Западноевропейская интеграция 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Западноевропейская интеграция



Западная Европа - родина экономической интеграции. Этому способствовали многие факторы: экономическая и политическая близость западноевропейских стран, близкий уровень развития производительных сил, рыночные механизмы, развитие предпринимательской интеграции в форме многочисленных объединений предпринимателей стран Западной Европы. Западноевропейской интеграции способствовали и внешние факторы - стремление противостоять конкуренции США, распад колониальной системы, создание СЭВ.
Экономическая интеграция западноевропейских стран прошла длинный и сложный путь, который завершился созданием экономического и валютного союза ЕС и введением единой валюты евро.

  • Они начали с отраслевой интеграции: в 1951 г. было создано Европейское объединение угля и стали (ЕОУС)
    Основным содержанием интеграции угольно-металлургической промышленности явилась унификация национальных систем государственного регулирования соответствующих отраслей промышленности, создание общего рынка угля и стали, установление общих норм и правил, нацеленных на развитие производства и конкуренции. Положительные результаты деятельности ЕОУС вдохновили его участников на дальнейшее развитие интеграции.
  • В 1955 г. был подписан меморандум, в марте 1957 г. состоялось подписание Римского договора о создании Европейского экономического сообщества (ЕЭС), которое теперь называется Европейский союз (ЕС) в составе тех же 6 государств, которые вошли в ЕОУС. Договор вступил в силу 1 января 1958 г., в том же году был создан Евратом.
    В Римском договоре были обозначены основные цели ЕС и направления его деятельности. Главная задача на ближайшие 12 лет состояла в создании общего рынка путем постепенного введения свободного взаимного перемещения товаров, услуг, капиталов и рабочей силы, а также введения единого внешнего тарифа. В договоре были сформулированы общие цели единой аграрной политики, а также задачи в области социальной, региональной, энергетической политики, ассоциации ЕС со странами Африки.
  • В 1959 г. была подписана Стокгольмская конвенция, и с 1960 г. начала формироваться Европейская ассоциация свободной торговли (ЕАСТ) в составе Великобритании, Австрии, Дании, Норвегии, Португалии, Швеции, Швейцарии. Появление двух интеграционных объединений в Западной Европе значительно ускорило интеграционных процесс. Уже к концу 1966 г. в ЕАСТ была введена свободная торговля для стран-членов. В 1968 г. был создан Общий рынок ЕС. В 1977 г. была сформирована зона свободной торговли стран, входящих в обе группировки.
  • В 1985 г. страны ЕС приняли Единый европейский акт, который вступил в силу в 1987 г. В нем предусматривалось углубление взаимного сотрудничества во всех областях. Было предусмотрено создание Единого внутреннего рынка (по типу национального рынка) к концу 1992 г., что и было выполнено. В ноябре 1993 г. вступил в силу Маастрихтский договор, который предусматривал поэтапное создание экономического и валютного союза с введением единой валюты. 1 января 2002 г. в 12 странах Европейского союза была введена в обращение единая валюта евро. В еврозону не вошли Великобритания, Дания и Швеция.
  • В 1994 г. страны ЕС и ЕАСТ образовали единое экономическое пространство по типу зоны свободной торговли. Таким образом, все страны Западной Европы интегрированы. Внутри этого объединения действуют две группировки ЕС и ЕАСТ, 12 стран ЕС образуют еврозону. Страны ЕС добились существенных успехов во всех областях, в том числе в аграрной сфере; они много сделали в социальной, региональной политике и т.д. Число участников ЕС увеличилось до 15, число ассоциированных членов, куда входят страны Африки, Карибского и Тихоокеанского бассейнов, увеличилось до 69.

Единая аграрная политика ЕС

Одним из важнейших направлений общей экономической политики ЕС является единая аграрная политика. Она представляет собой согласованные действия стран ЕС по обеспечению стабильности поставок сельхозпродукции по стабильным ценам, повышению производительности сельскохозяйственного производства, поддержанию жизненного уровня фермеров и обеспечению приемлемых цен для потребителей.

  • В Римском договоре были сформулированы общие цели аграрной политики:
    • добиться повышения эффективности сельского хозяйства путем содействия техническому прогрессу и рациональной организации производства, в том числе за счет рационального использования земли и рабочей силы;
    • обеспечить справедливый уровень доходов занятым в сельском хозяйстве и устранить существующий разрыв в доходах в сельском хозяйстве и в других отраслях экономики;
    • добиться стабилизации рынка аграрных продуктов; обеспечить приемлемые потребительские цены;
    • гарантировать снабжение населения продовольствием на основе самообеспечения большинством продуктов сельского хозяйства умеренной климатической зоны.

Эти задачи были в основном выполнены менее чем за 10 лет.

Главные направления единой аграрной политики были определены еще в 1958 г. на конференции министров сельского хозяйства стран-членов ЕС. Единая аграрная политика разрабатывалась на основе сравнительного анализа национальных норм аграрной политики стран-участниц, оценки их ресурсов и потребностей.

  • В 1960 г. был представлен план комиссии ЕС, в котором предлагалось следующее:
    • единая аграрная политика вместо национальной;
    • ускоренное создание единого сельскохозяйственного рынка (за 6 лет), введение единых цен на сельскохозяйственную продукцию выше мировых;
    • проведение структурной политики, направленной на создание высокорентабельного сельского хозяйства;
    • создание единого фонда;
    • введение общей торговой политики.

Реализация единой аграрной политики началась с 1960 г. Основные механизмы ее осуществления - единые цены, свободная взаимная торговля сельхозпродукцией; единое финансирование; единая политика в отношении третьих стран. Для финансирования единой аграрной политики в 1962 г. был создан Европейский фонд ориентации и гарантии сельского хозяйства (ФЕОГА), средства которого формируются из взносов стран-участниц и поступлений от компенсационных сборов на импорт из третьих стран.
Средства фонда делятся на две части: одна предназначается для ориентации, другая для гарантии сельского хозяйства. Средства для ориентации составляют до одной трети средств фонда. Они предназначены для повышения продуктивности и модернизации; для осуществления структурных преобразований сельского хозяйства; для проведения мелиоративных и других работ по улучшению земельных участков; для строительства предприятий по переработке сельхозпродукции, холодильников, складов, торговых центров.
В соответствии с единой аграрной политикой предпринимались меры для ограничения производства в избыточных отраслях. Выкорчевывались сады и виноградники, молочные хозяйства переориентировались на мясные; сокращалось число сельскохозяйственных предприятий. Средства гарантии предназначены для поддержания гарантированных закупочных цен и субсидирования экспорта.
Внешнеторговая аграрная политика означает введение единых правил и единого таможенного тарифа в отношении третьих стран. В связи с этим были введены компенсационные сборы, которые представляли собой разницу между мировой и более высокой внутренней ценой. При экспорте сельскохозяйственной продукции производитель получает субсидию из того же фонда, которая позволяет продавать продукты на внешних рынках по более низким мировым ценам. В случае нехватки импорта предоставлялись дополнительные субсидии на импорт; в первые годы действия аграрной политики допускалось ограничение экспорта.
К концу 1960-х гг. ЕЭС добилось самообеспеченности по всем основным продуктам, кроме говядины и кукурузы. Самообеспеченность по ряду товаров превышала 100%, в том числе по сахару, молоку, птице. Цены на излишки замораживались, на недостающие - повышались.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 531; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.239.123 (0.006 с.)