Якая спецыфіка адбору літаратуры для бібліятэк ВНУ? 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Якая спецыфіка адбору літаратуры для бібліятэк ВНУ?



Вопрос формирования библиотечных фондов вузовских библиотек в силу того, что открываются новые направления в

науке, новые специальности, утрачены привычные для библиотеки гарантии, предоставляемые государством, то есть финансирование и централизованное

книгоснабжение, отсутствует стройная система книгоиздания и книгораспространения, а стало быть, и комплектование библиотек как система. Еще одна проблема, которую приходится решать библиотеке, — это комплектование в условиях перехода к рыночным отношениям, когда издательская информация становится коммерческой тайной.

Особенностями

отбора традиционных документов в настоящее время является то, что библиотеки су-

жают круг материалов для приобретения, перекладывая ответственность за приобрете-

ние некоторых материалов на другие библиотеки, архивы, информационные учрежде-

ния. Тенденция к сокращению поступлений ведет к качественному ухудшению фондов,

которое из-за определения тиража в соответствии с заказом делает невозможным до-

укомплектование источником, который вовремя не был приобретен. Поэтому такие

пропуски вряд ли когда-нибудь можно восполнить. Отсутствие перспективных темпла-

нов сближает перспективное и текущее комплектование.

Комплектаторы всегда сталкиваются с проблемой — чему отдавать предпоч-

тение: качеству или спросу? Спрос на имеющиеся издания известен, а вот прогнозиро-

вать спрос на отсутствующие нелегко. Библиотеки высших учебных заведений обеспе-

чивают учебный процесс, но должны, кроме того, помогать научно-исследовательской

работе преподавателей, аспирантов, докторантов и одновременно предоставлять неко-

торые досуговые материалы студентам, преподавателям и сотрудникам учебного заве-

дения.

Следующая проблема, настигшая всех библиотечных работников — это

информационный взрыв, который захлестывает общество, а библиотеки, стремясь

обеспечить доступ к информации, сталкиваются с проблемами роста цен и нехватки

площадей для хранения. К тому же новые носители информации требуют

соответствующего оборудования. Участие в межбиблиотечной кооперации ведет к

повышению уровня специализации фондов в рамках нестабильного финансирования.

Следует помнить о дестабилизирующем характере влияния внешних факторов на

состояние современного фондообразования.

3. Асаблівасці адбору дакументаў у фонд дзіцячай і юнацкай бібліятэцы?

До 1995 г. комплектование библиотек педагогических колледжей осуществлялось из нескольких источников:

· учебники общеобразовательной школы по бланку заказа на год библиотеки получали через учебно-методические кабинеты округа (по месту расположения колледжа);

· учебно-методическую литературу для ссузов, справочную, художественную, общественно-политическую, научную и другую литературу заказывали по тематическим планам в магазине "Педагогическая книга";

· в коллекторе школьных библиотек (с 1993 г. в коллекторе массовых библиотек) зав. библиотеками собирались один раз в месяц на обзор и заказ новой литературы;

· литературу, необходимую для учебного процесса, библиотеки могли покупать и по безналичному расчету в книжных магазинах Москвы ("Молодая гвардия", "Библио-Глобус", "Высшая школа", "Дом книги", "Новая школа", "Аккорд" и др.);

· библиотеки имели возможность ежегодно выписывать до 100 наименований газет и журналов; специальные журналы и сборники документов - в нескольких экземплярах.

Итак, школьные учебники библиотеки педколледжей получали через Московский комитет образования, другую литературу приобретали по безналичному расчету, выписывая счета, оплачиваемые централизованной бухгалтерией.

С 1996 г. Московский комитет образования решил осуществлять комплектование библиотек педагогических колледжей централизованно.

Что это означает? Библиотеки лишились права самостоятельно выписывать счета и приобретать литературу индивидуально.

На двух (из 17) заведующих библиотеками педагогических колледжей практически возложили обязанности коллектора, не оговорив это ни в каких регламентирующих документах.

В чем заключается эта работа? Один раз в год (в ноябре) централизованно собираются заказы со всех 17 колледжей, а двое заведующих библиотеками должны свести все заказы в единый и сдать главному специалисту Московского комитета образования. Затем эти же два человека должны проконтролировать выполнение заказа по всем колледжам и при наличии изменений внести их в общий заказ.

