Социальные и психологические мотивы конфликтов. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социальные и психологические мотивы конфликтов.



Конфликт — явление социальное, порождаемое самой природой общественной жизни. Он непосредственным обра­зом выражает те или иные стороны социального бытия, место и роль человека в нем.

Социальные связи, свойственные обществу как сложной сис­теме и целостному образованию, имеют устойчивый характер и вос­производятся в историческом процессе, переходя от одного поко­ления людей к другому. Они реальны, поскольку осуществляются при совместной деятельности в определенное время и для дости­жения конкретных целей. К тому же общество не есть простая совокупность индивидов и их взаимосвязей. Представляя собой целостную систему с харак­терным для нее качественным состоянием, оно первично по отно­шению к отдельной личности. Каждый индивид, рождаясь, заста­ет оформленную структуру ранее сложившихся связей и по мере своей социализации включается в нее, усваивает ставшие к тому времени доступными людям знания и ценности, определившиеся нормы поведения.

В процессе взаимодействия индивидов и услож­нения социальных связей на определенной ступени общественно­го развития во взаимных отношениях наряду с сотрудничеством стали проявляться соперничество, конкуренция, психологическая несовместимость, противоположность интересов и выбора средств достижения целей. Межличностный конфликт — один из уходящих в глубины тысячелетий способов взаимодействия чело­веческих существ. Он получил распространение раньше внутриличностного конфликта, так как отношения между отдельными людьми предшествовали общению индивида с самим собой. Назначение конфликта было и есть преодоление чрезмерно обострившихся противоречий, нахожде­ние оптимального выхода из возникшего противостояния, поддер­жание взаимодействия субъектов социальных связей в условиях серьезного расхождения их интересов, оценок, целей.

В ре­альной жизни любой человек, каждая людская общность сталкива­ются с трудно разрешаемыми проблемами, разного рода ограниче­ниями. Человек в процессе взаимодействия с другими субъектами проявляет присущее ему отношение к партнерам, которое всегда накладывает свой отпечаток на характер общения и социальных свя­зей, может порождать противоречия и напряженность, неприми­римость и вражду, деформировать непосредственные контакты.

Сказанное подводит к выводу о том, что конфликт должен вос­приниматься вполне нормальным общественным явлением, свойством социальных систем, процессом и способом взаимодействия людей. Как и человек, общество по самой своей природе не может быть абсо­лютно совершенным, идеальным, бесконфликтным.

Конфликт — явление осознанное, действие обдуманное. Он подтверждает ту истину, что человек принципиально отличается от других живых существ тем, что его намерения и поступки на­правляются не врожденными инстинктами, а целевыми установками, которые вырабаты­ваются им самим в процессе своей жизнедеятельности. Т.о, К. предстает как осознание на уровне отдельного человека, социальной группы или более широкой общнос­ти противоречивости процесса взаимодействия и отношений, раз­личий, а то и несовместимости интересов, ценностных оценок и це­лей, как осмысленное противостояние.

Конфликт — явление широко распространен­ное, повсеместное, вездесущее. Конфликтные ситуации возникают во всех сферах общественной жизни — будь то экономика, политика, быт, культура или идеология. Невозможно представить себе становление отдель­ной личности или деятельность организации без внутренней напря­женности, противоречий, преодоления застоя и косности, столкно­вений и борьбы. Причинами их могут быть, в частности, условия хозяйствования, стечение неблагоприятных для функционирования организации обстоятельств; проблемы трудовой мотивации, связан­ные с оплатой труда, содержанием и престижностью работы, отно­шениями в коллективе между отдельными лицами и социальными группами; структурные нестыковки, обрывы в коммуникативных связях, недовольство работников решениями администрации; эмо­циональные всплески, вызываемые различиями в темпераменте, характере и манере поведения совместно работающих людей, их возрасте и жизненном опыте, нравственных представлениях, уровне образования, квалификации и общей культуры.

Конфликты, как и любые социальные противоречия, явля­ются формой реальных общественных связей, которые как раз и выражают взаимодействие личностей, отношения социальных групп и общностей при несовпадении, несовместимости их потреб­ностей, мотивов и ролей. В этом смысле они не только допустимы, но и желательны, могут быть полезны как источник и фактор об­щественной активности.

Конфликт это такое взаимодействие, которое протекает в форме противостояния, столкновения, проти­воборства личностей или общественных сил, интересов, взглядов, по­зиций по меньшей мере двух сторон. В процессе его развертывания имеют место и действия и контрдействия, так как осуществление намерений участников конфликта неизбежно сопряжено с вме­шательством в дела другой стороны (или сторон), нанесением ей определенного ущерба, преодолением сопротивления, созданием помех, мешающих добиться поставленной цели.

