Слово на второй день рождества христова 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Слово на второй день рождества христова



Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Все обстоятельства, сопровождающие рождение Господа Иисуса Христа, имеют глубокое значение для нас.

1. Об одном из них вы уже слышали: грязная пещера, наполненная навозом, нечистотами, всякими пресмыкающимися, есть образ душевного состояния человечества, в котором оно пребывало после изгнания из рая и находилось во время пришествия Спасителя. Эта темная, нечистая пещера является образом и нашего сердца, преисполненного всякой мерзости, свойств, принадлежащих диаволу. Чревоугодие, пьянство, блуд, нечистота, гордость, тщеславие, осуждение, ненависть друг к другу — все это свойства диавола и все это гнездится в нашем сердце. Но милосердный Господь не возгнушался этой нечистоты и ныне не гнушается ею, приходит к нам, когда мы искренно сознаем свою нечистоту, оплакиваем ее, умоляем Господа, чтобы Он оказал нам милость, очистил нас, сделал бы грязный вертеп нашей души храмом Божиим, которым мы призваны быть по слову апостола: Вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас (1 Кор. 3:16).

2. Вот другое обстоятельство. Пастыри стерегли ночью свои стада. Они не спали. И когда родился Спаситель, то явился им Ангел Господень и возвестил радость великую, возвестил о рождении Спасителя мира Господа Иисуса Христа. Вскоре они и сами увидели новорожденного Богомладенца. Что это значит?

Если бы мы так же бодрствовали над своим сердцем, над своим умом, над своими влечениями, над своего рода «стадом» наших помышлений, чувствований и т. п., как стерегли свои стада ночью пастыри, то и мы сподобились бы явления Ангелов Божиих, и Сам Господь открыл бы Себя нам. Ибо кто от всего сердца молится Господу, достойно причащается Святых Таин, тот сподобляется величайшей, непостижимой милости: Ядый Мою плоть и пияй Мою Кровь во Мне пребывает и Аз в нем (Ин. 6:56), — вот что обещает Господь.

Как пастыри смотрели за овцами, должны мы следить за своими поступками, за своими словами, за своими мыслями, за своими чувствами. И как те пастыри отгоняли волков и воров, так и мы должны были отгонять от своего сердца всякую дурную мысль, всякое дурное чувство, всякое дурное пожелание и насаждать только доброе. Этим мы духовно уподобились бы евангельским пастырям, и к нам пришли бы Ангелы Божии, как являются они святым угодникам, и они утешили бы нас, очистили наши души и наше сердце из грязного вертепа сделали бы храмом Божиим, в котором почил бы Дух Божий со Отцом и Сыном.

3. Еще одно обстоятельство — это звезда Вифлеемская. Волхвы с Востока, ожидавшие рождения Царя иудейского, увидев звезду, отправились в далекое и чрезвычайно трудное, опасное по тем временам путешествие, чтобы достигнуть новорожденного Царя, поклониться Ему и принести Ему дары от чистого сердца.

Звезда Божия — Божественный Промысл — руководит и каждым христианином. Господь смотрит за каждым из нас. Никто не оставлен Господом. Как мать жалеет своих детей, как мы страдаем при болезни любого члена нашего тела, так Господь жалеет каждого человека, каждого грешника. И радуется Господь, и радуется все небо об обращении и спасении каждого человека. Радость бывает на небе, говорит Господь, о едином грешнике кающемся. И как волхвов Господь вел звездою и привел сначала в Иерусалим, а затем и к самому месту, где находился Спаситель, так и каждого из нас постепенно ведет Он ко спасению.

Если бы мы были внимательны к своей жизни, особенно к прошедшим годам, то увидели бы, как Господь промышляет о нас: о земном благополучии, насколько нам это полезно, и о вечном спасении нашей души. Множество примеров можно бы привести в подтверждение этого.

Сам Спаситель в Евангелии говорит, что волос не упадет с головы человека без воли Божией — так внимательно следит Господь за каждым из нас, так жалеет во всех земных делах наших, так хочет спасения каждому самому отчаянному грешнику. Господь устраивает все наши обстоятельства таким образом, чтобы человеку было легче всего познать себя, т. е. свое рабство страстям, свою неспособность совершить ни одного доброго дела, не отравленного грехом, свое духовное бессилие, и через обращение к Нему, через покаяние спастись. Вот один из примеров. Вышла верующая замуж. Муж оказался пьяница, безбожник, ругатель, оскорбляет жену, ругает и портит детей. И вот Господь, долготерпя, удаляет, наконец, мужа из семьи: или он сам уходит, или умирает и, таким образом, дает возможность матери, познавшей свои немощи, воспитать и детей истинными христианами.

