Самосовершенствование: пути и возможности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Самосовершенствование: пути и возможности



Самосовершенствование — сознательная и систематическая работа над собой в целях совершенствования ранее приобретённых и формирования новых качеств личности. Самосовершенствование — это процесс осознанного, управляемого самой личностью развития, в котором в субъективных целях и интересах самой личности целенаправленно формируются и развиваются её качества и способности.

Возможности и психологические основы для самосовершенствования

Базой для самосовершенствования являются закономерности высшей нервной деятельности:

1. Изменяемость и адаптивность высшей нервной деятельности.

2. Способность самовыражения в сознании человека, позволяющая сделать самооценку.

Разновидности самосовершенствования

По целям

§ Искореняющие

§ Новообразующие

По содержанию

§ Духовное

§ Умственное

§ Физическое

По организации

§ Индивидуальное

§ Групповое

По длительности

§ Кратковременное

§ Среднее

§ Постоянное

Мотивы самосовершенствования

§ Идеи, убеждения

§ Интерес

§ Любовь

§ Честолюбие

§ Потребность самосохранения

§ Профессиональный стимул

§ Материальный стимул

§ Подражательный стимул

Методика самосовершенствования

Толчком к самосовершенствованию, как правило, является осознание своего несовершенства и возможное наличие достижимого «идеала».

Необходимыми условиями для самосовершенствования являются:

1. Самоанализ — самонаблюдение, сравнение и т. д.

2. Разработка программы самосовершенствования.

3. Сила воли

Работая над развитием своей личности, следует обращать внимание, прежде всего на совершенствование сознания и навыков успешного поведения.

Нужно отдавать себе отчет и сознавать свои положительные качества.

Нужно утвердиться в мысли, что Вы обладаете качествами, которые хотите развить, и все время подтверждать это, работать над развитием желаемых качеств.

Нужно почаще представлять, что Вы преуспели в своем ремесле и Ваши усилия признаны другими людьми.

Нужно постоянно укреплять уверенность в своих силах и владении ситуацией.

Не существует такого понятия как мгновенное самосовершенствование. Любое внутреннее изменение требует времени, у вас должна быть мотивация, желание, стремление, упорство и преданность делу. Наружное и внутреннее сопротивление тоже должно быть принято во внимание. При запуске любого механизма самосовершенствования, большинство людей, как правило сталкиваются с внутренним сопротивлением, которое приходит от старых привычек и подсознания, а также мешает сопротивление и противодействие со стороны других людей вокруг вас.

Стремление к переменам, прививание новых привычек и самосовершенствование должны быть достаточно сильными, чтобы противостоять лени, желанию бросить это занятие и насмешекам или сопротивлению со стороны семьи, друзей или коллег.

Закономерности межличностных взаимоотношений

К закономерностям межличностных взаимоотношений относятся:

I. Зависимость восприятия людьми внешних воздействий от различий их психологических структур (закон неопределенного отклика).

II. Неадекватность отображения человека человеком.

· Человек слишком сложен.

· Человек осознанно и неосознанно защищается от попыток раскрыть его особенности и возможности.

· Нередко человек не может дать о себе информацию, просто потому, что не знает себя.

III. Неадекватность самооценки.

IV .Расщепления смысла информации и его причины:

· Различное толкование информации, вызванное иносказательными возможностями языка:

· Различия в образовании, интеллектуальном развитии, потребностях и психическом состоянии общающихся.

V. Самосохранение.

VI. Компенсация. Недостаток одних качеств, сознательно или бессознательно, компенсируется другими.

Условия доверительности отношений

значительный интерес представляют факторы «строительства» и «разрушения» доверия, обоснованные представителями интеракционистского направления:

К факторам, «строящим" доверие, в частности, относятся.

Честная и открытая коммуникация без искажения информации.

Демонстрация способностей и возможностей другого для достижения им компетентности.

Способность прислушаться к мнению партнера по обмену, даже при несогласии с ним.

Исполнение обязательств и обещаний.

Взаимопомощь и сотрудничество.

Среди факторов, «разрушающих» доверие, можно назвать:

1. Большую заинтересованность в собственном благополучии, чем в благополучии других при совместной деятельности.

2. Противоречивость даваемых указаний и схем действия.

3. Безответственность выводов без проверки фактов.

4. Стратегии самооправдания и/или обвинения других в случае неуспешной деятельности.

Процесс взаимодействия между людьми обладает порождающим эффектом. Это порождение обусловлено тем, что человек ориентируется на свое отношение к другому, рассчитывая на симметричность своего предпочтения, что в психологии получило название «презумпции взаимности».

Обобщая вышесказанное, можно заключить, что доверие-как-отношение - это определенная готовность к проявлению доверия еще до акта общения; готовность, основанная на прошлом опыте общения с данным человеком и детерминированная социальным статусом, ролью реципиента по отношению к коммуникатору. Поскольку в любом акте общения или взаимодействия доверие присутствует как условие этого общения, то его количество или мера определяет качественную сторону общения или взаимодействия. Чем выше уровень взаимного доверия, тем сильнее выражена связь в отношениях между людьми.

Безусловно, полное взаимодоверие между субъектами взаимодействия возможно только в пространстве единой психологической общности «мы». В жизни индивиды чаще всего прогнозируют, кому, что и насколько они могут доверить. Поэтому основными формально-динамическими характеристиками доверия как относительно самостоятельного социально-психологического явления остаются мера, избирательность и парциальность.