На учебники для общеобразовательной школы выдаются бланк-заказы Московского комитета образования. В течение года АО "Московские учебники" развозит заказанную литературу по педагогическим колледжам. К сожалению, сюда не входят альтернативные учебники, методическая литература к учебникам и пособия для учителя, программы по общеобразовательным дисциплинам, а также рабочие тетради и демонстрационные материалы. Перечисленную литературу школы покупают за наличный расчет (на средства родителей) для каждого ученика индивидуально. У библиотек педколледжей такой возможности нет, но именно эта литература необходима студентам как будущим педагогам для полноценного овладения методикой преподавания школьных дисциплин.

В связи с изменением учебных программ и введением новых дисциплин и специальностей в средних специальных педагогических учебных заведениях в 1990-х гг. назрела необходимость как в соответствующих новых учебниках, так и в замене старых учебных пособий по основным дисциплинам (психология, педагогика, анатомия и др.).

Московский комитет образования заключил договор с издательским центром "Академия" на выпуск учебной литературы по новым программам. (Это было особенно актуально в связи с требованием Минобразования РФ обеспечивать учебные заведения учебниками с грифом министерства.) Библиотеки начали активно пополняться литературой, издаваемой ИЦ "Академия". Однако частично заказы составлялись на еще не изданную литературу, что вносило сбои в работу по комплектованию. Нередко библиотеки, не получив заказанную литературу вовремя, т.е. в течение года, заказывали ее повторно и в конце концов получали в двойном количестве.

Централизованное комплектование через Московский комитет образования свело комплектование библиотек педагогических колледжей к одному издательству и лишило их возможности приобретать литературу, во-первых, в иных организациях (коллекторе, других издательствах) и во-вторых, конкретные издания, необходимые тому или иному педагогическому колледжу индивидуально. Здесь нужно оговориться. Бывший куратор педколледжей Л.В. Борикова пыталась индивидуально подойти к комплектованию их библиотек, но это не удалось, так как каждой библиотеке хотелось приобретать литературу в разных издательствах и в малых количествах.

4. Адбор ва ўмовах фінансавых цяжкасцей.

Изменение социально-экономической ситуации в стране, политики книгоиздания и книгораспространения и как следствие сокращение потока зарубежных и отечественных изданий приводят к огромным и постоянно увеличивающимся пробелам в библиотечных фондах, банках и базах данных. Из-за недостаточного финансирования и отсутствия нормативных актов, касающихся формирования Бронированного фонда Президиума РАН, в котором хранятся издания Академии наук с 1728 г., под угрозой само существование уникального фонда РАН.

Возможности хранилищ библиотек давно исчерпаны, они не могут вместить постоянно растущие фонды и тем более обеспечить им нормальный режим хранения и безопасности, соответствующий существующим стандартам. Практически во всех библиотеках отсутствуют условия для выполнения самых элементарных требований существующих нормативов. Как правило, хранилища библиотек расположены в малопригодных помещениях, зачастую находящихся в аварийном состоянии.

Бронированный фонд Президиума РАН хранится в непригодных складских помещениях в Коломягах. Эта проблема существовала всегда. Так, в начале ХХ в. в отчете Академии наук за 1914 г., составленном исполнявшим в то время обязанности ученого секретаря академиком А.А. Шахматовым, указывалось: "Вся история академических изданий есть история постоянных странствований из одних, совершенно не отвечающих своему назначению помещений, в другие, "временные", кое-как приспособленные помещения" (Отчет о деятельности Академии наук за 1914 г. СПб., 1915. С. 428). Сегодня, в конце ХХ в. проблема все та же.

Книгохранилища отдела биологической литературы БЕН РАН из-за постоянных аварий водопровода заражены грибком. В семи библиотечных подразделениях ИНИОН фонды хранятся в полуподвальных и подвальных помещениях. Часть фондов библиотеки Института мировой литературы из-за отсутствия помещения для его хранения передана в резервно-обменный фонд библиотеки ИНИОН, в том числе документы XIX в. Фонды складированы в ангаре вместе с изданиями, пораженными грибком и плесенью, что создает опасность их заражения при резких колебаниях температуры и влажности. Условия же хранения в этом ангаре определяются климатическими условиями внешней среды (в июле 1998 г. относительная влажность воздуха в помещении ангара достигала 67,8%).

Помещения почти всех библиотек нуждаются в ремонте. Реальная загрузка многих хранилищ превышает нормативную. Резервные площади имеются только в научной библиотеке Уфимского научного Центра РАН и в библиотеке С.-Петербургского отделения Российского химического общества им. Д.И. Менделеева.

 

 

№4 Крыніцы і сродкі камплектавання БФ

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 106; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.143.31 (0.013 с.)