечь тебя".

Сими и подобными средствами должны мы ограждать себя, бра­тие, от нападений плотских помыслов; должны, если то нужно, сра­жаться до крови, но исходить из брани победителями. Ибо победить непременно нужно, потому что Бог призвал нас, как учит апостол, не на нечистоту, но во святость (1 Сол. 4; 7). Ни блудники, ни идолослу-жители, ни прелюбодеи, — утверждает он же, - Царства Божия не на­следуют (1 Кор. 6; 9). И поелику таковые люди любят обыкновенно обманывать самих себя тем, что их грех невелик, что они выполняют якобы только требование природы, что если вредят сколько-нибудь, то себе, а не другим, притом имеют нередко сердце мягкое, сострадатель­ность к ближним и другие добрые качества, чем и успокаивают себя, равно как и милосердием Божиим; то апостол, имея в виду все сие, пред­варяет суд свой на прелюбодеев словом: не лъститеся! Вы, как бы так говорил он, надеетесь, несмотря на свою плотскую нечистоту, при по­мощи некоторых добродетелей ваших, ускользнуть от гнева небесного, быть допущенными в чистое и святое Царствие Божие: нет, это жалкий обман и самообольщение - не льститеся! ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи Царства Божия не наследуют. Почему? Потому, что в него не может внити ничтоже скверно. И приметьте, где апостол поставляет блудников и прелюбодеев? Вокруг идолослужителя, как бы сии пороки были одного и того же свойства. И они точно одинакового свойства: как идол о служитель прелюбодей, ибо сердце свое, которое должно быть посвящено одному Богу истинному, для Коего оно и со­здано, отдает идолу, и таким образом нарушает союз любви и верности; так и прелюбодей есть идолослужитель, ибо вместо Бога и Творца от­дает сердце свое твари, делая из нее для себя кумир студный.

Будем же первее всего хранить в чистоте свое сердце, возлюблен­ные, дабы сохраненное от похоти сердце сохранило и плоть от нечистоты.

Не будем полагаться ни на какую твердость свою и чистоту. "Не верь, -говорит святой Лествичник, - бренной своей плоти во всю свою жизнь и не надейся на воздержание ее, дондеже не представишися Христу". Там только, где не будет более никакого врага, - на небе, у Христа и Господа нашего, можно будет предаться совершенному покою; а здесь, доколе живем, посреди сетей ходим, и потому должны непрестанно бодр­ствовать.

Что же, - вопросит кто-либо, - делать тому, кто имел несчастие по­работить себя плотской страсти и связан навыком греховным? - То же, возлюбленный, что делаем мы, будучи повержены в какую-либо глубо­кую и крутую пропасть: осмотрев свое положение, оградив себя Крестом Христовым, призвав на помощь Бога и Ангела Хранителя, начать выхо­дить из пропасти: карабкаться, если то нужно, руками и ногами, но вос­ходить; засыпаться падающей землей и камнями, но восходить; чувство­вать уязвление и боль во всех членах тела, но восходить; обрываться по временам и падать, но паки восходить. Когда будем поступать таким об­разом и употребим со своей стороны все, что можно, то будь уверен, в нас явятся сила и мужество непреодолимые; невидимая рука поддержит нас, а вероятно явится и видимая помощь, посланная от Того, Кто остав­ляет девяносто девять овец и ищет в горах единую - заблудшую. Аминь.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 150; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.235.196 (0.009 с.)