То есть исследование может быть как педагогическим с использованием психологических знаний и методов, так и действительно психолого-педагогическим. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

То есть исследование может быть как педагогическим с использованием психологических знаний и методов, так и действительно психолого-педагогическим.



Эксперимент (естественный и лабораторный), наблюдение (включенное и невключенное), беседа, тест, опросник, анкета, биографический, анамнеза, контент-анализ, метод изучения продуктов деятельности и др. Проективные методы: рисуночные диагностические методы: тесты «Человек под дождем», «Рисунок человека», «Рисунок семьи», «Несуществующее животное» и др. Активно-групповые методы: тренинговые упражнения, деловые и ролевые игры.

Особое место занимает метод близнецов, получивший широкое применение в возрастной психологии. При помощи данного метода исследуются сходство и различие между близнецами и делаются выводы, позволяющие приблизиться к решению одной из важнейших проблем возрастной психологии - об органической и средовой обусловленности психики и поведения ребенка.

Метод наблюдения - преднамеренное, систематическое и целенаправленное восприятие внешнего поведения человека с целью его последующего анализа и объяснения. В возрастной психологии это один из первых и доступнейших методов, особенно необходимый при исследовании детей на ранних этапах развития, когда у испытуемых невозможно взять словесный отчет и проведение любой экспериментальной процедуры затруднено. Наблюдение имеет много различных вариантов, которые в совокупности позволяют получить достаточно разнообразную и достоверную информацию.

Прежде чем начать наблюдать за тем, что и как делают дети, необходимо установить цель наблюдения, ответить на вопросы о том, ради чего оно осуществляется и какие результаты в конечном счете должно будет дать. Затем необходимо составить программу наблюдения, разработать план, рассчитанный на то, чтобы привести исследователя к желаемой цели. Продумать способы фиксирования (запись в дневнике, аудио или видеозапись).

Разновидностью наблюдения является самонаблюдение в форме словесного отчета о том, что видит, чувствует, переживает, проделывает человек - его лучше применять только к испытуемым, уже способным анализировать свой внутренний мир, понимать свои переживания, оценивать свои действия. Другим вариантом наблюдения является психологический анализ продуктов деятельности, успешно применяемый на всех возрастных ступенях. В этом случае изучается не процесс деятельности, а ее результат (детские рисунки и поделки, дневники и стихи подростков, рукописи, конструкции, художественные произведения взрослых и пр.)

Чаще всего наблюдение входит составной частью в экспериментальные методы, предполагающие активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий, в которых выявляется искомый психологический факт. В научно-исследовательской работе с детьми эксперимент часто является одним из самых надежных методов получения достоверной информации о психологии и поведении ребенка, в особенности тогда, когда наблюдение затруднено, а результаты опроса могут оказаться сомнительными. Включение ребенка в экспериментальную игровую ситуацию позволяет получить непосредственные реакции ребенка на воздействующие стимулы и на основе этих реакций судить о том, что ребенок скрывает от наблюдения или не в состоянии вербализовать при опросе. Непосредственность детского поведения в игре, неспособность детей длительное время сознательно играть определенную социальную роль, их эмоциональная откликаемость и увлекаемость дают возможность исследователю увидеть то, что он не в состоянии получить при помощи других методов.

В качестве разновидностей объективных экспериментальных методов выступают анкетирование и тестирование с целью диагностики или прогноза. Значительные трудности могут возникать тогда, когда в работе с детьми применяется метод опроса в его различных формах: устной и письменной. Эти трудности могут быть вызваны тем, что ребенок не всегда правильно понимает адресованные ему вопросы. Используя в беседе с детьми или в содержании адресованных им письменных вопросов свои понятия, взрослый может столкнуться с иллюзией полного понимания, которая заключается в том, что ребенок разумно отвечает на поставленные перед ним вопросы, но в действительности вкладывает в них несколько иной смысл, чем взрослый человек, задающий ему вопросы. По этой причине в психологических исследованиях, связанных с применением опроса детей, рекомендуется прежде всего убедиться в правильности понимания ребенком адресованных ему вопросов и только после этого интерпретировать и обсуждать даваемые им ответы.

