Система государственной власти в стране 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Система государственной власти в стране



 

Одной из важных характеристик единства Российской Федерации и конституционного строя в целом является принцип единства системы государственной власти, поскольку он может рассматриваться как конечное следствие того, что в соответствии с Конституцией РФ «носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ». Именно этот принцип в полном объеме гарантирует целостность Российской Федерации, ее суверенитет, обеспечивает слаженное функционирование всего государственного механизма по осуществлению функций Российского государства во всей их полноте и многообразии.

Реализация данного принципа выражается в том, что федеральные органы государственной власти и органы власти субъектов федерации, действуя как самостоятельные структуры, выступают как единая государственная система. Это, в свою очередь, может достигаться единообразным соблюдением следующих основных принципов: производности полномочий субъектов федерации от полномочий федеральных органов государственной власти, наличия совокупности организационно-правовых форм сдерживания и противовесов, при наличии которых все государственные органы различных уровней, сообразно своим функциям, в различных формах участвуют в осуществлении единой государственной политики, разработке законов и контроле за их исполнением на всей территории Российской Федерации. Такое единство проявляется в определенном структурном сходстве федеральных органов государственной власти и органов власти субъектов федерации. Приведенные аргументы позволяют сделать вывод о том, что в своей деятельности органы власти субъектов Российской Федерации должны исходить из общепринятой схемы взаимоотношений федеральных органов исполнительной и законодательной власти, ориентируясь при этом на соблюдение общих принципов и форм их деятельности.

Важнейшим и необходимым условием эффективного обеспечения территориальной целостности и единства Российской Федерации является их гарантированность. При этом следует иметь в виду, что гарантии могут быть как правовыми и организационными, так и внешними и внутренними в зависимости от сфер их действия. Необходимо сразу оговориться, что в настоящем исследовании рассматриваются только внутренние гарантии, то есть направленные на защиту и обеспечение территориальной целостности Российской Федерации от угроз внутреннего характера. Отметим, что внешние гарантии обращены во вне государства и призваны не только подчеркнуть неприемлемость, чьих бы то ни было притязаний на территорию Российской Федерации, но и решимость государства защищать ее в случае нападения извне имеющимися силами и средствами. Внутренние же гарантии имеют целью сохранение единства и территориальной целостности Российской Федерации и соответственно направлены внутрь государства, то есть на обеспечение защиты единства и территориальной целостности от угроз внутреннего характера.

Поскольку предметом исследования является деятельность по обеспечению единства Российской Федерации и ее территориальной целостности, рассмотрим подробно гарантии, обеспечивающие территориальную целостность федеративного государства.

Одной из первостепенных гарантий территориальной целостности федеративных государств выступают содержащиеся в их конституциях положения о составе территории федерации и территорий, которые могут быть включены в состав государства в будущем. В этой связи заслуживает внимания и рассмотрения опыт зарубежных государств в применении ими гарантий территориальной целостности. Так, например, в пункте 2 статьи 2 Конституции Австрии ограничивается именным перечислением земель, а в пункте 1 статьи 3 лишь упоминается о том, что территория федерации включает в себя территории ее земель. Можно отметить, что наиболее полно определив, и законодательно закрепив, состав территории федерации, зарубежные Конституции закладывают основу обеспечения территориальной целостности государства.

В зарубежных конституционных актах законодатели стараются наиболее полно определить правовые основы территориальной организации государства. При этом одним из основных факторов, имеющих особое значение для территориального единства федерации, является конституционное закрепление за федеральными представительными органами исключительного права на принятие решений по вопросам территориального устройства государства.

Помимо этого, большое значение в государствах с федеративным устройством придается концентрации полномочий по решению вопросов, касающихся защиты целостности государства от внутренних посягательств на территориальную целостность, исключительно в руках федеральных органов, что объясняется четким осознанием содержания этих полномочий, состоящих в закреплении за Федеральными органами помимо права обязанности защищать всеми доступными способами внутреннюю целостность государства. При этом основным критерием выступают интересы национальной безопасности государства.

 

 

Заключение

 

Проблема сохранения территориального единства Российской Федерации, в том числе, может рассматриваться с точки зрения исторического и социально-политического аспектов.
Процесс присоединения территорий к России не всегда носил добровольный характер. Такой способ расширения границ государства являлся традиционным. Более сильные общности в своих интересах, защищаясь от внешних врагов и в поисках новых источников благ, старались подчинить себе соседние государства и народности. Поэтому вопросы о недостойной государственной внешней политике или об угнетении (порабощении) народов нельзя считать актуальными в современном обществе.
Исторический и социально-политический аспект проблемы целостности территории Российской Федерации имеет две стороны. С одной стороны, некоторые исторические события и сложная социально-экономическая ситуация в регионах усугубляют национальный вопрос, а с другой, целостность Российской Федерации способствует общей безопасности и процветанию всех народов, проживающих на её территории.
Но, трудно даже гипотетически представить, что каждый из 85 «равноправных» субъектов Российской Федерации может провозгласить верховенство своих актов над федеральными, право сецессии и другие прерогативы государственного суверенитета. Согласно Конституции Российской Федерации, ни один субъект Федерации не обладает этим правом: территория Российской Федерации неприкосновенна (ч.3, ст.4 Конституции РФ); «федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации» (ч.3, ст.5 Конституции РФ) (а не за ее пределами).

 

Список использованной литературы

 

1. Арон Р. Демократия и тоталитаризм. - М., 1994.

2. Алленова О. Чечня рядом: война глазами женщины. – СПб.: Питер, 2008.

3. Бабурин С.Н. Территория государства. Правовые и геополитические проблемы. – М.: МГУ, 2003.

4. Бауэр О. Национальный вопрос и социал-демократия. – М., 2004.

5. Бердяев Н.А. Проблемы идеализма. – М., 2001.

6. Вебер М. Хозяйство и общество. - М., 2005.

7. Иноземцев В.Л. Пределы «догоняющего» развития. – М., 2000.

8. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура, 2000.

9. Касьянова К. О русском национальном характере. - М.: Институт национальной модели экономики, 2001.

10. Каутский К. Национальность нашего времени. – М., 2000.

11. Кочетов Э.Г. Глобалистика. Теория, методология, практика, Норма, Инфра-М, 2002.

12. Кропоткин П.А. Государство и его роль в истории. – М., 2002.

13. Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс. – М., 2000.

 


[1] Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Федеральный закон от 06.10.1999г. № 184- ФЗ.

[2] См.: Бабурин С.Н. Территория государства. Правовые и геополитические проблемы. – М.: МГУ, 2003. – 390с.

 

[3] См.: Алленова О. Чечня рядом: война глазами женщины. – СПб.: Питер, 2008. – 23с.

[4] См.: Арон Р. Демократия и тоталитаризм. – М., 1994. – 94с.

[5] См.: Елизарьев В. Н. История Сахалина и Курильских островов в российско-японских отношениях. Южно-Сахалинск, 2002. – 156с.

[6] Цит. по Сталину И. Марксизм и национальный вопрос. - Соч., т.2, М., 1946, с.296-297.

[7] Цит. по Бауэру О. Национальный вопрос и социал-демократия. 422с.

[8] Цит. по Ортегу-и-Гассету Х. Восстание масс. 345с.

[9] См.: Касьянова К. О русском национальном характере. - М.: Институт национальной модели экономики, 2001. - 267с.

[10] Цит. по Кочетову Э.Г. Глобалистика. Теория, методология, практика, Норма, Инфра-М, 2002.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 192; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.231.245 (0.008 с.)