Колониальная политика британских властей в Индии. Структура колониального аппарата и системы земельного налогообложения. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Колониальная политика британских властей в Индии. Структура колониального аппарата и системы земельного налогообложения.



Заминдари (помещик) В 1793 г. генерал-губернатор Бенгалии и Корнуоллис внезапно, вопреки советам высших чинов Калькутты, ввел свои закон о постоянном землеустройстве,. По словам Корнуоллиса, его закон предусматривал «признание индийских замин-даров наследственными владельцами на вечные времена». Вместе с тем заминдары должны были вносить в казну 9/ о того земельного налога, который был ими собран в 1790 г., причем эта сумма тоже фиксировалась «на вечные времена» вне зависимости от действительно взимаемой ренты. В случае недоимки заминдарские владения могли быть проданы с молотка. Введением этого закона Корнуоллис стремился обеспечить на ближайшие годы высокие налоговые поступления в казну, а также создать классовую опору колониальному режиму среди местного населения, отказавшись в пользу заминдаров от доходов, связанных с ожидаемым развитием земледелия и ростом номинальной суммы ренты.Однако на деле закон ликвидировал феодальные крестьянские права на землю, закрепив ее как частную собственность заминдаров. При продаже заминдарского имения все существовавшие прежде «соглашения между заминдаром и земледельцами» о размере ренты считались расторгнутыми, новый замиидар имел право повышать ренту.Средства, полученные от феодальной эксплуатации крестьян, индийские заминдары расходовали обычным для феодалов образом, т. е. растрачивали на непроизводительные затеи (развлечения, содержание свиты и т. п.).. В 1799—1800 гг. крестьяне восстали против обложения их земель новым налогом, захватили несколько местечек и деревень и грозили ворваться в город Миднапур. Налог был отменен, и принудительная распродажа имений приостановлена. Эти восстания возникали стихийно, носили локальный характер и поэтому быстро подавлялись. Однако они свидетельствовали о тяжелом положении, в котором оказалось крестьянство (а также старые феодальные роды) в результате введенной Корнуоллисом земельно-налоговой системы.Введением постоянного землеустройства английские колонизаторы юридически оформили процесс хозяйственных изменений, который начался в связи с завоеванием Бенгалки. Английские завоеватели лишили политической власти господствовавший класс феодалов и стали приспосабливать социально-экономический строй феодальной Индии к потребностям капиталистической метрополии. Система райятвари В конце XVIII в. на землях Мадрасского президентства англичане тоже ввели систему постоянного землеустройства; однако на территории, захваченной у Майсура, колонизаторы не собирались закреплять земли за теми феодалами, которые боролись против них. Поэтому там в 1793 г была введена другая земельно-налоговая система, получившая впоследствии название «раиятвари». В 1818—1823 гг. эта система распространилась на те земли Мадрасского президентства, где еще не было введено постоянное землеустройство.По системе раиятвари английские колонизаторы признавали землевладельцами не заминдаров, а мирасдаров (т. е. полноправных общинников), а также вое категории крестьян, которые хотя и не имели прав мирасдаров, но платили земельный налог непосредственно государству.По системе раиятвари выгоны и пустоши, принадлежавшие ранее общине, были экспроприированы государством. Крестьяне лишались возможности бесплатно пасти свой скот и собирать кустарник на топливо. На основе колониальной государственной собственности на землю английские власти стали рассматривать райятов как своих «бессрочных арендаторов», с которых они были вправе требовать любую арендную плату, т. е. облагать любым земельным налогом. На практике это выразилось в установлении ежегодного земельного налога в размере максимальной суммы, которую индийский крестьянин мох выплатить только при наиболее благоприятном стечении обстоятельств. Система маузаварВ районах Центральной Индии, завоеванных Ост-Индской компанией во время шин с маратхами и выделенных в так называемые Верхние провинции в составе Бенгальского, была введена система, получившая название «маузавар» или «малгузари». Особенностью ее было то, что фискальной единицей и владельцем земли считалась деревенская община в целом. Но налог раскладывался на каждого общинника в Отдельности, я при нарушении хотя бы одного срока внесения налога даже одним общинником принудительно распродавались земли всей деревни. Скупали их обычно судейские или налоговые чиновники, таким образом превращавшиеся в заминдаров, отличавшихся от бенгальских только тем, что суммы, которые они должны были вносить в казну, периодически пересматривались и увеличивались.