То, что было сказано об эксперименте, имеет отношение и к психологическому тестированию детей. Свои интеллектуальные способности и личностные качества дети демонстрируют во время тестирования лишь тогда, когда их участие в тестировании непосредственно стимулируется привлекательными для ребенка способами, например получением поощрения или какой-нибудь награды. Для психодиагностики детей обычно используют тесты, аналогичные взрослым, но более простые и адаптированные.

 

Смотреть в тетрадях про разницу между анкетами, тестами и опросниками.

 

Помимо лабораторного и естественного экспериментов большое распространение в психологии развития получили лонгитюдные и срезовые исследования. Лонгитюдный эксперимент применяется в том случае, когда есть возможность изучить определенную группу в течение длительного периода времени, например, исследовать развитие памяти, или самооценки, или какого- то другого параметра у детей с пятилетнего возраста до 10 или 15 лет. Срезовый (сравнительно-возрастной)эксперимент используется для той же цели, но позволяет сэкономить время, так как можно одновременно изучать динамику становления определенной функции у детей разного возраста.

Про анамнез, контент-анализ, рисуночные методы и др. смотреть записи в тетрадях и дневники по самопознанию.

 

Система методов психологии постоянно обогащается новыми. Эти изменения зависят от постановки задач исследования, объекта, который изучается, условий его существования и других используемых методов исследования.

 

Значение знаний о методах для педагога.

Учитель должен проводить в том числе и исследовательскую работу в своей педагогической деятельности, знать, какие методы исследования существуют и для чего предназначены, в каких целях могут быть использованы, уметь грамотно использовать доступный арсенал методов в соответствии со своими целями. Например…

 

Психолого-педагогическое исследование (формирующий и констатирующий эксперимент). Этапы психолого-педагогического исследования.

1. Определение понятия «Психолого-педагогическое исследование», понятий констатирующего и формирующего экспериментов. Их различие – для каких целей проводятся. Примеры.

В силу сложности, многогранности педагогического процесса в образовании необходимы очень разные — и по своей тематике, и по предметной направленности исследования.

Весьма разноплановы и многофункциональны педагогические исследования. Это исследования историко-педагогического, философско-педагогического, социально-педагогического, психолого-педагогического, методического характера.

 

В том числе очень важны психологические исследования. В психологических исследованиях ведется поиск наиболее эффективных для конкретной ситуации механизмов психического развития, психологической реабилитации воспитанников, умножения их творческого потенциала, условий самореализации, определяются исходные позиции для индивидуального и личностно ориентированного подходов, для слежения за результатами обучения и воспитания.

 

Однако практически все прикладные исследования, связанные с функционированием и развитием образовательного процесса и образовательных учреждений, носят комплексный психолого-педагогический (нередко социально-психолого-педагогический, медико-педагогический и т. п.) характер.

Даже когда речь шла о знаниевой концепции обучения, невозможно было изучать образовательный процесс, не исследуя и не развивая внимания, памяти, мышления, эмоций, способностей к различным видам деятельности учащихся и воспитанников. Речь всегда шла о воспитании целостной, разносторонней личности, о развитии воли, о формировании убеждений, об учете индивидуальных особенностей. Строить подлинное исследование в образовательной сфере без определения ее психологического содержания было невозможно.

В последнее десятилетие, когда задачи развития личности стали приоритетными, любое продуктивное исследование в образовательной области должно быть психолого-педагогическим, раскрывать и исследовать единство внешних и внутренних факторов образования, педагогические условия и способы формирования мотивации, установок, ценностных ориентации, творческого мышления, интуиции, убеждений личности, условия ее здорового психического и физического развития.

