Грамматико-орфографическая пропедевтика 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Грамматико-орфографическая пропедевтика



В период подготовки к обучению грамоте школьники практически начинают усваивать довольно значительный материал по грамматике. На основе устных упражнений у первоклассников формируются речевые умения, накапливаются языковые наблюдения и практические обобщения, подготавливающие их к усвоению грамматических тем на более поздних ступенях обучения: во втором полугодии, в последующих классах. Естественно, что в этот период, как и во время обучения грамоте, пропедевтическая работа не может быть задачей целых уроков. Она лишь сопутствует основному содержанию этого периода обучения.

Учащиеся практически знакомятся со словоизменением и словообразованием.

Специальные упражнения, направленные на расширение и накопление "гнезд родственных слов", создают практическую основу для последующего усвоения состава слова, правил правописания безударных гласных, парных звонких и глухих согласных в корнях слов.

Первоначально учитель сам называет однокоренные слова (при этом термины, конечно, не используются) и предлагает учащимся вслушаться в них, обращая внимание на общность звучания и смысла этих слов. Например, после того, как дети выделили звук [ж] из слова пожарник, можно напомнить, что пожарники тушат пожар, машина, которая возит пожарных, называется пожарная машина. Внимание учеников обращается на то, что в словах пожар, пожарник, пожарная (машина) есть общая часть пожар. В дальнейшем дети по вопросам учителя сами образуют однокоренные слова. Так, например, после звукового анализа слова школа учащимся предлагается вспомнить, как называют обучающихся в школе мальчика (школьник) и девочку (школьница).

Вслушавшись в слова школа, школьник, школьница, дети по подсказке учителя находят, что в каждом из них есть общая часть школ.

Составление предложений по сюжетной картинке также может быть связано с употреблением однокоренных слов. Например, рассмотрев картину, на которой изображена игра в футбол, учащиеся составляют предложения, используя слова футбол, футболист, футбольный (мяч), футбольное (поле). Безусловно, такая работа может идти успешно лишь в том случае, если осуществляется основная задача этого периода обучения: развитие умений вслушиваться в звучание слова, узнавать, различать и выделять из него отдельные звуки и звуковые комплексы, последовательно вычленять звуки из слова, определять их точное место.

Работа над предложением пополняет словарь учеников именами прилагательными.

У детей вызывает большой интерес коллективное составление загадок-описаний.

Школьники начинают осознавать значение слов какой? какая? какое? какие?, учатся использовать в речи названия признаков предметов. Все это обеспечивает подготовку к изучению во 2-м классе соответствующей грамматической темы.

В период подготовки к обучению грамоте учащиеся знакомятся с ударением: учатся способу произношения слов с подчеркнутым выделением ударного гласного, овладевают умением постановки знака ударения в схемах проанализированных ими слов.

Известно, что у многих учеников школ VII вида и коррекционно-развиваюших классов снижена память. Систематически осуществляемая подготовительная работа дает детям возможность лучше запомнить буквы. Предварительное ознакомление с буквами в подготовительный период, многократное повторение их в букварный период дают хорошие результаты.

Указанные направления пропедевтической работы обеспечивают перспективность обучения.

Исходные психолого-педагогические условия эффективного обучения русскому языку младших школьников, испытывающих трудности в усвоении школьной программы

Решение коррекционных, образовательных и воспитательных задач в значительной мере зависит от профессиональной подготовки и педагогического мастерства учителя, от понимания им причин, вызывающих трудности обучения, и личностных особенностей каждого ученика, от умения осуществлять индивидуально-коррекционный подход к ребенку.

Перед учителями и воспитателями стоит задача возродить у ребенка утраченную веру в свои познавательные возможности, а если он только становится школьником, поддержать или сформировать у него желание учиться. Жизнеутверждающий тонус повседневной жизни школьника опирается прежде всего на успехи в учении. Наличие достаточно высокой оценки ребенком своих возможностей – условие и одновременно средство обучения и воспитания. Лишь на этой основе возможно дальнейшее успешное развитие школьников.