 

30. Пол-ка брит. колониальных властей в 70—80-х годах Перед лицом усилившихся стихийных выступлений кр-ва и зарожд-я буржуазно-нац. дв-я англ. колонизаторы еще теснее сближались с реакц. си­лами Индии — князьями, поме-ками, компрадорами — и стре­м.разжечь вражду м/у индусами и мусульм. В 1877 г. в Дели состоялась торжеств. церемония про­возгл-я королевы Виктории императрицей Индии. Съехав­шиеся со всей Индии князья принесли присягу верности Вик­тории. Церемония д. б. подчерк. дальн. сбли­жение м/у англ. короной и вассальными князьями. В 1878 г. глава англ. адм-и в Индии, кот. отныне стал именоваться вице-королем, провел закон о пе­чати на нац. языках Индии, ставивший газеты под строгий контроль колониальных вл-й. Через год последовал акт об огнестрельном оружии, лишавший индийских кр-н права иметь даже охотничьи ружья, необх. для защиты от тигров и других хищных зверей. Одновр. колониальные вл-и маневрировали, пыта­лись созд. иллюзию уступок индийской обществ-ти, на­деясь привлечь на свою сторону предст-лей нарождавшейся индийской бурж-и. В начале 80-х годов был издан закон о местном самоупр-и, по кот. гор. муниципали­теты избирались состоятельными слоями горожан, но реальная вл-ь по-пр. оставалась в руках градоначальника-англи­чанина. Тогда же в сельских р-нах были созданы выборные окружные упр-я. К участию в выборах допускались т. землевл-цы. Позднее (в 1892 г.) был издан закон об индийских законо­д. советах. Начиная с 1861 г. при генерал-губ-ре и губ-рах некот. пров-й в разное вр. были об­разованы советы, состоявшие из чиновников — как правило, англичан. По закону 1892 г. в состав советов стали назначаться и индийцы. Часть членов пров. советов выделялась муниципалитетами и окружными упр-ми. Реальными правами индийские законод. советы не обладали. Стремясь ослабить недовольство кр-ва, брит. власти в 80-х годах распростр. д-е «Закона о пост. аренде» 1859 г. на более широкие слои кр-н-аренда­торов. Эта мера несколько облегчала пол-е зажиточной части кр-н-арендаторов и подд. иллюзии отсталых слоев кр-ва. Учитывая возникн-е буржуазно-нац. дв-я и неизбежность созд-я общеинд. наци. орг-и, англ. вл-и стрем. огр. полит. д-ть имущих классов Индии приемлемыми для брит. кап-ла рамками и по возм-ти привлечь их на свою сторону. Англичане надеялись исп. в своих интересах тесную связь нарождавшейся нац. бурж-и с пом-ками и компрадорами, ее страх перед аграрным дв-м кр-ва. Англ. вице-король Дафферин, управлявший Индией в 1884—1888 гг., установил контакт - с видными обществ. деятелями-индийцами и дал им понять, что не будет чинить препятствий к созд-ю общеинд. умеренной полит. орг-и. Основание Индийского нац. конгресса. 28 декабря 1885 г. в Бомбее в торжеств. обстановке от­крылся учредительный съезд, основавший Индийский нац. конгресс. Примерно половина делегатов состояла из предст-лей высших слоев бурж. интеллиг-и. Дру­гую половину составляли промышленники, купцы, пом-ки. В речах делегатов подчерк. лояльность по отн-ю к брит. колониальным вл-м. В основу тогдашнего устава Нац. конгресса были положены треб-я нац. равноправия англичан и индийцев в Индии и предоставл-я самоупр-я. Эти цели предполагалось достигнуть «конституц. и мирными ср-вами, постепенно реформируя существующую систему упр-я, упрочивая нац. ед-во, поощряя дух обществ. долга, развивая и организуя духовные, мораль­ные, эк. и пром. ресурсы страны». Одна из резолюций требовала введ-я протекц. тамож.