При этом педагогическое исследование всегда сохраняет свою специфику: в нем идет речь о педагогическом процессе, об обучении и воспитании, об организации и управлении процессом, в котором обязательно участвуют педагог и воспитанник, функционируют и развиваются педагогические отношения, решаются педагогические задачи.

И еще один нюанс. Известные (стандартные) психологические подходы, методы и методики могут использоваться для определения позиций, диагностики, интерпретации результатов. Тогда вернее определять исследование как педагогическое с использованием психологических знаний и методов. Если же идет поиск личностно ориентированных, индивидуализированных или работающих на психологию коллектива позиций и подходов, более точных психологических подходов или методов (например, способов определения творческого потенциала личности и степени ее реализации), то исследование действительно становится психолого-педагогическим.

Чувственная Абстрактная

Ощущение мышление

Восприятие воображение

Представление

Внимание

Память

Понятие об ощущении (Обязательным условием возникновения ощущения является непосредственное воздействие на органы чувств).

Ощущение - отражение отдельных свойств предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств.

Физиологическая основа

Предметы и явления действитель­ности, которые воздействуют на органы чувств, называ­ются раздражителями.

Процесс воздействия их на органы чувств называется раздражением.

Схема процесса:

раздражитель - органы чувств (принимающая часть анализаторов или анализаторы) и их рецепторы (раздражение)– нервные пути – участки мозга (в коре больших полушарий и отделах мозга – т.е. в нескольких местах для дублирования) (раскрыть суть происходящих процессов)

 

Воздействие раздражителя на рецептор приводит к возникновению нервного импульса, который по чувствующему нерву передается в определен­ные участки коры больших полушарий головного мозга.

 

Орган чувств - анатомо-физиологический аппарат, расположенный на периферии тела или во внутренних орга­нах; специализирован для приема воздействия определен­ных раздражителей из внешней и внутренней среды.. И.П. Павлов предложил назвать их анализаторами. Разные ученые анализаторами называют либо сами органы чувств (как Павлов), либо весь комплекс как совокупность органов чувств, проводяших путей и центров обработки в мозге (как приведено ниже).

 

В современном понимании любой анализатор состоит из трех отделов: орган чувств с рецепторами, а иногда их просто называют рецепторами (от латинского слова «receptor» -принимающий), который воспринимает действующий на него раздражитель; (Главная часть каждого органа чувств -рецепторы, окон­чания чувствующего нерва, чувствительные клетки, например сетчатки глаза, вкусовых луковиц языка). проводниковая часть и нервные центры коры головного мозга, где происходит переработка нервных импульсов.

Все отделы анализатора работают как единое целое.

Каждый анализатор приспособлен для выделения определенных свойств предметов и явлений: глаз реагирует на световые раздражения, ухо - на слуховые и пр.

Поэтому анализаторы бывают внешними и внутренними.

У внешних анализаторов рецепторы вынесены на поверхность тела – сетчатка глаза, молоточек и наковальня уха и пр.

Внутренние анализаторы имеют рецепторы, расположенные во внут­ренних органах и тканях. специальные рецепторные нервные окончания, за­ложенные в мышцах, тканях и внутренних органах тела

Своеобразное положение занимает двигательный анализатор.

Различные виды ощущений возникают в результате воздействия различных раздражителей на различные анализаторы. Ощущения мы получаем при помощи органов чувств. Каждый из них дает нам свои особые ощущения - зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые и пр.

 

Раздражимость и чувствительность. Чувствительность и её измерение. Пороги чувствительности (абсолютный- нижний и верхний, дифференциальный, временной, пространственный, латентный) назвать все, примеры привести некоторых из них. ЕСТЬ В ТЕТРАДЯХ

Раздражимость – способность реагировать на раздражение, давать ответную реакцию (есть даже у амебы - реагирует движением), в нервных клетках возникает возбуждение

Иллюзии восприятия.

Иногда наши органы чувств подводят нас, как бы обманывают.

Такие «обманы» органов чувств называют иллюзиями.