Противодействие сторон присутствует не только в межличнос­тных и межгрупповых конфликтах, но и в процессе автокоммуни­кации человека, при его общении с самим собой, самоорганиза­ции и самопрограммирования. Психологически такая саморегуля­ция обеспечивается внутренним диалогом, который возникает в восприятии, мышлении человека как следствие разных точек зре­ния на его собственные переживания и поступки. По сути, про­исходят тот же спор, расхождение во мнениях, противостояние и противоборство, которые характерны для любого социально обусловленного конфликта.

Кон­фликтное взаимодействие, если оно совершается в созидательных, а не в разрушительных формах, несет в себе конструктивное, про­дуктивное начало. Такой конфликт способствует профессивным изменениям, придает динамизм развитию той или иной социаль­ной системы, приводит в конечном счете к сотрудничеству на ос­нове разумного компромисса.

Конфликт -прогнозируемое явление, подверженное регулированию. Это объяснимо самой природой возникновения конфликтных столк­новений, формами взаимодействия участвующих в них сторон, заинтересованностью в исходе и последствиях противоборства.

Во-первых, конфликтное взаимодействие отличается тем, что противостояние в нем выразителей несовпадающих интересов и целей служит для них одновременно и связующим звеном. Ведь стороны сталкиваются друг с другом в определенной социальной среде, объективные условия и субъективные устремления непре­менно чем-то объединяют конфликтующих.

Во-вторых, любой участник конфликтного противостояния так или иначе должен аргументировать свою позицию, обосновывать притязания и мобилизовывать силы для реализации выдвигаемых им требований.

Задача менеджера заключается не в том, чтобы непременно вос­препятствовать возникновению конфликтной ситуации и пере­растанию ее в конфликт, а в том, чтобы контролировать этот процесс, направляя его в желательное русло. Смысл управления в данном случае сводится к тому, чтобы вовремя распознать истин­ные причины Конфликта, изменить доступными и приемлемыми средствами ситуацию, добиться в конечном счете положительно­го исхода и предотвращения возможных негативных последствий.

 

Управление конфликтами.

К настоящему времени специалистами разработано немало всевозможных рекомендаций, касающихся различных аспектов поведения людей в ситуациях конфликта, выбора соответствующих стратегий и средств их разрешения, а также управления ими.

Важно рассмотреть как действия самих участников конфликта, так и действия, роль посредника, которым может быть и руководитель.

1. Анализ поведения людей в конфликтной ситуации.

Считается, что конструктивное разрешение конфликтов зависит как минимум от четырех факторов:

1) адекватности восприятия конфликта;

2) открытости и эффективности общения;

3) создания атмосферы взаимного доверия и сотрудничества;

4) определения существа конфликта.

В основе управления конфликтом лежит пошаговая стратегия поведения.

Шаг 1. Определение основной проблемы.

Шаг 2. Определение вторичных причин конфликта.

Шаг 3. Поиск возможных путей разрешения конфликта.

Шаг 4. Совместное решение о выходе из конфликта.

Шаг 5. Реализация намеченного совместного способа разрешения конфликта.

Шаг 6. Оценка эффективности усилий, предпринятых для разрешения конфликта.

2. Анализ поведения конфликтующих сторон и посредника.

Для разрешения конфликтной ситуации наличие посредника чрезвычайно важно, поскольку позволяет участникам конфликта, несмотря на взаимные уступки, «сохранить лицо». В этом случае возникает любопытная в психологическом отношении ситуация: при необходимости уступок стороны идут на них, адресуясь не друг к другу, а к третьей стороне. Ниже даны рекомендации, регламентирующие поведение конфликтующих сторон и посредника:

1)конфликтующие стороны должны рассматривать избранного ими посредника как олицетворяющего собой справедливый выбор;

2)посредник должен являться нейтральным лицом, не вовлеченным в конфликт;

3)конфликтующим сторонам следует согласиться с присутствием посредника и использованием его рекомендаций при вынесении окончательного решения;

4)посредник может быть более всего полезен, если он выслушивает соответствующие взгляды каждой из сторон в отдельности;

5) основная задача посредника - сбор информации и уяснение проблемы, но не принятие решения;

6) подчинение посредника одной или обеим конфликтующим сторонам в силу своего служебного положения. Необходимо иметь гарантии, что это обстоятельство в данный момент или в будущем не отразится на его действиях по разрешению конфликта;

7) посредник должен стремиться поддерживать каждую сторону в выражении его соответствующих взглядов и чувств, способствовать интеграции высказываемых сторонами точек зрения по обсуждаемой проблеме;

8) посредник должен помочь конфликтующим сторонам решить, в чем они могут уступить друг другу В интересах эффективного функционирования коллектива руководителю не следует вступать во всевозможные внутриколлективные конфликты, принимая точку зрения той или другой стороны. Для этого весьма подходящей является роль посредника. Успешная реализация посреднической функции повысит его психологический авторитет, что немаловажно в повседневной управленческой деятельности.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 691; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.186.164 (0.013 с.)