тарифов для защиты индийской пром-ти. Нац. конгресс возник как верхушечная, оторванная от масс орг-я, слабо оформленная в организац. отн-и. Роль его рядовых членов сводилась к участию в выборах делегатов на ежегодный съезд. Первые годы д-ть Нац. конгресса ограничивалась агитацией в печати, подачей петиций брит. парл-ту, кампаниями протеста п/в наиб. вопиющих проявл-й произвола ко­лониальных вл-й. Но сам факт созд-я Индийского нац. конгресса свидетельств. о выходе на арену полит. борьбы ин­д. нац. бурж-и. Он выражал бурж. оппозицию колониальному режиму. Вместе с тем логика борьбы превращала Конгресс в символ нац. единства Индии, в силу, противостоящую иноземным колонизаторам. Выступле­ния Нац. конгресса п/в расовой дискриминации и произвола колониальных вл-й пробуждали нац. самосознание индийцев, находили отклик среди нар. масс. Индийский нац. конгресс выражал интересы крупной бурж-и. Но его д-ть неизбежно имела также и пат­риотическое, общедем. сод-е. По мере разв-я кап. отн-й в Индии и роста нац. бурж-и неминуемо обострялись ее про­тивор-я с бурж-й метрополии, а это усиливало оппози­ц-ть Нац. конгресса по отн-ю к Англии. Никакие маневры брит. колониальных вл-й не могли смягчить этих противор-й, порождаемых объект. зако­нами обществ. разв-я в эпоху империализма. Расчеты брит. колониальных вл-й на привлечение на свою сто­рону инд.бурж-и, на превр-е Нац. конгресса в ручную, марионеточную орг-ю оказались не­сост. Вскоре их благожелательное отн-е к Кон­грессу сменилось враждебностью, хотя его легальная д-ть и не была з апрещена.

Одной из важных непосредственных причин, спровоцировавших его, была аннексия генерал‑губернатором Дальхузи в 1856 г. крупного княжества Ауд на севере страны. Дело в том, что наряду с землями, официально и непосредственно подчиненными администрации компании, в Индии существовало 500–600 больших и малых княжеств, статус и права которых были весьма разными. Центром военной мощи компании была бенгальская армия сипаев, на две трети набранная из раджпутов, брахманов и джатов Ауда. Сипаи из этих высоких каст особо болезненно ощущали свое приниженное положение в армии по сравнению со служившими рядом с ними англичанами. Брожение в их рядах постепенно возрастало в связи с тем, что после завоевания Индии компания, вопреки обещанному, не только снизила им жалованье, но и стала использовать в войнах вне Индии – в Афганистане, Бирме, даже в Китае. Последней каплей и непосредственным поводом к восстанию послужило введение в 1857 г. новых патронов, обмотка которых была смазана говяжьим либо свиным жиром. Восстание длилось почти два года и в конечном счете было потоплено в крови англичанами, сумевшими опереться на помощь сикхов, гурков и на другие силы, опасавшиеся возрождения империи Моголов. Справедливо оценив восстание как мощный народный взрыв недовольства не только правлением колонизаторов, но и грубой ломкой традиционных форм существования многих слоев индийского общества, английские колониальные власти вынуждены были всерьез задуматься над тем, как быть дальше. Вопрос был в том, какими методами и средствами добиться уничтожения традиционной структуры. Было ясно лишь одно: резкая насильственная ломка здесь неприемлема; ее следует заменить постепенной и тщательно продуманной трансформацией – с ориентацией, естественно, на европейскую модель. Собственно, к этому и свелась последующая политика англичан в Индии.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 357; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.209.8 (0.005 с.)