Зрение поддается иллюзиям больше, чем другие органы чувств. Это нашло отражение и в разговорной речи и в посло­вицах: «не верь глазам своим», «обман зрения».

Иллюзии восприятия бывают сходны у всех людей. Покажите эти рисунки любому из ваших знакомых, и у них они вызовут ту же иллюзию, что и у вас.

О зрительных иллюзиях хорошо знают художники, архитекторы, портные. Они используют их в своей работе

Порой нас обманывают и другие органы чувств. Попробуйте подержать руку в очень холодной воде, а потом опустите ее в теплую. Вам будет казаться, что ваша рука попала чуть ли не в кипяток.

Иногда иллюзии возникают под влиянием сильных эмоций. Например, в страхе человек может принять одну вещь за другую (пень в лесу - за зверя или человека). Такие иллюзии случайны и имеют индивидуальный характер.

Истинность восприятия проверяют практикой.

Виды внимания

Различают внимание внешнее и внутреннее. Внешнее внимание направлено на окружающие предметы и явления, внутреннее - на собственные мысли, чувства и переживания.

(непроизвольное, произвольное, послепроизвольное с примерами). Внимание может быть непроизвольным (непреднамеренным) и произвольным (преднамеренным). Термин «произвольный» образован не от слова «произвол», а от слова «изволение», означающее волю, желание.

Непроизвольное вниманиене зависит ни от нашего желания, ни от нашей воли или намерений. Оно происходит, возникает как бы само по себе, без всяких усилий с нашей стороны.

Основные свойства внимания (концентрация и устойчивость, и связанные с колебанием: переключение, распределение, объем) Примеры. СМОТРЕТЬ ТЕТРАДЬ

Устойчивость - это длительное удержание внимания на предмете или какой-нибудь деятельности. Устойчивым называется внимание, способное в течение долгого времени оставаться непрерывно сосредоточенным на одном предмете или на одной и той же работе.

Внимательность как свойство личности. Рассеянность внимания и ее возможные причины. СМОТРЕТЬ ТЕТРАДЬ

Внимание развивается постепенно и на определенном уровне своего развития становится свойством личности, ее постоянной особенностью, которая называется внимательностью.

Особенности внимания у школьников (теория в учебниках в разделе возрастной психологии кратко перечислить или назвать по ходу рассмотрения видов и свойств). Внимание у детей начинает проявляться довольно рано, уже в первые месяцы жизни. Сначала можно говорить о непроизвольном внимании. С возрастом ребенка оно развивается, увеличивается круг объектов, которые вызывают непроизвольное внимание, и само это внимание стано­вится более сильным и более устойчивым.

На основе непроизвольного внимания у детей посте­пенно развивается внимание произвольное.

Возрастными особенностями внимания младших школьников являются сравнительная слабость произвольного внимания и его небольшая устойчивость. Первоклассники и отчасти второклассники еще не умеют длительно сосре­доточиваться на работе, особенно если она неинтересна и однообразна, их внимание легко отвлекается. Значительно лучше у младших школьников развито не­произвольное внимание. Все новое, неожиданное, яркое, интересное само собой привлекает внимание учеников, без всяких усилий с их стороны. Дети могут упустить важные существенные моменты в учебном материале и обратить внимание на несущественные только потому, что они привлекают своими интересными деталями.

Перед учителем начальной школы в учебном процессе стоит сложнейшая задача - продумывать специальную работу по организации внимания детей, иначе оно окажется во власти окружающих вещей и случайного стечения обстоятельств.

Безусловно, самый процесс учения способствует развитию произвольного внимания, его устойчивости и со­средоточенности.

Педагогический процесс предполагает умение: 1) использовать непроизвольное внима­ние; 2) содействовать развитию произвольного.

Развитие произвольного внимания младшего школьника является одним из важнейших приобретений личности на данном этапе онтогенеза. Оно связано с формированием у ребенка волевых качеств

Методики развития внимания (2-3 методики- в электронной папке по теме из книги Тихомировой).