Иногда человек находится в таких обстоятельствах, что в данном городе, в данном месте не может спастись. И тогда Господь устраивает так, что этому человеку, этой семье возникает необходимость переселиться в другое место. Там встречаются верующие люди, которые становятся друзьями и содействуют укреплению веры. Там, может быть, вблизи окажется и церковь, и какой-нибудь духовно верующий человек, который помогает этой семье спастись.

Посмотрите на свою прошлую жизнь, и вы увидите, как много Господь делает для того, чтобы облегчить нам спасение. Вот человек, страдающий пьянством, развращенный, все свободное время тратит на искание удовольствий в пьянстве и разврате. Милосердный Господь видит это, жалеет его семью, жалеет и этого человека. Что с ним делать? Господь посылает ему такую болезнь, что он ни о водке, ни о разврате уже и не помышляет. Напротив, начинает задумываться о прошлой жизни, о ее бессмысленности, начинает каяться в своих согрешениях, исповедует их и таким образом спасается.

Так, во множестве случаев можно заметить непрерывное промышление Божие о каждом человеке, о каждой семье. Когда происходит какое-либо, особенно скорбное, событие, мы часто не понимаем, почему оно случилось, часто ропщем: за что Господь пожар послал или болезнь, почему недостаток в необходимом — а когда впоследствии посмотрим на свою прошлую жизнь, то увидим, как милостив был Господь, как он премудро содействовал нашему спасению. Каждого человека своя звезда, свои обстоятельства ведут к Господу Иисусу Христу, ведут к Спасителю нашему, который нас очищает, прощает, освящает, превращает вертеп нашего сердца в храм Божий.

Поэтому мы должны веровать в Господа и со своей стороны содействовать своему спасению: благодарить Господа и за Его воплощение, и за Его страдания ради нас, и за Его постоянное промышление о нас, должны показать свою взаимную, ответную любовь к Нему исполнением Его святых заповедей. Если же мы не исполняем их, то Господь вынужден бывает посылать нам особые обстоятельства, чтобы помочь нам одуматься и покаяться.

Большей любви Господь не мог оказать человечеству, как послать Сына Своего Единородного, чтобы Он родился среди грязи, жил среди нечистых, злобных, жестоких людей, чтобы претерпел всякие поругания и затем крестную смерть ради нашего спасения.

Господь принес эту жертву, желая, чтобы мы хоть несколько оценили ее, чтобы возблагодарили Господа, показали свою ответную любовь к Нему стремлением к собственному спасению, понуждением себя к исполнению Его заповедей или, во всяком случае, искренним покаянием, сокрушением о своих грехах, слезами о том, что мы постоянно нарушаем Его волю, постоянно удаляемся от Него, прячем от Него свои преступления.

Возблагодарим же Спасителя нашего, пришедшего на землю, пострадавшего за нас. Не будем роптать, когда Господь пошлет нам скорби и болезни, ибо это и есть та звезда, которая ведет нас ко спасению.

Понудим себя читать Слово Божие и исполнять его, ибо блаженны так поступающие, говорит Господь. Они наследуют Царствие Божие, пребудут в обществе святых, обществе Матери Божией, сделаются сынами Божиими и участниками вечного блаженства. Аминь.

Слово на Обрезание Господне

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

По закону Моисееву, закону, данному Самим Господом еще Аврааму, каждый из народа Израильского должен был подвергнуться особой кровавой операции. Она распространялась на все лица мужского пола. Совершалось так называемое обрезание. Знак обрезания оставался на всю жизнь. Он был напоминанием о том, что этот человек является членом избранного Богом народа.

Но почти все, что совершалось в Ветхом Завете, являлось лишь тенью, указывавшей на сам предмет, который должен вот-вот появиться. Ветхий Завет все время говорит о грядущем Новом Завете. Многое, происходившее в Ветхом Завете, иногда явно, иногда прикровенно указывало на события, которые должны были совершиться с пришествием Спасителя нашего Господа Иисуса Христа и после Него. Так и обрезание телесное служило внешним знаком нового обрезания в Новом Завете, обрезания уже не телесного, а духовного. В чем состоит это духовное обрезание?