У части детей самооценка чересчур завышена, что является следствием незрелости эмоциональной сферы ребенка либо защитной реакцией на неправильное к нему отношение. Таких учеников необходимо привлекать к анализу несоответствия их неправомерно завышенной оценки своих умений, знаний и реальных результатов деятельности. Однако это надо делать корректно, не попирая достоинства ребенка.

Положительная оценка учителя имеет двоякое воздействие на учеников. Похвала стимулирует его активность, он стремится многократно заслужить одобрение учителя, а такое стремление часто переходит в заинтересованность самой учебной работой, в познавательный интерес. Кроме того, положительная оценка одного ученика в присутствии всего класса эмоционально воздействует и на других учащихся, вызывая желание подражать однокласснику, добившемуся успеха, т.е. воздействие на одного ученика в присутствии остальных учащихся имеет коллективный эффект.

Основы формирования нравственных норм поведения учащихся, характер их отношений в коллективе в значительной мере зависят от стиля отношения к ним учителя.

Его доброжелательный тон, стремление помочь учащимся преодолеть трудности в учении и поведении постепенно снимают напряжение в отношениях детей друг к другу, воспитывают желание помочь товарищам в трудностях, вызывают радость при их удачах.

Знания и умения по русскому языку, с которыми приходят в школу дети, испытывающие трудности в обучении, не соответствуют тому уровню, с которого начинается общее школьное обучение. В силу недостаточного развития познавательной деятельности и речи у них не накопились элементарные знания и представления о языке, на которые учитель мог бы опираться непосредственно в процессе изучения грамматических, в частности, орфографических тем. Практические знания фонетики и грамматики родного языка, которыми нормально развивающийся ребенок овладевает без целенаправленно организованного обучения, во время общения с окружающими, у детей, отстающих в развитии, оказываются крайне бедными, неточными, а иногда и ошибочными. Учитывая это, обучению грамоте, а также изучению любого орфографического правила предшествует подготовительная языковая работа. Этот принцип пропедевтики реализован в специальных учебных программах, по которым учатся дети с задержкой психического развития и учащиеся коррекционно-развивающих классов. Именно путем восполнения пробелов предшествующего развития и коррекции нарушенных и недоразвитых функций формируется готовность учащихся к овладению учебным материалом.

Подготовительная работа к изучению родного языка имеет следующие направления: обогащение сенсорного (чувственного) опыта учащихся; уточнение, расширение их словарного запаса; развитие умения строить предложения, употреблять их в связной речи. Обучение должно быть организовано таким образом, чтобы дети получали знания о языке, опираясь на свой личный слуховой и произносительный опыт, а также овладевали необходимой терминологией.

Значительную роль в обучении школьников играет формирование навыков учебной работы. С первых дней занятий в школе на каждом уроке русского языка уделяется внимание правильной посадке ученика за партой, размещению на парте учебных принадлежностей, развитию умения слушать учителя и одноклассников, отвечать на вопросы учителя, выполнять его указания. Отводится время для обучения способам работы с учебником. Следует добиваться, чтобы ученики могли рассказывать об отдельных заданиях и о последовательности работы в целом, т.е. учились представлять себе и планировать всю предстоящую им работу. По ходу выполнения указанного дети учатся рассказывать о том, какое задание они делают, какая работа им еще предстоит, что ими уже сделано. Детей специально учат пользоваться образцами выполнения заданий, а также различными таблицами. Следует добиваться, чтобы в ходе выполнения заданий школьники учились сличать сделанное ими с образцом, видеть расхождения и устранять их, т.е. учить контролировать и оценивать свою работу.

Недостаточность у учащихся основных мыслительных операций и памяти, замедление скорости приема и переработки сенсорной и речевой информации определяют необходимость сообщения нового материала предельно развернуто, небольшими дозами.

Все свои практические действия учащиеся сопровождают речью, в которую постепенно вводятся термины "звук", "гласный звук", "согласный звук" и т.д. Четкая последовательность, поэтапность действий и рассуждений школьников постепенно сходят на нет. Однако в случае затруднений ученику предлагают опять вернуться к развернутым действиям и словесному сопровождению. В этом состоит одно из проявлений дифференцированного подхода к обучению детей.