Таблицы Шульте могут быть использованы для развития внимания учащихся.

Найди 10 различий

Поиск различий в отрывках текстов и изображений

Игры: «Съедобное - не съедобное» и другие дидактические игры с мячом с называнием каких-то объектов по заданию, «запрет на определенное движение» - использовать можно при физминутках на уроках- повторяют движения за ведущим, но какие-то повторять нельзя, нарушивший правило садится за парту.

Способы привлечения внимания учащихся на уроке:

В начальной школе.

- все посмотрели на меня…

- звук колокольчика

- все глазки на доску

- вставание ученика при ответе как способ привлечение к нему внимания

для всех возрастов

- внимательно послушайте …

- это важно…

- обратите внимание…

Диагностика внимания

1. Методика «ИСПРАВЬ ОШИБКИ».

2. Отыскивание чисел по таблицам Шульте.

3. Корректурная проба. (Тест Бурдона) позволяет диагностировать концентрацию внимания, устойчивость внимания, переключаемость внимания.

4.Методика «Перепутанные линии». Цель: измерение степени концентрации и устойчивости зрительного внимания.

Учитель должен знать особенности внимания школьников, уметьдиагностировать, использовать непроизвольное внимание, содействовать развитию произвольного, продумывать специальную работу по организации внимания детей (знать методики развития внимания и способы привлечения внимания учащихся на уроке).

Мышление - опосредованное и обобщённое познание окружающего мира. Развитие творческого мышления у учащихся.

Познание –2 ступени: чувственная и абстрактная

Познавательные процессы (определение, перечень и к какой ступени познания имеют отношение, место мышления)

Понятие. мышления(мышление как опосредованное и обобщённое познание окружающего мира).

Мыслительные операции (перечислить, кратко описать)

Анализ и синтез - важнейшие мыслительные операции, неразрывно связанные между собой. В единстве они дают полное и всестороннее знание действительности.

Анализ - это мысленное расчленение предмета или явления на образующие его части или мысленное выделение в нем отдельных свойств, черт, качеств.

Синтез – соединение частей предмета в единое целое.

Абстрагирование- отвлечение от одних свойств с целью сосредоточения на других.

Конкретизация –более подробное рассмотрение чего-то одного

Более сложные:

Сравнение СМОТРЕТЬ ТЕТРАДЬ

Классификация

Обобщение

Формы мышления

Речь есть форма мышления.

Мыслительный процесс осуществляется в форме суждений, которые всегда выражаются словами, даже если слова и не произносятся вслух.

Суждение - это высказывание чего-либо о чем-то, утверждение или отрицание каких-либо отношений между предметами или явлениями, между теми или 'иными признаками их.

Иные словами, суждение - это форма мышления, при которой что-то утверждается или отрицается Работа мысли над суждением, направленная на установление и проверку его истинности, называется рассуждением.

Истинные суждения о каком-либо предмете есть знание об этом предмете. Например, «Ртуть - проводник электри­чества», «Москва - столица России».

Ложные, или ошибочные, суждения выражают незнание: «Дважды три - восемь».

Предположительными называются суждения, которые могут быть истинными или ложными, т.е. они могут соответствовать действительности, а могут и не соответствовать. Например, «Может быть, завтра будет дождь».

Умозаключение - форма мышления, позволяющая человеку сделать новый вывод из ряда суждений. Иными словами, на основании анализа и сопоставления имеющихся суждений высказывается новое суждение.

Различают два основных вида умозаключений - индук­тивные и дедуктивные, или индукцию и дедукцию.

Индукция - это умозаключение от частных случаев к общему положению. Индукция начинается с накопления разнообразных знаний об однородных предметах и явле­ниях, что дает возможность найти в них существенно сходное и существенно различное и опустить несущественное и второстепенное. Обобщая сходные признаки этих предметов и явлений, делают новый общий вывод, или заключение, устанавливают общее правило или закон. Например, известно, что золото, медь, железо, чугун плавки. Следовательно, из этих суждений мы можем получить новое общее суждение: «Все металлы плавки».