Господь Иисус Христос неоднократно говорил: Кто хочет идти по Мне, — т. е. за Господом Иисусом Христом в Царствие Божие, в славу Божию, — тот должен отвергнуться себя и, взяв свой крест, следовать за Мной (см.: Мф. 16:24). Вот это отвержение себя и есть духовное обрезание. Но что значит отвергнуться себя? — Это значит отвергнуться греха, который так проник в душу и тело каждого человека, что отвергнуть его равносильно отречению от самого себя.

Человек преисполнен всяких страстей, которые въелись в него, как раковая болезнь въедается в тело, растет в нем, и лишь тяжелая и болезненная операция может спасти больного. Так и грех необходимо как бы оперировать, обрезать, т. е. отрезать от себя, вырезать его, чтобы человек стал здоровым.

Как без обрезания, которое совершалось во времена Ветхого Завета на 8-й день после рождения мальчика, он не мог войти в общество избранного народа, так и без духовного обрезания христианин не может войти в общество нового избранного народа— Церковь Христову.

Мы должны постоянно, ежедневно, можно сказать, ежеминутно совершать над собой эту духовную операцию. Вот примеры, показывающие, как мы можем совершать над собою духовное обрезание. Человек сел за стол, разыгрывается аппетит, и хотя он давно уже сыт, но все продолжает набивать себе желудок, если можно, и выпивает и в конце концов превращается из человека в какое-то животное. Еще хуже обстоит дело с всякими плотскими, блудными ощущениями и пожеланиями. Так и в других грехах.

Человек должен осознать эти свои болезни и как бы обрезать их: воздерживаться от объедения, от пьянства, от всяких блудных дел — отрезать их от себя. Большей частью, однако, он не может этого сделать над собой, ибо сделался рабом греха, рабом диавола, который к каждому греху обязательно присасывается и разжигает человека, касается его нервов, тела и, если Господь позволяет, даже ума, извращает его так, что тот способен, например, объесться или опиться до тяжких страданий, до смерти.

Еще пример. Вот пришла мысль в праздник куда-нибудь пойти. Ясно, что если человек пойдет к соседу или друзьям или родственникам, то обязательно там наговорит, налицемерит, пересудит, а то и напьется и т. д. И если он был в этот день в церкви, приобщился несколько благодати Божией, получил душевное облегчение, то, пойдя к другим, все растеряет и приобретет там прямо противоположное — бесовское настроение. Поэтому человек должен в самом начале обрез а ть все эти греховные помыслы, желания и намерения. Шесть дней делай и сотвориши в них все дела твои, — говорит Господь, — день же седьмый, праздник, Господу Богу твоему (см.: Исх. 20: 9–10). Поэтому старайтесь в день воскресный, праздничный никуда не ходить, сидите дома, читайте Слово Божие, если есть возможность и обстановка позволяет, вслух или про себя помолитесь, поддержите то духовное настроение, какое вы получили в храме, а не бегайте во все стороны, не празднословьте, не осуждайте и проч.

Вот мы вышли из храма, помолившись как будто, но идем по улице и что делаем? Смотрим: кто это такой, разглядываем его или кто как одет, какое у него лицо, кто красивый, кто молодой, а то и в окно заглянем. Итак, пока человек дойдет до дома, тысячу грехов совершит. Поэтому каждую мысль, которая рассеивает, заставляет нас смотреть, слушать и видеть то, чего не следует, нужно отсекать от себя, обрезать.

А зависть, а ложь, а обман, а тщеславие и проч. и проч.! Сколько грехов прицепилось и присосалось к человеку, сделалось как бы его частью, и лишь с большой болью, с большим трудом, призывая на помощь имя Божие: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй, помоги мне», — только с молитвою, напряжением, усилием можно отсечь их от себя.

Вот почему Евангелие говорит: Царствие Божие силою, усилием, напряжением берется (см.: Мф. 11:12). Человек все время должен находиться во внимании, взывать: «Господи, помилуй». Что значит говорить «Господи, помилуй»? Значит бодрствовать, т. е. следить за собой, бороться со всяким греховным не только делом, но и словом, и помыслом, и ощущением, отсекать их от себя, отрезать. Не можешь сам — большей частью мы этого не можем сделать, настолько мы уже попали в рабство греху, погрязли в нем, — так взмолись: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помоги мне». Так, человек должен всю жизнь от юности до смерти ежедневно, ежеминутно следить за собой, не давать воли ни глазам, ни ушам, ни особенно языку, никаким влечениям, не позволять себе никаких мечтаний, а все дурное отвергать от себя, отсекать, уничтожать с помощью призывания имени Божия, имени Господа Иисуса Христа.