Одной из причин возникновения трудностей у детей в освоении школьного курса русского языка является их неразвитый сенсорный опыт в области родного языка.

Поэтому необходимо активизировать овладение ими звуковой и произносительной сторонами речи. В речи нет ничего, что не могло бы быть воспринято слухом, произношением, зрением, что не опиралось бы на слуховые, произносительные, зрительные ощущения. В связи с этим ученики должны постоянно слышать образцы правильной речи, подражать им, упражняться в правильном произношении звуков, слов, предложений. Важно, чтобы характеристика основных групп звуков родного языка усваивалась учащимся не столько на основе описания, даваемого учителем, сколько опиралась на личный слуховой и произносительный опыт каждого ребенка, на обобщения, являющиеся результатом этого опыта. Знания, опирающиеся на сенсорный опыт ученика, усваиваются легче и более прочно. Кроме того, овладение звуковой и произносительной сторонами речи способствует внятности и выразительности речи в целом.

Принципиальное значение для оптимизации усвоения знаний школьниками, испытывающими трудности в обучении, имеет использование условно-графических схем, условных знаков. Работа со схемами помогает школьникам осмысленно усваивать учебный материал, вычленять главные признаки изучаемого, отметая все несущественные. Так, например, работа с условно-графической схемой звукового состава слова значительно облегчает процесс формирования звукового анализа; систематическое моделирование помогает представить абстрактный учебный материал в наглядном виде. В частности, в схеме показано количество звуков в анализируемом слове. Опираясь на собственную активную деятельность, в которой участвуют слух, артикуляция, действия с цветными фишками, ребенок моделирует звуковое строение слова и сознательно овладевает им. Работа с графической схемой звукового состава слова облегчает процесс формирования звукового анализа также и тем, что перед учащимся не ставится дополнительная задача – соотнесение звука с буквой. Вся его деятельность направлена на осознание звуковой структуры слова.

Существенное значение в обучении имеет практическая деятельность ребенка. Работа ученика со схемами, таблицами, разрезной азбукой, повышая его интерес к учебному материалу, является одним из основных учебных средств, с помощью которых возможно пробуждение познавательной активности и формирование полноценной учебной деятельности. Знания, полученные в результате деятельности самого ребенка, усваиваются им легче и более прочно.

Развитию познавательной активности учащихся, появлению заинтересованности в получении знаний о родном языке способствуют также яркий, красочный наглядный материал, использование технических средств обучения, занимательные дидактические игры и игровые приемы. При этом игры не носят чисто развлекательного характера, а направлены на решение конкретной учебной задачи.

Процесс усвоения и затем применения знаний и умений облегчает работа с алгоритмическими предписаниями. Благодаря им учащиеся приобретают навыки последовательного выполнения практических и умственных действий, необходимых для решения определенных учебных заданий. Кроме того они постепенно усваивают различные структуры предложений, в которые включена необходимая научная терминология.

Значительное внимание уделяется формированию у учащихся навыков самостоятельного использования знаний и умений, так как только самостоятельное выполнение заданий дает учителю информацию о фактических умениях и знаниях детей.

Такая обратная связь выявляет усвоенный или неусвоенный материал, обнаруживает индивидуальные трудности, способствуя своевременному предупреждению и устранению пробелов в умениях, знаниях и навыках школьников. Результаты значительно повышаются, если при оценке письменных работ и устных ответов учитываются этап обучения, освоенный ребенком способ деятельности с учебным материалом, характер индивидуальных трудностей, преодоленных учеником, а также степень обобщенности заданного ему вопроса.

Эффективность обучения детей обеспечивается также систематическим повторением, необходимым как для закрепления и обобщения пройденного, так и для полноценного усвоения нового.

В неразрывной связи с изучением фонетического и грамматического материала ведется работа по развитию речи учащихся. Исправление, уточнение, упорядочение устной речи школьников предшествует и сопутствует изучению всех основных разделов русского языка. Уточняется и расширяется лексический запас учащихся. Обогащение словаря происходит за счет слов, обозначающих явления природы и общественной жизни, родовые и видовые понятия. Эта работа непосредственно связана с расширением и уточнением впечатлений и представлений детей об окружающем мире. Кроме того, формируются и совершенствуются целенаправленность и логическая последовательность высказываний, точность и разнообразие употребления слов, обогащается грамматический строй речи.