Дедукция - такое умозаключение, в котором вывод за­ключается от общего суждения к суждению единичному или от общего положения к частному случаю. Например, два суждения: «Все тела при нагревании расширяются» и «Воздух есть тело». Отсюда вывод (новое суждение): «Сле­довательно, воздух при нагревании расширяется».

Оба вида умозаключений - индукция и дедукция - тесно связаны друг с другом. Сложные процессы рассуждений всегда представляют собой цепь умозаключений, в которых оба вида выводов переплетаются и взаимодействуют.

Соотношение мышления и речи.

Исключительно важная особенность мышления - его неразрывная связь с речью.

Выделяя нечто общее в предметах и явлениях окружающего мира, человек обозначает его словами.

В системе языка за каждым словом исторически закреплено определенное значение. Значение слова - это всегда обобщение.

Понятия- это..

по Ефремовой:

Понятие интеллекта

Интеллект определяется особенностями развития мышления и знаний об окружающей действительности..

Особенности мышления у школьников (теория в учебниках в разделе возрастной психологии),

Швейцарский психолог Ж. Пиаже (1896-1960) разработал теорию развития интеллекта. Его интересовало, как ребенок учится познавать и понимать окружающий мир, как в этом процессе формируется его мышление.

Развитие мышления ребенка проходит ряд стадий, каждая из которых качественно отличается от другой. Оно обеспечивается созреванием нервной системы, формированием опыта общения с разными людьми и овладения предметами, объектами окружающего мира.

Некоторые младшие школьники сразу улавливают в учебном материале существенные связи между отдельными элементами, выделяют общее в предметах и явлениях. Другие дети затрудняются анализировать материал, рассуждать, обобщать по существенному признаку.

У младших школьников преобладает наглядно-образное мышление инаглядно-действенное, репродуктивное мышление. Недостаточно развиты абстрактное мышление, мыслительные операции.

Развитие творческого мышления.

Еще издавна человечество пыталось понять сущность творчества. Первыми объектами изучения были люди науки и искусства. Большинство авторов крупных изобретений определяли две стадии творческого процесса: первая стадия - длительные размышления над фактами, которые изучались, вторая стадия - то, что в языке называется «Озарение», плюс интуитивно принятые решения. Изобретатель Томас Эдисон так определил процесс творчества: «Изобретение - это 99% пота и 1% вдохновения».

Во второй половине 20 века были созданы первые диагностические задачи, проявляющие уровень развития творческого мышления. Начали изучаться процессы творчества детей и подростков. Разрабатывались первые учебные программы формирования творческих способностей.

 

В это время были обнаружены психологические составляющие творческой деятельности: гибкость ума; систематичность и последовательность мышления; диалектичность, готовность к риску и ответственности за принятое решение.

Стадии творческого мышления

У детей способности к творчеству складываются постепенно, они проходят несколько стадий развития. Эти стадии всплывают последовательно: прежде чем быть готовым к следующей стадии, ребенок должен овладеть качествами, формирующимися на предыдущих стадиях. Исследования детского творчества позволяют выявить как минимум три стадии развития творческого мышления: наглядно-действенное, причинное и эвристическое.

Стадия наглядно -действенного мышления

Выделение отдельных элементов образа позволяют ребенку соединить детали разных образов, придумывать новые, фантастические объекты или представления. Так, ребенок может представить животное, сочетающее в себе части многих животных, и поэтому имеющее такие свойства, которых нет ни у одного животного в мире. В психологии такую способность называют фантазией.

Хорошими стимулами для фантазии являются незаконченные рисунки, неопределенные образы типа чернильных пятен, описание необычных, новых качеств предметов.