· Открытая демонстрация своих намерений.

· Проявление теплоты и доброжелательности по отношению к партнеру.

· Деловая компетентность.

· Убедительные манеры.

· Устранение недопонимания.

Коммуникативные барьеры

Может возникнуть препятствие, которое мешает передать или получить информацию.

Коммуникативные барьеры – это психологическое препятствие на пути адекватной информации между партнерами по общению.

К ним относятся:

- социальные барьеры – политические, религиозные и т.д. Они порождают непонимание, подозрительность, ведущие к блокированию межличностного общения;

- этнокультурные барьеры – национально-культурные особенности, сильно влияющие на восприятие других народов. Свои традиции и привычки воспринимаются как норма, их отсутствие у других – как недостаток;

- психологические барьеры – индивидуальные особенности (замкнутость, нерешительность, застенчивость, конфликтность, назойливость, вздорность и др.); психологические отношения общающихся (взаимная симпатия, неприязнь, несовместимость и др.); отсутствие необходимых навыков общения.

Выделяют три типа барьеров:

1. Барьер избегания. Информация не доходит до реципиента, он ее избегает. Выделяют избегания:

- физическое избегание (уход, опускание взгляда, игнорирование, переход на другую сторону улицы и т.п.).

- психологическое избегание – это механизм забывания, механизм психологической защиты организма (особенно ярко проявляется у детей в начальной школе).

Пути преодоления этого барьера:

Важно управлять вниманием собеседника, главное при этом разрешить две взаимосвязанные проблемы:

- привлечь внимание

- удержать внимание

На внимание больше всего влияют следующие факторы:

- актуальность и важность информации

- новизна информации

- нестандартность подачи информации

- неожиданность

- интенсивность подачи информации

- звучность голоса и его модуляция.

Рассмотрим приемы для привлечения внимания:

- «прием нейтральной фразы». Фраза не связана с проблематикой, но будет значима для собеседника (Для студентов: «Итак, запишем…»).

- «прием завлечения». Говорящий произносит что-то трудно воспринимаемое на

слух (не слышно или неразборчиво) à внимание концентрируется. Но не надо перебарщивать этим, так как аудитория устает.

- и многие другие приемы.

Приемы удержания внимания:

- «прием навязывания ритма». Постоянно изменяется характеристика голоса и речи (громко-тихо, быстро-медленно). Выступающий сам вырабатывает характер.

- «прием акцентировки». Когда существуют определенные фразы «Прошу обратить внимание», «Важно отметить», «Необходимо подчеркнуть» и т.д.

2. Барьер авторитета.

Ответная реакция может быть в виде понижения авторитета коммуникатора («Да что вы взрослые понимаете?»)

Информация от более статусного человека будет и более значима, а от менее статусного – менее значима.

Что делать, чтобы поднять свой статус:

- привлекательность внешнего вида (соответственно своему статусу и роли, не надо рядиться в рэппера в 40 лет, для установления контакта с подростком)

- доброжелательное отношение

- компетентность в том вопросе, который будет обсуждаться

- искренность намерений и слов

3. Барьер непонимания.

А) стилистический барьер непонимания.

Информация доходит до собеседника, но в искаженном виде и для него становится неопасной. То есть, нет той степени влияния, которую вкладывал коммуникатор, когда передавал информацию реципиенту.

То есть что-то слышал, но не услышал, как от меня ожидалось.

Что может провоцировать возникновение барьера непонимания?

· Фонетические причины. Когда у коммуникатора дефект речи, акцент, особый диалект. В таких случаях реципиент просто «закрывается», так как приходится прилагать дополнительные усилия, чтобы присвоить когнитивную составляющую несомой информации.

· Стилистические причины. Соотнесение между формой и содержанием. Важно, что информация соответствует окружающей ситуации. Стиль должен соответствовать той аудитории, которая передо мной и т.д.

· Семантические причины. (семантика – значение слов) Когда используются непонятные термины, или термины с многозначной трактовкой.

Для преодоления этого барьера важно правильно струткурировать преподносимую информацию.

Два правила структурирования информации:

- правило рамки. Это правило основано на действии психологического закона работы памяти. Суть: начало и конец любого информационного ряда запоминается лучше, чем его середина, то есть вначале – четко ставится задача, по завершении – обязательно подытожить, причем в том же порядке, как были поставлены задачи.

При первичном общении – важно начало разговора, так как именно здесь производится первое впечатление, формируются ожидания и т.п. В завершении разговора важный момент в определении дальнейшего взаимодействия.

- правило цепи. Содержание общения должно быть выстроено в цепь. Это помогает запомнить информацию и ее структурировать.

- вариант перечисления (1, 2, 3 …)

- ранжирование информации (в начале – о главном, потом о составных элементах этого главного, затем о менее существенных вещах)

- логическая цепь (если …, то тогда можно предположить, что …)

Б) логический барьер непонимания. Это расхождение в логиках коммуникатора и реципиента.

В науке есть формальная логика и математическая логика. В жизни логик значительно больше (женская-мужская, детская-взрослая, логика богатого-бедного и т.д.) И нет правильной или неправильной логики, просто это другой взгляд, под другим углом зрения.

Преодоление этого барьера возможно при соблюдении следующих условий:

- учет логики и жизненной позиции собеседника, посредством правильно построенной беседы.

- правильная аргументация или убеждающая коммуникация.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 274; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.107.90 (0.03 с.)