В языке теснейшим образом переплелись умственные и эмоционально-оценочные начала. Открытие этих сторон слова позволяет детям не только по-новому воспринять язык, но и овладеть им как средством выражения собственного отношения к людям, событиям и явлениям окружающего мира, к самому себе. Подбор точных определений, эпитетов, сравнений для оценки поступков литературных героев играет значительную роль и в усвоении нравственных норм поведения.

Анализ (сравнение речевого материала, выделение его различий и сходства, вычленение существенных фонетических признаков) и синтез (обобщение и классификация грамматических явлений, установление зависимости между ними) ведут к общему развитию детей.

Обучение детей, испытывающих трудности в овладении школьными знаниями по русскому языку, способствует не только успешному усвоению грамоты, но и преодолению недостатков их умственного и личностного развития, повышению познавательной активности, воспитывает у детей трудолюбие, самостоятельность, упорство в достижении намеченной цели, то есть в значительной мере корригирует недостатки в познавательной и эмоционально-волевой сферах.

Пособие для учащихся "звуки речи, слова, предложения – что это?"

Содержание и последовательность изложения учебного материала в пособии "Звуки речи, слова, предложения – что это?" (Триггер Р.Д., Владимирова Е.В. Звуки речи, слова, предложения – что это? – Смоленск, 1998) соответствует программе (Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII вида и классов коррекционно-развивающего обучения. – М.: Просвещение, 1996) по русскому языку (раздел "Подготовка к обучению грамоте") для образовательных школ VII вида и классов коррекционно-рвзвивающего обучения. Пособие целесообразно также использовать при уточнении и повторении изученного в период обучения грамоте (2-й класс первого варианта учебного плана).

Основное назначение данного пособия – ознакомление детей со звуковым составом русского языка, обучение звуковому анализу и синтезу, а также активизация устной речи учащихся.

Система заданий пособия ориентирована на реальные возможности ребенка, испытывающего трудности в школьном обучении русскому языку. В соответствии с принципом развивающего обучения задания построены таким образом, что, постепенно усложняясь, способствуют умственному и речевому развитию ребенка, коррекции его недостаточно развитых психических процессов. При работе с пособием "Звуки речи, слова, предложения – что это?" учителю необходимо учитывать исходные теоретические положения, изложенные в предыдущих главах.

Пособие, состоящее из трех рабочих тетрадей, создано для совместной работы учителя (родителей) и учеников. Этим определяется расположение его материалов: все, предназначенное непосредственно ребенку, расположено на одной стороне разворота, на другой стороне находится текст заданий, который читает ему взрослый.

Необходимое оборудование

Работа с данным пособием предусматривает наличие следующего оборудования. У учащихся: фишки для обозначения звуков (красные, синие, зеленые квадраты со стороной не менее 25 мм или кружки того же диаметра); полоски длиной 90 мм и шириной 10 мм для обозначения предложения. Их форма указывает, что при письме любое предложение начинается с заглавной буквы полоски для обозначения отдельных слов в предложении: для первого слова – для остальных слов

Длина полосок 25 мм, ширина 10 мм; индивидуальная касса для хранения фишек и полосок; набор цветных карандашей, ручек с красным, синим, зеленым стержнями, фломастеров; небольшая палочка для показа учеником нужного рисунка, схемы; разрезная азбука. У учителя (для работы у доски): цветные фишки, аналогичные тем, которые имеют учащиеся, но большего размера. Для удобства пользования лучше сделать каждую фишку на подставке:

схемы звукового состава слов, состоящие из двух, трех, четырех, пяти, шести и

семи клеточек;

наборное полотно для схем звукового состава слов;

касса для хранения фишек;

цветные мелки;

набор букв;

игрушки, реальные предметы, картины.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 657; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.82.23 (0.021 с.)