Фантазия ребенка на первой стадии развития творческого мышления еще очень ограничена. Ребенок мыслит еще слишком реалистично и не может оторваться от привычных образов, способов использования вещей, наиболее вероятных цепочек событий.

Итак, одним из направлений развития творчества на этапе наглядно-действенного мышления является выход за рамки привычных мыслительных стереотипов. Это качество творческого мышления называют оригинальностью, и она зависит от умения мысленно связывать далекие образы предметов, что в реальной жизни связываться не могут.

Стадия причинного мышления

Известно, что предметы и явления действительности находятся в различных связях и отношениях: причинно-следственных, временных, функциональных, пространственных и т.д..

Наглядно-действенное мышление дошкольника позволяет ему понимать пространственные и временные отношения. Сложнее понять причинно-следственные связи.

Действительные причины событий, как правило, скрыты от непосредственного восприятия, не являются наглядными, не выступают на первый план. Чтобы их обнаружить, требуется оторваться от второстепенного, случайного. Таким образом причинное мышление связано с выходом за рамки воображаемого образа ситуации и рассмотрением ее в более широком теоретическом контексте. Например, дошкольники объясняют окончание дня тем, что наступает ночь, т.е. устанавливают временную последовательность привычных событий. В младшем школьном возрасте дети уже способны объяснить смену времени дня и ночи вращением Земли вокруг своей оси.

Изучение познавательной деятельности детей показывает, что в конце начальной школы наблюдается всплеск исследовательской активности. В 8-9-летнем возрасте дети, читая или наблюдая за различными явлениями жизни, начинают формулировать вопросы, на которые пытаются самостоятельно найти ответ. В 11 - 12 лет практически все дети направляют свою исследовательскую активность на формулирование поисковых вопросов. Это происходит потому, что школьники пытаются понять причинно-следственные связи и законы появления различных событий.

Исследовательская активность детей на этапе причинного мышления характеризуется двумя качествами: растут самостоятельность умственной деятельности и критичность мышления (Шардаков М.М. Очерки психологии школьника. - М., 1955. С. 126-139). Благодаря самостоятельности ребенок научается управлять своим мышлением: ставить исследовательские цели, выдвигать гипотезы причинно-следственных зависимостей, рассматривать известные ему факты с позиций выдвинутых гипотез. Эти способности несомненно являются основными предпосылками творчества на этапе причинного мышления. Критичность мышления проявляется в том, что дети начинают оценивать свою и чужую деятельность. С одной стороны, благодаря осознанию детьми правил и законов, их творчество становится более сознательным. С другой стороны, критичность может помешать творчеству, поскольку на этапе выдвижения гипотезы могут показаться ерундой, нереальными и будут отвергнуты. Подобные самоограничения сдерживают возможности появления новых оригинальных идей.

Чтобы стимулировать творческую активность и отбросить негативное влияние критичности, используются различные методы и средства.

Вот некоторые из них:

- средство образного сравнения (аналогии), Это средство используется при составлении загадок, пословиц, поговорок *

- метод мозгового штурма. Это метод коллективно-го решения проблемы. Автор «мозгового штурма» А. Осборн предложил разделить процесс выдвижения гипотез и процесс их оценки, анализа. Поиск идей ведется в условиях, когда критика запрещена и каждая идея, даже шутливая и бессмысленная, вознаграждается. Благодаря мозговому штурму отчасти возникают новые и оригинальные пути решения.

Стадия эвристического мышления

Дети взрослеют и сталкиваются с ситуациями, когда невозможно выделить одну причину события. Большинство социальных и природных явлений вызвана значительным количеством разнообразных факторов

Типичными примерами ситуаций с вероятными прогнозам могут служить прогнозы погоды, окончание шахматной партии, производство ничего или бытового конфликта и т.д..

Во всех этих случаях причинное мышление оказывается недостаточным. Возникает необходимость в оценке ситуации и выборе среди множества вариантов и обилия факторов, имеющих существенное влияние на развитие событий. При этом выбор опирается на ряд критериев, правил, которые позволяют сузить «зону поиска». Мышление, которое опирается на критерии избирательного поиска, благодаря чему появляется возможность решать сложные, неопределенные, проблемные ситуации, называют эвристическим.