С великим сожалением нужно сказать, что люди как будто бы разумные, стоящие в глазах многих как бы впереди, не понимают того, о чем сейчас я вам говорю. Какая-нибудь прихожанка считает, что если она побывает в церкви, если дома акафист почитает и Псалтирь и еще поклончики когда-нибудь сделает или полунощницу вычитает да домашние дела выполняет, то она уже все сделала и выше ее никого нет. Она всех осуждает, не видя того, что всю свою жизнь никогда не боролась с грехом, не следила за собой, не очищала себя, не трудилась над этим. А потому и остается полна всех грехов: и чревоугодия, и пьянства, и блуда, нечистоты всяческой, и зависти, гордости, осуждения, празднословия, ненависти, вражды, злопомнения. Так часто человек, будучи исполнен всех грехов, всякой мерзости, будучи отвратителен для Господа, считает себя праведником, потому что он, видите ли, в церковь ходит, иногда Псалтирь открывает, акафисты читает. Какая ослепленность!

Разве в этом задача христианской жизни? И акафисты, и богослужения, и молитвы, и посты — все дано Церковью лишь для того, чтобы помочь человеку выкинуть из себя всякую мерзость, помочь ему «обрезать» себя, взять на себя крест борьбы с грехом. То есть все это лишь средства, а цель — очищение от греха, очищение и ума, и сердца, и тела. Если же очищения не происходит, а зн а ком его является все большее смирение человека, то все эти средства превращаются в источник гордыни и губят его окончательно. Само же очищение происходит с борьбой, ибо без нее нет и добродетели. И Господь помогает в этом самыми разнообразными способами: и скорбями, и радостями. Сколько милостей ниспосылает Он нам в жизни, даже в самых, казалось бы, мелких житейских делах, знает каждый внимательный христианин. Но попускает и скорби, поскольку без них мы забываем обо всем: и о душе, и о вечности, и о Боге.

Не может человек, например, побороть чревоугодие или пьянство, или блудодеяние — Господь посылает ему болезнь. Гордится человек, тщеславится — Господь унижает его пред всеми так, что он делается в глазах людей самым последним. Если христианин привязан к земному и все свои силы, все свои желания, все мечты направляет к тому, как бы приобрести правдою или неправдою, воровством, обманом — любыми средствами приобрести земное благополучие, то Господь отнимает все то, что он имеет. Так к нашим трудам, к нашей собственной борьбе с грехом посылает Господь еще и невольные скорби как помощь в этой борьбе. Из этой постоянной личной борьбы с грехом и невольных скорбей и складывается крест для каждого из нас.

Если христианин действительно понимает свое назначение и значение скорбей, то он безропотно несет свой крест. А если не понимает этого, начинает роптать и судить Самого Господа — за что мне Он посылает скорби, болезни и т. п., разве я хуже других, — то остается вне Царствия Божия.

В Евангелии Господь постоянно говорит о том, чтобы мы бодрствовали, следили за собой, несли свой крест борьбы с грехом и терпения скорбей, чтобы мы отвергались себя. Если Сам Господь ради нас был распят на кресте, сделался Агнцем Божиим, вземлющим грехи мира, если Он за нас пострадал, то и мы, христиане, должны понести свой маленький крестик и пострадать в борьбе с грехом для очищения себя, чтобы сделаться достойными войти не в какое-нибудь место, подобное земному, а в само Царство Божие, в общение с Господом, сделаться детьми Божиими. Но для этого нужно потрудиться, нужно возлюбить и возблагодарить Господа и умолять Его, чтобы Он помог нам очиститься от грехов, дал нам силы на безропотное несение своего креста до конца жизни. И подобно тому, как Господь с Креста сошел во гроб, а затем воскрес, так и нам всем предстоит с креста сойти в гроб, чтобы перейти к Господу в вечное воскресение.

Так должны мы в течение всей земной жизни отвергаться себя, «обрезать» всякий грех, нести без ропота, с благодарностью крест, который возложил на нас Господь, умолять Его, чтобы Он помог нам провести жизнь по-христиански, по-христиански умереть и наследовать уготованное от создания мира всем истинным последователям Христа Царствие Божие, где все просветятся как солнце, неизреченной радостью Божественного Света. Аминь.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 263; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.121.160 (0.018 с.)