Эвристическое мышление формируется ориентировочно к 12-14 годам. Изучение мышления детей и подростков показывает, что по сравнению с младшими школьниками, подростки по-другому исследуют проблемную ситуацию. В период между 9 и 11 годами исследовательская активность детей очень высока. Дети задают очень много разнообразных поисковых вопросов относительно наиболее разнообразных аспектов ситуации. Подростки сразу же концентрируют внимание на одной или нескольких гипотезах. Это экономит время, позволяет более подробно поработать над проблемными аспектами

При творческом подходе к проблеме, помимо известных, общепринятых эвристик, можно выработать для себя правила, соответствующие конкретной ситуации, и особенно важно это в нестандартных задачах, не имеющих аналогов решения, и в проблемных ситуациях с «размытыми границами». В таких заданиях саму проблема не всегда четко определена,, ибо она требует окончательной формулировки. Следовательно, от того, кто решает проблему, требуется умение определить проблему, критерии оптимального решения, отделить главное от второстепенного, построить предметы и объекты по степени важности.

Сузить «зону поиска» помогают критериальные правила, их называют эвристиками.

Наибольшая психологическая опасность при эвристическом мышлении - это слишком поспешное принятие варианта решения. Преодолеть эту опасность можно, если попытаться найти несколько вариантов решения и сравнить их для выбора наилучшего.

 

Психологами и педагогами создаются программы развития творческого мышления.

Приведем пример стандартного построения такого рода программ.

Программа может состоять из нескольких разделов. Каждый раздел назван согласно этапам развития творческого мышления. Первый раздел рассчитан на 5-7-лет-1 них детей, в нем собраны творческие задания, связанные с наглядно-действенным мышлением. В этом разделе ставится задача сформировать умения воспроизводить внешний вид и свойства предмета по памяти, угадывать предмет по словесному описанию, воспроизводить внешний вид предмета на основании его части и т. п. *

Второй раздел направлен на развитие причинного мышления. С этими задачами могут работать дети 8-11 лет. В этот возрастной период у детей важно сформировать такие умения: предвидеть последствия взаимодействия объектов, устанавливать логику причинно-следственных отношений, уметь формулировать правила и законы функционирования природных и социальных явлений и т.п.

Последний, третий раздел программы направлен на развитие эвристического мышления. Задача третьего раздела рассчитаны на детей и подростков 11 - 14 лет. Основное место здесь занимают проблемные ситуации высокой степени неопределенности. Формируются следующие умения: строить проблемные ситуации, определять альтернативные гипотезы их решения, гибко переходить от анализа одной гипотезы к другой, уметь решать противоречия и т. п.

Учитель должен учить детей оперировать понятиями, объяснять значения непонятных слов, учить выделять существенное, строить умозаключения, опираться на наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, развивать абстрактное мышление, осуществлять продвижение от

р епродуктивного мышления к творческому мышлению, развивать

к ачества ума, интеллект.

 

Воображение как познавательный процесс. Воображение и творчество. Развития воображения у учащихся

Познание –2 ступени: чувственная и абстрактная

Познавательные процессы (определение, перечень и к какой ступени познания имеют отношение, место воображения)

Понятие о воображении.

воображение - это познавательный процесс, который состоит из создания новых образов, на основе которых возникают новые действия и предметы.

основная функция воображения - преобразование опыта, дей­ствительности создание на этой основе новых образов

Во­ображение тесно связано с мышлением, поэтому способ­но активно преобразовывать жизненные впечатления, полученные знания, данные восприятия и представления.

Виды воображения, Психологи выделяют виды воображения по следующим основаниям.

1. Степень активностисоздания человеком новых образов и осознанности этих образов:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 166; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.60.192 (0.159 с.)